Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Субъекты внешнеэкономической деятельности

 

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.

Субъекты (участники) внешнеэкономической деятельности — это любые российские лица и иностранные лица, а также публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), осуществляющие в установленном законом порядке внешнеэкономическую деятельность.

Глава 3 Закона о внешнеторговой деятельности также называет среди участников внешнеторговой деятельности указанных лиц и публичные образования (ст. 10, 11). Таким образом, в числе субъектов внешнеэкономической деятельности следует выделить две группы субъектов: 1) физические и юридические лица; 2) публичные образования. Причем публичные образования осуществляют внешнеэкономическую (равно и внешнеторговую) деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. В этом качестве они (образования) действуют как субъекты гражданского права (гл. 5 ГК).

Вместе с тем публичные образования могут быть участниками внешнеэкономических отношений в ином качестве, когда они имеют не частный, а публичный интерес участия во внешнеэкономических связях. В данном случае они реализуют соответствующий публичный интерес способами, не связанными с участием в гражданском обороте в качестве субъектов гражданского оборота. Особый статус имеет государство, поскольку обладает суверенитетом, который основан на его иммунитете.

Следовательно, участие государства, субъектов Федерации, муниципальных образований во внешнеэкономических отношениях в качестве публичных образований, реализующих свои публичные интересы, нельзя приравнивать структуру субъекту внешнеэкономической деятельности. Поэтому мы предлагаем использовать два термина: «субъект внешнеэкономической деятельности» и «участник внешнеэкономических отношений».



Теперь несколько подробно рассмотрим отдельные виды субъектов внешнеэкономической деятельности. К российским лицам относятся правоспособные физические лица, в том числе лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность (ст. 23 ГК). В соответствии с п. 23 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности российское физическое лицо является участником внешнеторговой деятельности, если оно (лицо) имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, является гражданином или имеет право постоянного проживания в Российской Федерации. Российское юридическое лицо — это организация, созданная в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (гл. 4 ГК).

Иностранное физическое лицо — иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.

Соответственно к иностранным коллективным образованиям относятся юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены (ст. 1 Закона об экспортном контроле). Таким иностранным лицом (организацией), имеющим ограниченную гражданскую правоспособность, необходимую для участия во внешнеэкономической деятельности, являются, например, американские партнерства (partnership).

Особое место в системе субъектов внешнеэкономической деятельности занимают международные организации, которые, с одной стороны, являются юридическими лицами, с другой — их гражданская правоспособность существенным образом отличается от иных коллективных образований. Согласно ст. 3 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. международные организации являются субъектами международного права. Международные организации обладают международной правоспособностью с момента ее учреждения.

Все субъекты внешнеэкономической деятельности можно подразделить на отдельные виды с учетом их регистрации, организационно-правовой формы, количества участников, территории, содержания деятельности и др. Так, в зависимости от соотношения государственной принадлежности и территории нахождения субъекты внешнеэкономической деятельности могут быть квалифицированы в качестве резидентов и нерезидентов.

В силу пп. 6 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании:

резиденты — это:

1. физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2. постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Нерезидентами являются:

1. физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 ч. 1;

2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

4. аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

6. находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в» п. 7;

7. иные лица, не указанные в п. 6 ч. 1 ст. Закона о валютном регулировании.

С учетом числа участников внешнеэкономических отношений субъекты подразделяются на индивидуальные и коллективные. В свою очередь, коллективные образования разделяются на юридические лица и иные организации с ограниченной правоспособностью. Среди юридических лиц выделяют коммерческие и некоммерческие организации.

Перечень видов субъектов внешнеэкономической деятельности можно продолжить, используя при этом разные критерии классификации.

Объектами внешнеэкономической деятельности являются товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них.

В зависимости от объекта выделяют внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность и др.

Внешнеторговая деятельность также неоднородна: с точки зрения объекта может быть подразделена на деятельность по обмену товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них.

В соответствии с п. 26 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности товар — движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии.

Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

Наряду с внешнеторговой деятельностью в составе внешнеэкономической деятельности некоторые авторы выделяют финансовую деятельность, осуществляемую с использованием финансовых средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней.

Классификацию объектов внешнеэкономической деятельности можно продолжить в зависимости от дифференциации имущества, работ, услуг и результатов интеллектуальной собственности. При этом, на наш взгляд, следует использовать некоторые общероссийские классификаторы (например, основных фондов, валют, услуг населению, продукции),

 

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные органы. Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также специальными актами. Например, Положением о Министерстве экономического развития и торговли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990, на данный орган возложены функции координации и регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Среди консультационных и координационных органов, действующих в данной сфере, можно назвать:

 

Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

Комиссию по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), которая является совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в этой сфере;

Комиссия по экспортному контролю РФ (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 29 января 2001 г. N° 98) - межведомственный координационный орган по экспортному контролю, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.

Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.

 

Учет участников внешнеэкономической деятельности ведут таможенные органы в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N° 787. Для участников ВЭД учет носит добровольный характер. Средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности служит учетная карта участника ВЭД.

 

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения приобретается после получения свидетельства и занесения в реестр, который ведется Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

 

В целях повышения эффективности военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами создано федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", выполняющее посреднические функции в данной сфере (действует на основании Устава, утвержденного Указом Президента РФ от 6 января 2001 г. № 8).

 

 

Существенное значение имеет факт, кто и при каких условиях имеет право на заключение внешнеторговых сделок. Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно статье 10 указанного Закона любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Субъекты внешнеторговых сделок различаются по национальной принадлежности и классифицируются на российских и иностранных лиц.
Российским в соответствии с пунктом 23 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности считается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо является российским, если имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, является гражданином РФ или имеет право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством.
К иностранному лицу согласно пункту 11 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности относится физическое, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.

Анализ норм Закона о внешнеторговой деятельности свидетельствует, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства. Валютное законодательство предусматривает деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов. Перечень резидентов и нерезидентов Российской Федерации, предусмотренный в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле", гораздо шире, чем указанный в Законе о внешнеторговой деятельности. В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, на основании статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле включены Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Согласно статье 2 Закона о внешнеторговой деятельности указанные субъекты правоотношений не относятся к российским лицам, а в статье 11 указано, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

От имени Российской Федерации и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 Гражданского кодекса РФ).

В настоящее время от имени Российской Федерации в сделках по распоряжению федеральным имуществом выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Согласно статье 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также находящегося только в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Однако от государственных органов отличаются созданные государством юридические лица - самостоятельные участники гражданского оборота, к которым можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. ст. 294 и 295 ГК РФ) и государственные учреждения (ст. ст. 296 - 298 ГК РФ).

В соответствии со статьей 50 Закона о внешнеторговой деятельности право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством РФ.

При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства.

Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые (зачастую в форме унитарного предприятия) структуры, действующие, в свою очередь, в интересах государства.

Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц - резидентов Российской Федерации, как расположенные на территории Российской Федерации, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать и филиалы, и представительства, и иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях, вставших на налоговый учет.

В зависимости от юридического статуса участника внешнеторговая деятельность подразделяется на внешнеторговую деятельность юридических и физических лиц, зарегистрированных и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

По форме выхода участника внешнеторговой деятельности на внешний рынок различается внешнеторговая деятельность на основе прямого выхода и с участием посредника.

По характеру совершаемых внешнеторговых сделок субъекты могут быть классифицированы на: экспортеров, импортеров, специализированных посредников (таможенных брокеров, комиссионеров). Из различных видов деятельности внешнеторговых предприятий в России следует выделить экспорт и импорт товаров.

По профилю деятельности участники внешнеэкономической деятельности можно разделить на следующие группы:
- производители-экспортеры, работающие на внешних рынках без посредников (промышленные компании, консорциумы, совместные предприятия и т.п.);
- организации-посредники (особое место занимают в этой группе специализированные внешнеэкономические организации Министерства экономического развития и торговли РФ, специализированные внешнеэкономические объединения отраслевых министерств);
- содействующие организации (оказывающие консультационные услуги, осуществляющие поиск иностранных партнеров, организовывающие проведение экспертизы и т.п.). В эту группу входят ассоциации внешнеэкономического сотрудничества, внешнеторговые организации, Торгово-промышленные палаты России, уполномоченные коммерческие банки и др.

В зависимости от происхождения участников внешнеторговой деятельности она подразделяется на внешнеторговую деятельность российских и иностранных участников. Согласно Закону N 164-ФЗ под ними понимаются:
- российское лицо - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- иностранное лицо - физическое, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.

В последнее время на территории России неуклонно увеличивается присутствие иностранных физических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности <2>. Это объясняется открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности и т.д.
--------------------------------
<2> Лазарев Л.Н., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Иностранные граждане (правовое положение). М., 2002. С. 114; Кравченко Р.Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования их отношений // Международный бухгалтерский учет. 2010. N

Понятие иностранного инвестора определено в статье 2 Закона об иностранных инвестициях. В соответствии с Законом иностранным инвестором является иностранное юридическое лицо, чья гражданская правоспособность определяется законодательством государства, где оно учреждено, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, чья гражданская правоспособность определяется законодательством государства, где она учреждена, которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, чьи гражданская право- и дееспособность определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства, который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации, чьи гражданская право- и дееспособность определяются в соответствии с законодательством его постоянного места жительства, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемом федеральными законами.

Субъекты инвестиционной деятельности различаются по разным основаниям: по своим функциям в ходе инвестиционной деятельности, по наличию иностранного элемента, по организационно-правовой форме и т.д. Функциональное положение участников инвестиционной деятельности зависит от формы этой деятельности. Например, субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений). Инвесторы могут осуществлять капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств.

Инвесторами являются физические и юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

К заказчикам относятся уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут выступать и инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К подрядчикам относятся физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с федеральным законом.

К пользователям объектов капитальных вложений относятся физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть и инвесторы. Инвестиционная деятельность на условиях раздела продукции предполагает участие в ней не только государства и инвестора, но и других юридических лиц (оператора, подрядчиков, поставщиков, перевозчиков и т.д.), участвующих в выполнении работ на основе договоров (контрактов) с инвестором.
Операторами могут быть лица, организующие выполнение работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые им юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (ст. ст. 7, 13, 15 Закона о соглашениях о разделе продукции (далее также - Закон о СРП)). Закон о СРП принят в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности. Им закрепляются правовые основы отношений, складывающихся в процессе российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции (далее - соглашение). Пункт 1 ст. 2 Закона о СРП предусматривает, что по такому договору Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этих работ, а инвестор обязуется проводить указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашением определяются все необходимые условия по пользованию недр, включая условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами в соответствии с положениями Закона о СРП.

В отличие от соглашений о разделе продукции концессионные договоры предполагают предоставление иностранным инвесторам на определенный срок прав на разработку и освоение возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов, а также предпринимательскую деятельность, связанную с использованием объектов, находящихся в государственной собственности. В настоящее время возможность предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации предусматривает статья 11 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Таким образом, инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений и на условиях раздела продукции является по составу участников более сложной, чем деятельность по осуществлению портфельных инвестиций. В данном случае субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними. В связи с этим следует упомянуть Сеульскую конвенцию. Совершенно очевидно, что любое конкретное определение не может быть исчерпывающим, а международное переплетение капиталов создает разнообразие форм и видов инвестиционного сотрудничества. В статью 13 Конвенции включен пункт "с", в соответствии с которым иностранным инвестором может быть признано любое национальное лицо при условии, что инвестируемые им активы переводятся в принимающую страну из-за рубежа. Статья также гласит: при совместном заявлении инвестора и принимающей страны Совет директоров может квалифицированным большинством голосов распространить право на получение гарантии на физическое лицо, являющееся гражданином принимающей страны, или юридическое лицо, которое сформировано в принимающей стране или большая часть капитала которого находится во владении ее граждан, при условии, что инвестируемые активы переводятся в принимающую страну из-за рубежа. Для России такой подход мог бы означать содействие легальному возвращению капиталов из-за рубежа.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов установлен Законом об иностранных инвестициях. Согласно статье 4 Закона об иностранных инвестициях правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями ограничительного и стимулирующего характера, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера могут быть установлены только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот устанавливаются в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. В международных документах, относящихся к режиму иностранной инвестиционной деятельности, говорится, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними служат условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР). Руководство МБРР под "справедливым" понимает режим не менее благоприятный, чем предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это относится прежде всего к защите права собственности инвесторов, контролю и извлечению материальной выгоды, выдаче разрешения на наем рабочей силы, лицензированию экспорта, импорта и другим юридическим аспектам. В то же время в отношении других вопросов, не относящихся к национальным инвесторам, режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационный характер для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности.

Руководство МБРР не исключает установление изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов или установление специального лицензирования. Все зависит от того, насколько широким окажется перечень отраслей, включенных в этот список. Общепризнанно, что государственный контроль осуществляется в области добычи полезных ископаемых и разработки недр.

Немаловажным с точки зрения практической деятельности является выбор организационно-правовой формы деятельности иностранного инвестора на территории Российской Федерации. Среди наиболее распространенных форм экономической деятельности иностранных лиц выделяются дочерняя организация и зависимое общество. Они не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях (п. 4). Однако при осуществлении реинвестирования (п. 4 ст. 4) иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли в уставном капитале, а также в некоторых других случаях пользуются ими в полном объеме. Пункт 5 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях предусматривает для российской коммерческой организации приобретение статуса организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и утрату этого статуса со дня его выхода (при наличии нескольких иностранных инвесторов - со дня выхода последнего из них). С этого дня указанная коммерческая организация также утрачивает правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом об иностранных инвестициях. Из организационно-правовых форм, которые по российскому законодательству не обладают правами юридического лица, чаще всего используется представительство. Иностранный инвестор может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации посредством создания филиала. Такой филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и головная организация непосредственно несет имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности обязательствам (п. 3 ст. 4). Согласно пункту 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях филиал иностранного юридического лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и до момента лишения аккредитации. Правоспособность филиала не ограничивается представительскими функциями, а зависит от усмотрения юридического лица. Филиал осуществляет все функции или часть функций создавшего его юридического лица в отличие от представительства, которое представляет и защищает интересы юридического лица (п. п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ). Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации, является прямой иностранной инвестицией (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.