Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Учет и аудит денежных средств, расчетных и кредитных операций

Денежные средства ООО "Сатурн" находятся в кассе предприятия в виде наличных денег.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств, их сохранность и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Ведение кассовых операций в ООО "Сатурн" возлагается на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленного лимита допускается в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятия, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий.

Для учета кассовых операций на предприятии применяются следующие типовые формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, Кассовая книга, Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Поступление и выдача денежных средств оформляются на предприятии приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные - руководитель организации и главный бухгалтер. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.



Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанные руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Когда деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении денег кассир указывает "По доверенности". Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.

Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег кассир ведет Книгу учета принятых и выданных кассиром денег.

По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию кассир должен:

в платежной ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки "Депонировано";

составить реестр депонированных сумм;

в конце платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью;

записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: "Расходный кассовый ордер №__".

Депонированные суммы сдают в банк, и на сданные суммы составляют один общий расходный кассовый ордер.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных ведомостях на оплату труда и другие приравненные к ней платежи, регистрируются после их выдачи.

В ООО "Сатурн" кассовые документы регистрируются с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме "Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров", составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов в ней заверяется подписями руководителей организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера предприятия.

Так как в ООО "Сатурн" учет автоматизирован, кассовая книга предприятия ведется автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы составляются к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Кассир после получения машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года машинограммы брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера и книгу опечатывают.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера ООО "Сатурн". Руководитель предприятия обязан оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы на фирме изолировано, а двери в кассу запираются во время совершения операции с внутренней стороны.

Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассира и у руководителя организации.

В сроки установленные руководителем предприятия, а также при смене кассира производится внезапная ревизия денежных средств, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.

Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 "Касса". В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит - выбытие денежных средств из кассы.

К счету 50 могут быть открыты следующие субсчета:

субсчет 1 "Касса организации" - здесь учитываются денежные средства в кассе;

субсчет 2 "Операционная касса" - здесь учитывают наличие и движение денежных средств товарных контор и эксплуатационных участков;

субсчет 3 "Денежные документы" - здесь учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы.

Д 50 - К 51 - получены с расчетного счета деньги в кассу;

Д 50 - К 71 - внесен остаток аванса подотчетным лицом;

Д 50 - К 90/1 - отражена выручка от продажи товаров;

Д 60 - К 50 - погашена задолженность ООО "Сатурн";

Д 71 - К 50 - выдано под отчет;

Д 70 - К 50 - выдана заработная плата работникам предприятия.

Операции, связанные с валютой, ООО "Сатурн" не имеет.

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. ООО "Сатурн" не является исключением.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитываются на активном синтетическом счете 51 "Расчетные счета". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

Д 51 - К 50 - поступили деньги на расчетный счет из кассы предприятия;

Д 51 - К 76 - поступили деньги на расчетный счет от дебиторов;

Д 51 - К 90/1 - поступила выручка на расчетный счет;

Д 50 - К 51 - сняты деньги с расчетного счета;

Д 70 - К 51 - перечислена заработная плата.

При отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается на предприятии по цене продажи продукции на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". К этому субсчету могут открываться субсчета:

62/1 - авансы полученные;

62/2 - векселя полученные.

Аналитический учет в ООО "Сатурн" ведется в хронологическом порядке по каждому покупателю или заказчику. По мере отгрузки продукции к оплате предъявляются расчетные документы покупателя, в которых отражается величина выручки от их реализации.

Д 62 - К 90/1 - отражена выручка от реализации;

Д 51 - К 62 - погашена задолженность покупателей.

Если организация получает аванс от поставок материальных ценностей, то это отражается проводкой: Д 50,51,52 - К 62/1.

При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям счет-фактур делают проводку: Д 62/1 - К 62.

Если расчеты производятся при совершении товарно-обменной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимозачет, что отражается проводкой: Д 60 - К 62.

К поставщикам и подрядчикам ООО "Сатурн" относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, газа и др.) и выполняющие различные виды работ (капитальный и текущий ремонт основных средств). Среди поставщиков предприятия такие организации как ООО "Лагуна", ООО "ТУК", ООО "Запдеталь", ОАО "Тамбовагропромкомплект", ОАО "Пигмент" и др. .

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии используют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". К нему могут быть открыты следующие субсчета:

60/1 - авансы выданные;

60/2 - векселя выданные.

В ООО "Сатурн" учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6, в котором синтетический учет сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет, который осуществляется в хронологическом порядке отдельно по каждому поставщику, ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

Фактические поступления от поставщиков отражаются проводкой:

Д 10,25,26,41,08 - К 60.

Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача или несоответствие цен, то в бухгалтерии делается проводка: Д 76/2 - К 60.

Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражают проводкой: Д 60 - К 50,51,52,55. Если задолженность погашается кредитором банка, то делают проводку: Д 60 - К 66,67.

Для учета различных расчетных отношений с другими предприятиями, отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". К нему могут быть открыты следующие субсчета:

76/1 - "Расчеты по имущественному и личному страхованию";

76/2 - "Расчеты по претензиям";

76/3 - "Расчеты по причитающимся дивидендам";

76/4 - "Расчеты по депонированным суммам".

Начисленные суммы страховых платежей отражают проводкой: Д 08,23,25 - К 76/1.

Д 76/1 - К 51,52,55 - перечислена сумма страховых платежей страхователям.

Д 51,52,55 - К 76/1 - от страховых организаций получена сумма страхового возмещения.

Счет 76/2 "Расчеты по претензиям" предназначен для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленных поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям. По дебету данного счета отражают суммы причиненного ущерба по вине поставщиков, а по кредиту - сумму поступивших платежей в корреспонденции со счетами денежных средств и расчетов.

Суммы штрафов, пеней и неустоек, предъявленных другим организациям, отражают проводкой: Д 76/2 - К 91/1.

При получении штрафов делают проводку: Д 51,52,55,50 - К 76/2.

Доходы от дивидендов, подлежащие получению предприятием отражают проводкой: Д 76/3 - К 91.

Депонированные суммы заработной платы отражают проводкой: Д 70 - К 76/4.

Все виды расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал организации, по выплате доходов и т.п. учитываются на счете 75 "Расчеты с учредителями". К нему могут быть открыты следующие субсчета:

75/1 - "Расчеты по вкладам в уставный капитал";

75/2 - "Расчеты по выплате доходов".

При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал делается проводка: Д 75/1 - К 80.

Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность организации в счет вкладов в уставный капитал, осуществляется по договорной стоимости.

На субсчете 2 "Расчеты по выплате доходов" счета 75 учитывают расчеты с учредителями по выплате им доходов, если они не являются работниками предприятия.

Начисление доходов от участия в организации отражают проводкой: Д 84 - К 75/2. Начисление доходов от участия в организации работникам предприятия: Д 84 - К 70.

Аналитический учет по счету 75 ведут по каждому учредителю.

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Нормативные документы, используемые при проверке:

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 г. № 123-ФЗ).

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказа МФ РФ от 24.03.2000 г. № 31н).

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10 2000 г. № 94н.

4. Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Центрального банка России № 40 от 22 сентября 1993 г).

5. Закон РФ № 5215-1 от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (ред. от 30 декабря 2001 г).

6. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-у).

7. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 132 от 25 декабря 1998 г).

Источниками информации для проверки являются: кассовая книга (ф. № КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. КО-5), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3), журнал регистрации депонентов, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными кассовыми ордерами (форма № КО-1), расходными кассовыми ордерами (ф. N° КО-2), расчетно-платежными ведомостями (ф № 49), платежными ведомостями (ф. № 53), квитанциями и др.), чековые денежные книжки, акты инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15), инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИНВ-16) и др., учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и др., Главная книга, Положение об учетной политике, баланс предприятия (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др.

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.

Аудиторская проверка кассовых операций организуется в такой последовательности:

инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

проверка правильности документального оформления операций;

проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

аудиторская проверка правильности списания денег в расход;

проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.

Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с денежными средствами.

№ п/п Содержание вопроса или объект исследования Содержание ответа (результат проверки) Симв Выводы и решения аудитора
А. Внутренний контроль
Заключен ли договор о материальной ответственности с кассиром? Имеется приказ и договор У4 Приказ и договор отвечают установленным требованиям
Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность денежных средств? Помещение кассы оборудовано сигнализацией, денежные средства хранятся в сейфе У4 Надлежащие условия хранения денежных средств обеспечены
3. Допускаются ли случаи подписания незаполненных чеков и платежных поручений? Нет У4 Риск контроля низкий
Регистрируются ли кассовые ордера, банковские платежные документы в журналах регистрации? Журналы регистрации не ведутся У1 Риск контроля высокий
Полностью ли заполняются необходимые реквизиты в кассовых документах? На некоторых документах отсутствует дата, имеются исправления, повторы номеров У1 Риск контроля высокий. Обратить внимание на оформление документов
Снимаются ли ежедневно остатки денежных средств в кассе? Нет У2 Слабый контроль. Необходимо провести внезапную проверку кассы
Как регулярно отчеты кассира передаются в бухгалтерию и проверяются гл. бухгалтером? Отчеты кассира передаются в бухгалтерию и проверяются гл. бухгалтером в конце недели У2 Ослаблен текущий контроль. Риск контроля высокий
Проводятся ли внезапные проверки кассы? В отчетном году не проводились У1 Риск контроля высокий
Подписывает ли расходные кассовые документы руководитель предприятия? На расходных кассовых ордерах № 7, 25, 33 подпись руководителя отсутствует У2 Слабый контроль. Следует выяснить достоверность кассовых документов
Проверяется ли полнота оприходования поступивших денежных средств? Выборочно, нерегулярно У1 Следует проверить полноту оприходования денежных средств
Соблюдается ли установленный лимит кассы? Имеются случаи нарушения лимита У1 Слабый контроль
Проверяется ли целевое использование денежных средств, полученных в банке? Не проверяется У1 Нет фактического контроля. Следует провести выборочную проверку
Имеют ли место случаи возврата неиспользованных подотчетных сумм, полученных в валюте, в рублевом эквиваленте? В отчетном периоде такие случаи допускались два раза У2 Риск контроля высокий. Следует провести сплошную проверку
Соответствует ли порядок расчетов с иностранными партнерами условиям контрактов? Соответствует Уз Контроль удовлетворительный
Как регулярно проверяет гл. бухгалтер соответствие данных первичных банковских документов и учетных регистров? Еженедельно Уз Контроль удовлетворительный
Проверяется ли соответствие проведенных банковских операций договорам? Ежемесячно У2 Следует проверить порядок расчетов по договорам
Б. Система учета
Имеются ли схемы отражения на счетах операций с денежными средствами? Определен только рабочий план счетов, схем нет У2 Возможно наличие ошибок в корреспонденции счетов
Разработаны ли схемы отражения на счетах операций с денежными средствами? Определен только рабочий план счетов, схем нет У2 Возможно наличие ошибок в корреспонденции счетов
С какой периодичностью сверяются данные кассовой книги с данными учетных регистров и первичных документов? Ежеквартально У2 Существует вероятность ошибок в учетных регистрах внутри отдельных месяцев
Как регулярно обрабатываются и отражаются в учете выписки банка? Данные выписок банка отражаются в учете на 3-4 день У2 Возможны ошибки в корреспонденции счетов
Соответствуют ли данные учетных регистров Отчету о движении денежных средств (ф. № 4)? Не соответствует У2 Установить причины расхождений
Проверяется ли соответствие данных регистров по учету движения денежных средств и расчетов? и т.д. Ежемесячно Уз Система учета удовлетворительная
Примечание: У1 - низкий уровень, У2 - ниже среднего уровня, У3 - средний уровень, У4 - высокий уровень.

Прибыв на место проверки, аудитор сразу проводит инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Инвентаризация денежных средств в кассе проводится в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет, документы по операциям последнего дня, расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег.

В ходе аудита проверяется, применяются ли для оформления кассовых операций унифицированные формы первичной учетной документации и имеют ли они заполненными все обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Особое внимание обращается на четкое оформление документов: наличие расписок получателей, погашение документов штампом "Оплачено" с указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений. Возможно выявление случаев повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году. Проверяется наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывает кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой выясняется: обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; застрахована ли касса организации; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа); соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.

Следует учитывать, что если штатным расписанием организации не предусмотрена должность кассира, то его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия. При этом с ним обязательно должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Лимит остатка кассы для организаций с 01.01.98 устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации". Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера - 5 дней).

Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита остатка кассы, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", а именно:

за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности;

на руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, неиспользованные чеки хранятся у главного бухгалтера предприятия в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью "аннулировано" и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Аудитор тщательно проверяет полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства, если данные хозяйства имеют место на исследуемом предприятии. При этом он сверяет записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг).

В ходе проверки аудитор должен выявить случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информировать руководителя о возможных санкциях.

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены - 60 000 руб. по одной сделке. Сумма штрафа, налагаемого на организацию, нарушившую установленный лимит расчетов наличными - двукратный размер произведенного платежа.

Аудитор проверяет расходование наличных денег из кассы. Ему необходимо знать, что заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. При этом все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись "по доверенности", а саму доверенность прикрепляет к ведомости.

При проверке расходования денежных средств подотчетными лицами необходимо руководствоваться порядком ведения кассовых операций, согласно которому лица, получившие наличные деньги подотчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Аудитор выясняет, своевременно ли в организации закрывают подотчетные суммы. Если данное требование не выполняется, аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц.

Аудитор проверяет соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин. Необходимо учитывать, что при денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.

Организации, использующие ККМ для учета выручки должны вести книгу кассира-операциониста, в которой фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, сумму поступившей за день выручки. Если в организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена книга кассира-операциониста.

Аудитор устанавливает полноту оприходования выручки через ККМ путем сверки на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно необходимо проверить, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.

Целью аудита операций по счетам в банках является проверка правильности организации учета операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Для достижения данной цели аудиторам следует решить следующие задачи:

установить количество открытых расчетных и валютных счетов в банках;

проверить законность совершения операций по каждому счету;

определить обоснованность операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия;

проверить правильность отражения в учете расчетных операций;

оценить состояние платежно-расчетной дисциплины.

Нормативные документы, необходимые для проверки расчетного и других счетов в банке:

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 г. № 123-ФЗ).

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказа МФ РФ от 24.03.2000 г. № 31н).

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10 2000 г. № 94н.

4. Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Центрального банка России № 40 от 22 сентября 1993 г).

5. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-у).

6. О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютной рынке РФ. Инструкция ЦБ РФ.

7. Указание ЦБ РФ № 383-У от 20.10.98г. "О порядке совершения юридическими лицами-резедентами операций покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем рынке РФ".

8. Положение банка России "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" № 62 от 25.07.97г. (редакция от 20 августа 2002г).

Источниками проверки являются: Положение об учетной политике предприятия, договоры банковского счета, выписки банка по валютным, расчетным и специальным счетам с приложенными первичными документами (платежные поручения, платежные требования-поручения, объявления на взнос наличными, платежное требование, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.), чековые книжки, реестры чеков, аккредитивы, кредитные договоры, журнал регистрации платежных поручений, учетные регистры к счету 51, 52, 55, налоговая отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте), Главная книга, баланс (ф. № 1), отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

По приказу об учетной политике аудитор должен ознакомиться:

с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;

применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;

документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с знакомства аудитора со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. Аудитор устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам ГК РФ.

При проверке операций по расчетным счетам особое внимание следует обратить на соблюдение действующего законодательства. В ходе проверки аудитором сверяются остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины. Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем анализа выписок с приложением к ним платежных документов. Такая проверка позволяет выявить списание средств без документов или операции отражающие перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные к ним документы свидетельствуют об использовании их на другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Необходимо выяснить: допускаются ли незаконные банковские операции; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.

Для учета банковских операций на расчетном счете используется счет 51 "Расчетный счет". При проверке поступивших на счета денежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления. Перечисленную покупателям выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам 90, 91 и 62. Выясняется также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться на счете 76 субсчет 2.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.