Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 19. Административно-правовое обеспечение в сфере юстиции

 

Вопросы

1. Организационно-правовые принципы управления в сфере юстиции.

2. Субъекты административно-правовой регуляции в сфере юстиции.

3. Организационно-правовые принципы нотариальной службы и адвокатуры.

4.Реєстрація актов гражданского состояния и деятельность государственной исполнительной службы.

 

Литература:[1; 7; 17-20; 22-26; 37; 40;52; 56;63;64;67;68]

 

1. Организационно-правовые принципы управления юстицией

Управление юстицией - это деятельность, направленная на выполнение заданий укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства. Одной из особенностей юстиции есть багатооб'єктність в этой отрасли управления. К объектам юстиции принадлежат судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судебный_экспертные учреждения и адвокатура. Все они имеют разное правовое положение, отличаются за своим назначением и характером компетенции. Другую особенность юстиции обусловленно предыдущей, и заключается она в разнообразии форм и методов управления, которые применяют органы юстиции. Да, относительно государственных нотариальных органов и органов регистрации актов гражданского состояния применяют метод руководства; относительно органов адвокатуры - метод регуляции. В целом же управляющее влияние органов управления юстицией носит рекомендательный характер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку большинство объектов в этой отрасли являются самостоятельными и независимыми в своей практической деятельности. Система органов управления в отрасли юстиции закреплена постановлением Кабинета Министров Украины "О системе органов юстиции" от 30 апреля 1998 р.1. Ее складывают: Министерство юстиции Украины, Главное управление юстиции в АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, районные, районные в городах управления юстиции, городские (мост областного значения) управления юстиции. Министерство юстиции Украины (дальше - Минюст Украины) согласно Положению о нем, утвержденным Указом Президента Украины от 30 декабря 1997 р.1, является центральным органом исполнительной власти, который организует осуществление государственной правовой политики, руководит порученной ему сферой управления, несет ответственность за ее состояние и развитие. Основными заданиями Минюсту Украины являются: подготовка предложений относительно проведения в Украине правовой реформы и совершенствования законодательства, содействия развитию правовой науки; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; организация выполнения судебных решений, робота с кадрами, экспертное обеспечение правосудия; организация работы нотариата, деятельности относительно регистрации актов гражданского состояния; развитие правовой информации, формирования у граждан правового мировоззрения; осуществление международно правового сотрудничества. Минюст Украины разрабатывает проекты законов и других нормативно правовых актов; осуществляет работу из систематизации законодательства Украины; ведет Единственный общеправовой рубрикатор; осуществляет мероприятия относительно совершенствования работы органов регистрации актов гражданского состояния и учреждений нотариата, контролирует их деятельность; способствует работе объединений адвокатов; выдает и аннулирует специальные разрешения (лицензии) на осуществление юридической практики субъектами предпринимательской деятельности и тому подобное. Важным направлением деятельности Минюста Украины является организация выполнения решений судов и других органов. По закону Украины "О государственной исполнительной службе" от 24 марта 1998 р.2 Минюст Украины осуществляет подбор кадров, методическое руководство деятельностью государственных исполнителей, повышения их профессионального уровня, финансовое и материально-техническое обеспечение органов государственной исполнительной службы, рассматривает жалобы на действии государственных исполнителей. Минюст Украины имеет право: получать от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, а от органов статистики - статистические данные для выполнения положенных на него заданий и привлекать ученых, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и



организаций для рассмотрения вопросов, которые принадлежат к его компетенции; отменять акты управлений юстиции, которые противоречат решениям Минюста Украины и актам законодательства Украины. Минюст Украины как орган управления представляет систему взаимодействующих элементов. К его организационной структуре входят: руководство Минюста Украины, патронатна служба Министра юстиции Украины, отраслевые и функциональные департаменты, управления и отделы. Министра юстиции Украины назначает Президент Украины. В пределах своих полномочий Министр выдает приказы, инструкции и указания, которые являются обязательными для органов подчиненной ему системы, и проверяет их выполнение. Для согласованного решения вопросов, которые принадлежат к компетенции Минюста Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Министерстве образуют коллегию. Членов коллегии утверждает на должность и освобождает от должности Кабинет Министров Украины по предоставлению Министра юстиции Украины. Решения коллегии проводят в жизнь приказами Министра юстиции Украины. Центральный аппарат Минюста Украины структурно организован в зависимости от выполняемых заданий и функций. Он состоит из департаментов (законопроектної работы и эксперты_зи законодательных актов; обеспечение реализации конституционных прав граждан, юридических лиц и интересов государства; государственной исполнительной службы; международно_правовой деятельности; финансово-хозяйственной деятельности), управлений и отделов. Непосредственно руководство учреждениями и организациями юстиции осуществляют Главное управление юстиции в АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, а также районные, районные в городах, городские (мост областного значения) управления юстиции. Эти управления образуются и действуют согласно соответствующим положениям, утвержденным приказом Минюста Украины от 30 августа в 2000 г. Управления юстиции участвуют в организации осуществления на местах государственной правовой политики; обобщают практику применения законодательства, разрабатывают предложения

относительно его совершенствования и подают их к Минюсту Украины; осуществляют государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, республиканских комитетов АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, их подразделений и местных органов хозяйственного управления и контроля; осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности лицензионных условий относительно осуществления предпринимательской деятельности из юридической практики и тому подобное.

2. Регистрация актов гражданского состояния

Актами гражданского состояния являются события и действия, которые неразрывно связаны с физическим лицом и начинают, изменяют, дополняют или прекращают ее возможность быть субъектом гражданских прав и обязанностей. Государственной регистрации подлежат рождения физической особы и ее происхождение, гражданство, брак, расторжение брака, перемена имени, смерть. Осуществляют ее отделы регистрации актов гражданского состояния соответствующих управлений юстиции, а в сельской местности - исполнительные комитеты сельских и поселковых советов. Органы регистрации актов гражданского состояния обеспечивают своевременную и правильную регистрацию актов гражданского состояния; вносят к актовым записям необходимые изменения, дополнения и исправления; возобновляют потерянные и аннулируют повторно составленные актовые записи; выдают гражданам свидетельства о регистрации; хранят архивный фонд. К работникам отделов регистрации актов гражданского состояния выдвигают соответствующие требования. Руководителем и специалистом отдела регистрации актов гражданского состояния может быть назначенный гражданин Украины, который имеет высшее юридическое образование и рекомендованный квалификационной комиссией для работы в органах регистрации актов гражданского состояния. Согласно Положению об этих комісії1, они образуются и действуют при Главном управлении юстиции в АРК, управлениях юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Регистрацию актов гражданского состояния и ведения делопроизводства в органах регистрации актов гражданского состояния осуществляют в порядке, определенном Минюстом Украины. Руководство органами регистрации актов гражданского состояния заключается в контроле за сдержкой требований законодательства о регистрации актов гражданского состояния; разработке предложений относительно его совершенствования; подготовке форм актов гражданского состояния и форм отчетности; предоставлении практической и методической помощи органам регистрации актов гражданского состояния; осуществлении мероприятий относительно повышения квалификации их работников.

3. Организация нотариальной службы

Нотариат в Украине - это система органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность удостоверять права, а также факты, которые имеют юридическое значение, и совершать другие нотариальные действия с целью предоставления им юридической достоверности. Основными заданиями нотариальной службы являются: охрана прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства, их собственности путем осуществления определенных нотариальных действий; профилактика правонарушений; укреплениезаконности. Правовые принципы организации и деятельности нотариальной службы закреплены Законом Украины "О нотариате" от 2 вересня1993 г. По закону этим совершения нотариальных действий в Украине положено на нотариусов, которые работают в государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах (государственные нотариусы) или занимаются частной нотариальной деятельностью (частные нотариусы). Следует отметить, что государственные нотариусы имеют несколько большие полномочия, чем частные. В соответствии с законодательством только государственные нотариусы уполномочено накладывать и снимать запрети отчуждение обитаемого дома, квартиры и другого недвижимого имущества; выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов; выдавать свидетельства о праве на наследство; принимать меры для охраны наследственного имущества; удостоверять договоры пожизненного содержания; удостоверять подлинность подписи на документах, предназначенных для действия за рубежом, а также подписи родителей или опекуна (попечителя) на согласие об усыновлении ребенка. В населенных пунктах, где нет государственного или частного нотариуса, определены нотариальные действия осуществляют должностные лица исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов. Исчерпывающий перечень нотариальных действий, которые совершают эти должностные лица закрепленный Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов, утвержденной приказом Минюста Украины от 25 августа в 1994 г. За рубежом выполнение нотариальных действий положено на консульские учреждения Украины. Их полномочия относительно осуществления нотариальных действий закреплены в Законе Украины "О нотариате". Руководство государственными нотариальными конторами заключается в определении сети и дислокации нотариальных контор, организации их работы и осуществлении мероприятий относительно ее совершенствования, подборе и расстановлении работников государственных нотариальных контор, повышении их квалификации. Открывает и ликвидирует государственные нотариальные конторы Минюст Украины, а утверждают их штаты соответствующие управления юстиции. Органы юстиции также производят определено организующее влияние на деятельность частных нотариусов - выдают и аннулируют регистрационные удостоверения, способствуют выделению им помещений, предоставлению льгот из взыскания арендной платы. Минюст Украины разрабатывает и выдает правовые акты, рекомендации и разъяснения по вопросам организационного и методического обеспечения деятельности нотариусов. Да, Минюстом Украины утверждено обязанности для всех нотариусов Правила ведения нотариального діловодства2, Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины от 3 марта в 2004 г. и ряд других ведомственных актов, которые регулируют их деятельность. Органы юстиции обеспечивают надлежащий уровень профессиональной подготовленности лиц, которые занимаются нотариальной деятельностью. При Главном управлении юстиции в АРК, управлениях юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций действует квалификационная комиссия нотариата, Положения о которой утверждено приказом Минюста Украины от 28 декабря 1993 р.3. Положение закрепляет порядок работы квалификационной комиссии нотариата и ее полномочия, главным из которых является принятие по результатам экзаменов решения о возможности или невозможности допуска лица к нотариальной деятельности. Контроль за деятельностью квалификационных комиссий нотариата осуществляет Высшая квалификационная комиссия нотариата при Минюсте Украины, Положения о которой утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля в 1994 г. Назначения на должность государственного нотариуса и освобождение от должности проводят Главное управление юстиции в АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции. Эти управления также осуществляют регистрацию частной нотариальной деятельности и прекращают ее в отмеченных Положением о порядке регистрации частной нотариальной деятельности . Основанием для назначения на должность государственного нотариуса или регистрации частной нотариальной деятельности является свидетельство, которое выдает Минюст Украины согласно Положению о порядке выдачи свидетельства о праве на занятие нотариальной діяльністю3. В осуществлении своих полномочий нотариусы и другие должностные лица, которые совершают нотариальные действия, являются независимыми и керуются в своей деятельности только законодательством Украины, а на территории АРК, кроме того, - законодательством АРК, нормативными актами областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

4. Взаимоотношения органов юстиции, государственной судебной администрации и судебной системы

Специфика отправления правосудия порождает ряд особенностей во взаимоотношениях органов исполнительной власти с судебной системой. Согласно ст. 129 Конституции Украины судьи во время осуществления правосудия независимые и подчиняются лишь закону. Додержуючися этого принципа, органы юстиции и государственная судебная администрация координируют работу из проведения судебной реформы и создают надлежащие условия для функционирования и деятельности судов. При этом названные органы не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность судов, навязывать свое мнение по поводу законности и обоснованности решений (приговоров) суда. Минюст Украины организует выполнение заказа на подготовку специалистов аппарата судов, подает Президенту Украины предложения относительно образования и ликвидации судов общей юрисдикции, назначает членов квалификационных комиссий судей

и Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Министр юстиции Украины входит по должности в специальный конституционный орган - Высший совет юстиции. Закон Украины "О Высшем совете юстиции" принят 15 января 1998 р.1. Основным назначением Высшего совета юстиции является формирование высокопрофессионального судейского корпуса и обеспечение функционирования судебной власти. Кроме этого, она является единственным органом, какому в. 131 Конституции Украины дано право осуществлять дисциплинарное производство относительно судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов. Государственная судебная администрация України2 является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом. Ее основным заданием является обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Государственная судебная администрация Украины и ее территориальные управления осуществляют организационное и ресурсное обеспечение деятельности судебной системы, создают необходимые условия для повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, организуют работу из ведения судебной статистики, делопроизводства и архива, осуществляют мероприятия относительно обеспечения независимости судей, их социальной защиты и тому подобное.

5. Органы юстиции и адвокатура

Специфика взаимоотношений органов юстиции и адвокатуры определяется тем, что последняя является общественной организацией, которая действует на принципах самоуправления, самостоятельно решая все свои внутренние вопросы. Поэтому основной чертой этих взаимоотношений является сотрудничество.

Правовое положение адвокатуры, ее задания, права и обязанности закреплено Законом Украины "Об адвокатуре" от 19 декабря в 1992 г.

Адвокатура является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным способствовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказывать им другую юридическую помощь. Порядок образования, деятельности, реорганизации и ликвидации адвокатских объединений, структуру, штаты, функции, порядок расходования средств, права и обязанности руководящих органов, порядок их избрания и другие вопросы, которые принадлежат к их деятельности регулируют Закон Украины "Об адвокатуре" и уставе соответствующего объединения. Вместе с тем, организующее влияние на адвокатскую деятельность оказывают и органы юстиции. В соответствии с Положением о порядке регистрации адвокатских об'єднань2 Минюст Украины регистрирует адвокатские коллегии, фирмы, конторы и другие адвокатские объединения. Представители органов юстиции входят в квалификационно_дисциплинарные комиссии адвокатуры и участвуют в определении уровня профессиональных знаний лиц, которые намереваются заниматься адвокатской деятельностью, и в решении вопросов о дисциплинарной ответственности адвокатов. Комиссии образуются и действуют согласно Положению, утвержденным Указом Президента Украины от 5 мая 1993 р.3. Представитель Минюста Украины входит в состав Высшей квалификационной комиссии адвокатуры, которая образуется при Кабинете Министров

Украины и действует согласно Положению о ней. Минюст Украины обеспечивает необходимое финансирование оплаты труда адвокатов за счет государства в случае участия адвоката в уголовном деле по назначению и за освобождение граждан от оплаты юридической помощи; обобщает статистическую отчетность об адвокатской деятельности; способствует проведению мероприятий относительно повышения профессионального уровня адвокатов.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.