Методы воспитания физических качеств
Повторный метод характеризуется многократным выполнениям упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности [47; 48; 50].
Применяется для развития собственно скоростных качеств. Он содержит повторное проплывание отрезков 25-50м с максимальной скоростью и большими интервалами отдыха.
Роль этого метода возросла с уменьшением дистанции, т.к. скоростные качества играют большую роль в проплывании спринтерской дистанции. Увеличился процент применения этого метода в тренировке пятиборцев с 6-7% до 15-16% при подготовке к 200м дистанции [1].
В практике современного пятиборья повторный метод применяется в нескольких вариантах [20]:
1. Повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью (90 – 95% от максимальной) для выработки необходимого соревновательного темпа и ритма, для стабилизации техники на высокой скорости и т.п.
2. Повторная работа с равномерной предельной интенсивностью. При применении коротких отрезков развиваются преимущественно скоростные способности. Более длинные отрезки включаются в занятия значительно редко, и лишь небольшими сериями для максимального развития скоростной выносливости и максимального воздействия на волевые качества.
Данный метод предусматривает проплывание серии отрезков от 15 до 200 метров и более с максимальной и субмаксимальной, т. е. со скоростью, близкой к соревновательной, и сравнительно продолжительными паузами для отдыха. Отдых должен быть продолжительным для восстановления организма с тем, чтобы спортсмен мог качественно выполнить очередные отрезки спортивной работы. Основная направленность метода – воспитание специальной выносливости и скоростных способностей, а также совершенствование техники плавания. Например, 10-16 раз по 15 м или 4-6 раз по 25 м со старта в полную силу, отдых между повторениями не менее одной минуты; 4-8 раз по 50 м со старта с соревновательной скоростью, по одному повторению каждым способом в порядке комплекса, отдых между отрезками 2-3 минуты.
Преимущества повторного метода состоят, прежде всего, в возможности точной дозировки нагрузки, а так же его направленности на совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода [49].
Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную систему.
Равномерный метод. Предусматривает преодоление средних и длинных дистанций (400-1500 м и более) в равномерном темпе. Используется плавание с умеренной (65-75 %) и большей (75-85 %) интенсивностью. Равномерно-дистанционный метод применяется главным образом для воспитания базовой выносливости и функциональных основ специальной выносливости спортсменов. Одной из разновидностей равномерно-дистанционного метода является плавание с умеренной и большей интенсивностью в течение заданного времени [10].
Переменный метод. Включает чередование быстрого и медленного плавания (игру скоростей) на средних и длинных дистанциях. Характер воздействия метода на организм спортсменов зависит от длины отрезков проплывания с большой, субмаксимальной (85-95 %) или максимальной интенсивностью, от продолжительности малоинтенсивного плавания (отдыха).
Например, 400 м с помощью движений одними ногами кролем на груди, в виде 8 серий (15 м максимальной интенсивностью и 35 м свободно) или 800 м кролем в виде 8 серий (75 м с умеренной интенсивностью и 25 м с субмаксимальной интенсивностью).
Переменное плавание смягчает воздействие скоростной работы, позволяет совершенствовать и тактическое мастерство – умение распределить силы, переключаться с одной скорости на другую. Применение этого метода решает задачи совершенствования техники, а также развития базовой и специальной выносливости, скоростных возможностей.
Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнением через определенные интервалы отдыха [49].
Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают так же интервалы отдыха.
Интервальный метод в настоящее время используется в большинстве физических упражнений, в особенности имеющих циклическую форму, такие как плавание, гребля, бег и т.д. Применяется для развития специальной (скоростной) выносливости. Его суть заключается в многократном проплывании отрезков (меньше соревновательной дистанции) с заданной скоростью и заданными интервалами отдыха. Этот метод был и остается одним из основных методов подготовки пятиборцев в плавании, особенно в специально-подготовительном периоде [35]. Платонова В.Н.
Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений к концу работы была 160-180 уд / мин. Так как длительность нагрузки обычно не велика, потребление кислорода во время выполнение упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, не смотря на снижение частоты [27].
Суть данного метода заключается в проплывании серий дистанций или их отрезков (например, 50, 100, 200 метров) с различной интенсивностью, сравнительно непродолжительными и строго регламентированными паузами отдыха (в среднем 10–30 секунд). Интервал отдыха характеризует сам метод тренировки и является основным показателем метода, т.к. именно ограниченный по продолжительности отдых между отрезками ставит спортсмена в условия, когда каждый последующий отрезок выполняется на фоне усталости (недовосстановления) [41].
Например, 12 раз по 50 м (по три повторения) с интервалами отдыха 10-20 секунд. Или 10-12 раз по 100 метров с интервалами отдыха 30 секунд. Или 12-16 раз по 50 м избранным способом с интервалом отдыха 15 секунд. В некоторых случаях интервал отдыха между отрезками может последовательно изменяться в сторону уменьшения или увеличения, например первый интервал отдыха – 10 секунд, потом 15 секунд, 20 секунд и т.д.
Интервальное плавание применяется для воспитания базовой и специальной выносливости спортсменов. Однако при большом объеме упражнений и особенно при значительной интенсивности этот метод может стать причиной переутомления. Поэтому данный метод следует с большой осторожностью применять на этапе начальной подготовки [33].
Игровой метод. Основу этого метода составляет определенном образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами. В условиях постоянного и значительной мере случайного изменения ситуаций [34]. Платонова В.Н.
Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов в достижении цели, постоянные изменения ситуаций динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия.
Соревновательный метод – это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности, занимающихся с установкой на победу или достижения высокого результата, в каком либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований [27]. Матвеев Л.П.
Соревновательный метод в пятиборье применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а так же способностей рационально использовать их в усложненных ситуациях [29].
Одним из ценных приемов соревновательного метода является определение победителя.
Предусматривается однократное или повторное прохождение в полную силу основной соревновательной или контрольной дистанции. Преимущественная направленность метода – воспитание специальной выносливости, а также скоростных возможностей в случае, если старты выполняются на коротких дистанциях.
Контрольное проплывание соревновательного отрезка с максимальной скоростью. В сборной России с середины специально-подготовительного периода применяются еженедельные тестирования пятиборцев [29].
Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду как бы по кругу [26]. Матвеев Л.П.
Весь комплекс средств спортивной тренировки подразделяют на три большие группы: естественные силы природы;гигиенические факторы;тренировочные (или физические) упражнения
физические упражнения – это такие виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.
Средствами технической подготовки в разделе плавания современного пятиборья являются[36]
- общеподготовительные,
- специально подготовительные,
- соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям.
Упражнения, направленные на формирования соревновательных действий по частям, не должны отличатся по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения [11].Гужаловский А.А.
Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта.
В пределах выполняемых фаз необходимо сформировать и уточнить двигательные задачи, положения тела (исходное, конечное), взаиморасположения звеньев тела, а затем способом перехода изначального в конечное положение [33].
Не зависимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научится контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участие зрения), для чего необходимо знать главное «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаимоположения звеньев двигательного аппарата) [27; 50].Холодов Ж. К.
Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целом. Это зависит от того, насколько органически они связаны друг с другом.
Успешные реализации задач по формированию новой техники соревновательных упражнений и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верные выполнения упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера [42].
К соревновательным упражнениям относятся упражнения, состоящие из технико-тактических действий, в данном случае преодоление дистанции техникой кроль на груди [43].
соревновательные упражнения– это целостные двигательные действия, которые составляют предмет спортивной специализации, являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются в полном соответствии с правилами состязаний по данному виду спорта.
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. В тренировке пятиборцев в дисциплине плавания – это упражнения, имитационные упражнения, т. е. упражнения, приближенно воссоздающие те или иные особенности структуры соревновательных действий, применяющиеся как на суше, так и в воде. Например, скольжения, плавание с движениями одними руками или ногами, старты, повороты, плавание на более коротких отрезках, имитационные упражнения на суше и в воде, которые подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена соответствовали по координационной структуре и воздействию на организм. Также к этой группе могут относится и развивающие упражнения (бег в анаэробном режиме, прыжки с места и т.д.) [34].
В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения делятся на подводящие (направленные преимущественно на освоение двигательных действий) и развивающие (направленные преимущественно на развитие физических качеств).
Следует подчеркнуть, что упражнение только в том случае правомерно считать специально-подготовительным, если в нем есть нечто существенно общее с избранным соревновательным упражнением. Следовательно, состав специально-подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранного вида спорта, и потому круг этих упражнений сравнительно ограничен [33].
Специально-подготовительные упражнения не вполне тождественны упражнению, избранному для специализации (иначе не было бы смысла прибегать к ним). Они создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить воздействие более избирательное и более значительное по отдельным параметрам тренировочной нагрузки, чем целостное соревновательное упражнение. К примеру, спортсмен при соответствующем подборе специально-подготовительных упражнений циклического характера проявляет большую скорость или выполняет более значительную по объему работу, чем, преодолевая соревновательную дистанцию. Кроме того, одно из основных назначений специально-подготовительных упражнений заключается в опережающем моделировании новых (еще не освоенных) вариантов соревновательных действий, что позволяет заблаговременно создавать предпосылки освоения усовершенствованной спортивной техники, соответствующей очередному уровню достижений [48].
Общеподготовительные упражнениякоторые оказывают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют развитию физических качеств, а также формированию формирование различных умений и навыковВ эту группу входят упражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена. Их состав по сравнению с другими группами тренировочных упражнений наиболее широк и разнообразен. В качестве общеподготовительных могут быть использованы упражнения как отчасти совпадающие по особенностям своего воздействия со специально-подготовительными упражнениями, так и существенно отличающиеся от них (в том числе и противоположно направленные) [46]. Филин В.П.
В процессе тренировки общеподготовительные упражнения выполняют несколько функций. Они используются: а) для формирования, закрепления или восстановления умений и навыков, играющих вспомогательно-содействующую роль в спортивном совершенствовании, т. е. таких, которые служат «строительным материалом» для технических и тактических действий избранного для специализации вида спорта, содействуют их отшлифовке (по механизму положительного «переноса» навыков) или необходимы для рационального выполнения упражнений, направленных на развитие физических способностей; б) как средство воспитания способностей, недостаточно развиваемых избранным видом спорта, повышения общего уровня работоспособности или поддержания его; в) как фактор активного отдыха, содействия восстановительным процессам после значительных специфических нагрузок и противодействия монотонности тренировки. Этими функциями определяется место общеподготовительных упражнений в системе подготовки спортсмена [35].
Результаты анкетного опроса
№ п/п
| Вопросы анкеты
| %
| 1.
| Какие средства Вы применяете для совершенствования техники кроль на груди в современном пятиборье?
1. Общеподготовительные,
2. Специально подготовительные
3. Соревновательные упражнения
|
| 2.
| Какие методы следует применять для совершенствования техники кроль на груди в современном пятиборье?
а) целостно-конструктивный,
б) расчленено-конструктивный,
в) сопряженного воздействия.
|
| 3.
| Как Вы считаете, в плавании стилем кроль на груди в пятиборье чаще всего встречаются ошибки в технике:
а) в работе рук,
б) движениях ног,
в) поворотах тела,
г) дыхании.
|
| 4.
| Какие средства наиболее рационально применять для совершенствования техники в плавании способом кроль на груди?
1. Плавание в облегченных и усложненных условиях;
2. Проплывание серий отрезков при помощи ног или рук (с плавательной доской или без нее) в чередовании с плаванием в полной координации;
3. Проплывание серий коротких отрезков (12,5 м);
4. Проплывание серий отрезков при помощи ног в чередовании с плаванием при помощи рук;
5. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами и дыханием, свободная рука впереди (прижата к туловищу);
6. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками с задержкой их в исходном положении (впереди или у туловища);
7. Плавание кролем на груди в полной координации в медленном темпе на короткие отрезки и небольшие дистанции.
|
| 5.
| Какие средства наиболее рационально применять для совершенствования техники дыхания в плавании способом кроль на груди?
1. Дыхательные упражнения на суше;
2. Специальные упражнения в воде (проплывание серий отрезков с задержкой дыхания или дыханием через несколько циклов).
|
|
В результате анкетирования были получены следующие результаты:
- 60% тренеров для совершенствования техники кроль на груди в современном пятиборье используютспециально подготовительные упражнения, 40% - соревновательные;
- 40% опрашиваемых считают, что для совершенствования техники кроль на груди в современном пятиборье следует применять целостно-конструктивный метод, 30% расчленено-конструктивный метод, 30% метод сопряженного воздействия;
- по мнению 30% опрашиваемых, чаще всего встречаются ошибки в работе рук и ног, и 20% - при поворотах тела и дыхании;
- для совершенствования техники кроля на груди лучше всего применяют следующие упражнения: согласования движений левой (правой) руки с движениями ногами и дыханием, свободная рука впереди (прижата к туловищу) (20%); согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками с задержкой их в исходном положении (впереди или у туловища) (20%) и плавание кролем на груди в полной координации в медленном темпе на короткие отрезки и небольшие дистанции (30%).
- для совершенствования техники дыхания в плавании способом кроль на груди рационально, по мнению тренеров, применять как специальные упражнения в воде (проплывание серий отрезков с задержкой дыхания или дыханием через несколько циклов) (60%), так и дыхательные упражнения на суше (40%).
При совершенствовании плавания кроля на груди применялись раздельно – целостный методы обучения.Его сущность состоит в том, что сначала совершенствуются отдельные элементы, а затем весь способ в целом.
Техника способа плавания совершенствуется раздельно в следующем порядке [10]:
1) Положение тела
2) Дыхание;
3) Движения ногами;
4) Движения руками;
5) Согласование движений.
Содержание модифицированной методики совершенствования техники кроль на груди пятиборцев 10-11 лет
С целью повышения эффективности процесса совершенствования техники кроль на груди пятиборцев 10-11 лет учебно-тренировочной группы первого года обучения, нами была модифицирована методика.
Модифицированная методика совершенствования техники кроль на груди пятиборцев 10-11 лет занимала 50% от ее общего времени, 50% времени было направлено на воспитание физических качеств. Совершенствование техники плавания кроль на груди проходило во второй день недельного микроцикла. Эксперимент проводился в подготовительном периоде, а именно на специально-подготовительном этапе.
Особенностью модифицированной методики, применяемой в экспериментальной группе являлось то, что ее содержание включало в себя специально-подготовительные и соревновательные упражнения в воде и на суше выполняемые с обязательным изменением условий выполнения техники движений с применением расчлененно-коструктивного и целостного методов. 50% времени (20 минут) проходило совершенствование отдельных фаз способа кроль на груди (расчлененно-коструктивноый метод), следующие 20 минут посвящалось целостному выполнению способа
|