Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Классификация МСФО по отношению к формам отчётности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

---------------------------------------------------

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ

 

 

Н.Ю. Ямпольская

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

Учебное пособие

Сургут

Издательство СурГУ

УДК 657.1 (075.8)

ББК 65.052

Я 572

 

Я 572Ямпольская Н.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности: Учеб. Пособие. Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. 54 с.

 

 

Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Бухгалтерский (финансовый) учет».

Предназначено для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 4, 5 курсов.

Табл. 1. Библиогр.: 10 назв.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Сургутского государственного университета.

 

 

Рецензентзав. кафедрой бух. учета Сургутского государственного университета, профессор А.М.Пронина

 

 

© Н.Ю.Ямпольская, 2006

© Сургутский государственный университет, 2006

 

Содержание

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………..4

ГЛАВА 2

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФИНАНСЛОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ………………………. …………………7

ГЛАВА 3

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ………………………………………….11

ГЛАВА 4

СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ………………………………………………………………13



4.1.Стандарты раскрытия учетной политики и влияния на неё различных факторов……………………………… 13

4.2. Стандарты бухгалтерского баланса…………….. 25

4.3. Стандарты отчёта о прибылях и убытках……… 39

4.4. Стандарты отчёта о движении денежных средств. 46

4.5 Стандарты сводной отчётности………………….. 48

Библиографический список…………………………………. 53

 

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ.

ОРГАНИЗАЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

 

Цель курса: Дать навыки ведения международного учета и ознакомить с основой составления финансовой отчетности.

Необходимость курса обусловлена современными процессами глобализации экономики и интеграционными процессами. Как следствие – необходимость унификации бухгалтерского учета и необходимость единого понимания экономической информации.

 

Все национальные бухгалтерские системы основаны на единой методологии (счета и двойная запись, баланс и отчетность и т. д.) но на развитие бухгалтерского учета в каждом отдельном государстве влияют следующие факторы:

1. Общая экономическая ситуация в стране. Некоторые особенности, влияющие на экономику страны могут воздействовать и на её учетную систему. Например, высокий уровень инфляции может привести к созданию инфляционной бухгалтерской системы, как это и произошло в странах Латинской Америки.

2. Экономические последствия. Изменение нормативов бухгалтерского учета и отчетности может изменить операции компании и повлиять на принимаемые решения, т.е. вызвать экономические последствия. Поэтому заинтересованные лица оказывают давление на законодательные органы государства, чтобы те приняли наиболее благоприятные стандарты.

3. Влияние ведущих теоретиков и профессиональных организаций. В некоторых странах профессия бухгалтера очень престижна и специалисты в этой области пользуются большим влиянием. Например – успех деятельности Института Присяжных бухгалтеров Англии и Уэллса.

4. Налоговая политика. Система бухгалтерского учета может быть синхронизирована с налоговым законодательством, а может отличаться.

5. Национальные особенности. Например, проблема национализма. Страны третьего мира, получившие независимость очень ревниво относятся к своему суверенитету.

6. Политические системы.

7. Юридическая среда.

8. Язык. Проблема появляется при переводе норм бухгалтерского учета на язык страны с отличной культурой.

9. Влияние других стран.

10. Влияние общей атмосферы в стране (уровень образования, уровень культуры, скандалы, кризисные ситуации и т.д.).

Совокупное влияние этих факторов приводит к тому, что учётные принципы в различных странах тоже существенно различаются, что затрудняет восприятие финансовой отчетности других государств.

Попытки сгладить различия подводят государство к одному из двух путей:

1. Стандартизация – это использование международных стандартов бухгалтерского учета в качестве внутригосударственной нормативной базы.

2. Гармонизация– это применение государством внутренних национальных стандартов, которые разрабатываются на основе международных и не противоречит им.

В настоящее время более приоритетной является гармонизация. Значение гармонизации заключается в следующем:

1. обеспечение потребностей инвесторов (сопоставимость бухгалтерской финансовой отчетности);

2. обеспечение работы ТНК (консолидация);

3. совместное использование бухгалтерских знаний, возможность использовать на национальных рынках бухгалтеров из разных стран;

4. альтернатива доминирующему положению США. Причины потенциального доминирования США следующие:

· экономическая взаимозависимость американских ТНК;

· высокое техническое качество американских стандартов GAAP;

· высокий научный вес американских специалистов в области бухгалтерского учета.

Естественно, встаёт проблема формирования международной нормативной базы, как основы для гармонизации бухгалтерского учета. Существуют множество международных организаций, влияющих на развитие бухгалтерского учета. Во-первых, это профессиональные организации бухгалтеров, занимающиеся проблемой унификации бухгалтерского учета:

1. Комитет по международным стандартам учёта и финансовой отчётности (КМСФО \ IASC). Целью данной организации как раз и является разработка международных стандартов учёта и финансовой отчётности (МСФО \ IAS).

2. Международная федерация бухгалтеров (МФБ \ IFAC). Разрабатывает международные стандарты аудита. Также фокусируется на вопросах образования, этики бухгалтеров и проблемах управленческого учёта.

3. Межамериканская организация бухгалтеров.

4. Федерация бухгалтеров стран третьего мира, и т.д.

Кроме профессиональных организаций существуют также и межправительственные организации бухгалтеров, которые занимаются проблемами нормализации отношений между странами в области экономики и финансов на основе разработанных норм, правил и директив:

1. Центр по ТНК при ООН (ISAR). Разрабатывает документы для ТНК (Транснациональных корпораций).

2. ЕЭС (EU). Разрабатывает директивы для создания единой структуры закона о деятельности компаний.

3. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). Публикует предложения по достижению большей согласованности при подготовке компаниями своих финансовых отчетов.

4. Африканский совет по учету и т.д.

Кроме вышеперечисленных организаций, на развитие бухгалтерского учета также влияют:

· Глобальные рынки капиталов, например международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

· Торговые блоки (NAFTA, APEC и т.д.)

Все эти организации прямо или косвенно влияют на формирование международной нормативной базы по бухгалтерскому учету, но особое место в их ряду принадлежит Комитету по международным стандартам учёта и финансовой отчётности.

 

 

ГЛАВА 2ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФИНАНСЛОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

 

Комитет по международным стандартам учёта и финансовой отчётности – независимый орган частного сектора, целью которого является достижение унификации принципов бухгалтерского учета для финансовой отчётности во всём мире. Основан в 1973году. С 1983года его членами стали все профессиональные организации – члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ). В настоящее время насчитывает около 120 профессиональных организаций бухгалтеров из более чем 100 стран. Российский Институт профессиональных бухгалтеров является членом КМСФО с 2000года.

Целями КФСФО, определёнными в Уставе, являются:

1. Разработка и публикация международных стандартов учёта и финансовой отчётности (МСФО).

2. Способствование их продвижению, повсеместному принятию и соблюдению.

3. Работа по совершенствованию и гармонизации правил, учетных стандартов и процедур, связанных с составлением финансовой отчётности.

Источниками финансирования КМСФО являются:

1. Финансовая поддержка со стороны профессиональных организаций бухгалтеров.

2. Финансовая поддержка со стороны Международной федерации бухгалтеров.

3. Доходы от продажи своих публикаций.

4. Взносы от компаний, финансовых институтов, бухгалтерских фирм и т.д.

Текущую деятельность КМСФО осуществляет Правление, члены которого назначаются Советом МФБ сроком на 2,5 года. Правление контролирует деятельность КМСФО и состоит из представителей профессиональных организаций бухгалтеров из 13 стран, плюс 4 представителя непрофессиональных организаций бухгалтеров, заинтересованных в МСФО. Секретариат КМСФО базируется в Лондоне. Возглавляется генеральным секретарём.

Процедура разработки международных стандартов учёта и финансовой отчётности включает ряд последовательных этапов:

1. Правление учреждает подготовительный комитет, включающий представителей не менее 3 стран, а также специалистов и экспертов по областям.

2. Подготовительный комитет определяет и оценивает вопросы, связанные с рассматриваемой темой и предоставляет правлению «Общий план разработки проекта Международного стандарта финансовой отчётности».

3. Правление даёт комментарии к плану, с учётом которых подготовительный комитет готовит «Рабочий проект изложения принципов». Это дискуссионный документ, в котором описываются также все альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения.

4. На основании рабочего проекта, правление готовит «Окончательный проект изложения принципов». После рассмотрения и при утверждении большинством в 2\3 голосов, проект публикуется.

5. В течение последующих 3-6 месяцев идет открытое обсуждение проекта, причём принимаются комментарии от всех заинтересованных сторон.

6. Подготовительный комитет рассматривает комментарии и подготавливает проект Международного стандарта финансовой отчётности, который утверждается на правлении большинством в 3\4 голосов и публикуется.

Вся процедура разработки стандарта, в среднем занимает 3 года. Разработчики пытаются максимально учитывать все возможные негативные экономические последствия, связанные с внедрением данного стандарта. Однако время от времени стандарты пересматриваются, корректируются, заменяются. Всего, по состоянию на 2002год. КМСФО разработал 41 МСФО (из них 34 действующих).

Общепринятой классификации МСФО не существует. Разные авторы классифицируют МСФО по следующим принципам:

· Назначение и содержание;

· Направленность в процессе гармонизации учёта;

· Отношение к формам отчётности, и т.д.

Все эти классификации носят условный характер, так как многие МСФО могут относиться к нескольким классификационным группам. На наш взгляд, наиболее удобной является классификация МСФО по отношению к формам отчётности (Табл.1). В данной таблице также приведены ссылки на российские национальные стандарты ПБУ, которые были разработаны в соответствии с МСФО:

Таблица 1.

Классификация МСФО по отношению к формам отчётности

№ и название группы № и название МСФО № и название соответствующего ПБУ
Группа 1. Раскрытие учетной политики и влияние на неё различных факторов МСФО 1 «Представление финансовых отчётов»     МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО» МСФО 14 «Сегментная отчётность» МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов»     МСФО 29 «Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции» МСФО 30 «Финансовая отчётность банков» МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчётность» МСФО 36 «Обесценение активов» МСФО 41 «Учёт в сельском хозяйстве» ПБУ 1 «Учётная политика организации» ПБУ 4 «Бухгалтерская отчётность организации»     ПБУ 12 «Информация по сегментам» ПБУ 3 «Учёт имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
Группа 2. Стандарты бухгалтерского баланса МСФО 2 «Запасы»   МСФО 16 «Основные средства» МСФО 17 «Аренда» МСФО 19 «Вознаграждения работникам» МСФО 20 «Учёт правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи» МСФО 26 «Учёт и отчётность по программам пенсионного обеспечения» МСФО 31«Финансовая отчётность об участии в совместной деятельности» МСФО 33 «Прибыль на акцию» МСФО 37 « Резервы, условные обязательства и условные активы»   МСФО 38 «Нематериальные активы» МСФО 40 «Инвестиционная собственность» ПБУ 5 « Материально – производственные запасы» ПБУ 6 « Учёт основных средств»     ПБУ 13 « Учёт государственной помощи»     ПБУ 20 «Учет совместной деятнльности»     ПБУ 8 «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 14 «Учет нематериальных активов»
Группа 3 Стандарты отчёта о прибылях и убытках МСФО 8 «Существенные ошибки и изменения в учётной политике» МСФО 10 «События после отчётной даты» МСФО 11 «Договоры подряда»   МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» МСФО 12 «Налоги на прибыль» МСФО 18 «Выручка»   МСФО 23 «Затраты по займам» МСФО (IFRS) 5 «Выбытие внеоборотных активов и прекращенная деятельность»   ПБУ 7 «События после отчётной даты» ПБУ 2 «Учёт договоров на капитальное строительство»     ПБУ 18 «Учет налога на прибыль» ПБУ 9 «Доходы» ПБУ10 «Расходы» ПБУ 15 «Учет затрат по кредитам и займам» ПБУ 16 «Учет прекращенной деятельности»
Группа 4 Стандарты отчёта о движении денежных средств МСФО 7 « Отчёты о движении денежных средств» МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление» МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» МСФО (IFRS) 2 «Выплаты долевыми инструментами» ПБУ 4 «Бухгалтерская отчётность организации»   ПБУ 19 «Учет финансовых вложений»   ПБУ 19 «Учет финансовых вложений»  
Группа 5 Стандарты сводной отчётности МСФО (IFRS) 3 «Объединение компаний» МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» МСФО 27 «Консолидированная финансовая отчётность» МСФО 28 «Учёт инвестиций в ассоциированные компании»     ПБУ 11 «Информация об аффилированных лицах»

 

 

ГЛАВА 3ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

 

Финансовая отчётность в разных странах составляется в соответствии с применяемой в стране бухгалтерской моделью. Поэтому КМСФО были разработаны общие «Принципы подготовки и предоставления финансовой отчётности», применимые для целого ряда бухгалтерских моделей. Эти Принципы изданы в виде отдельного документа, который сам по себе не является международным стандартом. Но все международные стандарты разрабатываются в соответствии с данными Принципами.

В Принципах подготовки и предоставления финансовой отчётности рассматриваются:

1. Цели финансовой отчётности.

2. Качественные характеристики, определяющие полезность информации, содержащейся в финансовой отчётности.

3. Элементы финансовой отчётности.

Цель финансовой отчётностисостоит в том, что она должна давать достоверное и полезное представление о финансовом положении, результатах деятельности и об изменениях в финансовом положении компании.

Качественные характеристики, определяющие полезность информации, содержащейся в финансовой отчётности– это атрибуты, делающие информацию полезной для пользователя, то есть требования к качеству информации. Это понятность, уместность, надёжность и сопоставимость:

  1. Понятность – доступность для понимания.
  2. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей (помогает составить правильный прогноз событий). При этом особо выделяется понятие существенности информации.
  3. Надёжной считается информация, в которой нет существенных ошибок и искажений. Основные характеристики надёжности:
    • Правдивое представление;
    • Преобладание сущности над формой: экономическая сущность операций не всегда соответствует её юридическому оформлению;
    • Нейтральность (непредвзятость): информация не должна оказывать давление на принятие решения конкретным пользователем в ущерб другим пользователям;
    • Осмотрительность – это соблюдение определённой меры осторожности в процессе формирования суждений;
    • Полнота – без дезориентирующих пропусков.
  4. Сопоставимость (во времени и в пространстве).

Элементы финансовой отчётности– это основные экономические категории, которые характеризуют финансовое положение компании (активы, обязательства, капитал) и финансовые результаты её деятельности (доходы, расходы):

· Активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем.

· Обязательства – это существующая задолженность компании, возникающая в результате событий прошлых периодов, погашение которой приведет к оттоку ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

· Капитал – это доля активов компании, остающаяся после вычета всех её обязательств.

· Доходы– это увеличение экономических выгод в течение отчётного периода. Происходит в форме увеличения активов или в форме снижения обязательств.

· Расходы– это снижение экономических выгод в течение отчётного периода. Происходит в форме оттока активов или в форме увеличения обязательств.

Любой из вышеперечисленных элементов, может быть признан в финансовой отчётности только при соблюдении следующих условий:

1. Существует определенная вероятность, что любая экономическая выгода, связанная с данным элементом, будет получена или утрачена компанией.

2. Элемент имеет стоимость или оценку, которая может быть надёжно измерена. Наиболее распространённые методы оценки:

· Фактическая стоимость приобретения;

· Восстановительная стоимость;

· Возможная цена продажи (погашения);

· Дисконтированная стоимость.

 

После рассмотрения основополагающих правил, которых необходимо придерживаться при подготовке и предоставлении финансовой отчётности в соответствии с международными стандартами, можно приступить к рассмотрению непосредственно самих международных стандартов.

 

ГЛАВА 4СОДЕРЖАНИЕ МЕЖУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

 

4.1.Стандарты раскрытия учетной политики и влияния на неё различных факторов

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.