Понятие рынка. Классификация рынков Экономика организации
(Учебное пособие для специальности 190629)
Содержание
Введение
1 Предприятие в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие рынка. Классификация рынков
1.2 Рынок ценных бумаг. Акции, облигации, векселя
2 Предприятие как хозяйствующий субъект
2.1 Организационно-правовые формы предприятий. Производственная и организационная структуры
2.2 Типы производства. Основные производственные и технологические процессы
3 Имущество предприятий. Основные и оборотные средства
3.1 Основные фонды, состав, структура. Оценка, амортизация
3.2 Показатели использования основных фондов. Лизинг
3.3 Производственная мощность предприятия
3.4 Оборотные средства – состав, структура. Показатели оборачиваемости оборотных средств
4 Организация труда
4.1 Состав и структура кадров на предприятии. Расчет численности рабочих и баланса рабочего времени
4.2 Производительность труда и методы ее определения
4.3 Организация оплаты труда
5 Себестоимость, прибыль, рентабельность
5.1 Себестоимость продукции, работ, услуг
5.2 Цена, виды цен. Равновесная цена
5.3 Прибыль, сущность, виды. Распределение прибыли. Рентабельность, виды рентабельности
5.4 Точка убыточности, понятие, способы определения
6. Маркетинг: задачи, принципы и функции, политика
7 Экономическая эффективность инвестиций
8 Бизнес-план
9 Кредитные отношения
9.1 Банковское кредитование
9.2 Коммерческое и вексельное кредитование
10 Налоги предприятия
|
|
Введение
Термин «экономика» с греческого – «ведение хозяйства».
По-научному «экономика» - это совокупность производственных отношений при данном состоянии производительных сил в обществе.
Структурно экономика делится на макро- и микроэкономику.
Макроэкономика – часть экономики, охватывающая процессы в масштабах страны, региона, города. Она исследует действие и развитие системы в целом: ВВП, общий уровень цен, инфляцию и др.
Микроэкономика – часть экономики, связанная с поведением отдельных предприятий. Экономика предприятия – это совокупность его имущества (основных и оборотных фондов), доходов, полученных от реализации продукции (работ, услуг) и др.
Основные формы организации экономики: традиционная (патриархальная), административно-командная и рыночная. Наибольшее вмешательство государства в экономику при административной форме. Наименьшее – при рыночной.
Рыночная экономика – это такая форма организации хозяйства, при которой производители и потребители товара взаимодействуют в условиях конкуренции посредством рынка, отвечая на вопрос «что – как – для кого производить» с помощью цен, а не по указанию «сверху».
Конкуренция – это соперничество фирм посредством товара за потребителей и их деньги.
В бизнесе используются два метода конкуренции:
1) ценовая – это конкуренция за дополнительную прибыль на основе уменьшения издержек производства и реализации продукции, снижения цен на нее без изменения ее ассортимента и качества;
2) неценовая – это конкуренция за счет создания новой продукции и совершенствования услуг, сопутствующих товару (доставка, монтаж, наладка, гарантийный ремонт, техобслуживание).
Народное хозяйство страны включает в себя две сферыпо признаку их участия в создании совокупного общественного продукта: материальное производство и непроизводственная сфера.
Материальное производство включает такие отрасли как: промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство,
торговлю, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и др.
В непроизводственную сферу входят: ЖКХ, пассажирский транспорт, здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.
Внутри отраслей материального производства их предприятия объединяются по различным признакам. Так, машиностроительный комплекс включает 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств.
В состав комплексных отраслей машиностроения входят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.
Комплексные отрасли включают специализированные отрасли (например, в комплексную отрасль «тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение» входят: производство турбин и котлов паровых; дизелей и дизель-генераторов; комбайнов, проходческих машин и машин шахтных погрузочных; кранов мостовых электрических, кранов на автомобильном ходу и кранов башенных; тепловозов, грузовых и пассажирских вагонов.
Предприятия в условиях рыночной экономики
Понятие рынка. Классификация рынков
Рынок – это взаимодействие товаропроизводителей, продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане; фирмы для себя; фирмы оптовой и розничной торговли для перепродажи; госучреждения.
Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку.
1) По объектам купли-продажиразличают:
а)Рынок товаров, в том числе:
- рынок товаров производственного потребления (средств производства) представляют рынки: топлива и минерального сырья; сельскохозяйственного сырья; продовольственных и лесных товаров; объектов промышленного строительства; машин и оборудования; научно-технических знаний (идеи, открытия, опыт);
- рынок товаров для личного потребления (рынок предметов потребления) подразделяется на рынки потребительских товаров краткосрочного и длительного пользования.
б) Рынок услуг (общественное питание, здравоохранение, образование, инженерно-технические услуги и бытовые).
в) Рынок информации (телесвязь, программы к ЭВМ, интернет и др.).
г) Рынок капиталов делится на рынок денег и рынок ценных бумаг.
д) Рынок рабочей силы.
2) По типу конкуренции различают
а) Рынок совершенной (свободной, чистой) конкуренции. В ней большое количество производителей аналогичных товаров. Продавцы и покупатели имеют равные возможности.
б) Рынок несовершенной конкуренции, в том числе:
- чистая монополия – один производитель и нет конкуренции (РАО «ЕЭС», РАО «Газпром»);
- монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции тем, что конкурентов не сотни или тысячи, а лишь десятки;
- олигополия – малое число крупных фирм контролирует рынок определенного товара или услуг.
3) По территориальному признаку выделяются местные рынки, обусловленные особенностями территориально-административного деления, национальные и мировые рынки.
4) По соотношению спроса и предложения различают рынок продавца, на котором спрос превышает предложение и рынок покупателя, на котором предложение превышает спрос.
Существует взаимосвязь предложения товара, спроса на товар и цены на товар.
Объемом спроса называют количество товара, которое желают приобрести покупатели за период времени. Объем предложения – это количество товара, которое желают продать его производители за период времени.
Между ценой товара и величиной предложения на него прямая связь: чем дороже товар, тем в большем количестве его желают продать, т.е. рост цены вызывает рост предложения.
Между ценой и спросом - обратная связь: чем дороже товар, тем меньше желают его купить, т.е. рост цен вызывает снижение спроса.
И наоборот, чем больше предлагают товар, тем ниже становятся цены на него. И чем больше спрос на товар, тем выше становятся цены.
|