Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Философия глобальных проблем

Глобальные проблемы и причины их появления. Угроза экологической катастрофы и философский смысл основных сценариев ее преодоления. Глобализация, глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории. Глобальное моделирование как основная проблема “Римского клуба”. Основные направления исследований глобальных проблем. Формирование футурологической проблематики. Артикуляция проблемы нарастающего экологического кризиса. Философские поиски “Римского клуба”. Проблема формирования глобального сознания.

Философские проблемы модернизации казахстанского общества.

Философские теории модернизации.Социокультурные основания казахстанской модели модернизации.Понятие государства и гражданского общества в истории философии

Сущность и функции гражданского общества. Процесс становлсния Независимости РК в свете формирования гражданского общества. Политико-правовые основы становления и развития институтов гражданского общества в Казахстане, их роль в развитии политической системы. Влияние мирового опыта на формирование гражданского общества в Казахстане. Предпосылки и духовные основания обретения независимости, духовно-культурный аспект, формирование национальной идеи. Сущность и понятие национальной идеи. Формирование национальной идеи. Национальная и государственная идентичность. Основные аспекты казахстанской национальной идеи.Философские основания казахстанского патриотизма.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Мировоззренческое самоопределение человека и роль в нем философии. 2. Сравнительный анализ мировоззренческих установок древнеиндийской древнекитайской и древнегреческой философии 3. Соотношение Бога, мира и человека в учениях Августина и Фомы Аквинского. 4. Проблема соотношения Веры и знания в арабо-мусульманской, западноевропейской философии; сравнительный анализ. 5. Марксова концепция отчуждения и его преодоления: за и против. 6. Сравнительный анализ софистики, схоластики и диалектики. 7. Критика постмодернизмом западной философии: за и против. 8. Рационально-философские и оккультные истолкования сущности строения мироздания. 9. Человек, его сущность и существование. 10. Соотношение естественного и культурного в бытии человека и общества. 11. Соотношение материального и духовного в культуре. 12. Полезность и ценность. 13. Соотношение науки, искусства, религии и морали в культуре. 14. Религия, религиозный фундаментализм и экстремизм. 15. Свобода научного творчества и ответственности ученого. 16. Человек, техника и исторический прогресс. 17. Философские аспекты образования и воспитания. 18. Соотношение экономически-политической целесообразности и смысла человеческого существования. 19. Проблема сохранения культурной самобытности в условиях глобализма. 20. Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии: философские аспекты транзитного общества (на материале Казахстана).
 

Примерный перечень заданий для СРС



  1. Философия и ее роль в жизни общества.
  2. Философия в структуре мировоззрения.
  3. Предназначение философии, основные функции философии.
  4. Методы философских исследований.
  5. Основные направления философии.
  6. Древнеиндийская философия. Основные философские школы.
  7. Буддизм и его основные идеи.
  8. Основные школы и проблематика древнекитайской философии.
  9. Даосизм и его категории.
  10. Конфуцианство и его категории. «Учение о середине».
  11. Античная философия.
  12. Доклассическая философия (натурфилософия) (VII – V вв. до н.э.)
  13. Классический период (V – IV вв. до н.э.)
  14. Философия Сократа.
  15. Философия Платона.
  16. Философия Аристотеля.
  17. Эллинистический период (IV в. до н.э. - III в. н.э.)
  18. Философия Средних веков.

 

ПРИМЕРНая ТЕМатика для срсп

  1. Схоластика (V–XV вв.)
  2. Номинализм и реализм как традиции средневековой схоластики.
  3. Формирование философии мусульманского Востока с IX по XII века.
  4. Философия Аль-Кинди.
  5. Философия Аверроэса (Ибн Рушда) и ее значение для Европы.
  6. Суфизм – как мистическое философское учение.
  7. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)
  8. Философия Нового времени.
  9. Философия Просвещения.
  10. Немецкая классическая философия.
  11. И. Канта – основоположник немецкой классической философии.
  12. Философская концепция Г.В.Ф.Гегеля. Диалектика, основные принципы и категории.
  13. Антропология Л. Фейербаха.
  14. Постклассическая европейская философия XIX–XX вв.
  15. Иррационализм.
  16. Марксизм.
  17. Позитивизм и неопозитивизм.
  18. Структурализм.
  19. Экзистенциализм.
  20. Психоанализ.
  21. Традиции и особенности русской философии конца XIX–начала XX вв.
  22. Учение Л. Н. Толстого о смысле жизни.
  23. Метафизика «всеединства» и «русская идея» В. С. Соловьева
  24. Персоналистическая философия Н. А. Бердяева.
  25. Идеи русского космизма.
  26. Тюркская философия IX-XIV в.в. (Аль-Фараби, Ж.Баласагуни, А.Яссауи)
  27. Философия жырау.
  28. Философия и этика А.Кунанбаева.
  29. Ч. Валиханов и его философско-просветительская концепция.
  30. Казахская философия XX в.: проблемы, корифеи.
  31. Основы философского понимания мира.
  32. Онтология как учение о бытии. Формы бытия.
  33. Гносеология. Познание как предмет философского анализа. Основные уровни познания.
  34. Проблема знания. Знание и вера. Состав, структура и диалектика знания.
  35. Наука и научное знание. Генезис науки. Научное знание и его специфика.
  36. Диалектика и категории.
  37. Социальная философия: общество, культура, цивилизация.
  38. Общество как предмет философского анализа. Понятие общества.
  39. Общество как саморазвивающаяся система. Общество как процесс.

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Антология мировой философии. В 4-х т.- М.: Мысль, 1969-1972.

2. Барулин B.C. Социальная философия.- М., 2000.

3. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека/ Бердяев Н. Царство Духа

и Царство Кесаря. - М., 1995.

4. Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и мирах /Дж. Бруно.

Избранное. - Самара, 2000.

5. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы,2008.

6. Назарбаев Н.А. Избранные произведения. В двух томах. А.,2010

7. Ницше Фр. Веселая наука. - М., 2002.

8. Сенека Луций Анний. О счастливой жизни. /У Римские стоики. -М., 1970.

9. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 2001.

10. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1990.

Дополнительная:

1. Абишев К.А. Философия. - Алматы, 2000.

2. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т. -Алматы, 2000-2001.

3. АрендтХ. Истоки тоталитаризма. - М., 1996.

4. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М., 2001.

5. Альтюсерри Дж., Реале Дж. Западная философия от истоков до

наших дней. 4 Т. - М., 2000.

6. Бурханов К.Н., Булекбаев С.Б, Казахстанский путь в дилемме:

Восток-Запад, Астана 2010.

7. Галактионов А. А., Никандров П.Ф. Русская философия IX – XIX вв.

8. История философии. - М., 2004.

9. Касымжанов А.Х. Портреты: Штрихи к истории Степи. - Алматы, 1995.

Ю.Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном

мире. - М., 2004.

11 .Московичи С. Век толп. - М., 1996.

12. Панарин А. С. Философия политики. - М., 1996.

В. Сегизбаев О.А, Казахская философия XV-начала XX в. -

Алматы, 1996.

14. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М., 2001.

15. Философия/ Под ред. проф. Габитова Т.Х. Алматы, Раритет.2005.

16. Бегалинова К.Философия - Алматы., 2009.

17. Агымтаева К. Философия истории. - Алматы, 2010.

18. Алтаев Ж.А., Габитов Т.Х. История и философия науки.-Алматы,

Источники:

1. Антология мировой философии. В. 4-х т. Т.1. Философия древности и средневековья. Часть 2. - М.: Мысль, 1968. - С.605.

2. Антология мировой философии. В. 4-х т. Т.1. Философия древности и средневековья. Часть 2. - М.: Мысль, 1968. - С. 744.

3. Философский словарь. - М.: Мысль, 1976.

4. Философская энциклопедия. - М.: Мысль, 1996.

5. Интернет ресурсы

 

Программа обучения для студента (Syllabus)

на 2015 – 2016 учебный год по дисциплине

«Fil 2102 Философия»

(шифр и название дисциплины)

1. Основная информация
Факультет Факультет Гуманитарных наук и педагогики
Шифр и название специальности Все специальности бакалавриата
Курс, семестр 2 курс, 4 семестр
Цикл дисциплины ОК
Количество кредитов
Место проведения занятий
Лектор Чермухамбетов Ерлан Нурмухаметович Офис: 422,423 Телефон/факс:2747841, моб.-87771228439,erlan_-chen @mail.ru График консультаций: вторник-10.00-15.00
Преподаватели, ведущие занятия Чермухамбетов Ерлан Нурмухаметович ст. преподаватель, магистр философии  
2. Пререквизиты и постреквизиты
Пререквизиты модуля: Успешное усвоение содержания данной дисциплины обеспечивается знаниями, полученными студентами в ходе изучения базовых и специальных курсов по логике, культурологии, истории Казахстана.
Постреквизиты модуля: Материал курса может послужить методологической и теоретической базой для последующего изучения истории политических и правовых учений, профессиональной этики. Поскольку данный курс читается на ранней стадии профессионального образования, то знания, полученные в его рамках должны положительно сказаться в процессе углублённого изучения экономических дисциплин, дисциплин специализации, выполнении курсовых и дипломных работ.
Компетенции дисциплины модуля после изучения курса студенты должны знать: · отечественную философию: ее становление, идеи и концепции;
 
  • Становление философии и ее структуры, основные направления и школы философии;;
  • Научные, философские и религиозные картины мира
· Этапы исторического развития философии: древнеиндийскую, древнекитайскую и античную философию, философию средних веков и Возрождения, Нового времени и Просвещения, классическую немецкую и постклассическую европейскую философию, русскую философию; казахскую философию;
  • Философские понятия и категории, идеи и концепции;
  • Проблемы социальной философии: общество и его структуру, че­ловека в системе социальных связей, общество как социально-практический способ бытия человека.
уметь:
  • ориентироваться в огромном множестве мнений и концеп­ций, верований и ценностей и раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности;
  • правильно мыслить, отделяя главные проблемы от второстепенных; осмысленно подходить к жизни;
  • оперировать научно-понятийным аппаратом философии;
· воспитывать культуру разумного мышления и ценностную оценку явлений действительности; · преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;   овладеть навыками: · поиска и работы с соответствующей научной литературой; · научно-исследовательской работы; · анализа основных теорий и методов философии ; · формулирования и аргументирования собственной мировоззренческой позиции в процессе межличностной коммуникации; · использования философских принципов и методов познания в процессе изучения дисциплин специализации;  
3. Цель и задачи дисциплины
Целью курса является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
1)Основная задача курса - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, формированию и эволюции философского мировоззрения и мироощущения, дать представление об особенностях философского знания, о его роли в развитии и функционировании культуры, о его значении для личностного развития человека. 2) ознакомить студентов с единой системой процессов познания, ее историей, а также теориями, методами и методиками философских исследований; 3) ознакомить с основными принципами, подходами и идеями мировой и отечественной философской науки; 4) систематизировать знания студентов по всем разделам истории и теории философии; 5) развить умения и навыки познавательной деятельности студентов в процессе системно-логического анализа различных философских теорий, фактов и явлений; 6) сформировать навыки анализа и рефлексии над собственными идеями; 7) развить умения и навыки работы с теоретическим материалом.
4. Распределение рабочего времени студента
Всего, (объем) Аудиторные занятия Внеаудиторная работа
Лекции Лабораторн. занятия Практическ. занятия СРСП (аудиторн.) СРСП (офисн.) СРС
3_кредита 135 часов мин/ зан. мин/зан. мин/зан. мин/зан. мин/контакт часов
30 занятий __ занятий занятий __ занятий _45_ контактов

5. Содержание дисциплины:

(Темы и основные вопросы, рассматриваемые по дисциплине)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Название тем
1. Философия, ее предмет, круг ее проблем и роль в обществе.
2. Философия в ее историческом «измерении». Философия древности.
3. Античная философия.
4. Средневековая философия в Западной Европе. Средневековая философия арабского Востока
5. Философия Возрождения и Реформации.
6. Философия Нового времени и Просвещения
7. Немецкая классическая философия и марксизм.
8. Постклассическая европейская философия ХIX-XXвв
9. Русская философия
10. История Отечественной философии.
11. Философская онтология.
12. Эпистемология и гносеология: общие проблемы
13. Философская антропология: проблема человеческого бытия.
14. Философия социальной жизни. Культура и образование. История и политика.
15. Проблемы теории диалектики. Философское осмысление глобальных проблем современности

Вопросы рассматриваемые по дисциплине:

1. Философия и ее роль в жизни общества.

2. Философия в структуре мировоззрения.

3. Предназначение философии, основные функции философии.

4. Методы философских исследований.

5. Основные направления философии.

6. Древнеиндийская философия. Основные философские школы.

7. Буддизм и его основные идеи.

8. Основные школы и проблематика древнекитайской философии.

9. Даосизм и его категории.

10. Конфуцианство и его категории. «Учение о середине».

11. Античная философия.

12. Доклассическая философия (натурфилософия) (VII – V вв. до н.э.)

13. Классический период (V – IV вв. до н.э.)

14. Философия Сократа.

15. Философия Платона.

16. Философия Аристотеля.

17. Эллинистический период (IV в. до н.э. - III в. н.э.)

18. Философия Средних веков.

19. Апологетика и патристика (III–V вв.)

20. Схоластика (V–XV вв.)

21. Номинализм и реализм как традиции средневековой схоластики.

22. Формирование философии мусульманского Востока с IX по XII века.

23. Философия Аль-Кинди.

24. Философия Аверроэса (Ибн Рушда) и ее значение для Европы.

25. Суфизм – как мистическое философское учение.

26. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)

27. Философия Нового времени.

28. Философия Просвещения.

29. Немецкая классическая философия.

30. И. Канта – основоположник немецкой классической философии.

31. Философская концепция Г.В.Ф.Гегеля. Диалектика, основные принципы и категории.

32. Антропология Л. Фейербаха.

33. Постклассическая европейская философия XIX–XX вв.

34. Иррационализм.

35. Марксизм.

36. Позитивизм и неопозитивизм.

37. Структурализм.

38. Экзистенциализм.

39. Психоанализ.

40. Традиции и особенности русской философии конца XIX–начала XX вв.

41. Учение Л. Н. Толстого о смысле жизни.

42. Метафизика «всеединства» и «русская идея» В. С. Соловьева

43. Персоналистическая философия Н. А. Бердяева.

44. Идеи русского космизма.

45. Тюркская философия IX-XIV в.в. (Аль-Фараби, Ж.Баласагуни, А.Яссауи)

46. Философия жырау.

47. Философия и этика А.Кунанбаева.

48. Ч. Валиханов и его философско-просветительская концепция.

49. Казахская философия XX в.: проблемы, корифеи.

50. Основы философского понимания мира.

51. Онтология как учение о бытии. Формы бытия.

52. Гносеология. Познание как предмет философского анализа. Основные уровни познания.

53. Проблема знания. Знание и вера. Состав, структура и диалектика знания.

54. Наука и научное знание. Генезис науки. Научное знание и его специфика.

55. Диалектика и категории.

56. Социальная философия: общество, культура, цивилизация.

57. Общество как предмет философского анализа. Понятие общества.

58. Общество как саморазвивающаяся система. Общество как процесс.

59. Культура и цивилизация.

60. Философская антропология как философская дисциплина.

61. Проблема сущности человека в истории философии.

62. Философия о происхождении человека и его природе.

63. Ценности человеческого существования.

64. Философское осмысление глобальных проблем современности.

65. Философские концепции современного общества и его будущего.

66. Общество и природа.

67. Римский клуб и исследование глобальных проблем.

68. Современная техническая цивилизация.

69. Проблемы перспективы современной цивилизации.

70. Философия и современный мир.

6. Политика курса (Опоздания и пропуски занятий, условия допуска к отработке пропушенных занятий, промежуточной аттестации, позднее представление самостоятельных работ, поведение студента в аудитории и др.) - не опаздывать на занятия; -посещение занятий является обязательным для всех студентов , в случае отсутствия по уважительной причине, к примеру болезни, предоставить справку; - пропущенные занятия отрабатываются; -активно участвовать в учебном процессе; -не отвлекаться во время занятий (не разговаривать, отключать сотовые телефоны); -выполнять все задания и сдавать их в установленный срок; -рубежный контроль предусмотрен в виде тестов и выполняется соответственно календарному графику учебного процесса; -студенты не сдавшие рубежный контроль к экзамену не допускаются
  1. Литература (основная и дополнительная)
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная: 1.Современная философия: словарь и хрестоматия. – Р/Д., 1996, С. 130. 2. Канке В.А. Основы философии. – М., 1999, С. 103 – 108. 3. Спиркин А.В. Философия. – М., 2014 4. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990, № 3.С.47-53. 5. Золкин А.Л. Философия. – М., 2005. 6. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. – М., 1991, ч.2, Дополнительная: 1. Рассел Б. История западной философии. М., 1994, Т. 1. 2. Асмус В.Ф. Античная философия М., Ч.1 1996. 3. Античность как тип культуры/ Ред А.Ф.Лосев М., 1988. 4. Боннар А. Греческая цивилизация М., 1992, Т.1. 5. Введение в философию. М., 1999, Ч.1, Гл. 23. 6. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1998. 7. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского. Л., 2008. 8. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989. 9. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, пер, иссл. Л., 2000. 10. История философии в кратком изложении. М., 2001. 11. Кирсанов Ф.С. Научная революция XVII в. М., 1997. 12. Кузнецов В.М., Мировский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII в. М., 1986. Раздел 1, Гл. 6. 13. Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М., 1995. 14. Матрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии. XVII-XVIII вв. М., 1999. Источники: 1. Антология мировой философии. В. 4-х т. Т.1. Философия древности и средневековья. Часть 2. - М.: Мысль, 1968. - С.605. 2. Антология мировой философии. В. 4-х т. Т.1. Философия древности и средневековья. Часть 2. - М.: Мысль, 1968. - С. 744. 3. Философский словарь. - М.: Мысль, 1976. 4. Философская энциклопедия. - М.: Мысль, 1996. 5. 5.Интернет ресурсы 6.
 
8. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Виды работы Позиции Баллы
по позициям всего
*Всего за аудиторную работу, в т.ч.:  
Лекция Посещение Конспект За каждое посещение - За каждый конспект -
Практические/семинарск. занятия Посещение Активность За каждое посещение - На каждом занятии: А В – С – Д – 90-100 75-89 60-74 50-59  
*Всего за рубежный контроль (кол- во зависит от кол-ва кредитов), в т.ч.:  
(форма проведения) (срок проведения и кол-во вопросов) А – 90-100 балл В – 75-89 балл С - 60-74 балл Д – 50-59 балл   75-89 60-74 50-59    
*Всего за СРС(вид СРС зависит от кол-ва кредитов), в т.ч.:
Вид СРС График (недели) Распределение баллов Всего бал- лов
выдачи заданий сдачи работы Оформлениеисвоевре-менная сдача Защита работы
Доклад, эссе, реферат, глоссарий, контрольная работа, семестровая работа, расчетно-графическая рабо-та, курсовой проект (рабо-та), групповой проект и др. 1,3,9,11,13 2,4,8,11,14 2,4,10,12,14 3,5,9,12,15     90-100   75-89 60-74 50-59  
Промежуточная аттестация (экзамен) Срок, форма (уст-ный, письменный, комбинированный или тестирование) и количество вопросов За каждый вопрос: А- 36-40 б В-30-35 балл С-24-29 балл Д-20 - 23 балл   90-100 75-89 60-74 50-59  
Итого  
                         

 

Составил/а Чермухамбетов Е.Н ст.преподаватель, магистр философии

Примечание: *Показатели «Всего баллов: за аудиторную работу, рубежный контроль и СРС» ставятся из утвержденной «Разбалловки» (приложение 5).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.