Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

 

Тема 9. Этика науки. Наука и нравственность. Этос науки.
Социальная и профессиональная ответственность ученого.

История и проблемы этики науки. Наука и нравственность. Идея «имморальности» научного знания.

Этос науки. Расширение этоса науки. Проблема сациальной и профессиональной ответственности ученого. Моральный облик ученого: мифы и реальность. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

 

4.4. Практические (семинарские) занятияв объеме 32 учебных часов проводятся в соответствии с Тематическим планом проведения практических занятий по курсу «История и философия науки» для аспирантов Академии труда и социальных отношений (См. Таблица № 2).

 

3. Порядок проведения и оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

3.1. Тематика рефератов (текущий контроль)

1. Роль науки в современном образовании и в формировании личности.



2. Особенности возникновения и развития науки в цивилизациях Древнего Востока.

3. Предпосылки возникновения и особенности становления древнегреческой науки.

4. Расцвет и упадок науки в эпоху эллинизма. Философия математики неоплатоников.

5. Наука и религия в средневековой Европе.

6. Развитие науки в средневековом арабо-мусульманском мире.

7. Философия и наука в эпоху Возрождения.

8. Революция в естествознании XVI – XVII веков и становление классической науки.

9. Современная естественнонаучная картина мира.

10. Этические проблемы науки и техники.

11. Эмпирические методы научного познания.

12. Наука как система конвенций (А. Пуанкаре, П. Дюгем).

13. Э. Мах: основания, строение и развитие науки.

14. Многообразие вненаучного знания.

15. Наука как социальный институт.

16. Этика науки.

17. Ноосферный подход в работах В.И. Вернадского.

18. Коэволюция природы и общества.

19. Информационное общество: проблемы развития.

20. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей).

21. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

22. Социальный эксперимент – проблема необходимости и риски.

23. Вера и истина. Философская вера как вера в мыслящего человека (К. Ясперс)

24. Гуманитарные науки и вненаучное знание: проблема демаркации.

25. Время, как условие и мера становления человеческого бытия.

26. Феномены псевдонаучного знания. Проблема демаркации науки и не-науки.

27. Обоснование знания. Проблема достоверности и концепции истины.

28. Социально-гуманитарные науки: возникновение, динамика, структура.

29. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

 

3.2. Тематика рефератов (итоговый контроль) разрабатывается Кафедральными коллективами, работающими с аспирантами.

 

3.3. Порядок проведения и оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В соответствии с учебным планом подготовки научно-педагогических кадров Академии промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме кандидатского экзамена.

Оценка по дисциплине «История и философия науки складывается из зачета по реферату и оценки на экзамене.

 

Примерные вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»

1. Предмет и основные концепции современной философии науки

2. Преднаука, ее особенности и формы

3. Научные и философские идеи Древнего Востока (др. Индия, др.Китай)

4. Научное знание в культуре античного полиса

5. Научное знание в эпоху Средневековья

6. Социальные и естественнонаучные условия становления классической науки.

7. Философско-мировоззренческие основания науки.

8. Глобальные научные революции их особенности и основания.

9. Научная революция XVI – XVII веков

10. Научная карта мира, ее особенности и исторические формы.

11. Наука как тип рациональности. Формы и исторические типы научной рациональности.

12. Аристотелевско-галилеевская концепция развития науки

13. Первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер)

14. Второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус)

15. Неопозитивизм (М. Шлик, Р Карнап, А. Айер)

16. Постпозитивизм Проблема демаркации в эпистемологии К. Поппера

17. Постпозитивизм: Структура научных революций Томас Сэмюэл Кун

18. Постпозитивизм Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос)

19. Постпозитивизм: Методологический анархизм Пола Фейерабенда.

20. Особенности неклассической науки.

21. Современная постнеклассическая наука.

22. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста (Г.Гадамер)

23. Сходства и различия наук о природе и наук об обществе (Дилтей, Риккерт)

24. Сциентизм и антисциентизм.

25. Экстерналистский и интерналистский подходы к динамике науки.

26. Кумулятивный подход к пониманию развития науки.

27. Дифференциация и интеграция наук: формы, причины, тенденции.

28. Роль науки в современном мире.

29. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

30. Наука как социальный институт. Особенности организации науки в современном обществе

31. Структура научного знания.

32. Классификация наук: дифференциация и интеграция.

33. Классификация наук: фундаментальные и прикладные науки.

34. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.

35. Интернализм и экстернализм в понимании развития науки.

36. Наука как научное знание, познавательная деятельность и социальный институт.

37. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарном познанию.

38. Социокультурная природа науки. Наука как социальный институт.

39. Наука как специфический тип знания и познавательной деятельности.

40. Субъект социально-гуманитарного познания, его специфика.

41. Особенности эмпирическоно знания.

42. Формы и методы и эмпирического познания, варианты их классификации.

43. Методы теоретического познания.

44. Современная методология научного познания: системно-структурный подход, синергетика и глобальный эволюционизм.

45. Особенности научного познания. Теоретический и эмпирический уровни.

46. Особенности теоретического знания.

47. Различие научного и обыденного познания.

48. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарном познанию.

49. Соотношение понятий истина, заблуждение и ошибка

50. Проблема истины в социальном познании.

51. Онтологические основания социально-гуманитарных наук

52. Пространство и время как основополагающие формы бытия.

53. Социальное и кулльтурно-историческое время.

54. Хронотоп, как единство пространственно-временных характеристик.

55. Основные идеи экзистенциальной философии

56. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках.

57. Предмет социально-гуманитарного познания и его особенности.

58. Социальное и культурно-историческое время.

59. Роль социо-гуманитарных наук в решении глобальных проблем современности.

60. Проблема коэволюции. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

61. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

62. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании.

63. Наука в сравнении с мифом, философией, религией.

64. Вера и понимание в контексте коммуникаций

65. Аксиология: понятие, функции, классификации ценностей.

66. Научные конвенции и моральная ответственность ученого.

67. Этические проблемы науки.

68. Наука и паранаука.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.