Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

XVIII столетие как историко-культурный феномен.

Риторическая словесность

Риторика в европейской культуре – искусство совершенной речи, которое всегда считалось «общим» и необходимым для всех образованных людей.

Причем риторическое слово – это «готовое» слово. В отличие от более поздней литературы тогда не искали новых, других слов для описания.

Главная цель автора состоит не в том, чтобы породить новый, необычный текст, а в том, чтобы создать текст авторитетный. Оригинальность, прежде всего, не была противопоставлена традиционности: можно быть оригинальным, оставаясь в чем-то схожим с предшественниками. Но никакого однообразия – при несомненном внешнем сходстве — не возникало.

На рубеже XVIII–XIX вв. произошёл переход от риторики к непосредственности слова. Слово становится инструментом действительности, не культуры. Грубо говоря, каждые 60-70 лет в России происходят общественно-идеологическая и «риторическая» революции, требующие создания новых филологических дисциплин. Усилиями революционеров-демократов и «прогрессивных» филологов риторика прежнего «красноречия» заменялась на «просторечие» и натурализм художественной словесности. А затем с началом царствования Александра I – активные педагогические реформы: в школах и гимназиях утвердились язык и художественная словесность. Но «словесность» была раскритикована после Октябрьской революции, когда к власти пришли ораторы-большевики, победившие благодаря действенной ораторской пропаганде новой идеологии и нового стиля жизни.

Особенности бытования древнерусских памятников

Произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и просто о реально существовавших людях: чаще всего о святыхио князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. Только в XVII веке появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.



Рукопись может содержать списки разных сочинений и может быть написана как самим автором, так и переписчиками. Еще одним основополагающим понятием в текстологии является термин «редакция», т. е. целенаправленная переработка памятника, вызванная общественно- политическими событиями, изменениями функции текста или различиями в языке автора и редактора.

Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью, пыталась отвечать на основные вопросы жизни, звала к ее преобразованиям, обладала разнообразными и всегда высокими идеалами.

Высокий патриотизм древнерусской литературы связан не только с гордостью авторов за Русскую землю, но и с их скорбью по поводу понесенных поражений, со стремлением вразумить князей и бояр, а порой и с попытками их осудить, возбудить против худших из них гнев читателей.

Очень многие памятники так и остались анонимными, авторство других установлено исследователями по косвенным признакам. Бывает, что в рукописи тот или иной текст подписывался именем авторитетного книжника, что может в равной степени и соответствовать и не соответствовать действительности.

С XI века до первой половины XIV века основным писчим материалом был пергамент, изготовлявшийся из кожи телят. Этот дорогостоящий материал был, естественно, доступен только имущим классам, а ремесленники, торговцы пользовались для своей ледовой переписки берестой. Береста также выполняла функцию ученических тетрадей.

Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись, и только абзацы рукописи выделялись красной киноварной буквицей.Часто употребляемые, широко известные слова писались сокращенно под особым надстрочечным знаком.

Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в деревянные доски. Доски переплета обтягивались кожей, а иногда облекались в специальные изготовленные из серебра и золота оклады.

В XIV веке на смену пергамену пришла бумага. Этот более дешевый писчий материал ускорил процесс письма. Уставное, квадратное письмо сменяется наклонным, округлым почерком с большим количеством выносных надстрочных знаковполууставом. В памятниках деловой письменности появляется скоропись, которая постепенно вытесняет полуустав и занимает господствующее положение в рукописях XVII в.

Жанры древнерусской литературы

Древнерусская литература возникает после принятия христианства: во многом система ее жанров была позаимствована из Византии. В 8-9 веке распространены в основном богослужебные книги (библейские книги, слова известных богословов, жития святых, сборники, изречения, афоризмы). Но происходит не просто перевод, а трансплантация, освоение чужого наследия, соединение его с собственным фольклором.

Первая русская летопись, «Повесть временных лет», начата монахом Нестором. В начале освящается история славян на фоне всемирной истории, библейская легенда о Вавилонском столпотворении. События: путь «из Варяг в Греки», завоевание Киева князем Олегом, поход на Византию Аскольда и Дира, «Первые князья в Киеве», сказание о происхождении славянской грамоты.

Первая погодная запись – 852 год. На примере ПВП, летопись состоит из погодных записей и летописных рассказов: описании событий, деталей и диалогов героев.

Продолжают традиции и другие летописи, такие как «Новгородская летопись» (12 век). Летописи становятся «подчеркнуто местными», замыкаются на себе и не интересуются другими городами, отсутствует церковная риторика, сухо констатируется факт, появляется много диалектных слов.

Агиография – жизнеописание святых. Пришло из Византии. Возникает необходимость создания собственных житий. Одно из первых житий – «житие Бориса и Глеба». Житие состояло из детства особенного ребенка, зачастую благочестивых родителей и пути к богу. Монах-автор уничижает себя перед святыми.

Повести военные (Куликовский цикл) и беллетристика (Переводные произведения, в которых занимательность преобладает над назидательностью)

XVIII столетие как историко-культурный феномен.

Происходит европеизация государства, секуляризация (отдаление от церкви) культуры и литературы. В это время формируется новый тип писателя: не монах, а государственный чиновник или светский человек.

Господствовала сословная идеология, одним из принципов которой стало убеждение, что высшее положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высших нравственных качеств (дворянская культура).

Личные качества приобретают первостепенное значение. Не знатность и богатство, а «острый разум», воинская храбрость и гражданские поступки определяют значение человека в общественной жизни.

XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Большая часть театрального репертуара представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. появляется национальная драматургия (Сумароков, Фонвизин, Херасков).

Литература петровской эпохи отходит от «готового» слова. В середине XVIII в. лексические нормы литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов. В становлении нового литературного языка важную роль сыграли писатели-сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Расцвет поэзии, в частности, любовной.

Основоположником русской драматургиибыл А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и общественного блага, к острым социальным и политическим темам ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П. Радищева).

Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и "низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию.

Задаются вопросом: какой должна быть литература и современный русский язык.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.