Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и типология коммуникативного действия. Примеры.

Билет

Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Коммуникация– эффективное опосредованное синхронное и диахронное взаимодействие между субъектами, обусловленное перемещением смысловой информации в идеальной или идеально-материальной форме.

Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения (например природа)

Предмет науки – это искусственно созданные, вырванные (для изучения) из объекта аспекты, характеристики, связи и отношения, определяющие сущность и содержание объекта.

Объект Т.К. – совокупность коммуникационных процессов в человеческом обществе

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук

Предметное пространство Т.К. образуется в результате пересечения предметных областей классических (фундаментальных) наук.

Семиотика – наука о знаках

Онтология – часть философского знания, связанная с учением о бытие объекта (существует ли объект, и если да, то в какой форме).

Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.:

- Философия

- Комплекс лингвистических наук

- Искусствознание

- Психология

- Комплекс инженерных дисциплин



 

Билет

Основные методологические подходы в теории коммуникации.

Общенаучные:

- Диалектический метод. Явления в их связи и развитии.

- Метод анализа и синтеза

- Сравнительный метод

- Метод идеально-типической реконструкции социальной реальности

- Метод экстрополяции (составление прогнозов на основе развития прошлого)

- Методы сбора эмпирической информации

• Метод наблюдения

• Метод анализа документа

• Опросные методы

• Социальный эксперимент

Собственные специфические:

1) Процессно-информационный подход

обмен определенными кол-вами информации между субъектами.

Осн. категории:

- информация

- шумы, помехи

- кол-во и кач-во сведений

- эффективность взаимодействия

Социально-семиотический подход

процесс создания нового социального целого с помощью знакового взаимодействия

Осн. Категории:

- категория смысла

- знака

- понимания

- творчества

Билет

Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный под ход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

Общее понимание комм:

- Человеческое общение, контакты, связи между людьми

- Процесс передачи информации

- Связь, осуществляемая посредством техн устройств, средств сообщения.

- Общение, информационное взаимодействие между людьми

- Взаим-е, обмен сигналами между людьми и животными

- Связь между различными объектами, в т.ч. технич природой

- Каналы связи между различными объектами

- Пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами.

Дедуктивный подход – подход, связанный с выведением из понятия наиболее общих понятий и категорий данной науки.

Первый фундаментальный вопрос:

Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация?

Это всегда субъект-субъектное взаимодействие, где субъект – это живое существо, способное к автономному поведению (строгий подход)

Дополнительный вопрос: Минимальное кол-во субъектов, называемое коммуникацией? Один, если он отправил и получил свое же сообщение в разное время. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной.

 

 

Билет

Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций

 

Второй фундаментальный вопрос:

Движение субстанции какого типа делает субъект-субъектное взаимодействие коммуникацией?

Два типа: Расширенный (все три типа) и строгий узкий (только 2 последних)

- Субстанции материального типа: матер тела, вещ-во, энергия

- Субстанции идеального типа: информационные образования, имеющие смысл для субъектов взаимодействия. (неприличный жест руки – фигура малая, простая, но смысл огромен)

- Субстанции материально-идеального типа (смешанные) – материальная форма полностью исчерпывает

смысл (брошенная перчатка).

 

 

Субстанция идеальной природы – информационные образования, имеющие для субъектов особое содержание и смысл.

Смысл – некоторое содержание, значимое для субъектов. Порождает реакцию.

 

Билет

Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.

Первый фундаментальный вопрос:

Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация?

Это всегда субъект-субъектное взаимодействие, где субъект – это живое существо, способное к автономному поведению (строгий подход)

Дополнительный вопрос: Минимальное кол-во субъектов, называемое коммуникацией? Один, если он отправил и получил свое же сообщение в разное время. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной.

Третий фундаментальный вопрос: Какой тип взаимодействия между субъектами является коммуникацией и какие х-ки хар-ют комм. взаимодействие?

Характеристика:

1) субъект-субъектное взаимодействие

2) опосредованное субстанцией взаим-е

3)эффективное

4)синхронное и диахронное

 

S (источник) -> M (сообщение) -> R (получатель) -> E (эффект)

 

 

Билет

Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общение, перцепции, интеракции

Информация– это все то, что нельзя объяснить материально и энергетически. (сбор, хранение, обработка сведений, используемые для управления)

Общение- процесс взаимосвязи и взаимодействия соц субъектов. (получение необходимых знаний, навыков, эмоций, опыта)

Энтропия – мера неопределенности, хаотичности

Перцепция- познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Восприятие.

Интеракция- взаимодействие, воздействие друг на друга.

1)групповая

2)конкуренция

3)конфликт

Структура интеракции:

1)Действующий субъект

2)Субъект воздействия

3)Средство воздействия

4)Метод воздействия

5)Результат действия

 

Билет

Понятие и типология коммуникативного действия. Примеры.

Коммуникативное действие – действие соц. субъекта (актора), связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения.

Критерии типологии:

• Характер включения психики субъекта (интенциональное /неинтенциональное)

• Тип сообщения (вербальное/невербальное)

Типы КДИ:

• Интенциональное вербальное (Просьба)

• Интенциональное невербальное (Пожимание плечами)

• Неинтенциональное вербальное (Спонтанное использование ненормативной лексики)

• Неинтенциональное невербальное (Зевание как знак усталост)

 

Типы КДП:

• Осознанное

• Неосознанное

 

 

8 билет
Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.

 

Коммуникативный акт – элементарная единица коммуникации, однократное завершенное взаимодействие

Столбец состоит из кди по горизонтали и кдп по вертикали пополам.

1. Неинт. Неверб. Неосоз. Акт (любовь с первого взгляда)

2. Неинт. Верб. Неосоз. Акт (гипноз – слово со стороны)

3. Интенц. Неверб. Неосоз. Акт (осознанный жест – раскрытие ладоней)

4. Интенц. Верб. Неосоз. Акт (гипноз – слово во сне)

5. Неинтенц. Неверб. Сознат. Акт (случайный зевок)

6. Неинтенц. Верб. Сознат. Акт (перепутал имя)

7. Интен. Неверб. Созн. Акт (направленный зевок)

8. Интен. Верб. Созн. Акт (чтение лекции)

Возможна и ситуация одновременного присутствия двух коммуникативных актов в одном взаимодействии. Например, когда во время важных переговоров ваш подчиненный вдруг выходит за рамки своих полномочий, вы ему ласково улыбаетесь и говорите протокольную фразу и одновременно под столом больно наступаете ему на ногу. Налицо два коммуникативных акта - вербальный с одним сообщением и невербальный с другим.

Билет






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.