Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные коммуникации.

Возможны разные подходы к построению типологии коммуникации, опирающиеся на различные классификационные критерии.

В качестве основного критерия выступают элементы базовой Ласвеловской модели коммуникации (Source –Message – Channel – Receiver - Effect).

Критерии:

I) Соотношение типов коммуникатора и получателя в коммуникационном взаимодействии -> 4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса)

 

· Индивид – элемент и первичный субъект коммуникации. Присутствует в явном или неявном виде на всех более высоких уровнях взаим-я

· Соц.группа – спец. Общность людей, отличающихся следующими характеристиками:

1) наличие общего соц.признака и интереса

2) идентичность – осознание своей принадлежности к данной группе

3) признание данной группы группой со стороны группы

· Соц.организация – это формальная группа, отличающаяся след.признаками:

1) Формальное членство

2) Наличие зафиксированных правил входа и выхода

3) Наличие статусно-ролевой структуры и иерархии

4) Наличие норм, правил и предписаний, регламентирующих в явном виде исполнение ролей и статусов

5) Наличие санкций за нарушение норм

· Масса – особый тип ассоциации индивидов, в котором преобладают явления автономности, анонимности, безответственности и индивидуализма. Масса не является соц.орг или группой, масса рассеяна социально и неоднородна географически

Толпа – особый формат существования массы, в котором индивиды объединяются обстоятельствами места, времени и предельно малой геометрической дистанции. В отличие от массы толпа способна к совместной деятельности



Методологический подход – система научн. знаний с опорой на ту или иную базовую категорию.

1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации);

2. семиотический < Семиотика – это наука о знаках;

 

Билет

Типология соц. Коммун. По критерию соотношения источника и получателя.

16 типов:

- личность

- группа

- организация

- масса

Личность-группа: слова человека в кругу друзей

Личность-орг-я: обращение с заявлением в суд

Группа-личность: поздравление компанией друзей одного человека

Межгрупповая комм-я: встреча компаний друзей на отдыхе

Группа-орг-я: письмо от студентов в деканат

Группа-масса: обращение группы людей на митинге к толпе народа

Орг-я-личность: объявление деканата о выговоре студенту

Орг-я-группа: объявление деканата о стипендии для студентов

Орг-я-орг-я: деловые переговоры между корпорациями

Орг-я-масса: поздравление президентом страны своего народа

Масса-личность: выборы

Масса-орг-я: реакция фанатов на победу команды

Масса-группа: нелюбовь народа к футбольным фанатам

Масса-масса: ненависть народов друг к другу (Израиль-Палестина)

В том случае если и S и R один и тот же субъект, то имеет место т.к. внутриличностная коммуникация.

 

Массовая коммуникация (применяется в рамках Т.К.) – любой формат взаимодействия соц.субъектов, в котором в качестве S и(или) R выступает массовая общность

 

Билет

Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям. Примеры.

1. По типу сообщения:

-когнитивные (знания 90%)

- эмотивные (эмоции 30%)

- конативные (поведение 10%-побуждение к действию)

- содержательные(передают инф.)

- ритуальные (фактические – поддержание комм. не передают инф. – воинское приветствие)

2. По типу канала:

А.

- массовые

- организационные

- личностные

Б.

- вербальные

- невербальные

В.

- непосредственные

- опосредованные (посредник или техника)

Г.

- внешние (сми)

- внутренние (каналы организации)

Д.

- горизонтальные(подчиненный – подчин.)

- вертикальные (начальство – подчин.)

3. По эффекту:

А.

- отрицательный

- положительный

Б.

- конструктивный (поддержание, усиление)

- деструктивные (разрушение комм.)

Дополнительные критерии:

1. По предметной направленности:

- экономич

- политич

- соц

- культурн

2. По сфере:

- бытовые

- деловые(1 или 2 участника выполн. обязанности)

3. По характеру обратной связи:

- односторонние

- двусторонние

- транзакционные (равноценные)

4. По хар-ру взаимод. между источ. и получ.:

- симметричный

- ассиметричный (взаимовыгодный обмен или нет)

Билет

Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера. Понятие и типология коммуникативных шумов.

E
S
Tr
Cod
Ch
M
R1
R2
decod
N3
N1
N2

Цель: узнать как можно улучшить точность и эффективность процесса информационного взаимодействия.

Идеальная коммуникация, согласно их подходу, имеет место в том случае, когда кол-ва отправленной информации = кол-ву полученной.

Коммуникатор выбирает сообщение из набора доступных ему возможных сообщений – пространства информационных выборов. Цель коммуникации – уменьшение уровня неопределенности у получателя.

Важное отличие от модели Лассвела – функциональное разделение в процессе коммуникации коммуникатора и передатчика, приемника и рецепиента.

Важнейший элемент модели Ш-В – коммуникативные шумы.

Ш-В первым предложили классическую классификацию коммуникативных шумов.

Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения качества коммуникации и потерю информации.

Виды шумов по Ш-В:

- Механические. Мех.шум (шум канала) порождается техническими факторами несовершенства каналов коммуникации (помехи в ТВ, шум за окном, мешающий восприятию речи, плохое качество типографской краски в газете)

- Семантические. Сем.шумы – это потеря инф-ии, порожденная трудностями и проблемами при кодировании и декодировании сообщений. Культурные факторы, различия в кодовых языковых системах источника и получателя.

Семантический шум при кодировании менее опасен, чем шум при декодировании.

Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.

Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.

Недостатки:

1. Ограниченность качества коммуникации, так как содержание уделяли малое внимание.

2. Исключительно односторонний характер.

3. Не предусмотрена возможность обратной связи, влияния реципиента на источник.

 

Билет

Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина

 

Описывает как межличностную, так и массовую коммуникацию, раскрыта роль массмедиа. Рассматривает все возможные каналы удовлетворения потребности создания аттитюда.

1. Ситуация исчерпывается прямым наблюдением объекта (Оз) субъектом (В), нет нужды вступать в социальную коммуникацию.

2. Субъект лично наблюдать не может, прибегает к непостредственной коммуникации (с субъектом (А), который лично наблюдал объект). Они могут не прийти к единому мнению, тогда модель Ньюкомба.

3. Субъект лично наблюдать не может, не может прибегнуть к непостредственной коммуникации - прибегает к опосредованной коммуникации (Обращается к субъекту, «информационному посреднику», медиа). Медиа выполняет функции отбора, фильтрации и ограничения информационного потока от мира объектов к миру субъектов.

Модель предусматривает возможность наличия обратной связи. К примеру: письма читателей в редакцию, звонки телезрителей.

Билет






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.