Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные виды деятельности компании - операции по разведке, добыче и переработке нефти и природного газа, реализации нефти и нефтепродуктов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)
Институт открытого образования
Направление подготовки
«Менеджмент»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Финансовый менеджмент
«Финансовое планирование как функция финансового менеджмента (на примере ОАО Лукойл)»

    Выполнил студент 2 курса очной формы обучения (гр. 3-Б11МЖ 20) Спиридонов А. С. _____________________ (подпись)  

Проверил:

к.э.н., асс,каф, Шеншин А.С.

____________________

(подпись)

 

 

Нижний Новгород
2015



Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии. 5

1.1. Сущность, роль и задачи финансового планирования. 5

1.2. Виды и формы финансовых планов. 8

1.3. Методы финансового планирования. 12

Глава 2. Анализ финансового планирования в ОАО «Лукойл». 20

2.1. Характеристика предприятия. 20

2.2. Анализ системы финансового планирования на предприятии………...26
2.3 Пути совершенствования системы финансового планирования предприятия……………………………………………………………………33

Заключение. 36

Список литературы.. 38

 

 


Введение

 

Любое общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя – ее планирования. В то же время механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть совершенно различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений.



Процессом достижения некоторой конкретной цели необходимо управлять, потому что результат и, соответственно, успех не может прийти самопроизвольно. Процесс управления зависит, с одной стороны, от вида и числа проблем, которые должны быть решены, с другой стороны, от вида и числа участвующих в нём людей и их межличностных информационных и социальных связей. Эффективность процесса управления определяется достижением взаимодействия в ходе решения проблем между работниками. Планирование будущей деятельности помогает снизить количество возникающих в процессе работы проблем.

Сферой финансового планирования являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них. Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством: целевой ориентации и координации всех событий на предприятии; выявления рисков и снижения их уровня; разукрупнения и тем самым упрощения процессов; повышения гибкости, приспосабливаем ости к изменениям.

Целью данной работы является рассмотрение планирования финансово-хозяйственной деятельности организации как основной функции финансового менеджмента. Данная цель достигается путем постановки следующих задач:

1. раскрыть теоретические основы организации финансового планирования на предприятии;

2. дать экономическую характеристику ОАО «Лукойл»

3. проанализировать особенности организации финансового планирования в публичном акционерном обществе «Лукойл»

Объект: ОАО «Лукойл».

Предмет: система финансового планирования в торговом предприятии.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии

1.1. Сущность, роль и задачи финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим некоторые из них, являющиеся, по нашему мнению, основными:

-неопределенность будущего;

-координирующая роль плана;

-оптимизация экономических последствий;

-ограниченность ресурсов.

Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:

-определение объема предполагаемых поступлений денежных

ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя

из намечаемого объема производства;

-определение возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

-установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;

-определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;

-обоснование на короткие периоды равновесия поступления

денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.

К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование, можно отнести следующие:

-обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

-увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;

-обеспечение реальной сбалансированности планируемых

-расходов и доходов предприятия;

-определение финансовых взаимоотношений с бюджетами банками и т.д.;

-контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Систему финансового планирования на предприятии можно разделить на три составляющие:

1) разработка финансовой стратегии предприятия;

2) текущее финансовое планирование;

3) оперативное финансовое планирование.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой стратегии предприятия - процесс длительный, требующий основательного подхода и определенной квалификации разработчиков. Финансовая стратегия предприятия должна формулировать основные цели предприятия и пути их достижения таким образом, чтобы обеспечить единую направленность действий предприятия.

Процесс формирования финансовой стратегии должен проходить ряд этапов, к которым относится:

-определение общего периода ее формирования;

-формирование стратегических целей финансовой деятельности;

-конкретизация показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;

-оценка разработанной финансовой стратегии.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь служит средством ранней диагностики финансового состояния предприятия, помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. В процессе составления платежного календаря формируется информационная база о движении денежных средств предприятия, проводится анализ неплатежей, осуществляется расчет потребности в краткосрочном кредите или размера и сроков временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на месяц с подекадной разбивкой. Реже встречается разбивка на пятидневки и 15 дней. Финансовое планирование на столь короткие периоды времени является процессом непрерывным и требует постоянного контроля за состоянием запасов и дебиторской задолженности, за производством и реализацией.

В рамках оперативного финансового планирования помимо платежного календаря составляется кассовый план предприятия. Кассовый план предприятия отражает поступления и выплаты наличных денежных средств через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами также является немаловажным фактором в финансовой деятельности предприятия. Кассовый план разрабатывается на один квартал и отражает предполагаемые выплаты по фонду заработной платы, фонду потребления и прочие выплаты и поступления наличных денег.

Задачи текущего и оперативного финансового планирования на предприятии призвана также выполнять система внутрифирменного бюджетирования, рассматриваемая ниже.

 

1.2. Виды и формы финансовых планов

Конкретное проявление процесса финансового планирования организации (предприятия) заключается в разработке, утверждении и исполнении финансовых планов и отдельных показателей этих планов

Финансовый план представляют собой совокупность документов определенной формы, которые характеризуют различные стороны финансовых отношений организации (предприятия и корпорации).

Законодательство не предусматривает обязательность разработки, утверждения и предоставления форм финансовых планов органам государственной власти и управления. Однако косвенные рекомендации по их составлению предопределяются в соответствии с требованиями, например, Налогового кодекса Российской Федерации, законодательства о банковской деятельности, малом предпринимательстве и других актов и документов.

Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются :

-оперативные финансовые планы, которые составляются на месяц, декаду или неделю;

-текущие финансовые планы, которые разрабатываются на год

с поквартальной разбивкой;

-среднесрочные финансовые планы, которые разрабатываются на

плановый период от одного года до трех лет;

-перспективные (долгосрочные) финансовые планы, которые

разрабатываются на пять и более лет планового периода;

-программные финансовые планы, которые разрабатываются на

конкретные периоды внедрения и использования программ предпринимательской деятельности по сферам хозяйствования.

Финансовые планы по всем формам составляются только на незначительном по видам количестве предприятий и корпораций.

На малых предприятиях всех форм собственности, как правило, разрабатываются только оперативные финансовые планы, так как невозможно рассчитать на перспективу состояние финансовых ресурсов, объемы и структуру производства и выручки, в том числе выручки от реализации продукции (работ, услуг) и т.п.

Оперативные и текущие финансовые планы начинают разрабатываться, как правило, со средних организаций (предприятий), где мотивами развития становятся расширение сферы деятельности и закрепление на рынке товаров и услуг. Основной целью разработки финансовых планов является разработка наиболее эффективных путей использования прибыли и нахождение дешевых привлеченных и заемных финансовых ресурсов.

Оперативные, текущие и перспективные планы разрабатываются в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях), корпорациях и транснациональных компаниях. Целью разработки комплекса финансовых планов и разработочных таблиц является: освоение внутренних и внешних рынков ресурсов и сбыта продукции (работ, услуг); выпуск новых видов продукции. Программные финансовые планы разрабатываются по мере необходимости, а в крупных и сверхкрупных организациях (предприятиях) они носят систематический характер с подробной характеристикой исходной информации, результатов деятельности и определением центров ответственности.

Финансовые планы как документы включают в себя несколько форм (регистров), которые могут иметь следующий вид:

-Смета затрат представляет собой форму планового расчета, определяющую потребность предприятия в денежных средствах на

предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. Разрабатывается на квартал, полугодие, год,

программу.

-Баланс доходов и расходов характеризует поступление и расходование денежных средств на планируемый период, разрабатывается на квартал, год, программу.

-Инвестиционный план отражает потребность в денежных ресурсах, направляемых на инвестиционную деятельность, и источники их формирования, разрабатывается на квартал, год, программу.

-Кредитный план представляет собой план получения и погашения

кредитов банков, разрабатывается на квартал, год, программу.

-Валютный план показывает поступления и расходование денежных средств в иностранной валюте, разрабатывается на квартал,

год, программу.

-Прогноз баланса активов и пассивов отражает величину показателей актива и пассива бухгалтерского баланса по истечении)

предстоящего периода. Разрабатывается на год, программу.

-План движения денежных ресурсов отражает движение наличных и безналичных денежных средств по организации (предприятию) и по видам деятельности на определенный период, разрабатывается на квартал, год, программу.

-Платежный календарь (баланс) отражает доходы и расходы на

предстоящий период, разрабатывается на месяц с подекадной

разбивкой.

-Кассовая заявка (план) отражает поступление денежных,

средств на счета в банках и в кассу и потребность в этих денежных средствах, разрабатывается на квартал.

-Разработочные таблицы . Такие таблицы составляются и раскрывают или дополняют характеристики определенных сторон финансовых показателей, в том числе:

-План распределения валовой и чистой прибыли отражает все

аспекты использования прибыли и представляет собой расчет

валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, разрабатывается

на квартал, год, программу.

-План взаимоотношений с бюджетом показывает отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и отчислений в бюджет и государственные фонды денежных средств и поступления денежных средств из централизованных денежных фондов, с учетом взаиморасчетов, разрабатывается на квартал, год, программу.

-План налогов и отчислений (налоговый бюджет) отражает взаимоотношения с бюджетом и государственными фондами денежных средств, разрабатывается на квартал, год, программу.

-Расчет амортизационных отчислений по методам в соответствии с бухгалтерским учетом и для налогообложения.

-План потребности в оборотных средствах отражает излишек или недостаток собственных оборотных средств и источники их покрытия и пополнения.

Кроме того, следует учитывать, что в процессе финансового планирования используются стандартные формы отчетности, которые организация (предприятие) предоставляет в обязательном порядке органам власти и управления, статистики и т.п. Финансовые планы и разработочные таблицы являются основой процесса бюджетирования затрат организации (предприятия).

В процессе финансового планирования формируются проекты оперативных, текущих и перспективных финансовых бюджетов. Для организации системы бюджетирования создаются центры ответственности. Завершающим элементом процесса бюджетирования является консолидированный бюджет организации (предприятия). Однако все показатели документов, представляющих финансовый план организации (предприятия), также требуют расчетов с применением вышеназванных методов, способов и приемов финансового планирования.

1.3. Методы финансового планирования

Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности на предприятии. Общепризнанными являются следующие принципы финансового планирования на предприятии:

-финансовое соотношение сроков («золотое банковское правило») - получение и использование средств должно происходить в установленные сроки. Капитальные вложения на длительный срок целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

-платежеспособность - финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах деятельности;

-оптимальность капитальных вложений - для капитальных

вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг). Привлекать кредиты банков выгодно лишь в том случае, если обеспечивается действие эффекта финансового рычага;

-сбалансированность рисков - наиболее рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников;

-соответствие условий и потребностей рынка - для предприятия необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию (услуги) и возможную реакцию на изменения на рынке;

-предельная рентабельность - целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

В финансовом планировании используется ряд методов планирования финансовых показателей:

-расчетно-аналитический;

-метод оптимизации плановых решений;

-балансовый;

-нормативный;

-метод экономико-математического моделирования.

Расчетно-аналитический метод основан на прогнозировании финансовых показателей на основе анализа их достигнутой величины. Данный метод применяется, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам.

Расчет планируемой величины финансовых показателей можно отразить в следующем виде:

Фппл = Фпотч * I

гдеФппл - планируемая величина финансового показателя;

Фпотч - отчетное значение финансового показателя;

I - индекс изменения финансового показателя.

Метод оптимизации плановых решений сводится к разработке нескольких вариантов расчетов, из которых выбирают один. При выборе наиболее оптимального варианта могут применяться следующие критерии:

-максимальная рентабельность вложенного капитала;

-максимальное значение прибыли;

-максимальная оборачиваемость капитала;

-оптимальное соотношение заемных и собственных средств предприятия;

-минимальное значение приведенных затрат и т.д.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.

Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:

-федеральные;

-региональные;

-местные;

-отраслевые;

-групповые;

-внутренние (нормы и нормативы предприятий).

При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Примером групповых нормативов являются льготные налоговые ставки, установленные для малых предприятий, особые возможности начисления амортизации: в акционерных обществах - это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.

Методы экономико-математического моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими.

Экономико-математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов:

y = f (х1 , x2 , ... ,хn ),

где у - планируемый финансовый показатель;

хi – i-й фактор, i = 1, ..., n.

Широкое применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов:

y = а0 +а1 х1 + ... + аnхn

где а0 , a1 , ..., аn - параметры (коэффициенты регрессии), которые оцениваются из статистических данных;

у - среднее значение финансового показателя;

х1 , ..., хn - факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.

Следует иметь в виду, что небольшой период исследования не позволяет выявить общие закономерности. Выбор слишком большого периода тоже чреват определенными неточностями в прогнозировании. Наиболее оптимальным на сегодняшний день считается период в 1 - 2 года.

Применение описанных выше методов дает возможность определить планируемые значения отдельных финансовых показателей, но для разработки финансового плана в виде баланса доходов и расходов необходимы дополнительные расчеты, позволяющие свести баланс.

Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является «метод пробки». Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (разности пассивов и активов баланса), называемого «пробкой», и определении путей ликвидации этой «пробки». Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточности средств для финансирования деятельности предприятия с намеченными расходами на сырье, материалы, приобретение оборудования и т.п., следует рассмотреть варианты привлечения дополнительного финансирования, например, за счет кредитов. Корректировка пассива на сумму планируемого кредита приведет к образованию новой «пробки», так как привлечение кредита увеличит расходы на сумму процентов за кредит и соответственно уменьшит прибыль. Таким образом, использование этого метода сводится к итерационным расчетам. Каждая итерация состоит в определении «пробки» и обосновании финансовых решений, позволяющих ее ликвидировать.

Второй метод разработки прогнозного баланса доходов и расходов, а также собственно прогнозного баланса предприятия получил название метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации, или метода процента от продаж.

Процедура этого метода основана на следующих предположениях:

-основные средства организации задействованы на полную мощность и увеличение объема реализации потребует дополнительных инвестиций;

-предприятие работает стабильно и на начало планируемого периода значения большинства статей баланса оптимальны (в том числе запасы, остаток денежных средств соответствуют достигнутому объему реализации);

-изменение большинства статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации.

Алгоритм расчетов методом процента от продаж:

1. Выявляются те статьи баланса, которые изменяются пропорционально объему продаж. Как правило, к ним относят затраты, включаемые в себестоимость реализованной продукции, управленческие, коммерческие расходы, дебиторскую, кредиторскую задолженность. Эти статьи переносят в прогнозную форму баланса с учетом роста объема продаж (умножив на индекс роста объема реализации).

2. Ряд статей баланса, которые не изменяются спонтанно при

росте объема продаж, а определяются, например, финансовыми решениями, переносятся в прогнозную форму без изменений. К таким статьям можно отнести дивиденды, векселя к оплате.

3. Определяется нераспределенная прибыль прогнозного года:

к нераспределенной прибыли отчетного года прибавляется прогнозируемая прибыль за вычетом дивидендных выплат (норма выплаты дивидендов на этой итерации расчетов принимается на уровне отчетного года).

4. Выявляется потребность в дополнительном финансировании

и определяются источники финансирования с учетом возможных ограничений по структуре капитала, стоимости различных источников и т.д.

5. Формируется вариант второго приближения с учетом эффекта обратной финансовой связи (привлечение кредитов и займов не

только увеличивает источники финансирования, но и приводит к росту издержек, связанных с выплатой процентов).

6. В случае если вторая итерация не позволяет свести баланс, следует провести еще несколько итераций, на каждой из которых будут приниматься в расчет те или иные финансовые решения.

Сложившиеся подходы российских предприятий к разработке финансовых планов, описанные выше, не позволяют эффективно и в полной мере решать задачи и достигать целей, определенных в финансовой стратегии развития предприятия. Финансовое планирование, как правило, оторвано от маркетинговых исследований и опирается на план производства, а не сбыта, что ведет к существенному отклонению фактических показателей от плановых. Процесс финансового планирования затянут во времени, при планировании преобладает затратный механизм ценообразования, отсутствует разделение затрат на постоянные и переменные, не используется понятие маржинальной прибыли, не проводится анализ безубыточности, не оценивается эффект операционного рычага и не рассчитывается запас финансовой прочности.

Рыночная экономика требует качественно новых подходов к вопросам финансового планирования на предприятии. Многие проблемы внутрифирменного финансового планирования могут решаться посредством применения новых современных технологий планирования. Для организации наиболее эффективного финансового планирования в отечественной практике все чаще используется система бюджетирования.


Глава 2. Организация финансового планирования в Обществе с ограниченной ответственностью «Лукойл»

Характеристика предприятия

ОАО «ЛУКОЙЛ» - одна из крупнейших международных вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний.

Официальное название - ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»».

На основании Указа Президента РФ № 1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразовании в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» 5 апреля 1993 г. на базе государственного концерна было создано акционерное общество открытого типа «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»».

Основные виды деятельности компании - операции по разведке, добыче и переработке нефти и природного газа, реализации нефти и нефтепродуктов.

Переработка и сбыт являются вторым важным бизнес-сегментом группы «ЛУКОЙЛ».

В России компании принадлежат четыре нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) и два мини-НПЗ, а также четыре газоперерабатывающих завода. Кроме того, в состав российских активов группы «ЛУКОЙЛ» входят 2 нефтехимических предприятия.

ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ - в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 41,8 млн т/год нефти. Зарубежные НПЗ Компании расположены на Украине, в Болгарии и Румынии, их совокупная мощность составляет 16,7 млн т/год нефти. В 2004 году на собственных заводах Компании было переработано 44,0 млн т нефти, в том числе на российских - 35,5 млн т. По состоянию на конец 2008 года сбытовая сеть Компании охватывает 17 стран мира, включая Россию, страны СНГ (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина), государства Европы (Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Румыния, Чехия, Эстония) и США, и насчитывает 199 объектов нефтебазового хозяйства и 5 405 автозаправочных станций. Сбытовая сеть Компании на территории России включает 10 организаций нефтепродуктообеспечения, осуществляющих свою деятельность в 59 субъектах РФ.

В состав ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» входят:

- ТПП «Лангепаснефтегаз»;

- ТПП «Урайнефтегаз»;

- ТПП «Когалымнефтегаз»;

- ТПП «Покачевнефтегаз»1.

Функции финансового планирования в ОАО «ЛУКОЙЛ»закреплены за генеральным директором организации и отделом стратегического планирования.

Сегодня «ЛУКОЙЛ» выпускает широкий ассортимент высококачественных нефтепродуктов, продукции газопереработки и нефтехимии и реализует свою продукцию оптом и в розницу более чем в 30 странах мира.

Высшим органом управления ОАО «ЛУКОЙЛ» является Собрание акционеров, которое избирает состав Совета директоров.

Совет директоров принимает стратегические решения. Оперативные управленческие решения утверждает Правление на своих еженедельных заседаниях. Каждый руководитель компании и дочерних предприятий, а также другие менеджеры-управленцы имеют право на принятие оперативных решений в пределах своих служебных полномочий.

Для более полной характеристики нефтегазовой компании ОАО «ЛУКОЙЛ» необходимо рассмотреть основные технико-экономические показатели за 2014-2015 гг. Анализ проводится на основе данных бухгалтерской отчетности компании за 2014-2015 гг. и отчета о прибылях и убытках за аналогичный период. Расчеты представлены в табличной форме (таблица 1).

Ранее основная часть продаж нефти, а также экспорт нефтепродуктов, производимых российскими предприятиями группы «ЛУКОЙЛ», осуществлялся централизованно через ОАО «ЛУКОЙЛ».

Таблица 1.

Основные технико-экономических показателей деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2014-2015 гг.

Показатель 2014 год 2015 год Отклонение Динамика
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. -501666644 6,53
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. -415611634 3,16
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 7 057 798 -37849947 15,72
Чистая прибыль, тыс. руб. + 94 889 588 310,17
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. + 86 243 159 109,55
Собственный капитал, тыс. руб. 128,96
Среднегодовая численность работников, чел. 164 100 150 000 - 14 100 91,41
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. + 680 670 122,81
Фондоотдача, тыс. руб./тыс. руб. 179,86 9,56 -170,3 5,32
Материалоотдача, тыс. руб./тыс. руб. 27608,44 3416,68 -24191,76 12,38
Производительность труда, тыс. руб. на 1 работника 3279,62 233,61 -3046,01 7,12
Рентабельность продукции, % 10,46 51,96 + 41,50 496,75
Рентабельность продаж,% 8,37 20,14 + 11,77 240,62
Рентабельность имущества, % 5,00 14,16 + 9,16 283,20
Коэффициент текущей ликвидности 0,42 0,97 + 0,55 230,95
Коэффициент оборачиваемости капитала 0,59 0,04 - 0,55 6,78
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 2,63 0,07 - 2,56 2,66
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -1,81 -0,13 + 1,68 7,18
Соотношение собственных и заемных средств 0,58 0,76 + 0,18 131,03
Коэффициент автономии 0,37 0,43 + 0,06 116,22
Коэффициент маневренности -1,11 -0,15 + 0,96 13,51

 

А с 1 января 2013 г. «ЛУКОЙЛ» осуществляет поставки нефти на экспорт только по договорам комиссии. Кроме того, компания также не участвует в реализации нефти на внутреннем рынке - эта функция полностью перешла к нефтедобывающим предприятиям группы. Этот факт привел к существенному уменьшению выручки в 2015 г. по сравнению с 2014 г.

Поэтому в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом выручка компании от реализации продукции значительно уменьшилась - на 93,47 %. Также в 2015 г. по сравнению с 2014 г. уменьшились себестоимость реализованной продукции - на 415611634 тыс. руб. и прибыль компании - на 84,28 %

Чистая прибыль за анализируемый период увеличилась с 45147922 тыс. руб. до 140037510 тыс. руб. Произошло это за счет увеличения доходов от участия в других организациях в 2015 г. и увеличения процентов к уплате в 2014 г.

Стоимость основных производственных фондов к концу исследуемого периода увеличилась на 22,81 %. Изменение произошло за счет значительного роста стоимости зданий, машин и оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря.

За анализируемый период собственный капитал компании был увеличен на 28,96 %, что частично объясняется ростом среднегодовой стоимости активов.

Численность работников организаций группы «ЛУКОЙЛ» в 2015 г. снизилась на 8,59 % по сравнению с 2014 г. Особенно заметное снижение произошло в бизнес-сегменте «Геологоразведка и добыча». Производительность труда уменьшилась и в 2015 году составила 233,61 тыс. руб./чел. по сравнению с 3279,62 тыс. руб./чел. в 2014 г.

Эффективность деятельности предприятия характеризуют также такие относительные показатели, как рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность имущества. Все они в 2014-2015 гг. имеют динамику роста.

Коэффициент текущей ликвидности в 2014 г. имеет значение 0,42, в 2015г. - 0,97. Данный коэффициент отображает способность погашения текущих обязательств только за счёт оборотных активов, а так как его значения за оба года меньше 1, то это говорит о высоком финансовом риске, связанном с возможной неспособностью компании стабильно оплачивать текущие счета.

Эффективность использования активов с точки зрения продаж уменьшается, что объясняется снижением значения коэффициента оборачиваемости капитала в 2015 г. по сравнению с 2001 г. Данное изменение значения коэффициента наблюдается, потому что среднегодовая стоимость активов увеличилась, а выручка значительно уменьшилась. Количество оборотов 1 рубля в 2013 г. составило 0,04.

Время, затрачиваемое на движение оборотных средств в компании, сократилось и составило 0,07 в отчетном году.

Коэффициент обеспеченности компании собственными средствами и в 2014, и в 2015 г. есть величина отрицательная (меньше нормативного значения в 0,1). Это означает, что у компании недостаточно собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости в настоящий момент. Однако по сравнению с 2014 г. в 2015 г. данный показатель увеличился на 1,68, что также свидетельствует о некотором улучшении финансовой устойчивости предприятия.

Коэффициент автономии характеризует устойчивость финансового состояния предприятия, степень его независимости. Данный показатель за рассматриваемый период в динамике увеличился. Однако его значение и в 2014 и в 2015 гг. ниже рекомендуемого.

 

Значение коэффициента маневренности не достигает номинального значения в 0,5, но, тем не менее, прослеживается тенденция к росту данного показателя.

Итак, ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»», взятое в качестве объекта исследования, в настоящее время является одной из крупнейших международных вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний.

К основными видам деятельности компании относятся операции по разведке, добыче и переработке нефти и природного газа, реализации нефти и нефтепродуктов.

«ЛУКОЙЛ» сегодня занимает 1 место среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти и 3 место среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти. Доля «ЛУКОЙЛА» по добыче нефти в мире составляет 2,2 %.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.