Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные выводы и предложения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО "МГСУ")

Национальный исследовательский университет

 

Институт строительства и архитектуры (ИСА)

 

Кафедра: Технологии и организации строительного производства (ТОСП)

 

 

Отчет о научно-исследовательской работе

 

Тема: «Переход от лицензирования к саморегулированию в строительном комплексе».

 

Выполнил: Магомедов К.

Факультет/группа: ИСАм 1-5

Научный руководитель: Иванов В. А.

 

г. Москва, 2016 г.

Введение

Выпускная квалификационная работа-самостоятельное и логически завершенное научное (прикладное) исследование, связанное с решением задач профессиональной деятельности.

Исследование направлено на получение новых знаний в целях их последующего практического применения, достижения поставленных целей, решения конкретных задач.

Тема исследования выбрана в соответствии с потребностями отрасли, интересами магистранта, профессиональными навыками научного руководителя.

Продукт проекта:

Выпускная квалификационная работа студента магистратуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный строительный университет» (далее ВКР).

ВКР выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и научно- исследовательской работы.

Характеристики ВКР:

Не менее 150 печатных страниц, включающих обзор существующих решений рассматриваемой задачи, исследование и построение решения рассматриваемой задачи. Титульный лист является первым листом ВКР и оформляется по установленной форме. Оглавление содержит наименование каждого раздела, подраздела и пункта с указанием страниц их начала. Введение отражает актуальность выбранной темы, степень ее разработанности, теоретическую и практическую значимость. Основная часть ВКР определяется целями и задачами работы.



Требования к содержанию основной части ВКР устанавливаются в соответствии с ОПОП ВО магистратуры, ГОСТ Р 7.0.11-2011, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.05- 2008, ГОСТ Р 6.30- 2003, ГОСТ7.11- 2004, ГОСТ 7.32- 2001, ГОСТ 2.105- 95, ГОСТ ISO 9001- 2011, ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ, приказом Минобр. России от 25.03.2003 №1155, уставом МГСУ.

 

 

Подготовка ВКР предполагает:

· Систематизацию и закрепление теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при решении конкретных научно- исследовательских и профессиональных задач.

· Развитие навыков ведения самостоятельной работы при решении научных и профессиональных проблем и вопросов.

· Использование научных методик, инструментальных средств и программно- аппаратных систем, необходимых для решения поставленной научно- исследовательской и профессиональной задачи.

· Изучение, систематизация и анализ научно- технической информации отечественного и зарубежного опыта.

· Выработка навыков и умений обработки и анализа экспериментальных данных и формулирование полученных результатов.

 

Общая характеристика

Актуальность темы исследования состоит в том, что ключевым направлением развития экономики в настоящее время является реформа управления народным хозяйством, сокращения функций государственных органов управления, и передача этих функций субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно их осуществлять. При этом государство должно создавать правовую основу действия рыночного механизма и порядок его регулирования. В связи с этим все чаще говорят о необходимости саморегулирования экономической деятельности.

Саморегулируемая организация (СРО) - институт, регулирующий взаимоотношения между предпринимателями, государством и потребителями.

Развитие саморегулирования в социально-экономических отношениях, отход от жесткого администрирования, снижающего самостоятельность и инициативу субъектов экономической деятельности, является актуальной проблемой в отношениях государства и бизнеса. Только гармоничное (сбалансированное) сочетание саморегулирования и государственного управления может обеспечить стабильность развития экономики в различных её отраслях. Решение этой проблемы на теоретическом уровне требует парадигмального обоснования.

Потребность в новой парадигме возникает, во - первых, когда происходит отрыв предлагаемых теоретических моделей от экономической действительности, накапливаются методологические трудности анализа процессов экономического развития, возникают выходящие за рамки традиционных представлений нелинейные факты, случайности, аномалии, не укладывающиеся в существующие концептуальные экономические схемы.

Во-вторых, потребность в новой парадигме возникает в период смены базовых институтов, глубоких финансово-экономических кризисов, возникновения прорывных, стратегических задач. Современный глобальный финансово-экономический кризис стал результирующим итогом сочетания накопившихся проблем в развитии национальных экономик.

Формирование новой парадигмы - достаточно сложный и длительный процесс. Новая парадигма как система научных установок, идей, теорий призвана отражать и объяснять изменяющуюся действительность, она должна уточняться, развиваться под воздействием экономических процессов. В то же время научная парадигма не бесконечна и имеет свое историческое предназначение. Она зарождается, формируется, становится на какой-то период времени общепризнанной концепцией экономического развития и, исчерпав свой потенциал, постепенно утрачивает способность давать объективное объяснение новым экономическим процессам и явлениям. Она перестает быть господствующей, общепризнанной концептуальной схемой, и, в конечном счете, замещается целиком или частично новой системой целей, установок и идей.

Новые экономические процессы, в которых очевидна значимость саморегулирования, обусловливают необходимость обращения к проблеме устойчивого развития организаций строительной сферы.

Парадигма устойчивого развития может быть продуктивной в строительной сфере, поскольку ориентирует на идеи экономической стабильности и одновременно динамического развития. Применительно к строительной сфере эти идеи воспринимаются как актуальные, отвечающие задачам развития отрасли, помогающие преодолеть негативные тенденции, имеющие общегосударственное значение.

Теоретический анализ идей устойчивого развития строительной отрасли привел к следующим выводам. Формирование парадигмы устойчивого развития в деятельности организаций строительной сферы возможна при обязательном соблюдении трех необходимых условий: во-первых, тесное взаимопроникновение, взаимообогащение экономической теории с реальной экономической практикой, экономической политикой; во-вторых, это критический анализ существующих концепций, теорий и поиск точек их соприкосновения; в-третьих, анализ и учет политических, социальных, идеологических, организационных факторов.

Сочетание вышеназванных условий в единую целостность позволяет говорить о формировании современной концептуальной парадигмы устойчивого развития строительной сферы как важнейшего компонента развития экономической системы страны.

Новые концептуальные идеи и, в частности, идея саморегулирования, могут способствовать решению сущностных проблем строительной сферы, представляющей собой совокупность отраслей материального производства и характеризующейся не только внутриотраслевыми, но и межотраслевыми связями, призванными обеспечить ее сбалансированность. Она функционирует как экономическая система с присущими ей особенностями, тенденциями и перспективами развития

С переходом на рыночные условия хозяйствования изменились принципы, подходы, методы, технологии управления, усложнились взаимосвязи объектов и субъектов управления, появилась необходимость учета факторов неопределенности, риска, надежности и устойчивого развития строительной сферы, разработки и принятия более эффективныхуправленческих решений.

В современных условиях одной из причин, сдерживающих рост экономики России, является кризис доверия между основными субъектами рынка: предпринимателями и потребителями — и органами государственной власти.

Кризис доверия выражается в разобщенности и несогласованности действий по выработке отраслевых стандартов со стороны государства, отклонении от отраслевых норм и правил деловой этики со стороны предпринимателей и, как следствие, потере доверия со стороны потребителей.

Роль института, который восстановит доверие и взаимопонимание в системе товаропроизводителей-потребителей, отводится саморегулируемым организациям, которые создаются в рамках государственной политики Российской Федерации по устранению избыточных административных барьеров.

Встаёт задача поиска и нахождения инновационных механизмов, помогающих устранить названные препятствия.

Таким инновационным направлением развития экономики в настоящее время является реформа управления народным хозяйством, заключающаяся в сокращении функций государственных органов управления и передаче этих функций субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно их осуществлять.

Негосударственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов выдвигается как одна из важнейших составляющих проводимой административной реформы. Среди ее основных направлений значатся разработка и принятие нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, и позволяющих передавать ряд государст6 венных функций саморегулируемым организациям. Следует отметить, что ответственное за проведение административной реформы Минэкономразвития России насчитало 1468 избыточных и 263 дублирующих функций.

Во многих странах мира создаваемые саморегулируемые организации становятся мощной движущей силой экономического роста, обеспечивающей повышение эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, согласование интересов всех хозяйствующих субъектов и населения в целом при выработке и реализации общегосударственной социально-экономической политики.

Использование института саморегулирования как субъекта регулирования строительной сферы, действующего с целью его развития, требует определенных условий и ограничений, устанавливаемых государственными органами, при которых саморегулирование оправдано с точки зрения участников строительного рынка и общества в целом.

Экономическая сущность саморегулируемых организаций и их эффективность на рынке выражается в нижеследующем.

Саморегулируемая организация (СРО) — институт, регулирующий взаимоотношения между предпринимателями, государством и потребителями. Государственным органам создание саморегулируемых организаций позволит существенно снизить затраты на регулирование деятельности ряда отраслей за счет отмены в них лицензирования и сертификации, что в конечном счете должно привести к сокращению государственного аппарата и снижению коррупции.

Саморегулируемые организации модифицируют условия конкуренции в отрасли. С одной стороны, они способствуют разработке норм, стандартов и принципов ведения бизнеса, правил качественного обслуживания покупателей, создают коллективный бренд СРО, который позволяет повысить конкурентоспособность членов организации и отрасли.

 

Степень разработанности. Тематика диссертации разработана на стадии прикладной организационной модели, позволяющей оценивать и внедрять эффективные оптимизационные механизмы для повышения энергоэффективности организации и технологии возведения зданий.

Комплексные исследования сущности процесса Переход от лицензирования к саморегулированию строительной сферы в условиях рыночных отношений.

 

 

Целью диссертационного исследования является научное обоснование теоретических принципов саморегулирования и их практическая реализация и внедрение в строительной сфере экономики, обеспечивающих ее устойчивое развитие.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:

1. Исследовать и обобщить теоретико-методологические основы саморегулирования в строительной сфере;

2. Обосновать организационно-экономические предпосылки формирования системы саморегулирования в строительной сфере;

3. Определить и раскрыть особенности саморегулирования в строительной сфере экономики;

4. Разработать методологические основы управления развитием устойчивости организаций строительной сферы;

5. Раскрыть экономическое содержание понятия саморегулируемой организации;

6. Определить ключевые направления становления саморегулирования в строительной сфере;

7. Выявить основные этапы становления современного саморегулирования в России;

8. Провести исследование отношения бизнес-сообщества к идее саморегулирования и создания саморегулируемых строительных организаций;

9. Разработать модель системы саморегулирования в строительной сфере экономики;

10. Предложить методические рекомендации по внедрению системы саморегулирования в строительной сфере экономики;

11. Характеристика основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций (СРО) строительной отрасли;

12. Анализ практики перехода строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию, с выявлением сильных и слабых сторон функционирования саморегулируемых организаций (СРО) строительной отрасли.

В качестве объекта исследования выступают саморегулируемые организации, представляющие сложные экономические системы строительной сферы (организации, предприятия, холдинги, корпорации и др.), функционирующие в рыночной инфраструктуре и объединенные ресурсными потоками (в том числе инвестиций, материальных ресурсов, инноваций, информации и пр.).

Предметом исследования являются управленческие, организационные и экономические отношения, формирующиеся в процессе деятельности организаций, обеспечивающие их устойчивое развитие и функционирование в строительной сфере на принципах саморегулирования.

 

Научная новизнасостоит в комплексном решении важной научной и народнохозяйственной проблемы — обосновании построения системы саморегулирования в строительной сфере экономики, обеспечивающей ее устойчивое развитие, как и развития экономики страны в целом. В ходе диссертационного исследования:

· Раскрыто содержание категории саморегулирования строительной сферы экономики с учетом ее специфики, особенностей и определено место отрасли в общей системе хозяйственного управления в стране;

· Определены цели и задачи создания системы саморегулирования в строительной сфере и ее основные функции, обеспечивающие устойчивое развитие строительной отрасли и других отраслей экономики;

· Обоснованы ключевые принципы построения и функционирования системы саморегулирования и хозяйственной деятельности в строительной сфере экономики и инструменты саморегулирования;

· Определены и классифицированы субъекты и области саморегулирования, факторы и условия, требующие их учета при построении отраслевой системы саморегулирования;

· Разработана динамичная (развивающаяся) модель построения и развития системы саморегулирования в строительной сфере экономики, определены этапы создания системы и их содержание;

· Разработана концепция и методы диагностики организации и ее рейтинговой оценки при функционировании в строительной сфере;

· Уточнено понятие «система саморегулирования организаций строительной сферы» в соответствии с требованиями устойчивого развития отрасли;

· Выделены особенности саморегулирования в строительной сфере, обусловленные спецификой социальных, экономических, экологических составляющих развития отрасли;

· Разработана концепция устойчивого развития строительной организации, которая представлена как постоянно и динамично развивающаяся производственная система.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие теории управления строительной сферой, позволяет глубже осмыслить понятие и сущность строительной сферы как экономической системы, структуру и методы ее управления, обосновывает направления формирования конкурентоспособного строительного производства, возможность применения инновационных подходов в управлении строительной сферой.

Апробация результатов исследования. Основные результаты

исследований будут опубликованы в научных изданиях, указанных в

табл.1.

 

Наименование издания Импакт- фактор РИНЦ Объем
«Промышленное и гражданское строительство» 0.194 Без ограничений
«Интернет-вестник ВолгГАСУ» 0.161 < 16 стр
«Научное обозрение» 0.505 6 - 10 стр
«Системы. Методы. Технологии» 0.541 5 - 10 стр
«Вестник ИрГТУ» 0.114 5 -10 стр

Табл. 1.

*Перечисленные издания входят в перечень ВАК и индексируются в

РИНЦ.

Основные и промежуточные результаты исследования будут освящены

во время выступлений на конференциях, перечисленных в табл. 2.

Название мероприятия Дата и время проведения Место проведения Статус
Научно-техническая конференция по итогам научно- исследовательской работы студентов за 2015-2016 гг. "Дни студенческой науки", конкурс студенческих работ 17-20 марта МГСУ Межвузовский
Семинар для аспирантов, магистрантов, молодых ученых и студентов старших курсов «Современные проблемы строительства» Апрель МГСУ Внутривузовский
19-я Международная межвузовская научно- практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных "Строительство – формирование среды жизнедеятельности" Апрель МГСУ Межвузовский
Семинар для аспирантов, магистрантов, молодых ученых и студентов старших курсов «Современные проблемы строительства» Ноябрь МГСУ Внутривузовский
11-я Научно-практическая конференция "Студенческая наука" Ноябрь МГСУ Вузовский
XXIV Международная научно-техническая конференция «Информационные средства и технологии» Ноябрь МЭИ, г. Москва Межвузовский

Табл. 2.

Мероприятия предполагают обмен научной информацией: демонстрацию и/или обсуждение результатов исследований посредством публичной научной дискуссии с представлением материалов (доклад, презентация, тезисы выступления, модели, макеты, опытные образцы).

Результаты исследования планируется внедрить в реальное строительное производство. Для этого составлен бизнес-план, включающий планы по маркетингу, производству и финансам.

Приведен анализ рисков и установлена базовая стратегия вновь создаваемого предприятия. Интересующий рынок – строительно- технологический консалтинг. Работа с техническими заказчиками. Кроме всего прочего, была рассчитана эффективность от возможного внедрения результатов диссертационного исследование в реальное производство. Итоговые критерии эффективности изложены в табл. 3.

Полученные значения показателей эффективности

№ п.п.   Наименование показателя Значение
Стоимость проекта  
Эксплуатационные затраты  
Выручка в год  
Срок окупаемости  
Расчетная рентабельность инвестиций  
Индекс доходности инвестиций  

Табл. 3.

 

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав,

основных выводов и предложений, библиографического списка и

приложений.

Содержание диссертации соответствует паспорту специальности

магистратуры «Промышленное гражданское строительство» НИУ МГСУ.

 

Во введенииобоснована актуальность проводимых исследований, сформулированы цели и задачи работы, указаны методы исследования, изложены научная новизна и практическая ценность результатов.

В первой главевыполнен анализ теоретических основ Переход от лицензирования к саморегулированию в строительном комплексе. Изучены существующий опыт. Дана предварительная оценка эффективности с учетом влияния различных факторов.

 

Во второй главе исследованы возможности повышения эффективности строительства за счет применения прогрессивных способов.

 

В третьей главесобраны и синтезированы статистические и опытные данные применяемых в настоящее время методов и способов. Сформированы возможные пути решения актуальных задач. Разработаны методики.

 

В четвертой главерассмотрено экспериментальное и практическое применение результатов НИР, возможность внедрения в проектно- производственную базу строительства.

В заключенииподведены итоги проделанной работы, проанализированы достижения апробации внедрения результатов НИР.

В приложенияхпредставлены таблицы, чертежи и другие текстово- графические материалы, дополняющие соответствующие ссылкам разделы ВКР.

Педставлены графические материалы для наглядного рассмотрения. Проектирование модели выполнялось с использований современных систем автоматизированного проектирования (САПР). В том числе, использовались программные комплексы AutodeskAutoCAD 2015, AutodeskRevitи прочие.

Основные выводы и предложения

1. Обосновано, что строительная сфера обладает общими и специфическими признаками экономической системы. К общим признакам относятся: целостность, иерархичность, адаптивность, открытость:

- целостность строительной сферы проявляется в том, что она функционирует как целостное образование в пределах определенной территории и изменение элементов системы приводит к изменениям системы в целом;

- иерархичность свидетельствует о взаимодействии и взаимосвязи элементов в системе;

- адаптивность характеризуется приспособлением строительной сферы как экономической системы к изменениям внешней и внутренней среды, а также в связи с изменениями нормативно-законодательной базы;

- открытость свидетельствует о расширении межотраслевых связей отраслей строительной сферы с другими отраслями народного хозяйства.

В число специфических системных признаков включены: нестационарность, свидетельствующая о подвижности рабочих мест и неподвижность продукции строительной сферы; особые условия функционирования, что обусловлено необходимостью учета местных природно-географических и экономических условий при осуществлении строительных работ и участие многих отраслей экономики в создании конечной продукции строительной сферы; множество источников финансирования, свидетельствующие об использовании в производстве средств бюджетов всех уровней, банков, инвесторов, граждан; саморегулирование заключающиеся в способности строительной сферы самостоятельно определять правила своей деятельности.

2. Уточнены теоретико-методические подходы к управлению строительной сферы: детализировано определение строительной сферой как сложной многоуровневой системы, состоящей из ряда взаимосвязанных экономических подсистем, обладающих определенной независимостью и самостоятельностью и функционирующих в условиях саморегулирования.

3. Доказано, что в современных условиях состояние отрасли не отвечает рыночным условиям и не обеспечивает рост основных показателей экономической и финансовой деятельности организаций в сфере строительства, а тем более не обеспечивает рост экономической эффективности предпринимательской деятельности.

4. Выделены особенности саморегулирования в строительной сфере, обусловленные спецификой социальных, экономических, экологических и институциональных составляющих развития отрасли.

5. Уточнено понятие «система саморегулирования строительной сферой», учитывающее дальнейшее развитие рыночных отношений и их современные особенности, связанные с требованиями устойчивого развития отрасли.

6. Обоснованы концептуальные аспекты моделирования системы саморегулирования в строительной сфере.

7. Предложены методические рекомендации по совершенствованию системы саморегулирования в строительной сфере

8. Развита и уточнена концепция устойчивого развития организаций и корпоративных объединений строительной сферы на принципах саморегулирования, отличительными признаками которой являются финансовая, инвестиционная и организационная стратегии, базирующиеся на методологии диагностики, анализа и прогнозирования.

9. Раскрыты и детализированы методологические принципы классификации факторов устойчивого развития строительной организации и разработана система показателей, отражающих результаты их воздействия, дающая возможность всестороннего анализа и влияния различных параметров деятельности на приращение экономической устойчивостихозяйствующих субъектов.

10. Теоретически обосновано, что понятие «устойчивость строительного предприятия», связанное с наличием потенциала устойчивого развития и его эф

308 фективным использованием для нейтрализации негативного воздействия факторов макроэкономической среды, направлено на формирование потенциала устойчивого развития и активизацию его деятельности по освоению конкурентоспособной строительной продукции, управлению производством, финансами и инвестиционными проектами.

11. Предложена механизм обеспечения устойчивости строительных предприятий и поддержания их потенциала в условиях постоянного роста конкуренции в строительной отрасли, а также метод обеспечения устойчивости функционирования и развития строительных предприятий, основанный на локальных оценочных показателях, что позволяет оценить все аспекты деятельности предприятий и выяснить имеющиеся резервы повышения уровня их устойчивости.

12. Обоснованы методические рекомендации по использованию интегрального показателя устойчивости строительного предприятия, которые дают возможность перейти к планированию мероприятий, реализация которых направлена на повышение уровня устойчивости и эффективности их деятельности.

13. Развит и детализирован механизм корпоративного управления для обеспечения устойчивого функционирования и развития строительных предприятий, который преследует цель установления четких взаимосвязей между участниками строительного процесса, распределения между ними прав и ответственности, снижения транзакционных издержек и получения синергетического эффекта.

14. Предложенная система методов и экономико-математических моделей обеспечения устойчивого функционирования и развития строительных предприятий, которая дает возможность им своевременно адаптироваться к условиям нестабильной внешней среды, переориентировать свой механизм управления, стабилизировать производственно-хозяйственную деятельность и адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

 

Работа над диссертационным исследованием предполагает опору на большое количество информационных источников. Далее приведем структуру содержания информационного ресурса магистерской диссертации.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.