Психические процессы, свойства, состояния(структура психики) Понятие и предмет психологии.
Понятие психологии: Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.
Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Методология и методы т психологии .
2. Основные методы психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям:
1.организационные.
1.1.лонгитюдный - метод продольных срезов (группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени);
1.2.метод поперечных возрастных срезов(одноразовое обследование различных одновозрастных групп);
1.3.комплексный(сочетание обоих методов в разных вариантах).
2. эмпирические.
2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение).
2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующий и т.д.);
2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;
2.4.психодиагностический;
2.5.биографический;
2.6.тесты.
3. статистические(количественный и качественный анализ).
4. интерпретационные:
4.1.генетическое описание;
4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).
Методология – это система принципов и способов построения (организации) теорети-
ческой и практической деятельности, а так же учение об этой системе. Это специальный
предмет рационального познания – система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности.
Связь психологии с другими науками.
Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.
Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология в частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов.
Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновляется и устанавливается, гарантировало бы развитие способностей субъекта к продуктивной интеллектуальной деятельности.
Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережения реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания.
Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознанием, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.
Структура психологии
Современная психология представляет собой весьма разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, и связанных с различными областями практики.
Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. Исходя из этого, отрасли психологии могут быть классифицированы по 3-м аспектам:
-конкретной деятельности, - психологическим аспектам развития и - по отношению личности и общества.
Если принимать первое основание классификации, - по конкретной деятельности - то можно выделить следующий ряд отраслей психологии:
I. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки:
1) инженерная психология, изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления новых видов техники
2) авиационная и космическая психология, анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта, психологические закономерности деятельности человека в процессе лётного обучения и выполнения полетов; исследует психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.
3) педагогическая психология исследует психологические аспекты обучения и воспитания. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, а также психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми
4) Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на
а) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;
б) психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
в) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;
г) психопрофилактику и д) психогигиену.- разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.
5). Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей. Она подразделяется на:
- судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса;
- криминальную психологию, занимающуюся педагогическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.; .
- пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного, психологические проблемы работы с заключенными
6). Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
7). Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с проведением соревнований.
8). Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, взаимоотношений продавцов и покупателей, исследует вопросы психологии моды и т.п.
9) Психология научного и художественного творчества изучает особенности творческой личности; факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия.
Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой /эвристической/ деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.
Психология художественного творчества /в области литературы и искусства/ и эстетического воспитания.
Если же за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то здесь следует назвать:
1. Возрастную психологию, изучающую онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Она разветвляется на детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д.
Одна из центральных проблем возрастной психологии - проблема обучения умственного развития и их взаимозависимость.
2. Психология аномального развития или специальная психология включает в себя:
- патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики в различных формах мозговой патологии;
- олигофренопсихологию - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга ;
- сурдопсихологию - психологию формирования личности ребенка при серьёзных дефектах слуха и глухих;
- тифлопсихологию - психологию развития слабовидящих и слепых.
3. Сравнительная психология - отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. Она осуществляет сопоставление психики животных и человека и устанавливает характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным видам, родам и семействам, их поведение. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и -психологии - этологии.
Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества, то выделяется ещё одна отрасль психологической науки
1.Психология человеческого общения изучает психологические аспекты межличностных отношений, включенность в них душевых состояний и процессов изучает.
2.Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей и т.п.Она изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах.
К социально-психологическим явлениям в больших группах /в макросреде/ относятся проблемы массовой коммуникации /радио, телевидение, пресса и т.д./, проблемы психологии классов, наций, формирование общественного мнения, настроений, закономерности распространения слухов и многое другое.
Социально-психологические явления в малых социальных группах /в микросреде/. Сюда относятся, проблемы психологической совместимости в замкнутых группах» межличностных отношений в группах, групповой морально-психологической атмосфере, положение и роль лидера и многое другое.
Социально-психологические проявления личности человека /социальная психология личности/. Личность человека является одним иа основных объектов социальной психологии. При этом рассматривается насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом усваивает ценностные ориентации, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, её самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма и другие.
3. Существует и политическая психология, изучающая отношения людей к власти, развивающиеся в ходе этих отношений взаимоотношения, групповые и личностные проявления к властям.
Особое место среди многих отраслей психологической науки занимает
Общая психология. Она не является такой ветвью психологии, которую можно было бы поставить в один ряд с педагогической, юридической и другими.
Общая психология включает в себя психологию познавательных процессов и состояний, психологию личности, дифференциальную психологию, психофизиологию.
Дифференциальная психология рассматривает психологические различия как между индивидами, так и между группами людей.
Психология личности. Этот раздел включат в себя знания о психологических свойствах и состояниях личности склонности и способности, характер, потребности и мотивы, воля, чувства, эмоции и пр.)
При непосредственном участий таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир - психология познавательных процессов.
Общая психология - это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в её обиход.
Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, модно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия.
Общая психология иногда именуется теоретической или экспериментальной.
В её задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность, общие закономерности ощущений, восприятии, памяти, мышления, воображения, психическую саморегуляцию, дифференциально-психологические особенности личности человека , характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д.
Результаты исследований в области психологии являются фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Наиболее правильный путь рассмотрения основных вопросов общей психологии открывает принцип развития личности в ее общении и деятельности. Именно он является одним из важнейших в русской и советской психологической науке.
Итак, психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, которая в свою очередь пользуется научным материалом и идеями других наук /естествознание, медицина, зоология и др./, и действует с ними в традиционном союзе.
Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно, отличаются друг от друга вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различным смежным наукам /социологии, зоологии, медицине, техническим/, часто сохраняя общий предмет исследования - факты, закономерности и механизмы психики.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со смежными науками, да и внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей.
Психические процессы, свойства, состояния(структура психики)
Психические процессы - это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.
Выделяют три класса психических процессов:
- познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мьпнление, воображение);
- эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);
- коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).
Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.
Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:
- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
- уровню интенсивности (активационные);
- уровню психофизиологического ресурса (тонические);
- уровню психического напряжения (тензионные);
- продолжительности состояния (временные);
- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).
Психические свойства личности - это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.
Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.
Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.
Функции психики
Психика человека включает в себя, по мень? шей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаи? модействие с людьми, активную передачу новым поколе? ниям человеческой культуры, человеческих способностей.
Можно выделить 3 основные функции психики:
-отражение воздействий окружающего мира
-осознание человеком своего места в окружающем мире
-регуляция поведения и деятельности
Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.
Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.
Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
Понятие и функции сознания.
Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, т.е. сознание имеет несколько функций. Выделяют основные функции сознания:
1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире;
2) ценностно-ориентационную функцию, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним;
3) управленческую функцию, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением.
Структура сознания.
Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Самосознание
Самосознание – это особая форма сознания, которая также как и сознание, имеет отражательную природу. Объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир.
Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание – это и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессах С формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором.
|