Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психические процессы, свойства, состояния(структура психики)

Понятие и предмет психологии.

Понятие психологии: Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Методология и методы т психологии .

2. Основные методы психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям:

1.организационные.

1.1.лонгитюдный - метод продольных срезов (группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени);

1.2.метод поперечных возрастных срезов(одноразовое обследование различных одновозрастных групп);

1.3.комплексный(сочетание обоих методов в разных вариантах).

2. эмпирические.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение).

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующий и т.д.);

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.4.психодиагностический;

2.5.биографический;

2.6.тесты.

3. статистические(количественный и качественный анализ).

4. интерпретационные:

4.1.генетическое описание;

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

Методология – это система принципов и способов построения (организации) теорети-

ческой и практической деятельности, а так же учение об этой системе. Это специальный

предмет рационального познания – система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности.

Связь психологии с другими науками.

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.



Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология в частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов.

Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновляется и устанавливается, гарантировало бы развитие способностей субъекта к продуктивной интеллектуальной деятельности.

Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережения реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания.

Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознанием, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

Структура психологии

Современная психология представляет собой весьма разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, и связанных с различными областями практики.

Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. Исходя из этого, отрасли психологии могут быть классифицированы по 3-м аспектам:

-конкретной деятельности, - психологическим аспектам развития и - по отношению личности и общества.

Если принимать первое основание классификации, - по конкретной деятельности - то можно выде­лить следующий ряд отраслей психологии:

I. Психология труда изучает психологические особенности тру­довой деятельности человека, психологические аспекты науч­ной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической на­уки:

1) инженерная психология, изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления новых видов техники

2) авиационная и космическая психология, анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта, психологические законо­мерности деятельности человека в процессе лётного обучения и выполнения полетов; исследует психологические особеннос­ти деятельности человека в условиях невесомости и пространствен­ной дезориентации при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.

3) педагогическая психология исследует психологические аспекты обучения и воспитания. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, а также психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми

4) Медицинская психология изучает психологические аспекты де­ятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на

а) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явле­ний с физиологическими мозговыми структурами;

б) психофар­макологию, изучающую влияние лекарственных веществ на пси­хическую деятельность человека;

в) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;

г) психопрофилактику и д) психогигиену.- разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

5). Юридическая психология рассматривает психологические воп­росы, связанные с реализацией системы права. Она также име­ет ряд отраслей. Она подразделяется на:

- судебную психологию, исследующую психические особенности по­ведения участников уголовного процесса;

- криминальную психологию, занимающуюся педагогическими проб­лемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.; .

- пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изу­чающую психологию заключенного, психологические проблемы работы с заключенными

6). Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропа­ганды и контрпропаганды и т.д.

7). Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их пси­хологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с проведением соревнований.

8). Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, взаимоотношений продавцов и покупателей, исследует вопросы психологии моды и т.п.

9) Психология научного и художественного творчества изучает особенности творческой личности; факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия.

Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование за­кономерностей творческой /эвристической/ деятельности, но и раз­работка методов управления эвристическими процессами.

Психология художественного творчества /в области литературы и искусства/ и эстетического воспитания.

Если же за основу классификации ветвей психологии принять психо­логические аспекты развития, то здесь следует назвать:

1. Возрастную психологию, изучающую онтогенез различных психичес­ких процессов и психологических качеств личности развивающегося че­ловека. Она разветвляется на детскую, подростковую, юношескую пси­хологию, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психи­ческих процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д.

Одна из центральных проблем возрастной психологии - проблема обучения умственного развития и их взаимозависимость.

2. Психология аномального развития или специальная психология включает в себя:

- патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики в различных формах мозговой патологии;

- олигофренопсихологию - науку о патологии психического раз­вития, связанную с врожденными дефектами мозга ;

- сурдопсихологию - психологию формирования личности ребенка при серьёзных дефектах слуха и глухих;

- тифлопсихологию - психологию развития слабовидящих и слепых.

3. Сравнительная психология - отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. Она осуществляет сопос­тавление психики животных и человека и устанавливает характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, ко­торая изучает психику животных, принадлежащих к различным видам, родам и семействам, их поведение. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и -психологии - этологии.

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психо­логических аспектов отношений личности и общества, то выделяется ещё одна отрасль психологической науки

1.Психология человеческого общения изучает психологические аспекты межличностных отношений, включенность в них душев­ых состояний и процессов изучает.

2.Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей и т.п.Она изучает психические явления, которые возникают в процессе вза­имодействия людей в различных общественных группах.

К социально-психологическим явлениям в больших группах /в мак­росреде/ относятся проблемы массовой коммуникации /радио, телевиде­ние, пресса и т.д./, проблемы психологии классов, наций, фор­мирование общественного мнения, настроений, закономерности распро­странения слухов и многое другое.

Социально-психологические явления в малых социальных группах /в микросреде/. Сюда относятся, проблемы психологической совмести­мости в замкнутых группах» межличностных отношений в группах, групповой морально-психологической атмосфере, положение и роль лидера и многое другое.

Социально-психологические проявления личности человека /соци­альная психология личности/. Личность человека является одним иа основных объектов социальной психологии. При этом рассматривается насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким об­разом усваивает ценностные ориентации, какова зависимость само­оценки личности от оценки ею группы. К проблемам социальной психо­логии личности относятся проблемы, связанные с изучением направ­ленности личности, её самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма и другие.

3. Существует и политическая психология, изучающая отношения людей к власти, развивающиеся в ходе этих отношений взаимоотношения, груп­повые и личностные проявления к властям.

Особое место среди многих отраслей психологической науки зани­мает

Общая психология. Она не является такой ветвью психологии, которую можно было бы поставить в один ряд с педагогической, юри­дической и другими.

Общая психология включает в себя психологию познавательных процессов и состояний, психологию личности, дифференциальную психологию, психофизиологию.

Дифференциальная психология рассматривает психологические различия как между индивидами, так и между группами людей.

Психология личности. Этот раздел включат в себя знания о психологических свойствах и состояниях личности склонности и способности, характер, потребности и мотивы, воля, чувства, эмоции и пр.)

При непосредственном участий таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир - психология познавательных процессов.

Общая психология - это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психоло­гией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теорети­ческих принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в её обиход.

Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, модно обнаружить и описать эти общие прин­ципы, методы, закономерности и понятия.

Общая психология иногда именуется теоретической или экспери­ментальной.

В её задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая пси­хология изучает познавательную и практическую деятельность, общие закономерности ощущений, восприятии, памяти, мышления, воображе­ния, психическую саморегуляцию, дифференциально-психологические особенности личности человека , характер и темперамент, преобла­дающие мотивы поведения и т.д.

Результаты исследований в области психологии являются фунда­ментальной основой развития всех отраслей и разделов психологичес­кой науки.

Наиболее правильный путь рассмотрения основных вопросов общей психологии открывает принцип развития личности в ее общении и деятельности. Именно он является одним из важнейших в русской и советской психологической науке.

Итак, психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, которая в свою очередь пользуется научным материалом и иде­ями других наук /естествознание, медицина, зоология и др./, и действует с ними в традиционном союзе.

Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно, отличаются друг от друга вследствие того, что разные ветви пси­хологии тяготеют к различным смежным наукам /социологии, зооло­гии, медицине, техническим/, часто сохраняя общий предмет иссле­дования - факты, закономерности и механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом ин­теграции, в результате которой происходит стыковка психологии со смежными науками, да и внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей.

Психические процессы, свойства, состояния(структура психики)

Психические процессы - это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.

Выделяют три класса психических процессов:

- познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мьпнление, воображение);

- эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);

- коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:

- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);

- уровню интенсивности (активационные);

- уровню психофизиологического ресурса (тонические);

- уровню психического напряжения (тензионные);

- продолжительности состояния (временные);

- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).

Психические свойства личности - это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.

Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.

Функции психики

Психика человека включает в себя, по мень? шей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаи? модействие с людьми, активную передачу новым поколе? ниям человеческой культуры, человеческих способностей.

Можно выделить 3 основные функции психики:

-отражение воздействий окружающего мира

-осознание человеком своего места в окружающем мире

-регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Понятие и функции сознания.

Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».

C помощью своего сознания человек решает различные задачи, т.е. сознание имеет несколько функций. Выделяют основные функции сознания:

1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире;

2) ценностно-ориентационную функцию, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним;

3) управленческую функцию, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением.

Структура сознания.

Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Самосознание

Самосознание – это особая форма сознания, которая также как и сознание, имеет отражательную природу. Объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир.

Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание – это и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессах С формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.