Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Краткие теоретические сведения

Анализ динамики товарооборота позволяет выделить виды товарооборота

Оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, – наличие счета-фактуры. Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров мелкооптовыми партиями различным учреждениям, организациям, предприятиям (больницы, детские сады, дома отдыха и санатории и т. д.) для обслуживаемых ими контингентов. Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т. е. перестают быть товарами. Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства. Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении. Состав розничного товарооборота включает:



выручку от реализации продовольственных и непродовольственных товаров через розничную торговую сеть (магазины, ларьки, палатки), через сеть торговых автоматов или использования развозной или разносной торговли;

продажу товаров населению в кредит с рассрочкой платежа;

товарооборот предприятий общественного питания, реализующих полуфабрикаты, продукцию собственного производства, покупные товары;

продажу печатных изданий (книг, газет, журналов), в том числе и по подписке;

выручку от реализации медикаментов в аптеках; продажу товаров различным организациям, учреждениям, предприятиям для их непроизводственного потребления и другие виды продаж.

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии. Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды. Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.

1. Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле:

ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах х 100 / Фактический товарооборот прошлого года (1)

Если в анализируемом периоде изменились цены, то фактические данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение.

2. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период. Индекс цен рассчитывается по формуле:

Iцен = Цотч / Цбаз(2)

где Цотч - цена в отчетном периоде, Цбаз - цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%.

3. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:

ТОфакт в сопост.ценах = (фактический товарооборот в текущих ценах / индекс цен) х 100% (3)

4. При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота по формуле:

Критм = Квартальный план продаж / Годовой план продаж (4)

При расчетах коэффициента ритмичности объем продаж можно учитывать в абсолютных суммах в денежном выражении или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице.

Пример 1. Осуществить анализ динамики товарооборота по данным таблицы 1

Таблица 1– Данные для анализа товарооборота

Год Товарооборот в фактических ценах (млн. руб.) Индексы цен Товарооборот в сопоставимых ценах, (млн. руб.)
       
Т 2362,05 2362,05
Т+1 2415,18 1,144 2111,17
Т+2 5138,68 1,236 4157,51
Т+3 7979,32 1,317 6058,71
Т+4 9365,40 1,476 6345,12
Т+5 11795,22 1,631 7231,89

Решение: выполним расчеты в таблице 2

Таблица 2– Расчеты показателей

Год Товарооборот в фактических ценах (млн. руб.) Индексы цен Товарооборот в сопоставимых ценах, (млн. руб.) Показатели анализа
Темп роста Темп прироста Темм роста среднег.
Т 2362,05 2362,05 Тр б Трц Тпрб Тпрц Трср.г.
Т+1 2415,18 1,144 2111,17 - - - - -
Т+2 5138,68 1,236 4157,51 89,37 89,37 -10,62 -10,62 -
Т+3 7979,32 1,317 6058,71 176,01 196,93 76,01 96,93 140,33
Т+4 9365,40 1,476 6345,12 256,61 145,73 156,5 45,73 113,37
Т+5 11795,22 1,631 7231,89 268,74 104,73 168,63 4,73 101,15
        306,17 113,98 206,17 13,98 102,66
                     
                                     

Пояснения к таблице:

Динамический ряд показателя товарооборота за шесть лет в фактических ценах определяется согласно варианту, выданному преподавателем. Индексы цен определяются исходя из фактических значений индексов потребительских цен за шесть лет, включая год анализа (значение Т принять за базисное). Товарооборот в сопоставимых ценах определяется путем деления фактического значения товарооборота на индекс цен. Рассчитывают следующие показатели анализа:

Базовый и цепной темпы роста рассчитываются по формуле:

Тр=(ТОi+1)/TОi(б)х100%, (5)

где Тр - темп роста, %;

ТОi+1 - товарооборот в предыдущем (отчетном) периоде, руб.;

Тоi(б) - товарооборот в предыдущем (базисном) периоде, руб.

Базовый и цепной темпы прироста рассчитываются по формуле:

Тпр=(ТОi+1-ТОi(б))/TОi(б)х100%, (6)

где Тпр - темп прироста, %

Вывод: Анализируя динамику товарооборота в фактических и сопоставимых ценах можно увидеть, что товарооборот в фактических и сопоставимых ценах увеличивается (идет тенденция к повышению). Анализируя базисные и цепные темпы роста и базисные темпы прироста, можно увидеть, что темпы увеличиваются с каждым периодом времени. Но по данным цепных темпов прироста видно, что он уменьшается и замедляется. Такая же ситуация происходит и с среднегодовым темпом роста. Таким образом, товарооборот в сопоставимых ценах ниже, чем товарооборот в фактических ценах, т.к. зависит от индексов потребительских цен, а они неодинаковы в различные периоды Т и, следовательно, в разные периоды Т происходит по-разному рост товарооборота.

Пример 2.

Основу коммерческой деятельности магазина на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота магазина придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

На первом этапе анализа товарооборота магазина следует рассмотреть его развитие в динамике (табл. 1).

Таблица 1 - Развитие товарооборота в динамике, тыс.руб.

Периоды Фактический розничный товарооборот, тыс.р. Цепные темпы роста товарооборота, тыс руб Базисные темпы роста товарооборота, %      
в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2434,8 3159,8 3891,6 2434,8 1637,2 2882,7 100.0 129.8 123.2 100.0 67.2 176.1 100.0 129.8 159.8 100.0 67.2 118.4

В соответствии с табл.1, данные об объеме розничного товарооборота магазина в действующих ценах говорит об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 59,8% или на 1456,8 тыс.р. (3891,6 – 2434,8), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 18,4%, что составляет 448,0 тыс.р. (2434,8 х 18,4 : 100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 41,4% (59,8 - 18,4). Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 1008,9 тыс.р. (3891,6-2882,7). Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в действующих ценах за три года составил 126,4%

ТРОСТ = Ö3891,6 : 2434,8 = 1,264 или 126,4%

а среднегодовой темп роста товарооборота в сопоставимых ценах равен 108,8%

Ö2882,7 : 2434,8 = 1,088 или 108,8%

Товарооборот является одним из показателей, характеризующих степень удовлетворения спроса на товары. Данные табл.1 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот в значительной степени увеличивается из года в год, что обусловлено увеличением спроса на товары, продаваемые в магазине.

Далее приводим анализ розничного товарооборота по кварталам, месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяет спрос покупателей на товары. Ритмичность развития товарооборота магазина представлена в табл.2.

Таблица 2 - Ритмичность развития товарооборота магазина в действующих ценах по месяцам и кварталам, тыс.р.

Месяц и кварталы Фактически за прошлый год Отчетный год Отклонение В % к прошлому году отклонение  
План Фактически % выполнения плана От плана От прошлого года  
Январь Февраль Март Итого за 1 кв. Апрель Май Июнь Итого за 2 кв. Итого за 1 пол. Июль Август Сентябрь Итого за 3 кв. Итого за 9 мес. Октябрь Ноябрь Декабрь 274,3 268,7 264,3 807,3 263,8 260,7 256,4 780,9 1588,2 255,3 254,8 259,7 769,8 2358,0 262,3 267,2 272,3 343,3 329,8 322,7 995,8 314,8 302,2 298,7 915,7 1911,5 282,3 274,7 285,8 842,8 2754,3 320,3 330,9 342,7 351,1 341,7 330,2 1023,0 327,8 314,6 305,4 947,8 1970,8 280,5 298,7 312,8 892,0 2862,8 338,5 341,2 349,1 102,3 103,6 102,3 102,7 104,1 104,1 102,2 103,5 103,1 99,4 108,7 109,4 105,8 103,9 105,7 103,1 101,9 +7,8 +11,9 +7,5 +27,2 +13,0 +12,4 +6,7 +32,1 +59,3 -1,8 +24,0 +27,0 +49,2 +108,5 +18,2 +10,3 +6,4 +76,8 +73,0 +65,9 +215,7 +64,0 +53,9 +49,0 +166,9 +382,6 +25,2 +43,9 +53,1 +122,2 +504,8 +76,2 +74,0 +76,8 128,0 127,2 124,9 126,7 124,3 120,7 119,1 121,4 124,1 109,9 117,2 120,4 115,9 121,4 129,1 127,7 128,2
Итого за 4 кв. Итого за 2 пол. Всего за год 801,8 1571,6 3159,8 993,9 1836,7 3748,2 1028,8 1920,8 3891,6 103,5 104,6 103,8 +34,9 +34,1 +143,4 +227,0 +349,2 +731,8 128,3 122,2 123,2

Магазин успешно выполнил план розничного товарооборота во всех месяцах отчетного года, кроме июля. Потери в товарообороте в связи с этим составили 1,8 тыс.р., или 0,05% к плановому годовому товарообороту (18 : 3748,2 х 100%). Основной причиной недовыполнения плана является снижение спроса на мебель в разгар отпусков. По сравнению с прошлым годом во всех кварталах и месяцах наблюдается рост товарооборота. Наибольший процент перевыполнения плана был достигнут в 4 квартале (128,3%), наименьший в 3 квартале (115,9%). Таким образом, реализация товаров увеличивается, а вместе с тем удовлетворяется спрос покупателей. Равномерность развития товарооборота можно проанализировать, используя данные табл.3. Товарооборот магазина распределялся неравномерно. Наиболее напряженный был четвертый квартал, наименее напряженным – третий квартал. Это объясняется тем, что покупательский спрос в 3 квартале снижается.

Задача 1. Данные об оптовом товарообороте продовольственных товаров в разрезе основных товарных групп представлены в таблице 3., рассчитайте динамику темпа роста и прироста.
Таблица 1– Динамика оптового товарооборота продовольственных товаров магазина в 2012-2013 гг., тыс.руб.

Товарная группа 2012 2013 Индекс цен по группе товаров, %
Хлебобулочные, кондитерские изделия 181300 669453 7,20%
Молоко и молочные продукты 451231 456361 15,90%
Бакалея, крупы 255181 323543 4,70%
Плодоовощная продукция 55621 125486 5,40%
Мясо, колбасы 433984 536458 20,10%
Общий товарооборот по продовольственным товарам 1 377 545 2 111 301

Расчеты выполните в таблице, сделайте выводы.

 

Контрольные вопросы:

1. Что называется розничным, оптовым товарооборотом?

2.Что влияет на динамику товарооборота?

 

Практическое занятие 9

Тема:Планирование товарооборота

Цель занятия:раскрыть сущность планирования по годам, кварталам, месяцам.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.