Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс РБ об образовании как главный законодательный документ в области образования. В начале 1990-х гг. новые политические и социально-экономические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования. 1. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах: 1.1. приоритета образования;
1.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
1.3. гарантии конституционного права каждого на образование;
1.4. обеспечения равного доступа к получению образования;
1.5. обязательности общего базового образования;
1.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
1.7. экологической направленности образования;
1.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
1.9. государственно-общественного характера управления образованием;
1.10. светского характера образования.
2. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
2.1. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;
2.2. обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
2.3. создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
2.4. создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;
2.5. обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
2.6. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
2.7. осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
2.8. обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;
2.9. обеспечение равенства белорусского и русского языков;
2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.
3. В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
5. Организационной основой осуществления государственной политики в сфере образования являются программа развития системы образования, программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых, утверждаемые Правительством Республики Беларусь на пятилетний период.
21. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Анализ состояния современной системы образования РБ.
Национальная система образования включает:
· участников образовательного процесса;
· образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
· учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. уровни:
· дошкольное образование;
· общее базовое образование;
· общее среднее образование;
· профессионально-техническое образование;
· среднее специальное образование;
· высшее образование;
· послевузовское образование. В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования. На уровне дошкольного воспитания обеспечивается развитие детей и подготовка их для обучения в школе. На уровне общего среднего образования реализация потребностей учащихся и их родителей возможна за счет:- усиления содержания основного и дополнительного образования; создание специализированных школ и классов, гимназий, лицеев;- включения в содержание обучения новых дисциплин (экология, экономика- применения новых форм и технологий обучения и воспитания. В системе профессионально-технического и среднего образования юноши и девушки получают профессии и специальности соответствующего уровня.
Направления совершенствования системы высшего образования в РБ.
Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый на основе общего среднего образования, или профессионально-технического образования с общим средним образованием, или среднего специального образования в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которой присваиваются соответствующая квалификация, а также степень магистра в случаях, предусмотренных законом. 1. Структурно-организационные изменения направлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает: а) поэтапный переход к двуступенчатой системе проф. подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру. б) диверсификацию типов ВУЗов: высший колледж, институт, академия, университет. 2. Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. 3.Создание ресурсного обеспечения. Включает следующие виды.
|