Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Цена образовательной услуги и её методы образования

Введение

Данная контрольная работа рассматривает вопросы методов ценообразовании на образовательные услуги, которые являются одними из ключевых в экономике образования. Одними из основных целей работы являются выявление ключевых методов ценообразования, анализ становления цен на образовательные услуги в конкурентной среде, определения спроса на типы и виды образовательных услуг.

Поскольку методы ценообразования являются важнейшими элементами экономической деятельности любого учебного заведения направленного на получение прибыли, то в исследовании проблем ценообразования в сфере образовательных услуг мы будем рассматривать знания как благо, как конечный продукт, производимый образовательными учреждениями для удовлетворения индивидуальных потребностей субъектов и общества в целом. Задачи данной работы – выявить ключевые методы ценообразования в сфере образовательных услуг и обозначить наиболее эффективные из них.

Провести анализ становления цен, опираясь на данные статистики ценообразования в данной сфере за последние годы, исследовать факторы, влияющие на уровень цены. Исследовать вопрос ценообразования на образовательные услуги с точки зрения российского рынка, поскольку в последние годы в российской экономической науке проблема ценообразования в секторе знаний обозначилась в процессе перехода к рынку и стала особо актуальной в связи с коммерциализацией образования на всех уровнях.

Весьма актуальной представляется проблема разработки комплекса принципов ценообразования на образовательные услуги.

 

Цена образовательной услуги и её методы образования



Цена образовательной услуги есть ключевой момент в обеспечении рыночного финансирования образовательной организации.

Именно уровень этой цены обеспечивает (при прочих равных условиях бюджетного финансирования):

  • самоокупаемость организации, т.е. компенсацию расходов образовательной организации
  • возможность получения чистого дохода
  • собственные возможности для расширения образовательной деятельности, не взирая на возможности государственного бюджета для этих целей

Специфика цены (тарифа) на образовательные услуги коренится в самом объекте измерения.

Услуга не есть вещь, а есть полезная деятельность (полезный труд), или деятельность, заканчивающаяся полезным эффектом. Таким образом, оплачивается именно самая эта деятельность, а не ее тот или иной желаемый результат, который даже не всегда предсказуем, а потому даже не может рассматриваться в качестве предмета покупки.

В образовательной услуге (как товаре) нет иного понятия полезности (потребительной стоимости), кроме как “качество образования”. Поэтому этим понятием прикрывают все действия, связанные с ростом платы за образовательную услугу и вообще с повышением денежных доходов от продажи этих услуг.

Для образовательной услуги, как одной из нематериальных услуг, вообще не существует какого-то единого измерителя, каковым, например, является (абстрактный) труд в материальном производстве.

Цель образования определяет способ (методологию) образования и необходимые для этого материальные, денежные и трудовые затраты.

Цена есть категория рынка, или рыночная цена, которая есть результат столкновения денежного спроса и товарного предложения. В том случае, когда образовательная организация самостоятельно определяет цену своей услуги, речь идет лишь о возможной цене этой услуги, обоснованной с точки зрения экономических интересов данной организации. Поэтому чтобы отличать рыночную цену образовательной услуги, от цены, предлагаемой образовательной организацией, последнюю точнее называть “теоретической” ценой, или “стоимостью” услуги.

Существуют следующие основные способы установления стоимости (цен) на образовательные услуги, более-менее выработанные на рынке образовательных услуг:

  • затратный метод – в этом случае образовательная организация определяет свои совокупные затраты на определенный вид образовательной услуги. В совокупности уровень цен на образовательные услуги образовательной организации должен обеспечить окупаемость всех ее затрат (за минусом получаемых ею бюджетных средств) и принести некоторый (целевой) чистый доход
  • метод следования за лидером – образовательная организация ориентируется на уровень цен на аналогичные образовательные услуги выбранных ею образовательных организаций в качестве лидеров своего рынка и корректирует ( скорее всего уменьшает) их уровень применительно к оценке самой себя относительно этих лидеров
  • метод выравнивания (усреднения) цен – данный метод означает, что известные заинтересованной организации рыночные цены на образовательные услуги разных образовательных организаций тем или иным подходящим способом усредняются ею самой (но могут существовать и более-менее официальные оценки) по близким группами образовательных услуг и такая усредненная оценка и принимается в качестве цены, которую организация предлагает рынку (своим “клиентам”)
  • пакетный метод – цена устанавливается применительно к группе связанных между собой или применительно к данному покупателю образовательных услуг. Данный метод редко используется в сфере образования.

 

Рис. 1

Важнейшим является способ определения цены (стоимости) образовательной услуги на основе расчета ее собственных затрат, или затратный способ. Данный способ наиболее надежен с позиций образовательной организации, т.к. теоретически гарантирует ей покрытие всех ее текущих расходов и получение целевого чистого дохода.

Затратный способ имеет следующую модель ценообразования:

 


Где: Ц – стоимость образовательной услуги для данной образовательной организации, Сп – прямые затраты, Ск– косвенные затраты, П – целевой чистый доход.

Прямые затраты обычно включают:

  • заработную плату преподавателей образовательной организации
  • начисления на эту заработную плату основного персонала
  • материальные затраты, используемые при оказании данной образовательной услуги, в том числе затраты на :
    • учебное оборудование и мебель
    • учебные принадлежности
    • учебную практику и т.п.

Косвенные затраты обычно включают затраты, которые несет организация в целом без возможности их прямого соотнесения с конкретными видами образовательных услуг. Сюда включаются :

  • заработная плата общего персонала (административно-хозяйственного и вспомогательного)
  • начисления на эту заработную плату общего персонала
  • общехозяйственные расходы, которые состоят обычно из затрат на:
    • материалы и предметы для общехозяйственных целей
    • канцелярские товары
    • инвентарь
    • оплату коммунальных, транспортных услуг и услуг связи
    • текущий ремонт и др.
  • затраты на командировки и служебные разъезды
  • разного рода прочие затраты

Поскольку косвенные затраты “в равной мере” приходятся на все оказываемые организацией виды образовательных и вспомогательных услуг, то они должны присоединяться к прямым затратам на каждую отдельную по виду образовательную услугу в “равной” доле. Эта доля обычно вытекает из принятого в данной организации способа распределения косвенных затрат. Такими способами распределения косвенных затрат могут быть – распределение их пропорционально размерам заработной платы преподавателей или пропорционального всей величине прямых затрат на данную услугу.

Размер целевого чистого дохода обычно определяется в процентах к сумме прямых и косвенных затрат и соответствует средней (целевой, желаемой) норме прибыли, которая известна на рынке. Однако успешные образовательные организации могут в виде признаваемых на рынке цен их образовательных услуг получать чистый доход в размере превышающем его средние по рынку образовательных услуг размеры.

Метод установления цены услуги, называемый “следование за лидером”, можно рассматривать и как продолжение затратного метода. В этом случае образовательная организация может тоже производить самостоятельный расчет стоимости своих услуг, но итоговый прейскурант цен на свои услуги будет корректировать или даже основывать основывается на тех ценах, которые уже имеются на рынке, поскольку именно эти цены обеспечат ей необходимое достаточное число учащихся, которые будут оплачивать образовательные услуги.

Метод выравнивания (усреднения) цен может иметь два аспекта:

  • первый аспект состоит в том, что образовательная организация усредняет известные ей на рынке цены на образовательные услуги и устанавливает собственные цены применительно к выявленному ей среднему уровню
  • второй аспект состоит в том, что образовательная организация не “мельчит” с ценами, а устанавливает “усредненные” цены на группы более-менее однородных образовательных услуг, что существенно упрощает для учащихся ориентацию в ценах и улучшает информационную среду по поводу цены тех или иных услуг, которые они желали бы получить.

Пакетный метод установления цен на услуги представляет собой метод установления цены не на отдельную образовательную услугу, а на группу (пакет) взаимосвязанных услуг, который может включать одну или несколько образовательных услуг и какие-то вспомогательные (сервисные) услуги, которые необходимы, полезны, важны и т.п. при получении (оказании) определенной образовательной услуги.

Кроме цен на собственно образовательные (т.е. профильные) услуги, образовательная организация обычно может оказывать и какие-то дополнительные, или вспомогательные, или сервисные услуги, так или иначе связанные с процессом обучения или просто с учащимся. Поэтому ей необходимо рассчитывать цены и на такого рода услуги, т.е. на сервисные (дополнительные) услуги.

В некоторых случаях эти сервисные цены могут включаться в общую цену образовательной услуги. Но в этом случае желательно, чтобы самая общая плата за услугу четко показывала, что она складывается из двух разных оплат – платы за образовательную услугу и плату за сервисную (дополнительную) услугу.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.