Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Требования и рекомендации к выполнению курсовой работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

маркетинга и логистики

«28» октября 2011 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к выполнению курсовой работы

по дисциплине «Маркетинг»

(для бакалавров всех форм обучения)

 

Ростов-на-Дону

ББК 65.9 (2) 55

 

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» (для бакалавров всех форм обучения). – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2012. – 14 с.

 

 

Разработаны в соответствии с учебным планом направления 080200 «Менеджмент», профилей подготовки «Маркетинг» и «Логистика» и программой дисциплины «Маркетинг».

ББК 65.9 (2) 55

 

 

Составитель: доц., к.э.н. Р.С. Хан

Рецензент: д-р э.н., проф. Р.В. Шеховцов

 

 

Редактор Н.Е. Гладких

Темплан 2012 г., поз. 17

Подписано в печать 3.05.12 Формат 60х84/16.

Бумага белая. Ризограф. Уч.-изд. л. 0,7 Тираж 200 экз. Заказ

 

 

Редакционно-издательский центр

Ростовского государственного строительного университета

344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162.

 

ã Ростовский государственный

строительный университет, 2012

 

Порядок выполнения курсовой работы

Курсовая работа предусматривается учебным планом направления 080200 «Менеджмент», профилей подготовки «Производственный менеджмент», «Маркетинг» и «Логистика» и программой дисциплины «Маркетинг» и является обязательном элементом в системе подготовки бакалавров-маркетологов высшей квалификации. В процессе ее выполнения студент должен показать способность применить полученные знания при решении теоретических и практических задач в области маркетинга; умение проводить маркетинговые исследования комплекса маркетинга и маркетинговой среды предприятия, обрабатывать, анализировать собранные данные, делать выводы и давать рекомендации.



Руководителем курсовой работы является преподаватель профилирующей кафедры, который обычно проводит практические занятия по дисциплине «Маркетинг». Он оказывает помощь студенту в выборе темы курсовой работы, в подборе литературы и консультирует по вопросам, возникающим при выполнении курсовой работы.

Курсовая работа, как правило, выполняется на материалах конкретных фирм, по утвержденной научным руководителем теме, по согласованному с ним плану, в сроки, установленные учебным планом. Она должна содержать изложение теории соответствующей темы, а также статистические и расчетно-аналитические материалы по выбранному объекту. Нельзя использовать недостоверные и устаревшие материалы и/или материалы, не относящиеся к теме курсовой работы. Таблицы, схемы, графики, формулы и другой иллюстративный материал, а также курсовая работа в целом оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студенческим работам.

При выполнении курсовой работы следует помнить, что не разрешается дословный пересказ литературных данных без соответствующих ссылок, представление работ компилятивных, поверхностных, написанных без продуманного плана, плохо изложенных, со стилистическими и орфографическими ошибками, неряшливо оформленных, без указания использованной литературы.

Курсовая работа выполняется в рукописном или машинописном виде объемом не более 40 страниц, не включая приложений. Титульный лист оформляется по стандарту. После титульного листа дается содержание работы, по каждому разделу которого указывается номер страницы, с которой этот раздел начинается. Название каждого раздела курсовой работы выделяется прописными буквами. Каждая глава начинается с новой страницы. После изложения всех глав приводится список использованной литературы в алфавитном порядке с указанием авторов, названия работы, места издания, издательства и года издания. Ссылки на литературу даются в квадратных скобках с указанием номера в списке и страницы, на которой имеется соответствующая цитата или иной использованный в работе материал.

После списка литературы даются приложения по порядку их нумерации. Все страницы курсовой работы нумеруются за исключением титульного листа, который является первой страницей работы. Нумерация страниц курсовой работы сквозная. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу листа.

Полностью выполненная и правильно оформленная курсовая работа передается на профилирующую кафедру преподавателю в установленные учебным планом сроки. После проверки преподавателем курсовая работа с рецензией возвращается студенту для подготовки к защите. Курсовая работа, выполненная неудовлетворительно и/или с нарушением стандартов на выполнение студенческих научных работ, должна быть переделана.

Защита курсовой работы проводится в сроки, установленные учебным планом, и по графику, определяемому преподавателем. Защита курсовой работы имеет целью проверку знаний студента по дисциплине «Маркетинг», выявление степени самостоятельности ее выполнения, оценку практических навыков и умений, приобретенных студентом в процессе выполнения курсовой работы. Студент должен ответить на все замечания в рецензии и по тексту курсовой работы. Только при наличии положительной оценки курсовой работы студент допускается к сдаче зачета (экзамена) по дисциплине «Маркетинг». После защиты курсовая работа сдается на хранение на профилирующую кафедру.

 

Тематика курсовых работ

Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно по согласованию с преподавателем, который проводит практические занятия по дисциплине «Маркетинг». Для выбора студентам предлагается следующая примерная тематика курсовых работ:

1. Маркетинговая среда предприятия.

2. Деятельность предприятия в условиях конкуренции.

3. Разработка комплекса маркетинга фирмы.

4. Сегментирование рынка при выходе фирмы на него.

5. Позиционирование товара на рынке.

6. Товарная политика предприятия.

7. Ассортиментная политика предприятия.

8. Разработка товарных нововведений.

9. Выведение новых товаров на рынок.

10. Управление конкурентоспособностью товара

11. Управление конкурентоспособностью фирмы

12. Разработка ценовой политики предприятия.

13. Продвижение товара на рынок.

14. Сбытовая политика предприятия.

15. Каналы распределения фирмы.

16. Организация и управление товародвижением фирмы.

17. Оптовая торговля.

18. Розничная торговля.

19. Маркетинговые коммуникации в деятельности фирмы.

20. Рекламная деятельность предприятия.

21. ПР в деятельности предприятия.

22. Стимулирование сбыта товаров предприятия.

23. Прямой маркетинг в деятельности фирмы.

24. Организация маркетинговых исследований на предприятии.

25. Исследование маркетинговой среды предприятия.

26. Исследование рыночной деятельности.

27. Маркетинговое планирование на предприятии.

28. Стратегическое планирование маркетинга фирмы.

29. Тактическое планирование маркетинга фирмы.

30. Организация маркетинга на предприятии.

31. Маркетинговый контроль в деятельности фирмы.

32. Маркетинговые ревизия и аудит.

33. Среда международного маркетинга.

34. Формирование комплекса международного маркетинга.

35. Маркетинг международной фирмы.

36. Сетевой маркетинг.

37. Маркетинг услуг.

 

При выборе темы курсовой работы необходимо руководствоваться следующими критериями:

1) сквозная (единая) тематика всех научных работ студента вплоть до дипломной работы;

2) наличие хорошего объекта исследования;

3) достаточное обеспечение доступной студенту литературой, в том числе статистической и расчетно-аналитической информацией.

 

 

Примерный план курсовой работы по теме «Маркетинговая среда предприятия»:

Введение

1. Сущностная характеристика маркетинговой среды предприятия.

1.1. Внутренняя среда предприятия и ее составляющие.

1.2. Макромаркетинговая среда предприятия.

1.3. Микромаркетинговая среда предприятия.

2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия.

2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности фирмы.

2.2. Анализ комплекса маркетинга предприятия.

2.3. Анализ маркетинговой среды предприятия.

3. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Требования и рекомендации к выполнению курсовой работы

Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении студент должен обосновать актуальность выбранной темы исследования.

Первая глава работы – освещение теоретических аспектов маркетинга. Студент должен изложить основные положения по выбранной теме, используя не менее 10 наименований литературы. Использование Интернет-источников не допускается.

Во второй главе курсовой работы проводится анализ маркетинговой деятельности предприятия.

Анализ деятельности предприятия проводится за три периода – три года. Если срок деятельности предприятия на рынке менее трех лет, то допускается, по согласованию с преподавателем, брать в качестве анализируемых периодов полугодия либо кварталы.

Первоначально студент должен указать организационно-правовую форму анализируемого предприятия, описать основные виды деятельности.

Далее необходимо провести анализ основных показателей деятельности предприятия: выручки, себестоимости, прибыли от продаж, валовой и чистой прибыли, коммерческих расходов, рентабельности. Данные по основным показателям за три периода представляются в виде таблицы (табл.1).

Таблица 1

Динамика основных показателей деятельности предприятия

за 200х -200у гг.

№ п/п Показатель Периоды Изменения, % (+/-)
2/1 3/1
Выручка          
Себестоимость          
         
n Рентабельность          

 

После таблицы студент должен дать выводы по динамике основных показателей деятельности предприятия, в том числе описать причины, вызвавшие подобную динамику.

В рамках анализа комплекса маркетинга фирмы необходимо рассмотреть товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику предприятия.

При анализе товарной политики следует описать номенклатуру и ассортимент предприятия, указав их ширину, глубину, насыщенность и гармоничность. Также целесообразно выделить наиболее популярные марки, производимые предприятием, и описать динамику их продаж.

При анализе ценовой политики предприятия следует описать метод ценообразования, используемый фирмой, порядок установления цены на существующую и новую продукцию, оценить динамику цен на основные виды продукции, сделать выводы. Если присутствует большое количество номенклатурных и ассортиментных позиций, то допускается использовать для анализа по одной-две ассортиментных позиции из каждой группы товаров, либо проводить анализ для каждой номенклатурной позиции отдельно (табл.2).

Таблица 2

Динамика цен на продукцию предприятия за 200х -200у гг.

№п/п Продукция Периоды Изменения, % (+/-)
2/1 3/1
Колбаса в/к «Докторская»          
Колбаса с/к «Московская»          
         
Сосиски «Ганноверские»          

 

При анализе сбытовой политики предприятия необходимо описать используемые каналы распределения, их уровень и тип, а также используемые каналы товародвижения.

В рамках анализа коммуникационной политики предприятия следует описать используемые предприятием инструменты коммуникаций на анализируемый момент времени и за последние три периода с указанием затрат на них. При возможности должен быть приложен календарный план проведения мероприятий коммуникационной политики.

При анализе отдельных инструментов маркетинговых коммуникаций должны быть подробно описаны средства и виды рекламы, используемой фирмой, акции по стимулированию сбыта, ПР-мероприятия, виды прямого маркетинга, с указанием полученного или планируемого эффекта.

Также отдельно должны быть прописаны проводимые фирмой маркетинговые исследования, с указанием их целей, сроков, примерной стоимости и полученного результата.

При анализе маркетинговой среды предприятия его целесообразно начинать с анализа внутренней среды, в том числе организационной структуры с подробным описанием целей, функций и задач, стоящих перед отделом маркетинга. В случае отсутствия отдела маркетинга (специалиста по маркетингу) на предприятии, следует описать какое подразделение (специалист) фирмы выполняет функции отдела маркетинга и в каком объеме. Организационная структура маркетинга должна быть представлена в наглядном виде (изображена в виде рисунка). Также должны быть прописаны коммуникационные связи между отделом маркетинга (специалистом по маркетингу) и другими отделами фирмы, указан тип и объем предоставляемой информации, источники ее получения.

Анализ макромаркетинговой среды предприятия должен быть проведен по факторам данной среды с указанием положительного и отрицательного их влияния.

Так, в рамках анализа экономической среды фирмы необходимо ответить на следующие вопросы:

Ø Какова ожидаемая динамика цен?

Ø Какое изменение в экономике способно отрицательно повлиять на развитие рынка или спроса и как этого избежать?

Ø Будет ли предприятие испытывать трудности из-за неконвертируемости валюты, выхода из рублевой зоны, отсутствия наличности?

Ø Будет ли препятствовать покупке товара фирмы недостаточный уровень благосостояния потенциального покупателя и в какой мере?

Ø Отразится ли на величине прибыли предприятия высокий уровень инфляции в стране и в какой степени?

Ø Существует ли со стороны государственных и/или муниципальных органов контроль цен на товары фирмы и как он влияет на эффективность деятельности?

Ø Как отразятся на величине прибыли таможенные тарифы?

Ø Как влияют на эффективность деятельности фирмы налоги в стране?

Ø Целесообразно ли использовать трудовые, финансовые и другие ресурсы страны (региона)?

При анализе политико-правовой среды ответов требуют следующие вопросы:

Ø Характеризуется ли политическая ситуация в стране (регионе) достаточной стабильностью?

Ø Возможны ли убытки из-за нестабильной политической ситуации и в каком объеме?

Ø Какие правовые и законодательные акты, способные повлиять на деятельность предприятия, могут быть приняты в ближайшем будущем?

Ø Что следует делать в случае принятия таких актов?

Ø Не противоречат ли законодательству продукты предприятия с точки зрения их безопасности и нанесения ущерба внешней среде и потребителю?

Ø Обладает ли продукт достаточной патентной чистотой?

Ø Не запрещен ли таможенными законами ввоз или вывоз продукта фирмы?

Для анализа научно-технической среды необходимо ответить на вопросы:

Ø Какие технологические достижения, влияющие на себестоимость продукции, могут появиться?

Ø Как развитие технологии может повлиять на спрос на товары фирмы?

Ø Какие сектора технологии могут представлять угрозу для области деятельности фирмы?

Ø Как минимизировать подобную угрозу?

Ø Какие технологические нововведения следует использовать при организации сбыта и продвижения продукта?

Основные вопросы для анализа социально-демографической среды:

Ø Какие социально-демографические изменения затрагивают бизнес предприятия?

Ø Какие изменения в позиции покупателей могут повлиять на спрос и каковы последствия этих изменений?

Анализ культурной среды проводится по следующим вопросам:

Ø Какие особенности культурной среды следует учесть при адаптации комплекса маркетинга под запросы конкретных рынков?

Ø Какие особенности культурной среды следует учесть при ведении деловых переговоров?

Для анализа экологической среды необходимо ответить на следующие вопросы:

Ø Какие процессы, применяемые поставщиками, создают угрозу для окружающей среды?

Ø Какие используемые фирмой процессы и сырьевые материалы создают угрозу для здоровья или окружающей среды?

Ø Какие меры должны быть приняты в случае необходимости их изменений?

Ø Может ли предприятие стать мишенью для экологических движений и что делать в этом случае?

Анализ микромаркетинговой среды предприятия следует проводить по основным ее субъектам.

Студент должен описать, какие поставщики есть у предприятия и какова доля каждого из них в общем объеме поставок. Если у предприятия большое количество поставщиков, то описываться должны те из них, которые вносят наибольший вклад в поставки сырья, материалов и товаров.

При анализе посредников также необходимо описать долю каждого из них в объеме закупок. При наличии большого количества посредников их необходимо сегментировать и описать основные сегменты.

При описании конкурентов необходимо их классифицировать в соответствии с видом, описать используемые ими стратегии, а также провести сравнительный анализ ассортимента и цен на производимую/реализуемую продукцию (табл.3).

Таблица 3

Сравнение цен на продукцию конкурентов ООО «Х»

№ п/п Продукция Анализируемое предприятие Конкуренты
Колбаса в/к «Докторская»        
Колбаса с/к «Московская»        
       
Сосиски «Ганноверские»        

Также необходимо выделить сильные и слабые стороны своего предприятия по отношению к конкурентам (табл.4).

Таблица 4

Сильные и слабые стороны ООО «Х» и его конкурентов

Предприятие Сильные стороны Слабые стороны
Анализируемое предприятие    
Конкурент 1    
   
Конкурент N    

 

При анализе потребителей необходимо описать их основные сегменты, используя базовые переменные сегментирования.

Также следует описать позиционирование предприятия и его товаров на рынке.

Заключительным этапом анализа микромаркетинговой среды предприятия является описание его контактных аудиторий.

В третьей главе курсовой работы студент должен дать не менее трех рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия в соответствии с выбранной темой. Все рекомендации должны быть подробно расписаны и обоснованы. Также необходимо просчитать примерную стоимость предлагаемых мероприятий и экономический эффект от их внедрения.

В заключении студент должен описать основные выводы по деятельности анализируемого предприятия и значимость предложенных рекомендаций по её совершенствованию.

Рекомендуемая литература

1. Алексунина В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.

2. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. М.: Экономика, 2000.

3. Беляев В.И.Маркетинг: основы теории и практики: учебник. М.: КНОРУС,2005

4. Березин И. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. продвижение. М.: Вершина, 2007.

5. Блайт Дж. Основы маркетинга: пер. со 2-го англ. изд. Киев.:Знання-Пресс, 2003.

6. Бун Л. Современный маркетинг: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005

7. Джоббер Дэвид. Принципы и практика маркетинга: пер с англ.: учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000

8. Кондратьев А. Маркетинг: концепции и решения. М.: ИНЭС, 2003.

9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер, 2005.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Издательский дом «Вильямс», 2009.

11. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2000






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.