Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные парадигмы зарубежной социальной психологии

Парадигма –исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в обществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

В основе выделения ориентации в социальной психологии лежат 2 критерия:

  • решение вопроса о природе человека;
  • преобладающая проблематика.

Развитие социальной психологии в ХХ веке было обусловлено настоятельными потребностями развития человеческого общества, необходимостью использования науки в решении задач, стоящих в его различных сферах: промышленности, бизнесе, менеджменте, политике, социальной сфере. Можно констатировать, что социальная психология ХХ в. не представляет единую целостную систему знаний, она развивалась как парадигмальная. Ее особенностью является отсутствие единого методологического подхода к предмету своего исследования при наличии множества теорий "среднего" уровня (т.н. частной методологии)– объясняющих относительно небольшой круг социальных явлений.

приступая к рассмотрению ориентаций в парадигм в социальной психологии, акцентируем их ключевые идеи:

В психоанализе: человек – поле битвы между животной природой и обществом.

Для бихевиоризма: поведение детерминировано немедленными ответными реакциями на стимулы – акцент на социальной ситуации.

Для интеракционизма – признание социальной детерминации с уточнением того, как роль человека в обществе определяет значимые для него ценности.

Для когнитивизма (человек – мыслящее существо) – главный фокус исследования – развитие осмысленного и организованного взгляда человека на мир.



Бихевиоризм (необихевиоризм)

Одно из наиболее влиятельных направлений, позиционирующее как строго научное.

Центральной идеей этого направления является идея подкрепления(в вариантах классического (по Павлову, связь между стимулом и реакцией) илиоперантного обусловливания (по Скиннеру, исследуется связь между поведенческой реакцией и ее подкреплением, влияющая на последующее поведение).

Принципы:

  • Абсолютизация стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках.
  • Верификация и операционализм.
  • Натурализм (игнорирование специфики поведения человека)
  • Негативное отношение к теории и абсолютизации эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого.
  • Отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности.
  • Принципиальный разрыв связей с философией.

Схема 5. Основные парадигмы и теории социальной психологии

К.Халл, уточняя схемуввёл идею промежуточных переменных, которые опосредствуют связь в представленной формуле. К промежуточным переменным он предлагал относить такие феномены, как мотивацию,

Ключевой идеей необихевиористической парадигмы социальной психологии является идея подкрепления. Именно подкрепление, по мнению бихевиористов, дает возможность управления социальным поведением.

В бихевиоризме выделяют 2 вида теорий:

  • Теории агрессии и подражаний (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура)
  • Теории межличностного взаимодействия как обмена (Г.Келли)

Схема 6. Необихевиористическое направление

В социальной психологии

Базовые понятия:

Научение – установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают и подкрепляют его.

Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - проверка; способ обоснования (подтверждения) каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. Принцип верификации является одним из важнейших принципов логического позитивизма.

Операционализм– требование операционального определения понятий, т.е. через ту или иную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины).

Для социальной психологии характерна интеграция подходов. Так теории научения А.Бандуры и Дж.Роттера являются синтетическими - социально-когнитивными. Для них характерно рассмотрение когнитивных факторов поведения человека – не только признание подражания, но учет когнитивных переменных – самоодобрения, самомотивации, косвенного подкрепление, проявляющегося в научении путем наблюдения за поведением других и пр.

Психоанализ

З.Фрейд рассматривал сексуальное влечение в качестве источника энергии и силы характера. Ортодоксальный психоанализ оказал значительное влияние на развитие социально-психологических идей. Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам Зигмунда Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его поздних работах (1921 год) "Психология масс и анализ человеческого Я", "Неудовлетворенность культурой".

Фрейд заимствовал у Г.Лебона основные идеи относительно агрессивных аспектов поведения "толпы неорганизованной" и у Мак-Дауголла "толпы организованной".

В работе "Психология масс и анализ человеческого поведения" часто цитирует Г.Лебона, который показывает, как под влиянием толпы индивиды обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, как в толпе проявляются подавленные до того времени бессознательные влечения, как разрывается тонкий слой цивилизованного поведения и индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало.

Мак-Дауголл использует понятие инстинктов социального поведения, описывая постоянные войны, которые ведут дикие народы, живущие небольшими, хорошо организованными общинами. Эти войны, которые ничего не дают, кроме ослабления общины, обусловлены всецело непосредственным проявлением инстинкта драчливости.

Фрейд использовал эту идею. Он аутгрупповую враждебность рассматривал как средство поддержания идентификации и стабильности группы. Механизм враждебности Фрейд выводил из амбивалентности ранних эмоциональных отношений в семье (Отец – объект любви и ненависти, ему стремятся подражать, но он является объектом агрессии и соперничества). Амбивалентность эмоциональных отношений раннего детства переносится на группу: любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, а также членами группы, имеющими аналогичную идентификацию. Враждебность и агрессия переносятся на внешнюю группу.

Также как ранее любовь и ненависть выступают в качестве взаимосвязанных, взаимозависимых немыслимых одна без другой детерминант психического развития личности, групповая идентификация и аутгрупповая враждебность становятся аналогично взаимосвязанными. В последующем тезис о неизбежности аутгрупповой агрессии выступал в качестве основы теоретических построений в этой области.

В работе "неудовлетворенность культурой" Фрейд развивает идеи об изначально конфликтной природе человека. Человек хочет быть счастливым, но внешний мир всячески препятствует ему в этом. Чтобы избежать несчастья, люди используют разные пути:

- уход от людей, путь в одиночество,

- в качестве членов общества переходят в наступление на природу и подчиняют ее своей воле с помощи науки и техники;

- самый грубый путь: наркотики;

- смещение либидо: сублимация первичных инстинктов: получение удовольствия от деятельности (интеллектуальной), наслаждение от искусства;

- стремление изменить мир вокруг себя;

- ориентация на любовь как центр всего мира.

Таким образом, программа, к осуществлению которой побуждает нас принцип удовольствия, не может быть реализована. И, тем не менее, мы не прекращаем усилия, выбирая какие-либо пути стремления к наслаждению. Неудовлетворенность жизнь приводит к бегству в невротические заболевания. К счастью ведут многие пути, но ни один из них не приводит к цели наверняка.

Сублимация первичных позывов - особенно ярко выраженная черта культурного развития – именно она дает возможность высшим формам психической деятельности – научной, художественной и идеологической – играть в культурной жизни столь значительную роль.

Данные идеи впоследствии были развиты Э.Фроммом в работах "Бегство от свободы", "Человек для себя".

Итак, для психоанализа человек представляется изначально конфликтным существом в силу противоречия между его "животной природой" и социальными условиями.

Основные психоаналитические теории

  • Теории неопсихоанализа (работы Э.Фромма), в которых признается влияние на поведение и его формирование не только внутренних (инстинктивных) факторов, но и социальных (семьи, общества).

Э. Фромм считает, что в процессе жизни человек на разных уровнях вступает в разные отношения с миром: 1)средством овладения вещами и их ассимиляции;. 2)средством дела с людьми и с самим собой. 1-ый перечисленный уровень он именует процессом ассимиляции; 2-ой – процессом социализации. Обе формы взаимодействия носят явный характер, они не задаются интуитивно, как в случае с животными. Человек может завладеть вещами, получая либо беря их из наружных источников, или изготовляя их средством собственных личных усилий. Однако человек обязан завладеть вещами и потом когда-то их уподоблять, для того, чтоб удовлетворить все свои требования и потребности. Поэтому человек не может существовать в изоляции от остальных людей. Для обычного существования человеку необходимы связи с людьми. Человек обязан объединяться с другими, чтоб отстоять свою жизнь, чтоб трудиться, чтоб заполучить сексуальное ублажение, для игры, для обучения потомства, чтоб передавать кому-то накопленные познания и опыт, и материальную собственность. Однако, также он по необходимости связан с людьми, будучи частью некой группы. Абсолютная обособленность для обычного человека, здорового психически, кажется нестерпимой и несопоставимой.

Ориентации, при поддержке которых индивидум вступает в дела с миром, определяют сущность его характера. Характер дает индивидуму вероятность делать верно, и "разумно". Нрав предоставляет индивидуму базу для приспособления в сообществе. Нрав малыша представляет собой слепок с родителей.

Э. Фромм ввел мнение общественного характера, который он описывает как "совокупность черт характера, общую для большинства членов предоставленной общественной группы и возникшую в итоге общих для их переживаний и всеобщего вида жизни". Фромм заявляет, что общественный характер описывает идеи, ощущения и действия индивидума. Если характер человека совпадает с общественным характером, то доминантные стремления индивидума побуждают его делать то, что нужно и лучше в специфичных социальных условиях его культуры. Концепция Э. Фромма выходит за границы психоанализа. Поздние работы философа Фромма являются уже по сути гуманистическими (к примеру, "Художество любить")

Таблица 3. Типология социальных характеров, по Э.Фромму






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.