Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблематика личности в социальной психологии

Личность — это осмысленный и функциональный человек, обладающий возможность избирать тот либо другой образ существования. Все зависит от индивидуальных и психических свойств, которые присущи личности, их нужно грамотно осознавать и принимать во внимание.

Социально-психические характерные черты личности. Личность человека как члена сообщества располагается в области воздействия разных отношений, складывающихся в ходе производства и пользования материальными благами. Ход развития личности совершается как под воздействием сферы общественно-политических взаимоотношений и идеологии. Убеждение как концепция мыслей о мире оказывает очень большое воздействие на человека, во многом создает сущность его психологии, миропонимание, личные и общественные установки. На психологию личности оказывают большое влияние и взаимоотношения людей в общественной группе, в которую она вступает. В ходе взаимодействия и общения совершается влияние личностей друг на друга, из-за чего создается единство во мнениях, общественных установках и иных типах взаимоотношений к окружению, труду, народам, личным качествам. В группе человек заслуживает конкретный престиж, занимает конкретное положение, исполняет конкретные роли.

Личность — не только предмет социальных взаимоотношений, но и их субъект, то есть активный элемент. Личность — это определенный индивид, являющийся представителем конкретного государства, сообщества и группы (общественной, народной, религиозной, общественно-политической, половозрастной и т. д.). При этом, индивид, понимающий собственное отношение к находящимся вокруг его людям и социальной реальности, вписанный во все без исключения взаимоотношения последней, занятый особым типом деятельности и наделенный особыми индивидуальными и социально-психическими отличительными чертами.



Развитие личности обуславливается различными условиями: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физическими особенностями, находящейся вокруг средой и сообществом, областью деятельности. Особенность физиологии высшей нервной деятельности личности — это особенность функционирования её нервной системы, выражающаяся в различных свойствах: балансе процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, чувств и эмоций в поведении и т. д.

Анатомо-физиологические характерные черты личности — свойства, которые находятся в зависимости от анатомической и физической структуры тела человека, оказывающей значительное воздействие как на его психику и поведение, так и на склонность последних действиям факторов и других людей.

Важнейшими условиями развития личности выступают естественно-географическая сфера и социум. Макросреда — социум в совокупности абсолютно всех его проявлений. Среда — категория, микрогруппа, семейный круг и так далее — кроме того считается значительной детерминантой развития личности.

В микросреде закладываются основные нравственные и нравственно-психические свойства человека, которые следует принимать во внимание, а кроме того совершенствовать или модифицировать в ходе обучения и воспитания. Общественно полезная деятельность — это работа, в обстоятельствах которого формируется индивид и создаются его основные свойства. Социально-психическая характеристика личности как представление всего комплекса свойственных ей отличительных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую конкретные стороны.

Психологическая область личности отображает специфику функционирования её психических действий, качеств, состояний. Психические процессы— психические явления, обеспечивающие основное отображение и понимание личностью влияний находящейся вокруг реальности.

Психические качества — более постоянные и регулярно проявляющиеся характерные черты личности, обеспечивающие конкретный уровень действия и деятельности, обычный для нее. Качества личности: направленность, темперамент, характер и способности. Мировоззренческая область отображает социально важные её свойства и характерные черты, разрешающие занимать достойное место в мире.

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии. Персонализация личности как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей (А.В. Петровский).

Степень осознания своих отношений к разным сторонам действительности, понимание причин, вызывающих эти отношения, собственная активность личности по перестройке этих отношений - основные критерии выделения социально-психологических типов личности.

Принцип, гласящий, что "личностью не рождаются, а личностью становятся", должен быть также конкретизирован: личностью становятся и поэтому для личности небезразлично, в каких именно группах осуществляется ее становление, в частности, с какими другими личностями она взаимодействует. Если бы можно было осуществить такое лонгитюдное исследование, в котором удалось бы проследить весь жизненный путь личности, то на поставленный вопрос был бы дан исчерпывающий ответ. При этом, можно было бы выявить, насколько значимо для становления личности "прохождение" ее через группы, предположим, высокого (или, напротив, низкого) уровня развития, богатые межличностными конфликтами, или, напротив, относительно бесконфликтные и т.п. Интересно, что в повседневной жизни, в обыденной практике эти факторы фиксируются. Так, например, при выяснении причин противоправного поведения подростка изучается и характер отношений в родительской семье, и в школьном классе, и в группе сверстников по месту проживания. Точно так же рассматривается в этом случае и вопрос о том, какое место занимал интересующий нас субъект в системе отношений данных групп. Однако очевидная для практики важность обозначенной проблемы не нашла до сих пор своего исчерпывающего теоретического и, еще более, экспериментального объяснения

Проблематика личности является междисциплинарной. Феномен личности исследуется многими науками: философией, социологией, культурологией, психологией и, конечно же, социальной психологией. Специфика социально-психологического подхода к исследованию личности – в изучении конкретных групп и конкретных систем деятельности, в которые включен индивид, и анализ групп (и конкретных систем деятельности), в которых индивид реализует свою социальную сущность.

В психологии существует множество определений личности. В отечественной психологии традиционно разделяют понятия индивид (отдельное живое существо, представитель биологического вида), личность (развиваясь, человек обретает это особое социальное качество) и индивидуальность (сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие).

Сам предмет социальной психологии как самостоятельной науки складывался во многом через попытки ответить на вопросы:

  • Является ли человек в своей социальной сущности продуктом и "слепком" своего окружения или же он творит его?
  • Психологическое есть результат социального влияния или же социальные явления суть отражения психологических закономерностей?
  • Какой логике отдать предпочтение: социальному конструированию личности или конструированию личностью "поля социального"?

Признание несомненного единства, но не тождества понятий "личность" и "индивид" порождает ряд вопросов. И среди них вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается термином "личность" и оказывается несводимым к биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя – индивида.

Развитие социально-психологических изучений личности соединяется с историей всей общественной психологии. Но конкретно последние десятилетия развития социальной психологии оказались отмечены значимой актуализацией исследовательского энтузиазма к личности. Во многом это было связано:

  • с появлением и буйным развитием сравнительно новейшей её области - психологии общественного знания, которая обозначает собственной главной задачей анализ закономерностей, которым покоряются сознание и интерпретация человеком находящейся вокруг общественной реальности, а еще его приспособление к ней.
  • а еще беспристрастной динамикой современного публичного развития. Высочайший темп социальных конфигураций в различных областях публичной практики, возрастание численности раньше не возникавших, неопределенных общественных обстановок, другими словами, та новейшая социальная действительность, которая сейчас уже обычно определяется как социальная непостоянность, неизбежно предъявляют завышенные запросы к её субъекту в плане энергичности.

Именно поэтому исследование процессов построения человеком своей социальной и личностной идентичности, формирования персональной системы ценностей, когнитивных механизмов, обеспечивающих индивидуальные стратегии поведения в изменяющихся социальных обстоятельствах, т.е. того, что в целом можно определить как активность личности в ходе социализации, составляет сегодня значительную часть социально-психологического знания.

Однако проблематика личности неизменно оставалась одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Будучи объективирована Другим именно как некоторая социальность, личность каждого из нас неизменно дана в субъективном восприятии как неповторимость, уникальность, соответственно за любым социально-психологическим подходом к личности постоянно "тенью отца Гамлета" вставала общефилософская проблема индивидуальной свободы и детерминации. Таким образом, внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека: не пренебрегая его обусловленностью всем социокультурным "полем", с одной стороны, и не отказывая в возможностях персонального самоопределения — с другой.

Однако данная внутренняя конфликтность задавалась и задается не только этим. Как отмечается современными исследователями проблемы личности в социальной психологии, за тем или иным решением вопроса психологии личности всегда стоят вопросы морали и возможностей социального влияния: может ли человек быть носителем некоторых универсальных ценностей или же определяющими выступают социальные ценности, всегда имеющие весьма конкретную пространственно-временную локализацию? И следует ли воздействовать на социальные структуры в целях изменения их членов или же необходимо так или иначе влиять на людей, чтобы изменить эти социальные структуры? И если для других психологических дисциплин данные вопросы носили, в общем, довольно умозрительный характер, то для социальной психологии их решение имело вполне "приземленные", практические следствия.

В социальной психологии личности существует еще одна неопределенность: она связана с неоднозначностью имеющихся трактовок самого понятия социальной детерминации личности. В целом их существует две:

Во-первых, социальное понималось как непосредственное окружение человека, как "другие люди". Для социальной психологии эту позицию впервые отчетливо эксплицировал Дж. Г. Мид, настоявший на значении "взгляда Другого" в построении "Я" (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными Другими (интеракционистские концепции личности). Даже исходно более чем далекие от нее теории социального научения также были вынуждены постепенно переходить от изучения только внешних, средовых факторов развития ко все большему включению в анализ и когнитивных элементов, увязывающих прошлый опыт личности с новыми социальными ситуациями (характерна в этом смысле, например, эволюция взглядов А. Бандуры.

Во-вторых, социальная детерминация понималась и более широко - как влияние общества в целом, которое очевидно всегда "больше", чем непосредственное социальное окружение. В этом случае в анализ включались и включаются социальные отношения, институты социализации, культура (или культуры), социальные представления и т.п. Подобный подход необходимо задавал определенные "рамки" для социально-психологического исследования личности. С этой точки зрения, анализ поведения в конкретной ситуации взаимодействия признается весьма затруднительным и даже иногда невозможным.

Кроме того, очевидность факта, что макросоциальное влияние — это процесс, развивающийся в гораздо более длительном интервале, чем время непосредственного межличностного взаимодействия, закономерно обращала социальных психологов не столько к изучению формирования и развития тех или иных "социальных наслоений" в личности, сколько к исследованиям ее исторической и межкультурной изменчивости. На сегодняшний день социальная психология также все более включает в себя культурологический, этнопсихологический, социологический аспекты.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.