Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ролевое поведение как механизм социализации

В качестве одного из механизмов социализации в интеракционистском направлении социальной психологии рассматривается роль. Т. Шибутани дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом.

Зачастую для того, чтобы окружающие имели нужную информацию о социальной значимости той либо иной личности в данный момент, прибегают к ролевым символам. Образцом подобного символа может являться какая-либо форма. Знаки различия у военных, означающие вид полков и звание этого лица, подтверждают о его общественном статусе и соответствующей значимости. Строгие вечерние наряды представительниц слабого пола и черные наряды представителей сильного пола имеют все шансы подчеркивать формальный вид какой-либо ситуации. Присутствие белоснежного халата на человеке в лечебном учреждении свидетельствует о его принадлежности к медицинскому персоналу. Роль общественного взаимодействия индивидов также обладает чертой ролевого символа. Клерки зачастую ведут себя абсолютно различным образом на месте своей работы и за пределами её, в том числе и имея дело с одним и тем же лицом. Перемена месторасположения используется ими иногда для того, чтобы продемонстрировать соответствующее изменение их значимости, к примеру, трансформация от роли руководителя к роли товарища.



Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным. Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых ожиданиях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности. Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в данной организации, но и свойствами личности каждого из этих работников. Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чистотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же отношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнорировать эти требования, полагая, что достаточно иметь все оборудование в исправном состоянии.

Индивид владеет известной степенью независимости в отношении собственного ролевого действия. Вот вследствие чего выполнение одних и тех же общественных ролей разными индивидами зачастую имеет определенные отличия, хотя при всем этом их действия имеют все шансы оцениваться как удачные. Возьмем, к примеру, двух учащихся вузов, заканчивающих высшее учебное заведение. Один из них, готовясь к экзаменам, прорабатывал только лишь обязательную литературу, другой разбирал, наравне с ней, книги из вспомогательного перечня. Но с формальной точки зрения и первый, и второй абсолютно удовлетворяют требованиям, предъявляемым к учащемуся.

Ролевые ожидания нередко касаются не только поведения индивида в той или иной роли, но и его внешнего облика - одежды и ее аксессуаров, украшений, прически. Чиновник, приглашенный на дипломатический прием, вряд ли явится туда в свитере и джинсах, а профессор даже жарким летом не рискнет предстать на лекции перед студентами в майке и шортах. В некоторых официальных ситуациях форма одежды сравнительно строго регламентируется.

Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Подобно тому, как он имеет определенный "статусный набор", можно говорить и о соответствующем "ролевом наборе" индивида. Имея статус отца, человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, своим родителям, тестю и теще, учителям школы, где учится сын. Там он может быть еще и членом родительского комитета. Каждое из ролевых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется своей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодействия: отец, муж - его жена, отец - его сын, отец - его мать, отец - теща, отец - учитель школы и т. д.).

Действуя на том или ином предприятии, в учреждении, индивид также осуществляет несколько общественных ролей, соответствующих его статусному набору. Таковы его статусы инженера, руководителя цеха, члена профсоюза, совладельца акций фирмы. Роли, исполняемые индивидом, имеют официальный характер. Индивид владеет также конкретным ролевым "комплектом" и в системе частных взаимоотношений, сформировавшихся в его компании. Зачастую эти роли считаются результатом определенных личных качеств персоны. Два рабочих, занятых на одной и той же операции, но имеющих различные особенности нрава, имеют все шансы осуществлять абсолютно различные неформальные роли в собственной бригаде. Уравновешенный и здравомыслящий индивид иногда выступает в роли "третейского арбитра", к которому обращаются другие работники в дискуссионных моментах. Другой действующий, владеющий организаторскими возможностями и рвением к лидерству, порой становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в собственной бригаде.

Порой та или иная роль навязывается человеку со стороны других членов группы. Часто это обусловлено не только индивидуальными особенностями данного человека, но главным образом его положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться другими ее членами как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах, подвержены изменениям. Бывший ученик, вырастая до уровня высококвалифицированного рабочего, прекращает свое пребывание в роли "козла отпущения", приобретая другую неофициальную роль, как следствие его нового, более высокого социального статуса.

Выполнение социальных ролей. С целью эффективного освоения этой либо другой социальной ролью и её исполнения человеку, прежде всего, нужны познания о содержании этой роли. То, что необходимо от него как носителя данной роли? То, что необходимо либо возможно совершать и чего совершать ни в каком случае нельзя? Начиная с раннего детства, человек в ходе социализации приобретает от окружающих ее людей (отца с матерью, педагогов, преподавателей, друзей, ровесников, иных старших) конкретные познания о содержании разных ролей - официальных и неофициальных. Ребенку разъясняют, как необходимо вести себя дома, на улице, в общественном транспорте, в гостях, на экскурсии, в театре. Информацию о ролевом поведении индивид кроме того приобретает, наблюдая за другими людьми. Свою лепту в эти познания вносят ресурсы массовой коммуникации. При поступлении в школу, училище, высшее учебное заведение, на службу либо на работу в армию новичка знакомят с предписаниями внутреннего распорядка, с требованиями, предъявляемыми к его новой общественной роли. В одних случаях данные требования изложены самым общим образом, в других - относительно детализированы. Последнее чаще всего принадлежит к профессионально-функциональным ролям, то есть тем, которые исполняются в организациях разного вида - производственных, транспортных, военных, экономических и иных. Подобные роли определяются должностными инструкциями, в которых показаны основные задачи этого сотрудника, его прямые обязанности и полномочия, уровень ответственности, служебные связи с другими членами компании согласно вертикали и горизонтали, главные требования к его профессиональным познаниям и способностям.

Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных - социальной роли и "Я". Психологи определяют "Я" как проявление самосознания личности, как продукт выделения человеком самого себя из окружающего мира и противопоставления ему (не-"Я"). На основе взаимодействия личности с другими людьми формируется "Я"-концепция - представление индивида о самом себе. Это представление основано в значительной степени на том, как другие люди определяют наше положение в обществе и как они оценивают наше поведение применительно к этому положению. "Я"-концепция во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свои социальные роли. С другой стороны, овладение личностью какой-либо новой для нее социальной ролью обусловлено особенностями ее "Я"-концепции. Качество выполнения человеком определенной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря интернализуется. Об интернализованной социальной роли можно говорить тогда, когда требования извне, предъявляемые к индивиду, занимающему ту или иную позицию, становятся его собственными требованиями к самому себе.

Таким образом, следующий этап овладения индивидом какой-либо ролью - ее интернализация. При этом подразумевается не просто согласие с требованиями роли, но осознание их, моральная готовность личности принять данную роль. Поэтому есть психологическая мудрость в английской поговорке: "Самое трудное - понять, в чем состоит твой долг, тогда выполнить его значительно легче". Успешность интернализации индивидом роли всецело зависит от его "Я"-концепции. Если понимание индивидом своей роли согласуется с его "Я"-концепцией, то ролевые предписания подкрепляются соответствующими требованиями личности к себе. На этой основе появляются необходимые предпосылки для успешного выполнения данной социальной роли.

Необходимо выделить значимость ответственности как качества личности, характеризующего её отношение к собственным ролевым обязательствам. Обнаружены разные степени осознания сотрудниками отдельных типов их должностных обязательств. Одни из них осознаются личностью как неотъемлемые от ее общественной роли и собственного "Я", а прочие - как удаленные, никак не касающиеся его "Я". Отсюда следует и различная степень осуществлении обязательств: то, что вернее осознается, вернее и выполняется. В результате возможно отметить разные модификации ответственности сотрудников. Типы этих модификаций имеют обширный спектр: от высочайшего осознания и выполнения абсолютно всех производственных функций до реализации (и осознания) только части из них. Порой человек на пути к осуществлению роли оказывается в конфликтной ситуации. Выделяется несколько видов конфликтов, именуемых ролевыми. Так, управляющий иногда сознает, что его координационная роль в сформировавшейся ситуации потребует радикальных операций согласно укреплению дисциплины среди подчиненных - прежде всего, вынесения разных взысканий, однако при этом ему может быть характерна неприязнь к аналогичным поступкам. Известен случай, когда выпускник финансового института, проводя свою первую ревизию, обнаружил серьезные злоупотребления. Исходя из предписаний данной социальной роли, ревизор должен был требовать суда над определенными лицами, но, как человек исключительно мягкий и жалостливый, он оказался не в состоянии решиться на это. Сложившаяся ситуация в итоге привела начинающего ревизора к тяжелому неврозу. В данных примерах субъективное "Я" вступило в конфликт с предписаниями социальной роли. Такой конфликт называют личностно-ролевым. Пример другого рода. Женщина - научный сотрудник, увлеченная своими исследованиями и преподаванием в вузе, работает над докторской диссертацией. Это требует от нее немало времени и сил. Но имея семью, она также хочет быть хорошей, заботливой матерью и женой. Если женщина в равной степени ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью, возникает конфликт между данными ролями. В этом случае предписания различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации. Подобный конфликт называют межролевым (интерролевым).

Зачастую к ролевым конфликтам причисляют и противоречивость надежд, предъявляемых к личности, исполняющей какую-либо общественную роль. Обычный образец - ситуация, в которой оказывается промышленный мастер. Особенность его позиции заключается в следующем. С одной стороны, специалист воспринимается руководством цеха как представитель администрации. С другой - работники считают мастера собственным представителем перед администрацией. Удачное осуществление роли мастера может быть только в том случае, если он сумеет одновременно исполнять условия и работников, и власти. Но они зачастую бывают несовместимыми. Если мастер обнаруживает противоречивость ожиданий по отношению к его роли и не понимает, каким из них он обязан отвечать, появляется конфликтная обстановка. Такого рода конфликт именуют внутриролевым (интраролевым).

Реакции личности на ролевой конфликт могут варьироваться в зависимости от ее индивидуально-психологических особенностей и характера ситуации. Это может быть отказ индивида от какой-либо из несовместимых для него ролей, попытки ввести в заблуждение определенную группу лиц в отношении выполнения их ожиданий, наконец, уход из данной ситуации (перемена места работы, жительства, развод). Ролевые конфликты приводят к повышению степени напряженности личности со всеми присущими этому состоянию физиологическими и психическими проявлениями, вплоть до заболеваний. Для характеристики данного состояния не без основания порой используется термин "ролевой стресс". Одной из причин такого стресса может быть и ролевая перегрузка. Она наблюдается тогда, когда человек должен выполнять чересчур много социальных ролей. Это требует не только времени, но способности личности к быстрой социально-психологической перестройке при переходе от одной роли к другой. Не следует путать ролевую перегрузку с перегрузкой работой. В последнем случае личности предписывается выполнение слишком большого объема работы, но в рамках лишь одной роли. Подобная перегруженность имеет свои собственные проблемы и тоже может служить источником стресса.

В литературе по организационной психологии отмечается и явление ролевой недогрузки, также приводящее к одной из форм ролевого конфликта. Конфликт возникает, когда индивид считает, что его ролевые обязанности не позволяют ему в полной мере продемонстрировать свои способности. Подобное психическое состояние бывает свойственно выпускникам вузов, пришедшим на производственное предприятие. Молодой специалист может иметь высокий уровень притязаний в отношении творчества и самореализации, но получать только рутинные задания. В подобном случае ролевой конфликт оказывает негативное влияние на "Я"-концепцию, в частности, на самооценку личности.

Важными предпосылками их успешного выполнения являются знания индивидом содержания своей социальной роли, ее интернализация (согласие с ее требованиями), соответствие ролевых предписаний "Я"-концепции личности. К этому следует добавить необходимость соответствующих мотивов. Именно мотивация является той внутренней побудительной силой, которая направляет людей к выполнению определенных социальных ролей.

Взаимовлияние личности и социальной роли. Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках социальных ролей, роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность обычно привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения социальной роли. Ее интересы, установки, убеждения могут проявляться при этом явно или неявно. Порой индивид даже стремится подчеркнуть свою независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию.

Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало изучена. Порой можно наблюдать непохожие образцы поведения различных людей, выступающих в одинаковой роли. При этом все эти люди могут достаточно успешно справляться с данной ролью. Иногда у человека доминируют одни и те же свойства при выполнении различных социальных ролей. В других случаях человек при выполнении одной роли будет внешне полной противоположностью себе самому в другой роли. Так, человек серьезный и сдержанный на работе среди своих сослуживцев, может оказаться балагуром и весельчаком в компании близких друзей. Однако не только личность со своими особенностями влияет на весь ход выполнения социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее "Я"-концепцию. Возьмем, например, человека, занимающего большой государственный пост, окруженного помощниками, секретарями, охраной и постоянно находящегося в центре внимания, где бы он ни оказался. Постепенно этот человек настолько привыкает к своему положению, знакам уважения со стороны других людей, что это отражается и на его самовосприятии, неадекватно завышает самооценку.

Важным показателем освоения профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи.

В ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль. Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой "профессиональной деформации" личности. Имеются в виду такие случаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. Примером является бухгалтер, который систематически составляет, учитывая буквально каждую копейку, бюджет своей семьи. Порой у следователей в такой степени развивается недоверие к людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться им потенциальными преступниками. В подобных случаях минимизируется ролевая дистанция между личностью и ее профессиональной ролью. Последняя в известном смысле "завладевает" личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях. Об этом свидетельствует, например, эксперимент Гомелаури, в котором испытуемыми выступали прокуроры и адвокаты, то есть лица, выполняющие, в известном смысле, противоположные профессиональные роли. Задача, поставленная перед ними, состояла в том, чтобы оценить различные поступки (правонарушения) сначала с позиции роли, присущей самому испытуемому, а затем - противоположной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали заданий, заключающихся в оценке поступков с чуждых им позиций. Сложившиеся профессиональные установки становились барьером для принятия новой роли даже в воображаемой ситуации. Деформирующее влияние профессиональной роли на личность порой наблюдается у педагогов.

Проблема "профессиональной деформации" мало изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. Исследования этого феномена должны проводиться на стыке психологии труда и дифференциальной психологии, поскольку закономерно возникает вопрос о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью "деформирующим" воздействиям профессиональной роли.

Влияние социальных норм на личность. Давно замечено, что личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря, в социальных нормах. Нормы могут влиять не только на действия личности, поддающиеся непосредственному наблюдению, но и на такие порой нелегко распознаваемые психические явления, как, например, установки. Так, принадлежность к какой-либо группе способствует формированию и фиксации соответствующих установок у ее членов. Причем часто человек даже не осознает, что, поступая так или иначе, он делает это именно под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена группы с представителями других социальных групп.

Следование роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим. Каждый человек имеет некоторое представление о том, что составляет подобающую линию поведения как для него самого, так и для других. Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих.

Стенфордский тюремный эксперимент Ф.Зимбардо показал, что некоторые ситуации могут оказать сильное влияние на людей, заставляя их вести себя так, как они бы не могли вести, предсказывая заранее.

Власть ситуации влечет неопределенность ролевых границ, авторитарное и институциализированное (заданное социальным институтом) разрешение вести себя в заданном направлении или не проявлять традиционно неодобрительные способы реагирования.

В ролевой игре, даже когда авторитет является искусственным, временным и ограниченным ситуацией, он все равно может оказывать сильное влияние на индивида. Личностные установки, ценности и мнения под влиянием исполняемой роли могут существенно меняться.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.