Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Взаимозависимость качеств личности и общности

Социализация личности проистекает под воздействием социума – тех общностей, в которых располагаться человек. Понятно, что под воздействием родительской семьи у человека закладывается система ценностей, нормы отношений к старшим, ровесникам. При этом на человека воздействуют не только небольшие группы, в которых он развивается, но и цивилизация, её тип, свойства, Все это воздействует и на характер отношений индивидума к социуму, к окружающим и к себе. Так, Ф. Зимбардо проводил изучения воздействия культур Запада и Востока на личность.

Западная цивилизация направляет человека на индивидуализм, автономию от остальных, родительской семьи. Юный человек поступает в институт и потом никогда не возвращается в семью. У него создается "независимое Я". Он в большей ступени разбирается на личные хотения, рвения.

Восточные культуры, напротив сформировывают "взаимозависимое Я". Этот человек более ощущает свою принадлежность группе, обществу, семье. Цель общественной жизни в таких культурах – достижение гармонии со своим сообществом, его поддержка. Самооценка тесно связана с тем, что о человеке думают другие.

  Независимая Взаимозависимая
Самоопределение Нечто личное, определяемое связями с другими Нечто общественное
Что имеет значение: достижения и успехи, мои права и свободы Я - мои личные цели и солидарность, наши общественные обязанности и отношения Мы – групповые
Не ободряется Конформизм Эгоизм
Показательный лозунг "Будь верен самому себе" "Никто из нас не остров"
Культуры, поддерживающие Я-концепцию Индивидуалистические западные Коллективистские азиатские и страны третьего мира

Под влияние культуры у человека формируется тип ориентации во времени: на прошлое, настоящее, будущее.



Социальная мотивация. Действия личности в каждом конкретном случае имеет собственные причины. То, что подталкивает человек поступать именно таким образом, а не по-другому, представляет собою мотивацию ее деятельности. Выявление мотивов деятельности людей - весьма сложная цель. Во-первых, вследствие того что сложные виды активности персоны (к примеру, трудовая) вызваны к существованию не одним, а несколькими условиями (потребностями). Во-вторых, потому, то что мотивы имеют все шансы быть не исключительно сознательными, но и бессознательными. Обсуждая социальную мотивацию, необходимо выделить, что в её основании лежат не природные, а приобретенные потребности. Они создаются в результате воспитания, обучения, влияния на индивида других людей и групп. Безусловно, биологические основы человека могут обнаруживаться и в социальной мотивации. Таким образом, желание какого-либо человека к социальному доминированию имеет конкретное, хотя и неглубокое, сходство с удовлетворением естественных нужд некоторых животных. Но, в окончательном итоге, колоссальное воздействие социальных и культурных условий на мотивацию человеческой персоны бесспорно. Существует цикл эмпирических данных, представляющих различное мотивационное значение определенных влияний для разных культурных групп.

Представители многочисленных психологических школ занимаются социальными мотивами, прежде всего, вследствие того, что подобные мотивы на практике считаются, возможно, наиболее значительными силами, управляющими действием человека. Непосредственно общественные мотивы стимулируют нас добиваться конкретного общественного статуса, носить стильную одежду и поступать таким образом, чтобы приобретать поощрение со стороны своей социальной группы, отвечать условиям социальной нравственности.

Как отмечалось выше, люди в разных социальных группах, а также в обществе в целом, находясь во взаимозависимости друг от друга, осуществляют те или иные общественные роли. При этом они разным способом расценивают позиции (статусы), которыми владеют. Данная оценка предполагает сопоставление своей собственной социальной значимости со всеми иными. Одни члены сообщества воспринимаются как владеющие приблизительно одинаковым статусом, другие - более значимым, некоторые - сравнительно низким. Человеку, как члену сообщества, присущ такой мощный социальный мотив, как переход в более высокий социальный слой. Люди в обществе стремятся к увеличению своего общественного статуса, так как это предоставляет более высокий социальный авторитет и уровень заработка. Таким образом, зачастую медсестра стремится получить диплом доктора, ассистент кафедры в институте - стать профессором, обычный служащий компании - управляющим. Бесспорно, сила и характер потребностей, лежащих в основании мотивации повышения собственного общественного статуса, будут различны у различных людей, к примеру, у двух юношей, один из которых вырос в деревенской семье в Рязанской области, а другой является отпрыском крупного столичного бизнесмена. Каждый из них будет по-разному осознавать повышение собственного общественного статуса, и их будут удовлетворять совершенно разные достижения на собственном жизненном пути.

Социальные мотивы людей могут иметь либо конкретный (соперничающий), либо кооперативный (сотрудничающий) характер. Тот либо другой социальный статус обычно обретается с помощью конкурентной борьбы либо кооперации. В соответствии с экспериментальными данными (было сопоставлено действия обезьян и маленьких детей) кооперация неосуществима в отсутствии надлежащего формирования речи.

К социальным мотивам причисляют кроме того конформность личности, её желание отвечать каким-то стандартам, установленным в конкретной группе либо данном обществе. Следование моде в одежде, стрижке, даже образе жизни также предполагает собой значительный социальный мотив человеческого поведения. Далеко не каждый из нас согласится с тем, чтобы окружающие считали его "старомодным". Молодое поколение в особенности тяготеет следовать собственным кумирам, в значимости которых могут выступать как реальные люди - известные артисты, певцы, политические деятели, так и герои кинофильмов, спектаклей, книг.

Среди основных общественных мотивов нужно отметить подчинение авторитету. Подчинение официальной власти считается обязательной чертой каждого сообщества, и его социальные учреждения действуют именно вследствие надлежащей мотивировки многих людей. Как правило, мы допускаем потребность легитимной (законной) власти и считаем себя должными ей повиноваться. Это происходит зачастую даже в тех случаях, если требования администрации никак не соответствуют убеждениям и ценностям людей, противоречат им. Таким образом, руководствуясь приказу директора компании, сотрудники выпускают в реку токсичные остатки производства. Ассистенты общественно-политического деятеля, следуя его постановлениями, применяют "грязные технологии", для того чтобы компрометировать конкурента. Если подобные эпизоды становятся известными общественности, то исполнители, как правило, проявляют желание убрать с себя вину целиком либо, по крайней мере, отчасти, делая упор на том, что они только следовали распоряжению свыше.

Исследования социальной мотивации дают дополнительные свидетельства уникальности каждого из нас. Сочетание различных мотивационных сил со всеми их оттенками, побуждающее ту или иную личность к какому-либо виду деятельности, всегда отличается неповторимым своеобразием.

Идентичность личности

В социальной психологии "идентичность" - рассматривается как сторона "Я" и определяется как чувство и осознавание индивидуумом само-тождественности, единства и нераздельности в пространстве, а кроме того постоянства во времени. На сегодняшний день проблема идентичности личности решается учеными в социально-психологическом ключе интерсубъективного макросоциального и макросоциального взаимодействия. Анализ проблемы "Я" в контексте исследования конституирующей роли ценных и обобщённых "Других" в ходе достижения идентичности возможно отнести к ряду зарубежных и российских ученых, исследующих роль других людей в ходе индивидуального самосознания, самоотношения и самоидентификации. Имеющиеся академические исследования в той или иной степени оформляли в психологической науке единый взгляд на вопрос идентичности как результат идентификационных процессов личности, реализующихся в процессе индивидуальной жизненной истории в содействии с индивидуальным психофизиологическим потенциалом и общественным контекстом ее жизни.

Сознание собственной идентичности для человека не просто понимание себе, а динамическая установка, конкретное отношение к себе. Особенно значима при этом аутентификация с той либо иной социальной (возрастной, половой, этнической, финансовой, профессиональной и т. д.) группой. Для осмысления самосознания личности крайне важно, какие непосредственно роли и группы индивид называет при самохарактеристике.

Многими учеными замечается и такой подход, что идентификация с другими в отсутствии сохранения конкретной дистанции значила бы растворение в других, потерю своего Я. Чрезмерность "отчуждения", наоборот, обозначает неспособность к эмоциональной близости, допускающей сострадание (буквально - совместное чувствование).

Одна из проблем, стоящая перед современным человеком, - построение образа "Я", конструирование собственной идентичности. В связи с разрушением стереотипов, ценностей, норм поведения, лежащих в основе идентичности, проблема выбора норм, ценностей и самоопределения становится актуальной. Представление об идентичности как о непротиворечивости и постоянстве проявлений личности получило свое развитие в работах ряда авторов.

Эриксон определял идентичность как внутреннее постоянство и тождественность личности. В настоящее время идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Выделяют четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:

  • Сфера выбора профессионального пути;
  • сфера принятия и переоценки религиозных и моральных убеждений;
  • сфера выработки политических взглядов;
  • сфера принятия социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

Большинство характеристик и свойств, образующих идентичность, культурально обусловлены. В некоторых культурах допускается возможность сочетания несочетаемых признаков.

Интерес к проблемам идентичности в современном обществе обусловлен происходящими изменениями, способствующими росту состояний, связанных с трансформацией идентичности. Эти процессы вызывают изменение личности человека, приводят к нарушениям его поведения и социальной адаптации. Особенно уязвимыми оказались люди с негативно трансформированной идентичностью (при пограничных личностных расстройствах, посттравматических стрессовых расстройствах).

Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял:

а) Эго-идентичность

б) позитивную идентичность

в) негативную идентичность

Дж. Марсиа определил идентичность как "структуру эго - внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории".

Для построения своей модели идентичности Дж. Марсиаиспользовал два параметра:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.