Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Состояния (статусы) идентичности по Дж. Марсиа

Единицы идентичности После кризиса Кризис До кризиса
Сформировались Достигнутая идентичность _ Преждевременная идентичность
Не сформировались Диффузная идентичность Мораторий Диффузная идентичность

В разработанной модели Дж. Марсиа выделяет четыре статуса идентичности:

  • Достигнутая идентичность – возникает у человека, который прошел связанный с кризисом период самоанализа и в результате приобрел определенную систему ценностей и убеждений. Он знает, кто он, к чему стремится, что следует делать. Таким людям обычно свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.
  • Мораторий. Этот термин используется по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и пытающемуся его разрешить, исследуя возможные альтернативы. Такой человек находится в активном поиске информации, необходимой для разрешения кризиса. Для ранних этапов поиска особенно характерны чувства радости, ожидания и любопытства.
  • Преждевременная идентичность, формирование которой преждевременно остановилось. Это состояние человека, который принял на себя обязательства без достаточного исследования альтернативных возможностей, часто просто акцептируя выбор предложенный родителями. По содержанию его система ценностей и убеждений может совпасть с таковой у лиц с "достигнутой идентичностью", но процесс формирования их различен. Составляющие данной идентичности возникают не в результате самостоятельного поиска и выбора, не через переживание кризиса, а, в основном, вследствие идентификации с родителями или другими авторитетными лицами. Принятые подобным образом цели, ценности и убеждения сходны с родительскими, отражая их ожидания.

Преждевременная остановка формирования идентичности является нежелательным исходом развития, она может оказаться окончательным тупиком или, в более благоприятном случае, носить временный характер. В последнем случае, мораторий, сопровождающий исследование, выбирается позднее на пути к достижению идентичности.



  • Диффузная идентичность. Это состояние характерно для людей не имеющих сформированных ценностей и убеждений. Они никогда не были в состоянии кризиса, или оказались неспособными конструктивно решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, тревога, чувство беспомощности и безнадежности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, желанием смерти. Часто возникает пренебрежительное отношение ко всем принятым в обществе культуральным ценностям, при неспособности выработать собственные.

Мид рассматривал проблему соотношения социальной детерминации и свободы личности, и выделял неосознаваемую и осознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это усвоенный комплекс ожиданий, поступающих от той социальной группы, к которой человек принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Таким образом, подчеркивается значение когнитивных процессов, поскольку переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность только когда, когда начинает размышлять о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка.

Основываясь на важнейших положениях теории социальной идентичности можно сформулировать положения теории социальной идентичности:

  • "Я-концепция" личности может существовать как когнитивная система, исполняющая роль регуляции поведения в соответственных критериях. Она подключает в себя две огромные подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. 1-ая относится к самоопределению в определениях телесных, интеллектуальных и высоконравственных личных черт. Вторая подсистема – социальная идентичность – складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к разным общественным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наравне с личной идентичностью социальная, как, оказалось, является принципиальным регулятором самосознания и общественного поведения.
  • Социальная идентичность складывается из тех качеств вида "Я", какие выливаются из восприятия человеком себя как члена определенных общественных групп. К примеру, в "Я-образ" может заходить понимание себя как мужчины, европейца, англичанина, студента и т. д.
  • Люди желают сохранить либо увеличить собственное самомнение, тогда имеется тенденция к позитивному видению себя.
  • Общественные группы и членство в них соединены с сопутствующей им позитивной либо отрицательной оценкой, имеющейся в сообществе. Следственно, социальная идентичность может быть позитивной либо отрицательной. К примеру, на протяжении веков принадлежность к мужскому полу ценилась больше, чем к женскому, благородные круги сообщества – выше плебейских и т. д.
  • Критика своей группы человеком определяется взаимоотношениями с некими иными группами чрез социальное сопоставление ценностно-значимых свойств и черт. Сопоставление, итогом которого делается позитивное различие собственной группы от посторонней - порождает высокий авторитет, негативное - низкий.
  • Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они желают или оставить группы, к которой в этот момент принадлежат, и присоединится к наиболее высоко расцениваемой группе, или сделать так, чтоб их реальная группа стала положительно хорошей от остальных.

Таковы главные свойства общественной идентичности, которая совместно с личной идентичностью сформирует единственную когнитивную систему "Я-концепцию". В целях приспособления к разным обстановкам "Я-концепция" регулирует поведение человека, делая наиболее проявленным понимание или общественной, или личной идентичности. Важность в самосознании общественной идентичности влияет на переход от межличностного поведения к межгрупповому. Главной чертой последнего является то, что оно контролируется восприятием себя и остальных с позиций принадлежности к социальным категориям. Только первый в "Я-концепции" значит социальная идентификация, личность захочет принимать себя и членов собственной группы как имеющих общие, обычные свойства, которые и определяют группу как единое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого схожести внутри группы и воспринимаемого различия меж теми, кто относится к различным группам.

Категории "Я-концепции" основываются на восприятии внутригрупповой схожести и межгруппового различия. Для социальной составляющей "Я-концепции" важны три условия самокатегоризации:

  • Высший уровень – категоризация себя как человеческого существа, обладающего общими чертами со всеми представителями человеческого вида, в отличие от других форм жизни и нежизни.
  • Промежуточный уровень – ингрупповая – аутгрупповая - категоризация, основанная на сходстве или различии между людьми, определяемыми как члены именно этих социальных групп, а не каких-то других;
  • Низший уровень – личностная самокатегоризация, основанная на отличии себя как уникального индивида от других членов своей группы.

С позиции личностной категоризации человек отказывается воспринимать сходство между группами и соответственно сходство между собой и членами как "своей" так и "чужой" группы. С позиции групповой идентичности не воспринимаются различия, имеющиеся на более низком уровне, поэтому члены другой группы представляются сходными, а восприятие себя максимально сближается с восприятием членов своей группы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.