Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Схема 2. Факторы развития больших групп

На развитии больших групп, как показывает В.Г.Крысько, сказываются следующие факторы:

-Степень идентификации членов группы, характеризующаяся эмпиричностью, очевидностью, непосредственным отражением в сознании членов группы признаков, выделяющих ее как "свою" в отличие от "чужих". (Это очень ярко проявляется у фанатов отдельных футбольных команд, например, на уровне символики – их шарфы и футболки выкрашены в цвета любимого футбольного клуба, что позволяет им чувствовать себя объединенными.)

- Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций, воздействия средств массовой информации и процессы формирования общественного мнения, задающие критерий оценки большой группой социальных процессов. (Те же самые фанаты одной команды имеют свои кричалки, определенный сленг, устраивают некие сборища. В то же время, встречи фанатов двух команд-соперников часто заканчиваются драками "стенка на стенку".)

- Социальная мобильностьвозможность перехода из одной социальной группы, существенно влияющая на уровень интегрированности макрогрупп, выработку ориентиров идентификации ее членов, выбор референтных образцов и норм поведения, уровень социально-психологической сплоченности. (Если вдруг игра любимой команды покажется ее фанату нерезультативной или не достойной его внимания, то он сможет найти себе других кумиров, т.е. войти в другую группу.)

- Практика коллективных действий, ее общественно-исторический опыт, результаты которых, обычно идеологизированные, отражаются в характеристиках социальной памяти микрогрупп. (Для фанатов практика коллективных действий часто связана с выражением агрессии против фанатов команды соперников.)



Виды больших групп. Способы воздействия на людей в них.

Большие социальные группы, т.е. многочисленные социальные общности, разделяются по такому критерию, как длительность их существования или степень стабильности. С этой точки зрения в социальной психологии различают (см.: схему 3.): 1) организованные большие группы - устойчивые большие социальные группы, которые сложились в ходе исторического развития общества, занимают определенное место в системе общественных отношений и поэтому являются долговременными в своем развитии, например, классы, этнические, гендерные, профессиональные, возрастные и др. группы; 2) неорганизованные большие группы – стихийно образующиеся, достаточно кратковременно существующие общности, возникающие по разным основаниям (массовые движения, толпа, публика и т.д.).

Схема 3. Виды больших групп

Виды больших групп
Организованные (исторически сложившиеся, относительно устойчивые) Неорганизованные (стихийные)
классы, нации, этнические группы политические и общественные организации, религиозные конфессии, профессиональные группы массовые движения, толпа, публика, аудитория

Организованные большие социальные группы чаще всего различают по следующим признакам

  • этнический, посредством которого выделяются этносы (нации, народности);
  • экономический, позволяющий вычленять социальные классы (страты);
  • политический, используемый для различения членов и сторонников тех или иных партий и движений;
  • профессиональный, формирующий группировки людей по виду и характеру труда, профессиональному образованию и уровню квалификации (учителя, врачи, шахтеры, актеры);
  • религиозный, объединяющий приверженцев различных вероисповеданий;
  • гендерный (женщины, мужчины); возрастной (дети, пожилые люди);
  • территориальный, связанный с местами проживания (горожане, сельские жители, сибиряки, москвичи).

Устойчивые большие группы, выделенные на основании названных признаков, своеобразны по способам образования и жизнедеятельности, но обладают рядом сходных черт:

Во-первых, хотя члены хоть какой большой группы в определенной степени знают о существовании друг друга, близкое знакомство они поддерживают только с ограниченным вокруг себе подобных. С остальными их может объединять схожесть критериев и вида жизни, интересов, убеждений, ценностей, переживаний и т. п. Этой схожести достаточно, чтоб появилось эмоция групповой солидарности при содействии с членами собственной своей, или "чужой" группы, однако очевидно мало для организации структурированной жизнедеятельности группы. Это структурирование может случится только в неких вариантах, к примеру, при опасности существованию самих групп. В обыденных жизненных обстоятельствах такие группы являются общностями только в сознании их соучастников, что, в частности, обеспечивается деловитостью средств массовой инфы.

Во-вторых, так как возникновение организованных огромных групп уходит корнями в прошедшее, а срок их жизнедеятельности не популярен, они воспринимаются, правда и являются "естественными" и "извечными". Их культурные и психологические индивидуальности складываются исторически, нередко под воздействием нескольких поколений, что имеет место быть в упорядоченности и стабильности групповых ценностей и норм поведения. Контроль за их соблюдением исполняется самими рядовыми членами группы. Нередко эти нормы корпоративного поведения настолько высокопрочны и устойчивы, что имеют все шансы сохраниться не лишь после замены человеком некоторой большой устойчивой группы, однако и после её исчезновения. (Довольно припомнить собственную трагедию почти всех представителей старшего поколения, остающихся "советскими" людьми десятилетие спустя распада Советского Союза). В-третьих, возникновение и существование организованной большой группы предполагает, что существует и другая, подобная ей группа, с которой мы можем ее сравнить. (Например, мужчины и женщины, богатые и бедные, горожане и сельские жители и т.д.)

В структуре психологии организованных больших групп выделяют две составных части:

  • психический склад (устойчивое образование) и
  • эмоциональной сферы (динамическое образование).

Традиционно в качестве психологических феноменов больших социальных групп исследовались общественное (или массовое) сознание, социальный характер, коллективные (или социальные) представления. Кроме этих характеристик больших социальных групп следует добавить такую, как наличие у них своего специфического языка. Это, прежде всего, относится к этническим группам, а для других групп специфический язык может выражаться в форме определенного жаргона, присущего, например, различным профессиональным группам, молодежи и др.

Неорганизованные большие группы также обладают рядом характерных особенностей. Обратитесь к своему прошлому опыту, вспомните, какие ощущения у вас вызывало пребывание в толпе, и подумайте, какие это могут быть особенности. Неорганизованные группы имеют следующие характерные особенности:

- циркуляция слухов, быстрое возникновение и развитие сплетен;

- большое некритичное доверие к информации;

- размывание личной ответственности, а, следовательно, безответственность;

- эмоциональное и экспансивное поведение.

Выделяют несколько видов неорганизованных больших групп:

- Толпа – разновидность огромных групп, соединение людей, подсознательно образующееся на открытых местах под предлогом разных событий (к примеру, сообразно предлогу ДТП); продолжительность существования предоставленной группы зависит от значительности действия.

- Масса - наиболее стабильное и организованное соединение людей, которое имеет неотчетливые границы, собирающееся с какой-нибудь целью (к примеру, для роли в некий акции – манифестации, демонстрации, митинги).

- Публика – кратковременное сборище людей для совокупного времяпровождения в связи с любым зрелищем (к примеру, на трибуне стадиона, в огромном зрительном зале, на площади). В наиболее замкнутых помещениях (в лекционных залах) публику называют аудиторией. Публика наиболее управляема, чем остальные виды неорганизованных огромных групп, в большей ступени соблюдает нормы, принятые в выбранном типе организации зрелищ. Но довольно происхождения какого-нибудь инцидента, чтоб толпа еще стала неуправляемой.

Механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:

Часто находясь в толпе, мы даже и не подозреваем о том, что подвергаемся ее влиянию. Социальными психологами были выделены такие механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:

- Заражение – бессознательная невольная подверженность человека, индивида определенным психическим состояниям, основанная на передаче определенного эмоционального состояния, психического настроя при участии механизма многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий. (Заражение усиливается в ситуации паники.).

- Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, оказываемое при помощи убежденности коммуникатора и суггестивных механизмов.

- Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

- Убеждение – способ рационального воздействия, основанный на логике и аргументах. Особенности психологии социальных классов

Социальные классы как большие группы выделяются из всего многообразия больших социальных групп, прежде всего ролью в развитии общества. Социально-классовая структура общества понимается как объективно возникшее разъединение людей на классы, касты, сословия, социальные группы или слои, которые характеризуются совместной деятельностью, совместным пространственно-временным бытием и общением (у них общая среда, территория, коммуникация), общими групповыми установками и ориентирами.

Существует разные критерии для выделения социальных классов, например:

  • характер и размер собственности на средства производства и производимый продукт,
  • уровень получаемых доходов и личного материального благосостояния,

Принадлежность к данным группам не регламентируется властью, законом и не передается по наследству.

В современных условиях получает распространение идея стратификации общества. Классы отличаются от стратов не только количественно (классовый подход – наиболее грубая социальная стратификация). В современном обществе стратификация очень динамична.

В основе этой модели лежат два критерия —материальный уровень(степень независимости субъекта от обстоятельств) и культурный уровень(образование, эрудиция, выполняемая работа). В проведенном им исследовании были выделены пять групп:

  • "Социальное дно" - характеризуется низким материальным и культурным уровнем, ниже которого опуститься невозможно.
  • Интеллигенция обладает высоким культурным уровнем и низкими доходами, выполняет важную функцию — поддерживает социальные нормы общества.
  • Новые русские не испытывают материальных затруднений, но их культурный уровень зачастую весьма невысок.
  • Элита, обладая высоким культурным уровнем, имеет также и высокий доход, осуществляет социальное влияние.
  • Резерв, из которого пополняются разные группы в ходе социальной миграции.

Понятие о среднем классе

Особое внимание исследователей привлекает нарождающийся в России средний класс. Мнение "средний класс" в первый раз начали употреблять в Великобритании, в каком-то роде сначала так определяли прослойку меж духовенством и землевладельцами. После Второй Мировой Войны к среднему классу на Западе стали определять еще профессионалов и квалифицированных рабочих с высоким уровнем заработной платы. Средний класс в развитых странах представляет собой большая часть, которому характерно желание политической стабильности, уклонение от резких конфигураций в сообществе, политических потрясений. Его мировоззрение и поведение в целом очень прогнозируемы, что и делает обычный класс желанным для хоть какого страны. К среднему классу относят интеллигенцию, высококвалифицированных рабочих, управленцев среднего и низшего звена. При этом финансы представителей среднего класса сравнимы с заработками средней буржуазии.

В России средний класс лишь создается, аспекты его выделения пока ещё до конца не сформулированы, хотя и обозначены некие характеристики определения данной группы народонаселения: социально-демографическая черта (степень заработка, сфера деятельности, занимаемая обязанность, время от времени специальность, социальный статус, текущее потребление, возраст); особенный образ жизни; ориентация на повышение заработка (средства как мерило богатства) либо на самореализацию (в случае, когда имеется нужный для этого заработок). Найдено происхождение так называемого нового среднего класса как движущей силы развития постиндустриального сообщества. Данная группа сводит наемных служащих, зарабатывающих интеллектуальным трудом. В базе поведения данной доли среднего класса — "новая рациональность", т. е. рвение не к деньгам и материальному благоденствию, какие предполагаются, а к самореализации.

Новый средний класс — люди, достигшие определенного положения в сообществе благодаря собственному профессиональному опыту, желанию и умению им пользоваться. Данная группа более прогрессивна, быстро развертывается. Социальное поведение членов группы предопределено ценностями среднего класса, целью их жизни делается присутствие в нем. В развитых странах порция этого слоя среднего класса более чем "старых средних". В развитых странах значимость капитала как аспекта принадлежности к среднему классу непрерывно уменьшается, в то время как все более значительный авторитет приобретает профессионализм. Что касается России, то тут все ещё лишь намечается.

Важной психологической чертой среднего класса является идентификация с ним его представителей. Обычный класс, как и каждая устойчивая группа, может сообразовываться настоящим образованием тогда, когда его члены делят общие ценности, имеют общую систему категорий и оценок и понимают себя принадлежащими к предоставленной группе. Идентификация со средним классом делается принципиальным субъективным аспектом определения представителей этого класса.

В 2002 году исследования показали, что средний класс определяется как слой с определенным уровнем заработка, состоящий из нескольких групп, различающихся сообразно характеру занятости и профессиональному признаку. Не считая такого, результаты изучения проявили, что идентификация представителей среднего класса с собственной группой высока и перемещает позитивную эмоциональную окраску. Приписывание себя к среднему классу делается на базе сопоставления с представителями остальных социальных групп сообразно аспектам заработка, нрава работы, вида жизни, уровня образования и функциональной жизненной позиции. Приобретенные итоги не разрешают выражать большие выводы сравнительно психологии образующейся новейшей группы, однако означают направленность дальнейших изучений.

Наравне с формированием новейшего среднего класса принципиальной характеристикой конфигурации общественной структуры сообщества в России является разрушение общественного слоя интеллигенции. Этот процесс идет сообразно трем фронтам. 1-ое направленность характеризуется тем, что в ходе развития новейшей русской государственности почти все представители интеллигенции вливаются в структуры власти, образуют чиновничество и номенклатуру. 2-ое направленность соединено со сменой профессии значимой долею интеллигенции, переходом из сферы интеллектуального труда в личный сектор, торговлю, посредническую активность. Третья направленность обусловлена "утечкой умов", т. е. отъездом за предел профессионалов в различных областях, ученых, писателей, деятелей культуры. Создание новейших экономических отношений сопровождается появлением новейших ценностных экономических ориентиров, таковых как собственность, материальная богатство, достояние и др. Для одних социальных групп они имеют все шансы быть главными ценностями, регулирующими социальное поведение их членов, для остальных — только нужным условием существования.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.