Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Общая характеристика процесса обучения

Деятельность человека, направленная на приобрете­ние знаний, умений и навыков, называется учением или учебной деятельностью Эффектив­ность этой деятельности может быть значительно по­вышена, если ею будет руководить преподаватель. В этом случае речь идет об обучении Оно складывается из тес­но связанных между собой преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности ученика)

В определении сущности обучения встречаются два разных подхода одни считают, что обучение - это передача знаний, умений и навыков, другие сводят его к управлению учебной деятельностью учащихся И та и другая точки зрения неверны. Знания -это результат усвоения индивидуального опыта. Они формируются в процессе осмысливания, соотнесения с имеющимся личным опытом, запоминания, т.е. в результате индивидуальной психической деятельности. Передать можно информацию, но знанием она станет только после соответствующей обработки ее сознанием Можно помогать приобретать знания, организовывать и стимулировать эту деятельность, но нельзя в готовом виде передать другому имеющиеся у данного человека знания.

Говоря о передаче знаний (а это словосочетание встречается довольно часто), следует иметь в виду взаи­модействие обучающего и учащегося, где обязательную и ведущую роль играет активность именно учащегося. То же самое можно сказать и о передаче умений и навы­ков. Не может учитель передать ученику никакого сво­его навыка. Он может организовать деятельность учащегося по формированию у него его собственного навыка, который будет обязательно в чем-то отличен от навыка учителя.

Таким образом, сущность обучения не в передаче знаний, умений и навыков, а скорее в организации и стимулировании деятельности по их приобретению.



Однако неверно было бы сводить обучение и только к управлению учением. В период бурного развития ки­бернетики в нашей стране делались попытки объяснить и обосновать все стороны процесса обучения с помо­щью ее законов, т.е. рассматривать обучение как систе­му последовательных управляющих воздействий учителя (субъект управления) на учеников (объекты управления) при обеспечении постоянной обратной связи. В этом случае учитель, собственно говоря, и не нужен, он может быть заменен некоторым достаточно сложным устройством (например, компьютером). Одна­ко практика показала недостаточность, упрощенность и механистичность такого подхода.

Несомненно, что часть функций учителя носит управляющий характер и может быть делегирована электронному устройству. Практика программирован­ного обучения доказывает возможность этого. Но та же практика показала, что передать машине можно именно отдельные функции, но нельзя заменить учителя полно­стью.

Роль учителя шире и глубже, она включает и по­буждение учеников к работе, стимулирование учения и непосредственное воздействие личности преподавателя. Иначе говоря, обучение - это взаимодействие учителя и ученика не только на операционном, но и на личностном уровне, приводящее не только к усвоению индивидуального опыта, но и к развитию личности учащегося.

Обучение - целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (преподавание+учение), направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей

Обучение призвано выполнять три функции: образовательную, развивающую, воспитательную.

Образовательная функция состоит в овладении системой научных знаний, умений, навыков и их применение на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия закономерности, законы, теории, обобщенный образ явлений мира. Реализация образовательной функции должна обеспечивать полноту, системность, осознанность, прочность, обобщенность и действенность психологического знания.

Развивающая функция объективно обусловлена самой сущностью учебного процесса. Методически правильно организованное обучение уже развивает. Однако развивающий характер обучения усиливается при специальной направленности на развитие познавательных процессов, мыслительных операций, интеллектуальных умений, аффективной и волевой сферы.

Воспитательная функция осуществляется не столько содержанием и методами обучения, сколько характером общения, отношениями и формой взаимодействия, личного воздействия преподавателя

Вузовское обучение имеет особенности свойственные высшей школе. Эти особенности обусловлены спецификой конечного продукта в психологической подготовке студента как специалиста. В качестве продукта обучения рассматриваются:

- система научных действенных практико -ориентированных знаний и умений, обобщенных на основе синтеза психологического знания различных учебных дисциплин;

- система ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции, как осознанное смысловое отношение к профессии психолога, ценностные ориентиры в сфере психологической деятельности, потребность в профессиональном самосовершенствовании; социокультурные компетенции, проявляющиеся в психологической и практической готовности определить сове место в окружающем мире, выполнении социальных ролей гражданина, семьянина, овладении культурно-нравственными и правовыми нормами; операционально-информационные компетенции, определяющие успешность в проектировочной и организационной деятельности; коммуникативные компетенции, которые реализуются как умения самопрезентации(представления себя как психолога), владения способами взаимодействия с окружающими ,клиентами, учащимися, владения разными видами письменной и устной речи (беседа, монолог, , лекция), умения выстраивать ситуации общения, взаимопонимания, находить компромиссы, проявлять конформизм, толерантность.

Эффективность обученияопределяется внутренними и внешними критериями.В качестве внутренних критериевиспользуют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке.

Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемостьэто приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

Обученность— это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериевэффективости процесса обучения принимают:

• степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

• темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

• уровень образованности или профессионального мастерства;

• готовность повысить образование.

Цель обучения усвоение учеником социального опыта, отраженного в содержании образования

Содержание образования научно обоснованная система знаний, умений, навыков, эмоционально-ценностных отношений к миру и опыта творческой деятельности

Закономерности и принципы процесса обучения.

Закономерность - главная категория в построении образовательного процесса. Именно закономерности являются методологической основой научно-практической деятельности преподавателя. Они определяют исходные теоретические позиции преподавателя в проектировании и организации учебного процесса. В психолого-педагогической науке не установлены четкие параметры категорий «закономерность» и «закон» , не выявлены их существенные различия. Поэтому понятия закономерность и закон в своей сущности совпадают. «закономерность – это не до конца познанный закон или, закон, пределы действия которого и формы еще не установлены»(Подласый И.П.)Т.О. если взакономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи, то– строго зафиксированная закономерность.

Закономерность – объективные, существенные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между главными факторами, обуславливающими продуктивность и результативность процесса обучения.

Закономерности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние закономерности обучения.

К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

К внешним закономерностямотносятся:

• социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

• воспитывающий и развивающий характер последнего;

• обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностямпроцесса обучения относятся:

• зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

• отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

• подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;

• задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания — к умению, от умения — к навыку

Конкретное выражение закономерностей процесса обучения представляют принципы, реализуемые путем выполнения определенных правил.

Принцип обучения– исходные теоретические положения, определяющие психолого-педагогические требования к организации образовательного процесса, содержанию учебного материала и его конструированию, к методам, формам обучения, их оптимизации и рационализации, к деятельности преподавателя и студента.

Принципы обучения обычно выявляются на основе теоретического анализа исторического развития (принципы наглядности, природосообразности, культуросообразности) и практического опыта средней и высшей школы. В принципах выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде. Выступая как категория дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей, в соответствии с намеченными целями.

В педагогической литературе нет общепринятой классификации дидактических принципов. Это объясняется, с одной стороны, многообразием принципов, с другой – сложностью взаимосвязей между ними, их динамикой. Такое явление, по мнению Ю.К. Бабанского , является вполне естественным, т.к. дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием.

Способы передачи и усвоения содержания материала должны подчиняться этим правилам. Ю. К. Бабанский разработал систему закономерностей и принципов в соответствии с компонентами обучения.

Принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики и носят объективный характер. Незнание принципов или нежелание следовать их требованиям делают процесс противоречивым и малоэффективным.

Система закономерностей и принципов по Ю. К. Бабанскому

№ п/п Компоненты обучения Закономерности обучения Принципы обучения
Цель и задачи Процесс обучения обусловлен потребностями общества Принцип связи обучения с жизнью, с практикой
Мотивы Эффективность обучения определяется характером мотивов учения школьников Принцип учета интересов и потребностей школьников
Содержание Содержание обучения зависит от его целей и задач Научность, систематичность, последовательность, доступность
Методы и средства Методы и средства организации, стимулирования и контроля взаимосвязаны и зависят от задач и содержания обучения Наглядность, сознательность и активность, сочетания различных методов и средств обучения
Контроль, корректировка Обратная связь в обучении определяется уровнем организации контроля и корректировки Объективность, сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
Результат Взаимосвязь компонентов обучения при необходимых условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные знания, умения, навыки Прочность, осознанность и действенность результатов обучения

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения. При этом одни из них переносят принципы общей, или школьной, дидактики в вузовские условия, несколько уточняя и расширяя формулировки.

Так, СИ. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалистов; сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступность научных знаний; прочность усвоения знаний.

Легко установить, что все они являются трансформацией принципов, сформулированных дидактикой для средней школы. Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Ведь дидактика высшей, как и дидактика средней школы, призвана помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: для чего учить, как учить, чему учить?

Однако при выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности учебного процесса этой группы учебных заведений (например: в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от учителя средней школы; идеи профессионализации в преподавании почти всех наук выражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе).

Исходя из этих особенностей формулировались и защищались принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А. В. Барабанщиков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын и др.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Науменко).

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые бы синтезировали все существующие принципы:

ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Знание принципов обучения позволяет преподавателю обоснованно определить диагностичные (измеримые) цели, учебные и практические задачи, отобрать и структурировать учебный материал, выбрать оптимальные методы, средства, формы обучения, адекватные целям и задачам. На основе принципов обучения проектируется и организуется процесс обучения, осуществляется продуктивное взаимодействие.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.