Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 41. Характеристика педагогических способностей.

 

Педагогическими способностями называют совокупность ин­дивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и опреде­ляющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педаго­гических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким.

1. Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызы­вать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную са­мостоятельную мысль.

2. Академические способности — способности к соответству­ющей области наук (к математике, физике, биологии, литера­туре и т. д.).

3. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая на­блюдательность, связанная с тонким пониманием личности уча­щегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности — способность ясно и четко выра­жать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности — это, во-первых, способ­ность организовать ученический коллектив, сплотить его, воо­душевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности — способность непосредствен­ного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.



7. Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, уста­новить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические спо­собности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном про­ектировании личности учащегося, связанного с представлени­ем о том, что из ученика получится в будущем, в умении про­гнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значе­ние для работы учителя.

 

Вопрос 42. Структура и функции педагогического общения.

 

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

 

Неправильное педагогическое общение порождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, так как у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения.

Общение учителя с учеником имеет самые разнообразные функции: информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.

Информативная функция заключается в отборе и передаче учителем той информации, которая необходима. Основной источник ее – учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи учителя.

Нормативная функция общения состоит в освоении школьниками норм морали через знание нравственных основ поведения. Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.

Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности школьников, создании условий для развития познавательной мотивации учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативная функция общения предполагает установление связей и взаимодействия школьников в группах, установление контактов между группами детей и взрослых.

Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания.

Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.

Знание этих функций помогает учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс.

Структура профессионально-педагогического общения включает:

Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

Управление общением в ходе педагогического процесса.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Этап моделирование требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и о лица школьников, по возможности в разных вариантах.

На этапе, называемом "коммуникативной атакой", нужна техника быстрого включения класса в работу, необходимо владеть приемами само презентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.

 
  Вопрос 43. Становление педагога как субъекта педагогической деятельности. Эмоциональное выгорание педагога.

Педагогическая профессия

Педагогическая психология традиционно включает специ­альный раздел — «психология учителя», где подчеркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, анализируются предъявляе­мые к нему требования и формируемые в обществе по отноше­нию к нему социальные ожидания. Как отмечает А.К. Марко­ва, «профессии это исторически возникшие формы дея­тельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь со­ответствующие способности и профессионально важные ка­чества» [130, с. 15].

Выступая как индивидуальный субъект педагогической де­ятельности, педагог в то же время представляет собой общест­венный субъект — носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соеди­няются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: обще­культурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.