Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 58. Психологическая структура личности. Направленность личности.

 

Вопрос о психологических особенностях личности вообще и больного в частности является самым главным в медицинской психологии. Тем не менее он, к сожалению, остается на сегодня до конца не изученным.

Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек - продукт общественного развития определенной исторической эпохи, с присущими ему индивидуальными, биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики. Но человек - это не только личность, но и организм. Поэтому, уточняя приведенное определение, надо сказать, что личность - это человек в качестве носителя сознания.

Каждая конкретная личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, подвержены изменениям (условия жизни, воспитания, патологический процесс и т.п.). Поэтому обычно говорят не просто о структуре, но о динамической структуре личности.

Личность - центральный объект изучения психологии, социологии, педагогики, правоведения и многих других наук.

Различие подходов к пониманию личности затрудняет определение ее структуры. Например, А.В. Петровский выделяет три блока в структуре личности:

1) интраиндивидуальная личностная атрибуция (от лат. attributum - присовокупленное, существенный признак) - качества, присущие индивидуальному субъекту;

2) интериндивидуальная личностная атрибуция - пространство межын-дивидуальных связей (взаимоотношения, выбор, референтность и т.д.);

3) метаиндивидная личностная атрибуция - это предетавленность личности в других, что тем самым влияет на ее поведение, самоопределение и т.д.



Динамическая функциональная психологическая структура включает в себя четыре основных подструктуры (направленность, опыт, формы отражения и биологическая обусловленность) и две дополнительные (характер и способности). Личность развивается в деятельности.

Направленность личности. Передовые отечественные клиницисты середины и конца XIX века и начала XX века, исходя из принципа нервизма, рассматривали и изучали больного не только как объект, но и как субъект, неповторимую в своих свойствах личность, в единстве с внешней и в первую очередь социальной средой, во всей сложности их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Правильно понять сущность личности человека как индивида, продукта общественно-исторического развития, как носителя индивидуального и общественного сознания и разрешить сложные вопросы соотношения психического с физиологическим, социального с биологическим можно лишь, опираясь на научные философские направления при учете всех других философских направлений вообще. С точки зрения материалистического учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами (хотя их значение велико и неоспоримо), сколько социальными. Поэтому ведущей, определяющей всю личность в целом является та ее социально обусловленная сторона, которая включает направленность личности, ее моральные качества.

Направленность личности - это совокупность взглядов, идей и убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно далеких и сложных, жизненно важных для него целей. Это устойчиво доминирующая система мотивов, определяющая избирательность отношений и активность человека - смысл жизни. Источниками такой активности могут быть стремление к наслаждению (гедонизм), исполнение долга (И. Кант), биологические влечения (3. Фрейд), стремление к господству (А. Адлер).

Потребности - это нужда в чем-то, проявляющаяся в виде мотивов. Различают следующие виды потребностей: а) наследственные (органические) - влечения: голод, половое, родительское, к активной деятельности (потребность в труде), ориентировочное влечение (научная любознательность, любовь к истине); б) приобретенные (например, органической является потребность в любой пище, а приобретенной - в пище определенного вкуса) - материальные, духовные (в познании - научном творчестве, эстетические - в художественном творчестве), общественные (в труде, персонализации, общественной деятельности, общении) (по А.В. Петровскому).

Мотивы - это то, что побуждает к деятельности: интересы, идеалы, мировоззрение, убеждение и др. В отличие от потребностей мотивы имеют глубокое содержание; они не только побуждают, но и направляют деятельность по отношению к объекту. Мотивы имеют значимую и смысловую стороны (значимая важна не только для конкретной личности, но и для других; смысловая - только для конкретной личности). Мотивировка - объяснение целесообразности при сокрытом реальном смысле.

К неосознанным побуждениям относятся влечения, установки и внушение.

Влечение - это побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность, это этап формирования мотива поведения, а не врожденные факторы поведения. Влечения либо угасают (голод, половое), либо осознаются и превращаются в желания (а желания в сочетании с волей - в стремление).

Установка (Д. Узнадзе) - неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность. Повторные "установочные ситуации" складываются в ряд "фиксированных установок", которые неприметно для человека определяют его жизненную позицию в ряде случаев. Установки делятся на позитивные (к герою, учителю у первоклассника и т.д.), негативные (к "новым русским" и т.д.), предвзятость (к работникам банков и т.д.) - результат необоснованных выводов из собственного опыта, усвоенных стереотипов мышления.

Стремления - это мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности. Различают следующие формы стремлений: намерения - осознаются условия и средства (окончание института); мечта - образ желаемого (высокая, низкая), побуждение к деятельности; страсти - мотивы, где потребности сильны и длительны; идеал - потребность подражать или следовать образцу (идеал нравственной воспитанности, учености, мастерства и т.д.). Идеал отражает и предвосхищает жизнь, вызывает удивление, восторг, восхищение, страстное желание работать. Отношение к идеалу может быть созерцательно-восторженным (восхищение идеалом и занятие самобичеванием) и страстно-деятельным (превращение идеала в черту характера, план жизни).

Направленность может быть общественной, деловой а личной. В направленности различают ее качества и формы. Уровень - это общественная значимость направленности. Положительная широта может переходить в разбросанность. Интенсивность может колебаться от полного безразличия до отчетливо выраженной страсти, связанной и с устойчивостью направленности. Важнейшим качеством направленности является ее действенность, в которой проявляется активность характера.

Формы направленности - это влечения и желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и как высшая форма направленности - убеждение.

Приобретенные потребности могут проявляться в мотивах интереса - избирательном отношении личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интерес - это специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира. Специфическая потому, что у каждой отдельной личности имеются определенные сознательные мотивы и возникает соответствующая эмоциональная окраска объекта интереса. Особо следует подчеркнуть активность и волевой компонент в структуре того или иного интереса. Если степень активности невелика, то интерес имеет преимущественно созерцательный характер, если же активность значительна, то интерес побуждает человека к действию в направлении познания, овладения предметом интереса и становится склонностью.

Интересы, разные по широте, устойчивости и другим качествам, свойственны всем людям. При широких интересах обязательно предполагается выделение одного из них как основного и ведущего. Это придает человеку устойчивость в жизни, концентрирует его волю и помогает при достижении определенных успехов в процессе деятельности. Интересы могут быть общечеловеческими, классовыми, национальными и т.д. Различают следующие виды интересов: а) по содержанию - материальные, духовные, общественные; б) по цели - непосредственные (к процессу деятельности) и опосредованные; в) по устойчивости - устойчивые и неустойчивые; г) по уровню действенности - активные и пассивные; д) по объекту - широкие и узкие.

Идеал - высшая цель сознательных активных устремлений личности. Для человека является характерным стремление воплощать свои идеалы в определенные конкретные образы. Идеалы имеют большое воспитательное значение, хотя воспитание в себе тех или иных качеств в конечном счете зависит от волевых свойств личности.

Под мировоззрением понимается система взглядов на окружающую человека объективную реальность (природу, общество и человеческое мышление). Мировоззрение людей определяется общественным бытием, включающим теории и идеи, которые возникают на основе той или иной основы общественной формации. Мировоззрение личности, так же как и ее интересы, идеалы и потребности, существуют не сами по себе, а всегда связаны с духом времени, конкретной исторической эпохой и свойственным ей общественным сознанием. Понимаемое узко, мировоззрение - это морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей. О мировоззрении можно говорить тогда, когда содержание потребностей составляет организующую систему воззрений: философских, этических, эстетических, естественно-научных. Мировоззрение может быть активным и пассивным (миросозерцание), классовым, отдельной личности (ядро направленности, отношений).

Различают следующие качества мировоззрения: а) содержательность и научность; б) систематичность и целостность; в) логическую последовательность и доказательность; г) степень обобщенности и конкретизации; д) связь с деятельностью и поведением.

Мировоззрение - высший регулятор поведения. На его основе складывается нравственный идеал. При сочетании положительных качеств мировоззрение превращается в убеждение.

Убеждение - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением. Убеждения как высшая форма направленности определяются сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за него. Убеждения - это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Рассогласованность знаний и потребностей приводит к дефекту сферы убеждений. Убеждение формируется при активном отношении к действительности, вдумчивом, самостоятельном отношении к знаниям, ответственном отношении к своим обязанностям.

Мораль - обобщенное отражение в сознании (индивидуальном, общественном) нравственных явлений, она выступает как регулятор поступков личности. Согласно К.К. Платонову, различают моральные свойства личности, моральные убеждения и моральные чувства. Моральные качества проявляются в совести личности - нравственной самооценке своих поступков.

Морально невоспитанный человек - не знает норм поведения или знает их неглубоко, знание подобных норм не стало его убеждением.

Аморальные человек - включает в свое мировоззрение неверные нормы поведения (круговая порука, очковтирательство и т.п.).

Бессовестный человек - знает нравственные нормы общества и считает их правильными, но только для других, и потому не испытывает угрызения совести при самооценке своих поступков, противоречащих известным нравственным нормам.

Безнравственный человек - нс считает нравственные нормы общества обязательными ни для себя, ни для других, хотя теоретически знает их.

Из сказанного видно, что данная сторона личности (или, как говорят, подструктура) тесно связана с подструктурой, в которую входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов. Наиболее отчетливо это видно на убеждениях, в структуру которых входят компоненты мышления, эмоций и воли.

Обе указанные подструктуры связаны и с третьей - знания, навыки, умения и привычки данной личности, объединяемые понятием "опыт". Эта подструктура определяет уровень развития личности и имеет особое значение для медицинского психолога, врача и педагога. Врач должен остерегаться подменять знаниями больного оценку его мышления. Ни психотерапия, ни социотерапия нс станут эффективными, если не будут в должной мере учтены особенности третьей стороны личности больного.

В общей структуре личности выделяются индивидуальные особенности: темперамент, характер и способности.

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности.

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком.

Понятие человекявляется самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности. В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе (например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована.

В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.