Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РАЗДЕЛ 2. Актуализация творческого потенциала

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

Учебно-методическое пособие

 

 

Направление подготовки

51.03.05 РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

 

 

Профиль подготовки

«Театрализованные представления и праздники»

 

 

 

 

Форма обучения

очная, заочная

 

 

 

Кемерово


УДК 159.928 + 159.922ББК

 

 

Рецензенты:

Морозова И.С. доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития КемГУ

 

 

Автор: доцент кафедры педагогики и психологии КемГУКИ, канд.психол.наук Ахметгалеева З.М.

 

 

Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии

 

05.02.2015г., протокол № 6.

 

Рекомендована к изданию методическим советом института

 

КемГУКИ 05.03.2015 г., протокол № 6.

Ахметгалеева З.М. Психология творчества в театрализованном представлении [Текст]: для направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», профиля подготовки «Театрализованные представления и праздники», квалификация (степень) выпускника: «бакалавр». Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. – 117 с.

В учебно-методическом пособии по дисциплине «Психология творчества в театрализованном представлении» раскрываются вопросы диагностики и активизации творческого потенциала, а также предложены методики оценки уровня креативности и интенсификации творческого мышления студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Оглавление

Пояснительная записка

Введение



 

РАЗДЕЛ 1. Средства оценки креативности

Психодиагностические методики для оценки креативности

Методика Вартега «Круги»

Опросник креативности Д. Джонсона (Johnson D. L.)

Тест «Креативность» (Автор Вишнякова Н.Ф)

Тест самоактуализации САТ

Самооценка творческих способностей (Е.Е. Туник)

Рекомендуемая литература

 

РАЗДЕЛ 2. Актуализация творческого потенциала

Средства интенсификации творческого мышления при

создании театрализованного представления

Five Ws & one H

SWOT

Креативная стратегия Уолта Диснея

Mind Map

Мозговой штурм

«Шесть шляп»

SCAMPER

Рекомендуемая литература

 

Основная литература по дисциплине

Дополнительная литература по дисциплине

Перечень полезных ссылок

 

 

 

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология творчества в театрализованном представлении» адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», и состоит из двух разделов. В каждом разделе студентам предложены краткий теоретический обзор поднимаемого вопроса и практическая часть, позволяющая закрепить изучаемый материал в индивидуальном опыте студента.Темы, раскрываемые в учебно-методическом пособии, рассматриваются с точки зрения современной отечественной и зарубежной научной литературы по психологии творчества. Вместе с тем, примеры, включенные в учебно-методическое пособие, обращены к практике постановки театрализованных представлений, что связывает общие идеи психологии творчества с творчеством в узко определенной деятельности — постановке и режиссуре театрализованных праздников и представлений, и делает теоретический материал более понятным для студентов.В первом разделе раскрывается проблема диагностики творческих способностей, показана трудность данного вопроса, внимание студентов обращено на разнообразие подходов к изучению и диагностики творческих способностей и особенностей их проявления в различных видах деятельности. Для практической работы предложен ряд методик оценки уровня креативности субъекта творческой деятельности. Стоит обратить внимание на этические стороны применения психодиагностического инструментария для оценки уровня креативности у студентов. Во-первых, надежность этого метода невысока, особенно в отношении тестирования креативности. Во-вторых, психологическая диагностика должна проводиться на добровольной основе. Это значит, что студенты имеют право отказаться от участия в психологическом обследовании, и это никаким образом не должно сказаться на их академической успеваемости. В-третьих, результаты диагностики могут использоваться только в интересах испытуемых и ни в коем случае не во вред им. То есть, никакие результаты, полученные при диагностическом обследовании, не могут стать основанием для принятия решения о тех или иных формах аттестации или изменения статуса студента, особенно в худшую сторону. Кроме того, результаты, полученные в ходе такого обследования, не могут быть переданы третьим лицам.В тоже время психологическая диагностика, особенно в ее доступных формах и под руководством профессионально подготовленных специалистов может стать инструментом для самопознания студентов и формирования способности к рефлексии, умения выделять и узнавать проявления креативности, заложенные авторами-разработчиками тестов в психодиагностический инструментарий, в себе и других. А анализ результатов диагностики различных сторон креативности послужит основой для критической оценки достоинств и недостатков, позволит наметить пути и выбрать средства для дальнейшего самосовершенствования и развития творческих способностей, развития компетенций, связанных с созданием новых творческих продуктов в театрализованных праздниках и представлениях. Именно с этой целью в данное учебно-методическое пособие включены некоторые тесты креативности. Во втором разделе обсуждаются существующие в современной психолого-педагогической литературе подходы к раскрытию творческого потенциала, что позволяет студентам сориентироваться в разнообразии психолого-педагогической литературы по данной теме. В качестве практического материала здесь представле­ны методики интенсификации творческого мышления, формирующие способность быть чувстви­тельным к подсказкам, в некоторых случаях - сами предлагающие такие подсказки, актуализирующие фрагменты опыта, которые могут оказаться полезными для решения творческой задачи. Примененные студентами, обучающимися по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», по отношению к заданиям, выполняемым ими в рамках дисциплин профессионального цикла, данные методики должны дать положительный эффект и повысить эффективность и уровень творческой деятельности студентов. Кроме того, второй раздел учебно-методического пособия содержит большой список рекомендуемой литературы, а текст самого раздела богат ссылками на дополнительные работы, описывающие разнообразные методы активизации творческого потенциала, которые мы в высокой степени рекомендуем студентам для самостоятельного изучения и проработки.

- Загл. с экрана.

РАЗДЕЛ 2. Актуализация творческого потенциала

 

Как уже говорилось ранее, творчество — это процесс создания новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. А креативность — это способность к творческой деятельности.

Точно также как диагностика креативности целиком определяется представлениями о ее природе, так и развитие способности к творчеству основывается на представлениях об этом феномене. Системный обзор представлений о креативности и связанных с ними методов активации и реализации творческого потенциала осуществлен А.В. Растянниковым и С.Ю. Степановым[1]. Авторы пришли к выводу, что невозможно найти один-единственный и универсальный метод развития творчества. Они выделили три модели, представляющие особенности организации и источника творческого процесса: случайностно-интуитивную (натуралистическую), комбинаторно-фантазийную (технологическую) и рефлексивно-смысловую (гуманитарную), дали их характеристики и привели достаточно большое число упражнений и заданий для актуализации творческого потенциала. В рамках первой модели ими рассматриваются концепция Я.А. Пономарева, идеи о латеральном мышлении Э. Де Боно, метод мозгового штурма А. Осборна. Комбинаторно-фантазийные методы учат устанавливать ассоциативные связи между разнородными элементами, находить необычное в обычном и, наоборот, обычное в необычном, то есть направлены, в основном, на формирование определенных мыслительных операций, которые можно применять при работе с творческой задачей. В фокусе методов и приемов активизации и развития рефлексивно-творческого потенциала находится умение переосмысливать опыт своей деятельности, обеспечивающее обновление мышления, осознание стереотипов, а также преобразование личностно-профессионального опыта.

Средства интенсификации творческого мышления, приведенные в данном пособии, в большей степени относятся к первой модели — случайностно-интуитивной. Они учат человека быть чувствительным к подсказкам, в некоторых случаях сами предлагают такие подсказки, актуализирующие фрагменты опыта, которые могут оказаться полезными для решения творческой задачи. Это такие методы как: Five Ws & one H, SWOT, Креативная стратегия Уолта Диснея, Mind Map, Мозговой штурм, «Шесть шляп», SCAMPER.

Прежде, чем мы перейдем к их описанию, приведем еще некоторые подходы к раскрытию творческого потенциала личности: условия раскрытия креативности по К. Роджерсу и связь функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга с творческими способностями.

 

Представляется любопытной с точки зрения возможности раскрытия творческого потенциала у каждого человека позиция одного из основателей гуманистического направления, классика зарубежной психологии Карла Роджерса. Он пишет: «Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой — обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни»[2]. То есть, креативность рассматривается им как производное от уникальности человека, и, поскольку каждый человек уникален, творчество доступно каждому, а не удел ученых, художников, композиторов.

Согласно К. Роджерсу, мотив к творчеству заложен в каждом из нас в качестве стремления осуществить себя, проявить свои возможности «и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления»[3]. В том случае, если устранены внутренние барьеры и внешние препятствия, поведение человека естественным образом становится более созидательным. К. Роджерс перечисляет внутренние и внешние условия творческой деятельности.

Внутренние условия:

Открытость опыту. Это противоположность психологическим защитам, искажающим наше восприятие, это способность осознавать каждый момент момент бытия в настоящем таким, каков он есть, это также отсутствие ригидности и терпимость к неоднозначности там, где она есть, умение принимать новую точку зрения.

Внутренний локус оценивания. Творческий человек сам устанавливает ценность своего произведения, его отношение к продукту не зависит от похвалы или критики других. Это вовсе не значит, что он глух к мнению со стороны, но основания для оценки творческого продукта все же находятся внутри творца.

Способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий. Эта способность связана с открытостью новому и отсутствием ригидности, выражается в спонтанной игре идеями, допущении безумных гипотез, позволении себе сочетать несоединимое.

К. Роджерс полагает, что невозможно спровоцировать актуализацию перечисленных внутренних условий творчества, но можно им способствовать, создав подходящие условия для них. Он убежден, что лишь «создавая условия психологической защищенности и свободы, мы максимально увеличиваем вероятность проявления созидательного творчества»[4].

Внешние условия:

Психологическая безопасность, опирающаяся на признание безусловной ценности другого, видение его потенциальных возможностей вне зависимости от его поступков и проявлений в данный момент. Такое отношение позволяет быть самим собой, настоящим, без фальши, притворства и психологических защит. Как следствие, человек может попробовать проявить свою уникальность, вести себя по-новому, нестандартно. Также для возникновения атмосферы психологической безопасности важно отсутствие внешнего оценивая. Оценка порождает стремление соответствовать стандартам в ущерб открытости собственному опыту. Обратная связь осуществляется с помощью сообщения собственных реакций, которые не являются внешней оценкой: «Мне не нравится ваша картина (идея, постановка)», а не: «Эта картина (идея, постановка) хороша / плоха в соответствии со следующими критериями». Последнее и, вероятно, самое важное условие, создающее атмосферу психологической безопасности, это — принятие в сочетании с пониманием того, что человек делает, видением этого с его точки зрения, понимание его мотивов и все же принятие его.

Психологическая свобода, в первую очередь, символического самовыражения. По нашему мнению, создание театрализованных представлений абсолютно соответствует тому, что подразумевал К. Роджерс, описывая символическое самовыражение. Далее К. Роджерс говорит о единстве свободы и принятии ответственности за результаты своих действий. «Именно этот тип свободной ответственности – быть самим собой – способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества»[5].

Таким образом, по мнению К. Роджерса, достаточно лишь создать условия психологической безопасности и свободы, и мы даем возможность личности проявить свою уникальность и, соответственно, реализовать свой заложенный от природы творческий потенциал.

 

Рассмотрим возможность раскрытия творческого потенциала личности с помощью упражнений, нацеленных на работу с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга. Существует точка зрения, согласно которой творческие способности связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга: у «художников» превалирует правое полушарие, а у «мыслителей» – левое. Правое полушарие отвечает за интуицию, эмоциональное восприятие, левое — за речь и логическое мышление. Разрабатываются и проводятся тренинги по развитию правого полушария[6]. Вместе с тем, нам представляется достаточно трудным изменить генетически обусловленные особенности работы головного мозга, вспомним, сколько усилий приходилось ранее затрачивать на переучивание левшей писать в школе правой рукой. Более того, Е.П. Ильин приводит обзор работ, которые доказывают что в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося одной из основ креативности, роль генетического фактора в отличие от средового невелика[7].

Кроме того, представительства практически всех психических функций находятся в обоих полушариях. Левое и правое полушария, каждое имея свою специфичную стратегию обработки информации, вносит свой уникальный вклад в решение творческой задачи. Поэтому, на наш взгляд, стоит учитывать индивидуальные особенности и делать ставку на те сильные стороны, которые дает индивидуальная функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга левого или правого типа.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.