Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (oppor­tunity (economic) costs) – денежные доходы, которыми жертву­ет экономический субъект

БАЗОВЫЙ ГОД (base year) – год, принимаемый за основу, при построении индексов цен.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ (budget deficit) – сумма пре­вышения расходов правительства над доходами в каждый дан­ный год.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ (budget proficit) – сумма превышения доходов над расходами правительства в каждый данный год.

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП, gross do­mestic product) – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в экономике данной страны в пределах её территории в течение одного года независимо от национальной принадлежности производителя.

 

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП, gross national product) – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых национальной экономикой в течение одного года независимо от места расположения.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (quantity supplied – Qs) – количество данного товара, которое производители готовы предложить на рынок при данных ценах, в данное время и дан­ном месте.

ВЕЛИЧИНА СПРОСА (quantity demanded – Qd) – коли­чество данного товара, которое покупатели готовы приобрести при данных ценах, в данное время и данном месте.

ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ (complementary goods) — товары, для которых существует обратная зависи­мость между ценами на один товар и спросом на другой.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ (substitute goods) – товары, для которых существует прямая зависимость между ценами на один товар и спросом на другой.

ДЕФЛЯТОР ВНП (GNP deflator) –пока­затель общего уровня цен, рассчитанный как отношение ре­ального объема валового национального продукта (ВНП) к но­минальному ВНП.



ДЕФЛЯЦИЯ (deflation) — снижение общего уровня цен; процесс, противоположный инфляции.

ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ (value added) – разница между стоимостью произведенной предприятием (или отрас­лью) продукцией и стоимостью приобретенной промежуточ­ной продукции.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (long run) – период, доста­точный для того, чтобы фирма могла изменить объемы всех ис­пользуемых ею факторов производства.

ДОХОД (revenue) – общая сумма денег, получаемых эко­номическим субъектом в течение какого-либо периода време­ни.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ (natural rate of unemployment) – уровень безработицы в условиях полной занятости в экономике.

ЗАКОН ОУКЕНА (Okun' law) – обратная зависимость ме­жду уровнем безработицы и реальным объемом ВНП, показы­вающая, что увеличение уровня фактической безработицы (U) относительно ее естественного уровня(U*) на один процент приводит к отставанию реального объема производства на 2,5%.

ЗАКОН СПРОСА (law of demand) – если цена на ка­кой-либо товар увеличиваются и при этом все прочие парамет­ры остаются неизменными, то величина спрос на данный товар будет уменьшаться

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ (law of diminishing returns) – принцип, согласно которому дополнительное ис­пользование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет, начиная с некоторого момента вре­мени к сокращению предельной отдачи или предельного про­дукта.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) – цена труда (услуг труда) в единицу времени (час, день и т.д.).

ИЗДЕРЖКИ (costs) — расходы фирмы на производство то­варов или услуг в течение определенного периода времени.

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer's surplus) – дополнительная выгода от торговли, которую получает покупатель. Он определяется как разни­ца между ценой спроса и равновесной рыночной ценой товара

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer's surplus) – дополнительная выгода от торговли, которую получает продавец. Он определяется как разни­ца между минимальной ценой производителя и равновесной рыночной ценой.

ИЗОКВАНТА (isoquant) – линия, которая показывает все возможные комбинации ресурсов для производства данного объема выпуска продукции.

ИЗОКОСТА (isocost line) – линия, которая показывает все комбинации экономиче­ских ресурсов, которые фирма может приобрести с учетом ры­ночных цен на ресурсы и полном использовании своего бюд­жета.

ИНДЕКС ЦЕН (price index) – индекс, показывающий ди­намику изменения цен, используется для пересчета номиналь­ного объема производства (дохода) в реальный объем (доход).

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (indi­vidual proprietorship) – одна из форм предпринимательской деятельности; фирма, принадлежащая одному владельцу

ИНФЛЯЦИЯ (inflation) – повышение общего уровня цен в экономике.

ИНФЛЯЦИЯ ИЗДЕРЖЕК (cost-push inflation) – инфля­ция, вызываемая уменьшением совокупного предложения в результате роста издержек производства.

ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА (demand-pull inflation) – инфля­ция, вызываемая увеличением совокупного спроса.

КАПИТАЛ (capital) – инвестиционные ресурсы, средства производства; факторы производства, созданные человеком в процессе производства. Финансовый капитал (финансовые ак­тивы) к факторам производства не относится.

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (command economy) — эко­номическая система, в которой материальные ресурсы являют­ся государственной собственностью, а направление и коорди­нация экономической деятельности общества осуществляются посредством централизованного планирования.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (short run) — период време­ни, в течение которого фирма не может изменить количество хотя бы одного производственного ресурса.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (production possibilities curve) — кривая, показывающая воз­можные комбинации производства двух продуктов в условиях полной занятости, полного использования всех экономиче­ских ресурсов, неизменной технологии и постоянного запаса ресурсов. Данная кривая позволяет графически проиллюстри­ровать необходимость выбора в условиях ограниченности ре­сурсов и наличие возрастающих альтернативных издержек.

МАСШТАБ ПРОИЗВОДСТВА (см. Эффект масштаба про­изводства)

МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) – часть теорети­ческой экономики, изучающая отдельных экономических субъ­ектов (отдельных потребителей, отдельных фирм, государства) в процессе производства, обмена и потребления товаров и ус­луг в целях удовлетворения своих неограниченных потребно­стей посредством ограниченных ресурсов.

МОДЕЛЬ (model) – упрощенное представление экономи­ческой действительности, позволяющее выделить наиболее глав­ное в сжатой компактной форме (например, с помощью гра­фиков и уравнений) или точное описание упрощенной вообра­жаемой экономики.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic competition) – рынок, на котором действует значительное ко­личество фирм, производящих дифференцированную продук­цию;

МОНОПОЛИЯ (monopoly) – рынок, на котором действует один продавец и имеются значительный входные барьеры.

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (imperfect compe­tition) — все рынки, на которых условия совершенной конкуренции не выполняются: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия и олигопсония; рынки, на которых покупатели или продавцы способны в од­ностороннем порядке влиять на рыночные цены.

НЕЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) — определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы. Примером неявных издержек для предпринимателя может быть заработная плата, которую он мог бы получать, работая по найму.

НОМИНАЛЬНЫЙ доход (nominal) — измеряемый в текущих це­нах, не пересчитанный с учетом инфляции.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit) — часть сово­купных издержек фирмы; платежи, которые фирма должна осуществлять, чтобы приобрести и удержать предпринима­тельский талант; минимальный доход, которым должны возна­граждаться предпринимательские способности; вмененные из­держки.

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА (normative economics) – подход к оценке экономических явлений с точки зрения того, какой должны быть экономика, цели экономического разви­тия, экономическая политика.

ОБЩИЕ (СОВОКУПНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (total cost – ТС) – суммар­ные затраты предприятия на приобретение необходимых ему экономических ресурсов (факторов производства);

ОБЩИЙ ДОХОД (СОВОКУПНЫЙ) (total revenue – TR) – совокуп­ные поступления фирмы от реализации своей продукции.

ОБЩИЙ ПРОДУКТ (СОВОКУПНЫЙ) (total product – ТР) – общий объем продукции, произведенной предприятием за определен­ный период времени.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ (scarce resources) – не­возможность одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества.

ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) – рынок, на котором действует небольшое количество крупных фирм, производящих как однородную так и дифференцированную продукцию.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (decreasing returns to scale or diseconomies of scale) – прирост объема выпуска меньше, чем прирост затрат, выражается в увеличении долгосрочных средних общих издержек при росте масштаба производства.

ПАРТНЕРСТВО (ТОВАРИЩЕСТВО) (partnership) – одна из форм организации предпринимательской деятельности; фир­мы, которой владеют и которой управляют два лица и более.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРО­СА (cross-price elasticity of demand) — характеризует процент­ное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Используется для характеристики взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров.

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable cost) – издержки, общая величина которых зависит от изменения объема выпуска.

ПЕРЕМЕННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРС) (variable resourse) – ресурс, ко­личество которого можно изменять.

ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА (positive economics) — на­правление в экономической теории, предполагающее объясне­ние и прогнозирование экономических явлений, изучение об­щеэкономических закономерностей, на основе которых фор­мируются принципы экономического поведения, выявление причинно-следственной или функциональной связи между яв­лениями.

ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ (full employment) – уровень заня­тости, при которой существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный национальный продукт равен потенциальному).

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (increasing returns to scale or economies of scale) – прирост объема выпуска больше, чем прирост затрат, выражается в снижении долгосрочных средних общих издержек при росте масштаба производства.

ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (fixed cost) – затраты фир­мы, величина которых не меняется при изменении объемов выпуска фирмы.

ПОСТОЯННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРС) (fixed resourse) – ресурс, количе­ство которого фирма не может изменить.

ПОСТОЯННЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТ­ВА – прирост объема выпуска равен приросту затрат, выражается в постоянной величине долгосрочных средних общих издержек при росте масштаба производства

ПОТРЕБНОСТЬ (needs, wants) — объективная нужда чело­века или группы людей в чем-либо, необходимом для поддер­жания жизнедеятельности и развития организма и личности, (см. Теория иерархии потребностей Маслоу),

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗАМЕ­ЩЕНИЯ (Marginal Rate of Technical Substitution — MRTS) – количество одного ресурса, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение другого ресурса на единицу, с тем чтобы объем производства фирмы остался неизменным.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (marginal cost — МС) – при­рост общих издержек фирмы от производства одной дополни­тельной единицы продукции.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (marginal revenue – MR) – при­рост общего дохода фирмы от продажи одной дополнительной единицы производимой ею продукции.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (marginal product – МР) како­го-либо фактора – дополнительный объем выпуска, получае­мый при увеличении затрат данного фактора на единицу.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ (entrepreneurial ability) — один из важнейших экономических ресурсов. Пред­полагает способность человека: 1) организовать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех прочих ресур­сов; 2) принимать основные решения по управлению произ­водством и ведению бизнеса; 3) рисковать своими денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией; 4) быть новатором, т.е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

ПРИБЫЛЬ (profit) – величина превышения доходов фир­мы над ее издержками; доход собственника предприниматель­ского таланта.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (production function) – отражает зависимость между количеством применяемых ресур­сов и максимально возможным объемом выпускаемой продук­ции в единицу времени.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА (equilibrium price) – цена, при ко­торой величина рыночного спроса равна величине рыночного предложения.

РАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ (equilibrium position) – та­кое состояние рынка, при котором рыночный спрос равен рыночному предложению и не возникает тенденций к изменению.

РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ (equilibrium quantity) — величи­на рыночного спроса и величина рыночного предложения при равновесной цене.

РЕНТА (rent) — 1) разница между доходом фактора произ­водства и минимальной суммой, необходимой для удержания фактора в данной сфере использования; 2) доход собственника природных ресурсов, земли.

РЕСУРСЫ (resourse) — совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необ­ходимой ему продукции.

РЫНОК (market) — особая форма взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяй­ственными субъектами, между покупателями и продавцами,

РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (market supply) – суммарное предложение какого-либо товара со сто­роны всех производителей; сумма величин индивидуального предложения данного товара при разных ценах.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС (market demand) — суммарный спрос на какой-либо товар со стороны всех потен­циальных потребителей; сумма величин индивидуального спроса, предъявляемого каждым потребителем на данный товар при разных ценах.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (market economy) — эконо­мическая система, основанная на частной собственности и ис­пользовании механизма спроса и предложения для решения основных экономических вопросов.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (mixed economy) – эконо­мическая система, основанная на различных формах собствен­ности и хозяйственное развитие которой регулируется рын­ком, традициями и централизованными решениями.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (perfect competition) – рынок, на котором действует значительное количество незави­симых друг от друга производителей, выпускающих однород­ную продукцию, отсутствуют неценовая конкуренция и барье­ры на пути вхождения новых фирм.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС (aggregated demand – AD) – сум­ма расходов домашних хозяйств, фирм, государства и внешне­го сектора.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (aggregated supply – AS) – это совокупный объем национального продукта, который про­изведен в стране при данном уровне цен.

СПРОС (demand) – платежеспособная потребность, жела­ние и возможность экономического субъекта купить то или иное количество данного товара.

СРЕДНИЕ ОБЩИЕ (СОВОКУПНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (average total cost — AТC) – объем совокупных издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции.

СРЕДНИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (average variable cost — AVC) – объем переменных издержек на единицу выпус­каемой продукции.

СРЕДНИЕ ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (average fixed cost — AFC) – объем постоянных издержек на единицу выпус­каемой продукции.

СРЕДНИЙ ДОХОД (average revenue — AR) – величина со­вокупного дохода фирмы, приходящаяся на единицу выпус­каемой продукции.

СРЕДНИЙ ПРОДУКТ (average product — АР) какого-либо фактора производства – объем выпуска продукции, приходя­щийся на единицу используемого фактора.

ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА (traditional economy) – экономическая система, в которой традиции, опыт, обычаи определяют практическое использование производственных ресурсов.

ТРУД (labour) – совокупность физических и умственных способностей человека, затрачиваемых при производстве това­ров и услуг.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ (elasticity) — отношение процентного изменения одной переменной, например А, к процентному изменению другой переменной В. Для количествен­ной оценки эластичности используют коэффициент эластич­ности. Наиболее часто используются эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, эластичность предложения по цене, перекрестная (объемная) эластичность спроса и перекре­стная ценовая эластичность спроса.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ (income elasticity of demand) — характеризует процентное изменение величины спроса на товар при изменении дохода потребителя на 1 %.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ (price elasticity of supply) — характеризует процентное изменение величи­ны предложения товара при изменении его цены на 1%.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (price elasticity of demand) — характеризует процентное изменение величины спроса на товар при изменении его цены на 1%.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА (economies of scale) — процесс увеличения выпуска производства за счет уве­личения использования всех производственных ресурсов, или изменения масштаба производства;

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА (productive effi­cient) — производство товаров с наименьшими издержками; использование минимального количества ресурсов для данно­го объема выпуска.

ЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (explicit cost) — определяются сум­мой расходов предприятия на оплату и приобретение ресурсов қ внешних поставщиков.

ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КУРСЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»*

Буквенный символ (обозначение) Английское значение Русское значение
МИКРОЭКОНОМИКА
AFC Average fixed cost Средние постоянные издержки
AP Average product Средний продукт
APL Average product of labor Средний продукт труда
AR Average revenue Средний доход
ATC Average total cost Средние общие (совокупные) издержки
AVC Average variable cost Средние переменные издержки
b (d)   Коэффициент наклона кривой спроса (предложения)
C Cost Издержки
D Demand Спрос
E Elasticity Коэффициент эластичности
E Equilibrium Равновесие
FC Fixed cost Постоянные издержки
I Interest Процент
I Investment Инвестиции
K   Капитал
L Labor Труд
MC Marginal cost Предельные издержки
MP Marginal product Предельный продукт
MR Marginal revenue Предельный доход
MRTS Marginal rate of technical substitution Предельная норма технологического замещения
P Price Цена
Pd   Цена спроса
Pe   Равновесная цена
Ps   Цена предложения
Q Quantity Объем, количество, величина
Qd   Объем спроса
Qe   Равновесный объем
Qs   Объем предложения
R 1) Rent 2) Revenue 1) Рента 2) доход
R   Ставка процента (реальная)
S Supply Предложение
TC Total costs Общие (совокупные) издержки
TFC Total fixed costs Общие постоянные издержки
TP Total product Общий (совокупный) продукт
TR Total revenue Общий (совокупный) доход
TVC Total variable costs Общие переменные издержки
W Wage Заработная плата (номинальная)
«МАКРОЭКОНОМИКА»
AD Aggregated demand Совокупный спрос
AS Aggregated supply Совокупное предложение
C Consumption Потребление
D Depreciation Амортизация (в системе нац. Счетов)
G Government Государственные расходы
GDP Gross Domestic Product Валовый внутренний продукт
GNP Gross National Product Валовый национальный продукт
I Investment Инвестиции
i Interest Ставка процента (номинальная)
Ig Gross investment Валовые инвестиции
In Net investment Чистые инвестиции
NX Net Export Чистый экспорт
P Price Общий уровень цен
Q Quantity Количество сделок в формуле MV= PQ
r Rate (real interest rate) Ставка процента (реальная)
t Tax Ставка налогообложения
T Tax revenues Налоговые поступления
U Unemployment Безработица
Un Unemployment (natural) Естественная безработица
V Velocity of money Скорость обращения денег
Y Yield Доход, выпуск
       

 

*И.К.Станковская, И.А.Стрелец Экономическая теория Полный курс МВА 3-изд. исправленное

Учреждение образования

© «Брестский государственный технический университет», 2014

 

Учебное издание

 

Составитель: Медведева Гульнара Борангалиевна

Захарченко Людмила Анатольевна

Сметюх Александр Викторович

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Для СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

Ответственный за выпуск: Медведева Г.Б.

Редактор:

Корректор

Компьютерная вёрстка

 

 

Подписано к печати Формат . Уч. изд. л. Усл. п. л. . Тираж экз. Заказ № . Отпечатано на ризографе учреждения образования «Брестский государственный технический университет». 224017, Брест, ул. Московская,267.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.