Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПОИСКИ СЧАСТЬЯ В.НОВОМ СВЕТЕ

 

Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки брали свое начало из Римского права, послужившего основой для Британского законодательства. Этот кодекс достаточно долго господствовал в колониях. Постепенно женщин нагрузили многими обязанностями при весьма малых правах. Так, они не имели права владеть собственностью, подписывать деловые бумаги. Муж мог полностью изолировать свою жену, имел право требовать беспрекословного подчинения в интимной жизни, а также мог выбирать место жительства по своему усмотрению.

В начале периода колонизации браки заключались почти исключительно из соображений удобства. Повсеместное распространение получили религиозные взгляды на брак и любовь. Семейная жизнь считалась вторичной по отношению к религии. Интимная сторона брачных отношений отклонялась, так как супруги должны были думать только о воспитании детей и выполнять религиозные обряды.

Однако в среде поселенцев постепенно формировалось стремление к большей свободе. Освоение новых земель, новые возможности для достижения успеха и продвижения по различным социальным лестницам способствовали тому, что колонисты сбросили оковы многих традиций. В 1630 году Анна Хатчинсон — первая женщина среди поселенцев Новой Англии — подвергла сомнению правильность подчиненного положения женщин и их ограниченной свободы в браке. За активную деятельность по пропаганде своих идей она и ее последовательницы были убиты. Но идея равенства была поддержана и развита другими женщинами, особенно Абигейл Адамc.



Абигейл, жена Джона Адамса (1735—1826), ставшего впоследствии вторым президентом Соединенных Штатов Америки, считала, что Британское законодательство необходимо изменить, конституционно предоставив женщинам равные права с мужчинами. Она резко критиковала принятую систему законов о браке, указывала на несправедливость в отношении брака, который служит в первую очередь интересам мужчин. В 1797 году она писала мужу о том, что в новом своде законов, который ему как президенту необходимо разработать, следует помнить о женщинах и быть к ним более великодушным и благосклонным, чем его предшественники. Она просила не давать в руки мужчин такую неограниченную власть, помнить, что если бы мужчины могли, то все бы стали тиранами и, если не оказывать женщинам заботу и внимание, Может начаться восстание против законности.

Несмотря на мужественные усилия Абигейл Адамc, на настойчивость ее многих сподвижниц, женщинам потребовалось много времени, чтобы добиться определенных жизненных прав, в том числе и в браке.

И в настоящее время в браке действует еще немало ограничений. В некоторых странах брак остается строго организуемым, находится под контролем.

По мере того как в Соединенных Штатах Америки женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовала вначале борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение. Все большее число современных женщин принимает решение работать. Одновременно многие мужчины начинают брать на себя некоторые домашние обязанности и более активно участвовать в процессе воспитания детей.

Однако следует отметить, что стал подвергаться сомнению сам институт официального брака: отдельные пары живут вместе без юридического оформления своих отношений. Другие пары пытаются творчески использовать появившуюся свободу. Сохраняя преданность друг другу в браке, сохраняя чувство настоящей любви, они пытаются сберечь и свою личную свободу.

 

 

БРАК ПО РАСЧЕТУ

 

Люди, которые вступают в брак из соображений выгоды, чаще всего рассматривают этот союз как практическое решение какой-то особой проблемы. Исторически самая старая основа брака — выгода — в разные времена принимала самые различные формы: политические, династические, экономические, психологические, сексуальные и т. д. Так, например, даже в недавнем прошлом трудная жизнь фермера требовала максимальной концентрации сил на полях для выращивания и сбора урожая. Жена и дети становились необходимостью.

Известно, что в прошлом браки в основном организовывали родители, преследовавшие в первую очередь выгоду. Обвенчав сына или дочь, родители порой избавлялись от расходов на содержание своего ребенка или, наоборот, имели возможность получить приданое, а также принять в семью еще одну пару рабочих рук для помощи в семейном хозяйстве. Встречались и другие соображения: зять или невестка были для родителей как бы гарантией того, что в старости за ними будет кому ухаживать.

И в наши дни люди порой вступают в брак по расчету, хотя причины, побуждающие к этому, могут отличаться от тех, которые были у их предков. Некоторые современные браки мотивируются чувством социальной выгоды или социальной необходимости. Встречаются люди, которые находят более выгодным и подходящим для себя выбрать партнера по расчету, нежели прилагать усилия и ставить перед собой проблему выбора по чувству.

Очень часто молодые люди рассуждают так: «Все, кого я знаю, вступают в брак. Что же я, хуже других? Я никогда особенно не раздумывал над этими вопросами. Я просто всегда знал, что поступлю в колледж, женюсь и у меня появится много детей!»

Молодой человек или девушка, достигая того возраста, когда большинство их друзей вступают в брак, часто чувствует потребность как можно скорее последовать их примеру А то, что подходящий партнер не всегда оказывается «под рукой», их не смущает. Стремясь сделать так, как другие, человек может ошибочно осуществить свой выбор, наделив юношу или девушку несуществующими качествами, отклонив, возможно, более предпочтительные кандидатуры. Вот здесь-то и кроются корни многих ошибок, которые впоследствии могут существенно осложнить жизнь.

Некоторые люди вступают в брачный союз ради психологического комфорта. Они создают семью для того, чтобы удовлетворить свою потребность заботиться о ком-либо и, в свою очередь, ощущать заботу о себе. Осознанно или нет, но они выбирают партнера, подходящего для выполнения ожидаемой роли. Если же в последующей супружеской жизни один из партнеров начнет отказываться дальше играть, на его взгляд, полезную или бесполезную роль, то брак может измениться к лучшему или постепенно станет распадаться.

Психологическую выгоду брака некоторые люди видят в том, что избавляют себя от одиночества. Они стараются вступить в брак из-за чувства боязни или беспокойства за свое одинокое будущее. Нерешительному человеку требуется партнер, умеющий принимать решения, что является также еще одной предпосылкой для создания семьи из соображений психологического комфорта.

... Я знала девушку, которая относилась к типу людей, любящих заботиться о других. Она была дружелюбна и привлекательна, полна энергии, на вечеринках всегда оказывалась в центре внимания. На ней женился спокойный и серьезный молодой администратор. Он, как мне стало известно, рассчитывал на активное обаяние будущей жены, которая сможет блистать на раутах, устраиваемых его фирмой, и тем самым способствовать упрочению его положения.

Серьезной мотивацией при вступлении в брак является возможность интимных отношений. Хотя некоторые мужчины и женщины предпочитают периодическую смену партнеров, предвкушая неожиданные встречи, все же большинство людей желают иметь надежные и постоянные интимные отношения. Этим людям неинтересны поиски потенциального сексуального партнера. Наоборот, их полностью устраивает уверенность в том, что такой постоянный партнер у них уже есть.

Семейные и религиозные традиции направлены против добрачных интимных отношений. Поэтому многие люди, испытывающие сильное, порой не поддающееся контролю половое влечение, стремятся вступить как можно скорее в брак, не задумываясь о поспешности своего решения. А оно, возможно, пришло под давлением собственных сексуальных потребностей, а также из-за установок своего потенциального партнера. Известно, что многие девушки отказываются от интимных отношений до свадьбы.

Основной силой, объединяющей мужчину и женщину для совместной жизни, можно считать стремление к созданию семьи. Если женщина, не состоящая в браке, ждет ребенка, то чаще всего впоследствии она вступает в брак с его отцом. Иногда к этому прибегают для того, чтобы избежать общественного осуждения. Побудительной причиной брака может стать желание мужчины и женщины дать ребенку имя, боязнь того, что он окажется незаконнорожденным. Подсчитано, что каждый пятый первенец, рожденный в США, был зачат до заключения брака. Таким образом, брак, созданный ради образования семьи,— явление весьма частое.

Многие молодые люди живут вместе и не оформляют свои отношения до сообщения женщины о будущем наследнике.

Тогда они женятся. И не всегда они это делают только потому, что у них нет другого выбора или их преследуют боязнь и принуждение. Большинство таких пар заключают брак, потому что любят друг друга и хотят иметь детей. Они считают, что иметь детей и воспитывать их лучше в браке, чем вне брачных отношений. Семья для таких людей — большая ценность. Для своих будущих детей они стараются создать стабильный, прочный дом.

Многие одинокие мужчины и женщины, оставшиеся со своими детьми после развода или смерти одного из супругов, стремятся вступить в повторный брак чаще всего также ради создания семьи. Они стремятся обеспечить своим детям все преимущества полноценной семейной жизни и поэтому стараются найти в своем партнере для них будущего отца или мать. Ожидаемая выгода может заключаться в помощи по воспитанию детей либо в финансовой поддержке. Довольно часто созданию семьи способствует необходимость в выполнении будущим партнером обременительных хозяйственных функций — стирки, приготовлении пищи, ремонте домашних вещей и т. п.

Однако нельзя отрицать и того, что повторные браки очень часто основаны на чувствах глубокой привязанности, любви и взаимной моральной поддержки.

Воспитывать детей в одиночку чрезвычайно трудно. Поэтому для многих одиноких отцов и матерей повторный брак просто необходим.

Экономические соображения нередко становятся основой брака. Это бывает тогда, когда два вполне состоятельных человека хотят объединить свои состояния либо один из них стремится владеть собственностью другого или желает открыть себе доступ к деньгам будущего партнёра. В тех браках, в которых семья мужа ставит цель уберечь семейное состояние от чьих-либо посягательств, невесту иногда принуждают заранее отказаться от всех прав на имущество мужа для себя и будущих детей.

Когда мы говорим об экономических соображениях при вступлении в брак, мы имеем в виду также молодых людей со стабильным доходом, даже не очень большим, но которые пользуются успехом, так как привлекают будущих партнеров своей надежной экономической базой.

Экономическую подоплеку имеют также многие браки пожилых людей, живущих на пенсию. Вести совместное хозяйство для них оказывается делом более выгодным.

Экономическая выгода брака может быть связана и с типом выбираемого партнера. Мужчина, который служит в определенной корпорации и мечтает о профессиональной карьере, подчас останавливает выбор на девушке, отвечающей представлениям этой корпорации о «достойной супруге» для своего перспективного работника. Ни для кого не является секретом, что жена способна сыграть решающую роль при назначении ее мужа на более высокую должность. Например, страховая компания, нанимая нового работника, может изъявить желание переговорить с его женой, чтобы иметь представление о ее умении оказать мужу поддержку на его служебном поприще, а также готовности в одиночестве коротать долгие вечера, когда супруг занят распространением страховых полисов.

Из соображений экономической выгоды очень часто не распадаются даже самые несчастливые браки. Один из моих коллег как-то рассказал о своей жизни. Он полюбил женщину. Она хотела, чтобы он развелся с женой. Но мой коллега знал, что законная супруга сделает все возможное, чтобы лишить его средств к существованию. Он говорил, что к тому дню, когда получил бы развод, он оказался бы без цента. Поразмыслив, мой друг решил не расставаться с деньгами. Поэтому он все еще женат.

Династические браки часто заключаются и по политическим соображениям. Для объединения кланов, земель, состояний, а порой и военной силы королевские советники прошлого тратили немало времени на то, чтобы создать брачный союз, который приносил бы необходимые военные и политические преимущества. Жених и невеста в подобных ситуациях оказывались безмолвными участниками в большой политической игре.

Нередко молодые люди впервые видели друг друга только на свадебной церемонии.

Браки по рациональным соображениям в жизни встречаются довольно часто. Однако в любом браке многие люди хотят знать до свадьбы, кто из супругов будет обеспечивать денежный доход, кто из них — убирать дом. Эти супруги считают очень удобным для себя иметь один источник интимных радостей, жить, полагаясь на четкое распределение обязанностей (неважно, обговоренное специально или сложившееся само по себе), будучи в браке, нести на себе груз хозяйственных забот.

Браки ради удобства, заключаемые по сугубо рациональным соображениям, часто обеспечивают практическое решение самых разных реальных проблем. Они могут сохранять свою прочность и стабильность в течение долгого времени, до тех пор, пока взаимоотношения супругов будут оставаться выгодными обоим партнерам.

Брак может сохраниться и тогда, когда каждый супруг действует в соответствии с ожиданиями другого или согласно добрачной договоренности. Тогда удобство, обретенное в браке, становится стабильным. Очень часто такие браки постепенно начинают включать элементы романтизма, а отношения партнеров перерастают в настоящую любовь.

 

 

ДУХОВНЫЙ БРАК

 

В течение многих веков люди подыскивали слова, подходящие для определения понятия «духовный». Древние египтяне употребляли это слово для обозначения недоступных познанию проявлений личности.

Греки использовали для той же цели термин «псюхе», что может быть переведено как «душа» или «разум».

Я понимаю духовное начало личности как реальную внутреннюю суть человека, способную принимать различные формы и являющуюся стержнем человеческой личности.

Между многими супругами устанавливается бессловесная взаимосвязь — партнеры чувствуют друг друга, как бы настроены на одну волну, ощущая полное родство душ.

Некоторые супруги, говоря о своем браке, вместо слова «духовный» употребляют термин «сакраментальный». Это понятие пришло к нам от раннехристианской церкви и означает все святое, таинственное.

Концепция брака как таинства первоначально основывалась на древнеиудейской идее религиозного соглашения. От брака требовалась преданность супругов на всю жизнь.

Римская католическая церковь до сих пор называет обряды бракосочетания таинствами. Протестантская церковь не следует этому обычаю. Некоторые люди считают брак в целом, а не только обряд бракосочетания таинством. Они могут говорить: «Когда мы вступали в брак, мы дали друг другу священную клятву».

Супруги, считающие брак таинством, прилагают много усилий, чтобы сделать свою семейную жизнь счастливой. Они мужественно встречают несчастья, крушение надежд и даже жестокость. Развод они рассматривают чаще всего как нарушение клятвы. Позволив себе только подумать о возможности развода, эти люди испытывают чувство вины. Духовные взаимоотношения супругов обладают в связи с этим динамизмом, который непросто разрушить.

Многие супруги, не придерживающиеся традиционных взглядов на брак, все равно ищут духовный момент в своем союзе. Они могут дать обет супружеской верности, так как считают большим счастьем и великим таинством жизни свою встречу, которая дала им возможность жить друг для друга.

 

 

РОМАНТИЧЕСКИЙ БРАК

 

Романтическая любовь чаще всего бывает в какой-то степени идеализированной любовью, влюбленностью в любовь, страстью, подогреваемой сильными, волнующими эротическими чувствами. Иногда страсть перерастает в настоящую любовь на всю жизнь, но может так и остаться просто страстью. Когда люди переживают романтическое увлечение, они могут утратить способность есть, спать, работать. Подобно Ромео и Джульетте, они готовы на самоубийство, если у них нет возможности соединиться друг с другом. Романтические чувства я бы сравнила с таким состоянием, когда настроение возлюбленных колеблется от вершин возбуждения до крайнего отчаяния, и наоборот. Греки считали эту фазу любви проявлением мании, а известный испанский философ X. Ортега-и-Гасет (1883—1955) рассматривал ее как временное состояние, похожее на психическое заболевание.

Романтическая любовь является одной из популярных тем литературных произведений, кинематографа и передач телевидения. Эта тема привлекает своей мелодраматичностью. Когда люди сгорают от страсти, влюблены в любовь, они находят глубокое удовлетворение смотреть друг другу в глаза или часами говорить по телефону. Часто они изобретают секретный код: нежные слова, жесты или такое выражение лица, которое имеет особое, возвышенное, часто эротическое значение.

Романтические чувства порой бывают вызваны физической привлекательностью и преувеличенным восприятием красоты, а также других внешних характеристик человека. Известный актер Ричард Бартон так описывает восхищение, охватившее его, когда он впервые увидел Элизабет Тейлор, лежащую на краю бассейна: «Она была самой удивительной, не-; зависимой, прекрасной, отдаленной, недоступной женщиной, которую я когда-либо видел». Романтические чувства могут вспыхнуть и в результате преувеличения не только физических данных, но и способностей, знаний или интеллекта объекта любви. Нередко первое сильное увлечение, вызванное восхищением внешностью, ослабевает с утратой чувства новизны. Если у людей, вступивших в брак на основе такой любви, больше нет ничего связующего, их союз может легко разрушиться.

В старину романтическая любовь обычно не имела никакого отношения к браку. Придворные и рыцари средневековья были связаны со своими супругами лишь обязательствами, а страсть и поклонение испытывали к другим дамам. В их понимание романтической любви входили самомучение и страдание. Сексуальные желания подавлялись и выливались в пламенную платоническую страсть. Кстати, слово «страсть» имеет одинаковое происхождение со словом «страдать». Часто возлюбленных разъединяли препятствия. В одних случаях для их преодоления необходим был подвиг рыцаря, чтобы завоевать благосклонность своей возлюбленной, в других — пояс целомудрия у возлюбленной, который не позволял взаимоотношениям переходить границы запретного, способствовал поддержанию страсти на должном уровне.

Такое представление людей средневековья можно рассматривать как исторический базис современных романтических взглядов на любовь и брак. Каждый человек, хоть раз испытавший страсть и сильное сексуальное влечение к другому человеку, несомненно, помнит чувство экстаза, охватившее его в ожидании встречи или тайного объятия, а также безутешное горе расставания, заполнившее его сердце после встречи. В романтической любви чувства становятся значительно острее, если возлюбленных насильственно разъединяют, если на их пути встают такие препятствия, как, например, неодобрение их взаимоотношений членами семьи. Родители могут отказаться принимать у себя в доме человека, в которого влюблены их сын или дочь. Служба в армии молодого человека, желание одного из возлюбленных до брака закончить учебное заведение или отдаленная работа потенциального супруга могут стать причиной разлуки. Недостаток средств, противоречивое понимание ценностей, религиозный антагонизм или расчет на другой, более выгодный брак также являются преградой для заключения союза между возлюбленными.

Во всем мире на протяжении веков романтическая любовь принимала различные формы, имела разнообразные проявления, но основные ее элементы всегда оставались постоянными. Идеализированное преувеличение качеств другого человека, возрастающая страсть из-за препятствий к браку, непреодолимые социальные барьеры между влюбленными и многие другие факторы создают у них ощущение настоящей любви, как говорят, до гроба. Однако, как только исчезают препятствия их союзу и брак становится реальной возможностью, очень часто острота чувств значительно гаснет или совсем исчезает.

Нередко супружеские пары, вступившие в брак с такими чувствами, жалуются впоследствии на то, что «у них совсем не осталось романтики», что «исчез жар страсти». Окончание медового месяца у таких супругов означает как бы завершение периода романтической страсти и угасание «лихорадки», вызывавшей ранее смесь страдания и восторга, когда препятствия казались такими сложными, а мучения такими сильными.

Одна супружеская пара, обратившаяся за брачной консультацией, очень образно рассказала о своем состоянии: «Фактически у нас есть все необходимое для жизни. Мы хорошо обеспечены в финансовом отношении, но с тех пор, как мы женились, исчезло очарование страсти. Наш брак теперь — просто скучная повседневность. Что произошло?»

Любить человека — это совсем не то же самое, что любить любовь. Романтика любви включает признание и отношение к любимому как к особому и прекрасному, но не как к обожаемому или идеализированному человеку. Романтика необходима для реальной, повседневной жизни супругов, но она должна быть основана на полном понимании друг друга как в социальных, так и в интимных направлениях супружеского союза.

 

 

БРАК-ТОВАРИЩЕСТВО

 

Если романтические браки чаще всего создаются на почве отвлеченных мечтаний и трагических мук, то браки-товарищества гораздо ближе к реальной жизни. Вместо слепого обожания партнеры-друзья, полюбившие человеческие качества друг друга, идут по жизни рядом. О таких отношениях прекрасно говорил французский писатель и философ Альбер Камю (1913—1960).

Не иди впереди меня —

Я могу не пойти вслед.

Не иди позади меня —

Я могу не суметь возглавить.

Иди рядом со мной

И будь мне просто другом.

Слово «товарищ», «компаньон» (сотоварищ) когда-то означало человека, который ест хлеб вместе с другим. Сейчас слово «товарищ» употребляется в более широком смысле. В нем заключен акцент на сходных идеалах людей, на их общих интересах или задачах в жизни. Необходимым условием выступают одинаковые вкусы, например отношение к музыке и искусству, общие увлечения одним из видов спорта, общая любовь к садоводству и т. п. : Брак, основанный на общности интересов и взаимном влечении, можно рассматривать скорее как содружество, которое не исключает активных любовных взаимоотношений. Два ^человека могут не все время проводить вместе, но действовать в полном согласии. Совсем не обязательно заниматься им одним и тем же делом. Они находят удовольствие в общих интересах и уважают самостоятельные интересы каждого. Такие взаимоотношения супругов, даже если они начинались без особой страсти, очень часто перерастают в браки, которые хранят большую любовь и преданность друг другу всю жизнь.

Брак-товарищество нередко встречается между супругами, для которых романтические отношения сами по себе не представляют ценность, при которых интимные отношения не приносят радости и удовольствия, а сексуальные желания угасли в результате болезни или каких-либо иных причин.

С течением времени, с возрастом содружество, товарищество супругов становится для них наиболее важным элементом брака. Для пожилых людей это особенно существенно, когда рядом есть человек, с которым можно делить все радости и горести жизни, о котором можно заботиться, благодаря которому человек лишен одиночества. Следовательно, брак, основанный на товарищеских отношениях, создается при общности интересов обоих партнеров.

Брак-содружество встречается не только среди пожилых людей. Многие молодые пары вначале долго проверяют друг друга, иногда даже какое-то время живут вместе, а затем, обнаружив, что их отношения дают почву для создания семьи, они решают жениться. Эти супруги — товарищи в полном смысле этого слова. Они будут поддерживать друг друга в любой беде. Для многих из этих людей товарищеские отношения важнее романтических чувств. Они любят общество друг друга по иным причинам. При вступлении в брак у них есть прочный фундамент взаимных чувств, основанных на тонком понимании друг друга, которые являются гарантией хороших семейных взаимоотношений в будущем.

Браки-товарищества раскрепощают супругов, потому что дружба не регламентируется обществом или законами, она существует в браке только для двух людей. Обычно товарищеские браки бывают очень прочными. Однако раскрепощение и свобода порой дают одному из супругов возможность развлечений на стороне, причем эта потребность может удовлетворяться как в сексуальной, так и в общественной и культурной сферах. Иногда подобные «отвлечения» от брака принимают форму подлинной страсти в виде увлечения, например, политикой, спортом, садоводством или служебными обязанностями. Иногда они означают внебрачные связи. Так называемые «открытые браки» чаще всего соседствуют с товарищескими браками, так как именно в этих побочных союзах у одного из партнеров законного брака стали появляться тенденции к свободе на более низком уровне1.

БРАК ДЛЯ ЛЮБВИ

О чувстве любви люди говорят по-разному. Слово «любовь» употребляется в самых различных значениях. Определяя свои отношения, мужчины и женщины говорят, что они влюбились или разлюбили, потеряли любовь. Любовью называют также чувство, которое испытывают люди к своей семье, к друзьям и близким. Все эти проявления чувства любви очень важны для людей, но на них мы останавливаться не будем. Речь пойдет только о любви в браке.

Я убеждена в том, что возникшее чувство между мужчиной и женщиной, которые проявляют друг к другу интерес, может порождать настоящую взаимную любовь даже тогда, когда интерес принимает замаскированную форму какой-либо выгоды. Я верю, что заинтересованные друг в друге люди потенциально способны создать свой брак и ради любви. Любовь целебна, она дает жизнь и свободу, источает энергию. Она сильна и деятельна. За нее стоит бороться, ради нее стоит жить. Каждый человек достоин большой счастливой любви.

Определения любви у разных народов одновременно и запутывают и разъясняют смысл этого чувства. Так, одни авторы, определяющие слово «любовь», цитируют древнеиндийское слово «lubhyati», которое означает «он желает». Другие используют слова греческого происхождения, такие как «eros» и «адаре». В словаре К. Уэбстера (1758—1843)1 сказано, что это «чувство глубокой личной привязанности, вызванное сочувствующим пониманием или узами родства; страстная привязанность».

Я понимаю под словом «любовь» еще и очарование, желание и безусловную добрую волю. Любящие люди могут выражать друг другу важные для них эмоции прямо и открыто, без каких-либо скрытых мотивов. В любви должно быть яркое сверкание, радость и удовольствие. Она вызывает страстную привязанность и сильное физическое влечение. У нее есть свои взлеты и падения. В любви чувства двоих людей сливаются в прочный поток взаимного доверия и признательности.

Активно любить означает проявлять к супругу нежность, уважение, доверие и верность. Такие понятия как привязанность, преданность, не передают силы и глубины чувства, называемого словом «любовь». Австрийский психолог 3. Фрейд (1856—1939) сказал, что любовь — это привязанность, а не чувство. Однако стоит ему возразить, так как люди часто испытывают привязанность к тем, кто им даже не нравится.

Человек, любящий другого, желает для него всего самого лучшего. Он не задается вопросом: какая выгода будет для него от этой любви? В истории известны факты, когда короли отрекались от престола, отказывались от наследства и всех богатств, чтобы жениться на любимой женщине, считая чувство любви самой большой ценностью в жизни.

В браке обычно любовь проявляется более полно и сильно. Она концентрируется на определенном человеке, связывая воедино внутреннюю суть двух людей. Настоящая любовь не ограничивается внешними проявлениями, она проникает в сердце избранного.

Близость и интимность порой возникают постепенно на основе- повседневных забот. Иногда интимной близости способствует прекрасный вечер с музыкой и цветами, когда оба партнера витают в атмосфере романтики, счастья и любви. Ощущение глубокой душевной близости приходит с совместно прочитанной книгой, а также во время прогулки вдвоем под дождем, или при посещении музыкального концерта. И тогда супруги, брак которых основан на любви, получают наслаждение от брака-товарищества.

Активная любовь. В разные периоды совместной жизни в браке присутствуют самые разные образные взаимоотношения. Но ничего нет опасного для тех супругов, которые знают, что их брак существует для любви. Любовь — активное слово. Поэтому брак, включающий элементы взаимности, в то же время состоит из сакраментальных переживаний необыкновенной глубины и романтических всплесков восхитительной страсти, сплава общих интересов и проявлений большой и надежной дружбы. Все эти моменты цементируют брак, создают единство, не исключая возможности уединения. В браке, основанном на чувство любви, могут успешно соседствовать и то и другое.

Самыми прочными брачными союзами являются, наверное, те, в которых признаются все высказанные нами точки зрения на брак, которые, выражаясь в словах и действиях супругов, сплетаются в один прекрасный узор. Американский романист Натаниел Хоторн (1804—1864) очень образно выразил эту мысль, когда говорил о своей жене. Он писал, что они встретились в Вечности и там обрели близость, а его жена, в самом строгом смысле, стала его духовным компаньоном, которого никто не заменит. Писатель говорил, что в его сознании и сердце нет и не может быть места для другой женщины.

Подобные отношения могут стать стилем жизни только тогда, когда супруги реагируют на внешние раздражители как разумом, так и всей своей душой. Некоторые люди избегают такой любви. Они, возможно, боятся потерять свою индивидуальность, считая, что сила чувства может превратить духовные взаимоотношения в обожание. Наверное, они опасаются, что их будут как-то эксплуатировать, лишать свободы, самостоятельности. Именно поэтому они боятся быть страстными, пугаются сильной любви со стороны партнера и сами боятся воспылать таким же чувством. Страх, вызванный боязнью стать уязвимым от проявлений любви, стоит на пути людей, оставшихся навсегда одинокими.

Как же много теряют в жизни такие люди!

Я знала супругов, которые после десяти лет довольно-таки бурного брака, так и не достигнув чувства единства, продолжали любить друг друга. Супруга оставила мужу записку у зеркала, где он обычно брился, следующего содержания: «Я хочу, чтобы ты изменил кое-что в своих поступках и словах. Но я не разлюблю тебя, даже если ты этого не сделаешь, потому что я люблю тебя таким, какой ты есть. Мне очень часто не нравится то, что ты делаешь, но я люблю тебя. Есть ли в этом смысл?» Муж написал жене в ответ: «Я рад, что нравлюсь тебе таким, какой я есть, иначе к чему наш брак? Я не хочу разыгрывать для тебя представление. Я просто хочу быть собой. Когда я чувствую, что нравлюсь тебе, тогда я хочу и могу что-то изменить. В радости и горе, в богатстве и бедности, в болезни и здоровье... я люблю тебя».

Супружеская жизнь складывается значительно лучше, если партнеры любят друг друга за индивидуальность, а не только ради удобства, романтики, товарищества или духовного единства.

 

 

2. Зидер Р. «Золотой век» и кризис семьи в Европе с 1960 г. до наших дней // Психология семьи. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. С., 2002. С. 169 – 212.

Р. Зидер

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» И КРИЗИС СЕМЬИ

В ЕВРОПЕ С 1960 Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ1






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.