Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ериальную поддержку граждан в качестве главной меры государственной политики по решению проблемы си

{Статья: Ответственность приемных родителей за отказ от ребенка в системе мер семейно-правовой ответственности (Данилова И.С.) ("Семейное и жилищное право", 2014, N 4) {КонсультантПлюс}}

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ

РОДИТЕЛИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Е.А. ТАТАРИНЦЕВА

 

Татаринцева Елена Александровна, директор Светлоградского филиала Института дружбы народов Кавказа, кандидат юридических наук.

 

В статье обосновывается необходимость повышения качества правовой подготовки кандидатов в усыновители с целью профилактики отмены усыновлений в Российской Федерации, вносятся предложения по совершенствованию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

Ключевые слова: отмена усыновления, модернизация, программа подготовки, кандидаты в усыновители, правовая подготовка.

 

Improvement of quality of training of intending adopting parents as one of directions of modernization of the institute of adoption in the Russian Federation

E.A. Tatarinceva

 

Tatarinceva Elena Aleksandrovna, director of the Svetlogradsky filial office of the Institute of friendship of peoples of the Caucasus (Stavropol), candidate of legal sciences.

 

The necessity to improve the quality of legal training of prospective adoptive parents to prevent the dissolution of adoptions in the Russian Federation is explained; proposals for improving of training program for persons wishing to take in the care of his family the child left without parental care are introduced.

 

Key words: dissolution of adoption, modernization, training program, prospective adopters, legal training.

 

Одной из основных отличительных особенностей усыновления, как приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является его постоянный характер. Однако сегодня институт усыновления в Российской Федерации, несмотря на остроту проблемы, связанной с необходимостью устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на семейное воспитание, не получил широкого распространения. Более того, отмена усыновления ребенка с его последующим возвратом из семьи усыновителей в детский дом в наши дни стала приобретать массовый характер. Счет "возвращенцев" - детей-сирот, от которых отреклись и приемные родители, - пошел на тысячи <1>. Так, в 2012 г. возврат детей из замещающих семей по сравнению с 2011 г. вырос на 17%. Каждый 12-й ребенок, переданный в семью, возвращается обратно в детский дом. При этом 84% детей возвращаются в учреждения по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей <2>. "Возвращенцев" "распихивают" по оставшимся приютам, которые переполнены <3>.



--------------------------------

<1> Цит. по: Пронин А.А. Сиротство: пути решения проблемы // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 2. С. 3 - 8 / СПС "КонсультантПлюс".

<2> См.: Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект). Часть II. "Российская семья в цифрах и фактах": сб. слайдов // Постоянная рабочая группа N 1 "Семейная политика детствосбережения" Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Книга 3. М., 2013. Слайд 150. Социальное сиротство.

<3> См.: Пронин А.А. Указ. соч. С. 3 - 8.

 

Помимо проблем, связных с психологической неготовностью кандидатов в усыновители принять ответственность за воспитание "чужого" ребенка, существенное значение имеет отсутствие правовых знаний, позволяющих грамотно защищать права как самого усыновленного ребенка, так и всей семьи усыновителей в целом. Все это требует модернизации института усыновления, одним из направлений которой должно стать "улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа" <4>, с акцентом на их юридической подготовке, что сегодня представляется крайне актуальным.

--------------------------------

<4> Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.

 

Не случайно сегодня новым требованием, предъявляемым к лицам, желающим усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, является необходимость прохождения ими специальной психолого-педагогической и правовой подготовки по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации <5>. После прохождения подготовки кандидаты в приемные родители для получения ими заключения о возможности быть усыновителями (удочерителями) ребенка обязаны предоставить в орган опеки и попечительства документ, подтверждающий факт прохождения такой подготовки. Данный документ требуется и для предъявления его в суде при вынесении решения об усыновлении ребенка. Введение данного положения свидетельствует, с одной стороны, об ужесточении условий, при которых лицо может стать усыновителем, а с другой - об их облегчении, позволяя с помощью приобретенных знаний оказывать на ребенка нужное воспитательное воздействие и защищать его права, что следует оценивать положительно, поскольку соответствует общей мировой тенденции профессионализации работы приемных родителей, характерной для всех развитых стран.

--------------------------------

<5> См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 391 (в ред. от 12.05.2012) "О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2416.

 

Следует отметить, что новое требование в полной мере также соответствует и международно-правовым стандартам, которые основываются на том, что оценка и подбор возможных усыновителей и ребенка являются основными процессами усыновления, поскольку не только защищают права ребенка, но и обеспечивают интересы самих потенциальных усыновителей. Как подчеркивается в тематическом докладе Комиссара Совета Европы по правам человека Т. Хаммарберга: "Профессиональная и объективная оценка позволяет определить сильные и слабые стороны возможных усыновителей, прежде всего с точки зрения их готовности и представляемой ими способности осуществлять заботу за трудными для размещения детьми" <6>. В противном случае "существует серьезная опасность того, что ребенок попадет к таким приемным родителям, которые не смогут заботиться о его потребностях, несмотря на свои лучшие намерения. С другой стороны, приемные родители в последующем могут обнаружить, что они не могут удовлетворить потребности ребенка, в отношении которого первоначально испытывали инстинктивную привязанность" <7>.

--------------------------------

<6> Усыновление и дети в контексте защиты прав человека. Тематический доклад, подготовленный по поручению и опубликованный Томасом Хаммарбергом, Комиссаром Совета Европы по правам человека. Страсбург, 28 апреля 2011 г. URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1780199&Site=COE.

<7> Там же.

 

Подготовка должна проводиться по специальной программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, требования к содержанию которой утверждены Приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623 <8>. В соответствии с указанным Приказом программа в обязательном порядке предусматривает изучение разделов, содержание и объем которых, а также требования к уровню и форме подготовки кандидатов в приемные родители органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют самостоятельно (п. 3 Приказа Минобрнауки России от 20.08.2012 N 623) <9>. Следует отметить, что программа подготовки не входит в предмет регулирования нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 25.11.2013), а потому не является образовательной программой, подлежащей лицензированию <10>. Сегодня идея о том, что школы приемных родителей, центры, консультативные кабинеты могут стать естественным элементом в структуре органов опеки и попечительства, давно высказываемая российскими учеными <11>, реализована в законодательстве. Подготовка кандидатов в приемные родители проводится органом опеки и попечительства как органом государственной власти, который вправе передать указанное полномочие в установленном порядке соответствующим организациям <12>. Поэтому качество подготовки кандидатов в приемные родители сегодня во многом зависит от выбора организации и квалификации лиц, осуществляющих такую подготовку. Поэтому следует согласиться с мнением И.Ф. Александрова о том, что на современном этапе деятельность по опеке и попечительству требует определенного уровня правовых знаний, для чего необходимо привлекать подготовленных юристов, занимающихся теорией и практикой семейного права, которые есть в вузах юридического профиля <13>.

--------------------------------

<8> См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" // Российская газета. Федеральный выпуск N 5873. 2012. 31 августа.

<9> См.: п. 24.2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

<10> См.: письмо Минобрнауки России от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07 "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (вместе с "Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"). Раздел 3 // Официальные документы в образовании. 2012. N 27. Сентябрь.

<11> См.: Прудникова Л.Б. Психолого-правовые аспекты процесса усыновления в Российской Федерации // Российская юстиция. 2008. N 1 / СПС "КонсультантПлюс".

<12> См.: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных") (в ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.

<13> См.: Александров И.Ф. Проблемы правового регулирования опеки и попечительства в семейном законодательстве Российской Федерации // Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: материалы Международной научно-практической конференции / О.С. Алферова, З.А. Ахметьянова и др.; отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Статут, 2011. С. 312.

 

Несмотря на то что с момента введения требования о подготовке кандидатов в усыновители прошло не так много времени, выборочный анализ программ подготовки потенциальных усыновителей (опекунов, попечителей) ряда субъектов Российской Федерации <14> позволяет сделать определенные выводы.

--------------------------------

<14> Для правового анализа были взяты программы подготовки кандидатов в приемные родители Ставропольского, Краснодарского, Алтайского краев, Ростовской, Кемеровской и Курской областей.

 

Правовая подготовка кандидатов в усыновители является недостаточной, в федеральной программе и программах субъектов РФ ей уделяется слишком малое количество часов, в то время как знание правовых основ является одним из факторов профилактики отмены усыновлений и возврата детей в учреждения интернатного типа. В связи с этим недопустимы перекосы в учебных планах, где количество часов не ставится в зависимость от глубины и важности понимания той или иной темы. На правовую подготовку следует отводить не менее 25 - 30% из общего количества времени, предусмотренного учебным планом, что следует законодательно закрепить в федеральных требованиях к программе подготовки.

Исключение российскими законодателями требования о необходимости прохождения обязательной подготовки для целого ряда лиц, желающих усыновить ребенка: близких родственников ребенка - родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных братьев и сестер (абз. 3 ст. 14 СК РФ), усыновителей, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также опекунов (попечителей), приемных родителей, которые являются или являлись таковыми и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (п. 1 ст. 127 СК РФ), противоречит п. "a" ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка, где говорится об обеспечении наилучших интересов ребенка при усыновлении посредством установления "всей относящейся к делу и достоверной информации", а также получения необходимых консультаций об усыновлении. Таким образом, все указанные лица должны как минимум получить профессиональную консультацию об усыновлении, которая в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России "должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась ее регулярность и доступность для всех граждан" <15>.

--------------------------------

<15> Письмо Минобрнауки России от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07 "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (вместе с "Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"). Раздел 4 // Официальные документы в образовании. 2012. N 27. Сентябрь.

 

Программа подготовки кандидатов в приемные родители не учитывает формы устройства детей на семейное воспитание - постоянное или временное, вид усыновления (усыновление новорожденного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями, усыновление нескольких детей из многодетной семьи и т.д.); наличие предшествующего опыта воспитания детей, уровень образования кандидатов в усыновители. Общая трудоемкость программы (согласно требованиям - не менее 30 и не более 80 часов) должна зависеть от наличия или отсутствия указанных факторов. В связи с этим при составлении учебного плана следует использовать модульный подход: помимо базового учебного плана, который включал бы в себя разделы, знание которых необходимо всем приемным родителям, дополнительно следовало бы предусмотреть гибко применяемые различные модули, содержание разделов и количество часов которых зависело бы от той или иной целевой группы.

Форма проведения подготовки должна быть преимущественно очной или очно-заочной (по вечерам и в выходные дни). Дистанционные методы подготовки следует предусматривать лишь в исключительных случаях, с обязательным последующим контролем глубины изучения данных вопросов на практических занятиях или в индивидуальной беседе.

Привлечение к участию в подготовке кандидатов в приемные родители усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, имеющих значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть предусмотрено в качестве обязательного условия реализации программы подготовки. В Рекомендации, содержащейся в письме Минобрнауки от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07, говорится, что к участию в такой подготовке могут привлекаться указанные приемные родители, что относится к усмотрению организации, проводящей подготовку кандидатов в приемные родители. В целях оказания действенной практической помощи кандидатам в усыновители представляется необходимым закрепить данную Рекомендацию законодательно в императивной форме, дополнив ею п. 3 Приказа Минобрнауки от 20 августа 2012 г. N 623.

 

Литература

 

1. Пронин А.А. Сиротство: пути решения проблемы // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 2. С. 3 - 8 / СПС "КонсультантПлюс".

2. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект). Часть II. "Российская семья в цифрах и фактах": сб. слайдов // Постоянная рабочая группа N 1 "Семейная политика детствосбережения" Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Книга 3. М., 2013. Слайд 150. Социальное сиротство.

3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.

4. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 391 "О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах" (в ред. от 12.05.2012) // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2416.

5. Усыновление и дети в контексте защиты прав человека. Тематический доклад, подготовленный по поручению и опубликованный Томасом Хаммарбергом, Комиссаром Совета Европы по правам человека. Страсбург, 28 апреля 2011 г. URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1780199&Site=COE.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" // Российская газета. Федеральный выпуск N 5873. 2012. 31 августа.

7. Прудникова Л.Б. Психолого-правовые аспекты процесса усыновления в Российской Федерации // Российская юстиция. 2008. N 1 / СПС "КонсультантПлюс".

8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

9. Письмо Минобрнауки России от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07 "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (вместе с "Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"). Разделы 3, 4 // Официальные документы в образовании. 2012. N 27. Сентябрь.

10. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных") (в ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.

11. Александров И.Ф. Проблемы правового регулирования опеки и попечительства в семейном законодательстве Российской Федерации // Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: материалы Международной научно-практической конференции / О.С. Алферова, З.А. Ахметьянова и др.; отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Статут, 2011. С. 312.

 

 

 

н


{Статья: Повышение качества подготовки кандидатов в приемные родители как одно из направлений модернизации института усыновления в Российской Федерации (Татаринцева Е.А.) ("Юридическое образование и наука", 2014, N 3) {КонсультантПлюс}}

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) В ИТАЛИИ И ФРАНЦИИ:

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ

 

Л.А. СМОЛИНА, Я.В. ЗАДЕСЕНСКАЯ

 

Смолина Лариса Александровна, адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов "Смолина, Малкин и партнеры", кандидат юридических наук, доцент.

 

Задесенская Ярославна Владимировна, помощник адвоката.

 

В статье рассматриваются особенности законодательного регулирования сферы усыновления в Италии и Франции с целью определения возможности применения данного опыта российским законодателем.

 

Ключевые слова: усыновление, предельный возраст усыновителей, тайна усыновления, продолжительность брака усыновителей, усыновление нерожденного ребенка.

 

Adoption of son (daughter) in Italy and France: the possibility of use the foreign experience by Russian legislator

L.A. Smolina, Y.V. Zadesenskaya

 

Smolina Larisa Aleksandrovna, Cand. of Leg. Sc., advocate of St. Petersburg Bar Association "Smolina, Malkin and partners".

 

Zadesenskaya Yaroslavna Vladimirovna, assistant of advocate.

 

The article examines the features of the legislative regulation of adoption in Italy and France in order to determine the suitability of this experience for Russian legislator.

 

Key words: adoption, adoptive age limit, the secret of adoption, duration of the adoptive parents marriage, adoption of the unborn child.

 

За прошедшие два года самым реформируемым институтом семейного права стало усыновление. В период с конца 2012 г. по 2014 г. были внесены значимые изменения в семейное законодательство, касающиеся разницы в возрасте между усыновителем и усыновленным (п. 1 ст. 128 Семейного кодекса Российской Федерации <1> (далее - СК РФ)), порядка усыновления (абзац 13 п. 1 ст. 127, абзац 2 п. 4 ст. 124 СК РФ). Также введен запрет на усыновление российских детей лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен (абзац 14 п. 1 ст. 127 СК РФ). Кроме того, противоречащей Конституции России была признана норма семейного законодательства, в которой запрет на усыновление ранее судимыми гражданами признается безусловным <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ "Семейный кодекс Российской Федерации" (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014) // СЗ РФ. 1996. N 1 Ст. 16.

<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 N 1-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева" // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс" (дата обращения: 20.02.2014).

 

Конечно, принятые законодателем меры отвечают стремительно развивающимся общественным потребностям и международным стандартам. Однако видится, что полноценное и взвешенное изменение социально значимого института - усыновления - невозможно в короткие сроки.

Интересен правоприменительный опыт Франции и Италии, с которыми у России отношения по международному усыновлению наиболее развиты.

Российское законодательство не рассматривает возможность предусыновления. Эта форма усыновления была предложена в законодательной инициативе итальянских депутатов Марио Карузо и Халида Чауки в апреле 2013 г., когда в парламент Италии был внесен законопроект <3> о внесении изменений в Закон Италии N 184 "О порядке усыновления и установления опеки над несовершеннолетними" <4> (далее - Закон Италии N 184). Данным проектом предлагается введение ст. 22-2, позволяющей гражданам Италии подать заявление о будущем усыновлении еще не рожденного ребенка. При подаче заявления в отношении конкретного ребенка усыновляемый будет идентифицироваться по личным данным матери (роженицы), которая намерена при рождении отказаться от ребенка. Предлагаемая статья позволяет и беременной женщине, решившей отказаться от ребенка после рождения, обратиться в суд по делам несовершеннолетних с целью найти в базе данных лиц, желающих усыновить ребенка, при этом анонимность личных данных матери может быть сохранена по ее просьбе. Кандидаты в усыновители в обоих случаях должны соответствовать предъявляемым требованиям и проходить общую процедуру проверки личности. Видится, что законодательная инициатива может быть интересна и российскому законодателю. Поиск усыновителей до рождения ребенка может частично решить проблему социального сиротства. Такой механизм может быть применен по отношению к беременным женщинам, решившим отказаться от ребенка при рождении. При этом договоренность об усыновлении ребенка, возникшая до момента рождения ребенка, должна быть подкреплена согласием матери и после рождения, в ином случае усыновление не будет продолжено. Данная мера может быть особенно востребована в связи с неуменьшающимся количеством отказов матерей от новорожденных. По данным фонда профилактики социального сиротства, женщины в возрасте от 18 до 30 лет выразили желание отказаться от ребенка в 55% случаев, в возрасте до 18 лет - в 13% случаев <5>. Введение "предусыновления" помогло бы решить демографическую проблему, заранее обеспечивая устройство новорожденных в семьи заинтересованных граждан, предотвращая попадание ребенка в государственные учреждения.

--------------------------------

<3> Proposta di legge N 653 del 04.04.2013 "Modifiche alla legge 4 maggio 1983, n. 184, concernenti la riforma della disciplina in materia di adozione internazionale" // Camera dei depupati. 2013. N 653.

<4> Legge "Diritto del minore ad una famaglia" del 04.05.1983 N 184. // Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana. 1983. N 133.

<5> Статистика: социально-психологический портрет женщин, изъявляющих намерение отказа. URL: http://www.fondpcc.ru/info/statistika.html.

 

СК РФ среди широкого перечня требований, предъявляемых к кандидатам в усыновители, не содержит условий о продолжительности брака усыновителей - семейной пары. В то же время в Италии усыновители должны состоять в браке (или проживать совместно до брака) не менее трех лет (ч. 1 ст. 6 Закона Италии N 184), во Франции - проживать в браке не менее двух лет (ст. 343 Гражданского кодекса Франции <6> (далее - ФГК)). В свою очередь, в Законе Италии N 184 установлено, что в течение трех лет, предшествующих усыновлению, между супругами не должно быть раздельного проживания. Представляется, что итальянским законодателем не случайно на первое место среди иных требований к усыновителям поставлено совместное проживание или зарегистрированный брак. Данное установление представляется обоснованным и в связи с фактической ситуацией в сфере брачных и подобных им отношений. Так, в Италии широко распространены сожительства без заключения гражданского брака, что считается самостоятельной формой брачно-семейных отношений <7>. Закрепленные иностранным законодателем требования относительно подтверждения стабильности семейных отношений вызваны частыми случаями расторжения брака. Так, в 2012 г. число разводов в соотношении с заключенными браками в данном периоде во Франции - 52,2% <8>, в 2011 г. во Франции - 56,1%, в Италии - 26,3% <9>.

--------------------------------

<6> Code civil // Journal Officiel de la . 2006. N 103.

<7> Indicatori di nuzialita // II sito ufficiale dell'lstituto Nazionale di Statistica [Risorsa elettronica]. Modalita di accesso: http://dati.istat.it/Index.aspx?DataSetCode=DCIS_NUZIALITA&Lang. Data della domanda: 28.01.2014.

<8> Divorces et divortialite // Le site officiel de l'Institut National de la Statistique et des Etudes Economiques [Ressource ]. Mode d'accus: http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=bilandemo8. Date d'application: 06.02.2014.

<9> Scioglimenti e cessazioni degli effetti civili del matrimonio (divorzi) // II sito ufficiale dell'Istituto Nazionale di Statistica [Risorsa elettronica]. Modalita di accesso: http://dati.istat.it/Index.aspx?DataSetCode=DCIS_DIVORZIND&Lang. Data della domanda: 28.01.2014.

 

Видится, что данные требования являются определенным гарантом стабильности отношений между супругами и серьезности намерений взять в свою семью ребенка и заслуживают внимания российского законодателя. Кроме того, целесообразность закрепления данного требования подтверждается статистикой расторгнутых браков. Так, в России в соотношении с заключенными браками в 2012 г. было расторгнуто 53% браков, в 2011 г. - 50% <10>.

--------------------------------

<10> Количество браков и разводов // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения: 06.02.2014).

 

Принимая во внимание опыт европейских государств, предлагается дополнить СК РФ ст. 127.1 следующего содержания: "Статья 127.1. Усыновление ребенка супружеской парой.

1. При усыновлении ребенка, находящегося без попечения родителей, совместно лицами, состоящими в зарегистрированном браке, требуется наличие продолжительности брака в течение трех лет на момент подачи заявления в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

2. Судами в интересах детей может учитываться непрерывное совместное проживание лиц до заключения брака, но не менее чем в течение трех лет".

Практика межгосударственного усыновления вносит корректировки в практику применения российского законодательства. Так, российский суд отошел от применения нормы о запрете усыновления братьев и сестер разными лицами, кроме как в случаях соблюдения интересов ребенка (п. 3 ст. 124 СК РФ). Такими случаями на практике считаются ситуации, когда дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "Об усыновлении" <11>). Владимирским областным судом были рассмотрены два дела по заявлениям двух супружеских пар из Италии, которые ставили вопрос об усыновлении каждой парой двоих детей, дети же между собой являлись братьями и сестрами <12>. Одна пара детей воспитывалась в одном детском доме, вторая пара детей - в другом. Усыновление было заявлено в отношении пар детей в таком же порядке, как они воспитывались в детских домах. Заявители были знакомы между собой и в будущем собирались поддерживать родственные связи между детьми. На основании того, что несовершеннолетние долгое время не могли быть переданы на усыновление по причине состояния здоровья, суд пришел к выводу, что усыновление в предложенном случае соответствует интересам ребенка и позволяет поддерживать родственную связь между детьми. Представляется возможным распространить подобную практику и на национальное российское усыновление, предусмотрев возможность усыновления братьев (сестер) разными гражданами, даже если дети осведомлены о своем родстве и воспитывались вместе. Видится, что закрепленное ограничение для усыновления в таких случаях является морально устаревшей нормой ввиду того, что современные средства связи позволяют лицам поддерживать общение, находясь в любых точках мира. Однако в таких случаях на этапе судебного рассмотрения дела об усыновлении следует выяснять, не будут ли усыновители препятствовать общению детей, знающих о своем родстве и имеющих между собой эмоционально-родственную связь. Данное мнение поддерживают и некоторые ученые, указывая, что "разобщение детей... может допускаться только в их интересах и в ситуациях, когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновленных детей с братьями и сестрами" <13>. Обстоятельством, указывающим на возможность разъединения братьев и сестер, может быть тот факт, что в течение года с момента помещения информации о детях в федеральный банк данных о детях отсутствуют факты проявления заинтересованности в их одновременном усыновлении.

--------------------------------

<11> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Бюллетень Верховного Суда. 2006. N 6.

<12> Обзор практики рассмотрения в 2012 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда. 2013. N 8.

<13> Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2011. N 3. С. 15.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.