Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, - это анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей. 5 глава

 

4.2. Права и обязанности патронатных воспитателей

 

Права и обязанности патронатного воспитателя по законам субъектов РФ регламентируются договором о патронатном воспитании и планом по защите прав ребенка.

Патронатный воспитатель обязан выполнять разработанный специалистами план по защите прав ребенка. При этом специалисты детского дома или уполномоченной службы осуществляют психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка и семьи. Ребенок поддерживает контакты с кровными родителями и родственниками.

Договор о патронатном воспитании прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским и семейным законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением патронатного воспитания в случае изменения места жительства патронатного воспитателя. В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

При расторжении договора о патронатном воспитании и в случае отказа гражданина от другой формы семейного устройства ребенок, переданный на патронатное воспитание, возвращается в ту организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, откуда был передан на патронатное воспитание или передается на воспитание в другую семью (см., например, Положение об организации патронатного воспитания, утвержденное Постановлением правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 433-ПП "О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве").



Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со ст. ст. 26, 28, 37 ГК РФ устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав), решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации. Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации (службы).

Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной организацией. Порядок создания патронатной семьи, требования, предъявляемые к патронатным воспитателям, финансовая поддержка данной формы семейного устройства, осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в патронатной семье определяются законодательством субъекта Российской Федерации.

При патронате ответственность распределяется между учреждением, организующим патронатное воспитание (оно выделяет средства на содержание ребенка, помогает при возникновении проблем, контролирует, как осуществляется развитие и воспитание ребенка), органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем, который осуществляет всю работу по воспитанию и обеспечению нужд и потребностей ребенка.

Патронатное воспитание - первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребенка - социального сироты. Поэтому проводится предварительный отбор и профессиональная подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью. Подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости; проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы.

Ребенок, переданный на патронат, сохраняет право на все предусмотренные законом социальные выплаты и иные льготы. Государственная помощь патронатному воспитателю и ребенку состоит и в профессиональном сопровождении семьи после принятия ребенка. Порядок назначения сопровождающей организации регулируется законодательством субъекта РФ. Так, законодательством г. Москвы установлено, что сопровождение - это "оказание помощи ребенку (детям), переданному (переданным) на воспитание в семью, и законному представителю (законным представителям) ребенка (детей). Основанием для заключения договора о сопровождении семьи являются заявление о заключении договора о сопровождении, проект индивидуальной программы сопровождения семьи и акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о сопровождении семьи, принятый в течение 15 дней со дня подачи заявления о заключении договора о сопровождении семьи по месту жительства семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание. Договор о сопровождении семьи заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, законным представителем (законными представителями) ребенка (детей) и уполномоченной организацией в течение 10 дней с момента принятия акта о сопровождении семьи. Договор о сопровождении семьи предусматривает положения, содержащие перечень услуг, оказываемых семье, права и обязанности уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа и уполномоченной организации, ответственность сторон, срок действия договора, а также основания прекращения договора. Примерная форма договора о сопровождении семьи утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере семейной и молодежной политики.

Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа при осуществлении сопровождения семьи:

а) осуществляет контроль за выполнением плана по защите прав ребенка, динамикой социального, физического, интеллектуального, культурного и психологического развития ребенка, переданного на воспитание в семью;

б) оказывает содействие семье и ребенку, переданному на воспитание в семью;

в) оказывает содействие уполномоченной организации в участии осуществления индивидуальной программы сопровождения семьи и оказании им соответствующих социальных услуг.

Большинство законов субъектов РФ предусматривает, что уполномоченная организация:

- оказывает консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую, социальную помощь семье, принявшей ребенка (детей) на воспитание);

- участвует в проверке условий жизни ребенка, переданного на воспитание в семью, посещает семью в соответствии с индивидуальной программой сопровождения семьи и ребенка, переданного на воспитание;

- оказывает содействие в организации и осуществлении контактов ребенка, переданного в семью, с его родственниками, если это не противоречит его интересам, его нормальному развитию и воспитанию;

- организует обучающие семинары, тренинги и иные индивидуальные и групповые виды занятий по вопросам педагогики, психологии, основам медицинских знаний, воспитания, развития и защиты прав детей.

 

4.3. Срок договора о патронатном воспитании

 

Договор о патронатном воспитании может быть заключен на разные сроки.

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, выделяют несколько видов устройства в патронатную семью:

- устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются связи, аналогичные родственным, после чего возможно усыновление;

- устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению) при условии, что ребенок юридически свободен, а семья патронатного воспитателя готова его усыновить;

- экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей, либо до возвращения в кровную семью;

- устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять;

- устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. Задачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется связей, близких к кровнородственным. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ;

- устройство на короткий период времени (до полугода либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей, на выходные дни, каникулы.

 

4.4. Расторжение договора о патронатном воспитании

 

Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент по решению сторон договора. Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства в субъектах РФ принимают решения о досрочном расторжении указанных договоров в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.

 

4.5. Иные виды патроната

 

Разновидностями патроната являются социальный и постинтернатный патронат. Социальный патронат распространен в Москве и в Калужской области. Например, Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" определяет социальный патронат как "оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите". Уполномоченные этим Законом службы заключают договоры о социальном патронате - трехсторонние соглашения, в которых участвуют также патронатные воспитатели и родители ребенка.

Социальный патронат может устанавливаться в отношении детей:

- родители которых страдают заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;

- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными);

- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступления;

- родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или защиты их прав и интересов;

- находящихся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию;

- с ограниченными возможностями (инвалиды);

- признанных в установленном порядке нуждающимися в государственной защите по другим основаниям.

Социальный патронат может устанавливаться при отсутствии надлежащих условий для развития, здоровья и благосостояния детей, неспособности родителей осуществлять в полном объеме воспитание и содержание детей в семье.

Задачи социального патроната устанавливаются законодательством субъекта РФ. Важнейшими из них являются:

а) профилактика социального сиротства;

б) оказание различных видов социальной помощи и поддержки семьям;

в) предотвращение оставления ребенка (детей) без родительского попечения;

г) создание оптимальных условий для дальнейшей адаптации, социализации и развития ребенка (детей).

Социальный патронат ранее был предусмотрен только законодательством субъектов Российской Федерации. 30 марта 2012 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства". Законопроектом предусмотрено введение на федеральном уровне социального патроната как новой формы индивидуальной профилактической работы с ребенком из семьи, находящейся в социально опасном положении, и его родителями, осуществляемой органами опеки и попечительства. Предполагается, что устанавливаться патронат будет в случае, когда его родители или другие законные представители мешают его нормальному воспитанию и развитию или негативно влияют на его поведение. Кроме того, социальный патронат может быть установлен судом при рассмотрении дел об ограничении или лишении родительских прав, если нет достаточных оснований для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав. При установлении социального патроната над ребенком требуется согласие родителей, за исключением случаев, когда возникает угроза жизни и здоровью ребенка. В указанных случаях с проблемной семьей будет проводиться реабилитационная работа с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка.

Авторы законопроекта считают, что социальный патронат позволит уменьшить количество случаев изъятия детей из семьи и утраты ими родительского попечения и, как следствие, преобразовать организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации по профилактике социального сиротства и семейного устройства детей.

В соответствии с законодательством субъектов РФ поводом для назначения социального патроната может стать заявление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, письменное обращение одного из родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего. При выявлении по результатам обследования соответствующих оснований орган опеки и попечительства издает акт об установлении и утверждает план организации социального патроната, осуществляемого органом опеки и попечительства в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении.

Постинтернатный патронат - оказание социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет на период адаптации и устройства после окончания образовательного учреждения. Постинтернатный патронат устанавливается уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства над выпускниками после окончания их пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под попечительством, в том числе в приемной семье, на патронатном воспитании.

Основными задачами постинтернатного патроната являются содействие выпускникам в получении образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга, помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов. Инициатором заключения договора о постинтернатном патронате может выступать лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет либо уполномоченная служба.

При организации постинтернатного патроната соблюдаются права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечиваются государственные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

Уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства не передаются полномочия по осуществлению постинтернатного патроната уполномоченной организации. Уполномоченная организация оказывает помощь выпускникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, постинтернатным воспитателям. Контроль за осуществлением постинтернатного патроната возлагается на уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства, находящийся по месту жительства выпускника, над которым установлен постинтернатный патронат.

Бывшие воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений социальной защиты населения, обучающиеся в учреждениях профессионального образования, могут быть оформлены на постинтернатный патронат в эти учреждения на время каникул, выходных и праздничных дней. За постинтернатным воспитателем закрепляется, как правило, не более трех выпускников. Данное ограничение не применяется в случае установления постинтернатного патроната над выпускниками, являющимися братьями и сестрами. Работником уполномоченной организации сопровождается не более 8 выпускников.

Постинтернатными воспитателями могут быть граждане Российской Федерации: совершеннолетние лица обоего пола независимо от семейного положения, имеющие постоянное место жительства в городе Москве, за исключением:

а) лиц, лишенных родительских прав;

б) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

в) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией;

д) лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лиц, ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

е) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

ж) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять постинтернатный патронат.

Выпускник, над которым установлен постинтернатный патронат, может временно (до одного года) проживать у постинтернатного воспитателя (с его согласия), а также в выходные, праздничные дни или в каникулярное время.

Порядок заключения договора о передаче на постинтернатный патронат аналогичен порядку заключения договоров об устройстве других форм (обращение с заявлением в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства по месту жительства, предоставление медицинского заключения о состоянии здоровья, иных документов, обследование условий жизни, оценка жилищно-бытовых условий, личных качеств и мотивов кандидата, составление акта обследования, в котором делается вывод о возможности быть постинтернатным воспитателем. Гражданин, получив акт обследования, обращается в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства по месту жительства выпускника, нуждающегося в установлении постинтернатного патроната, или по месту фактического нахождения уполномоченной организации с заявлением о заключении с ним договора о постинтернатном патронате.

Несовершеннолетний по окончании пребывания в семье попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя, организации для детей-сирот вправе самостоятельно обратиться с заявлением об установлении постинтернатного патроната в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства по своему месту жительства.

Договор о постинтернатном патронате заключается в течение 10 дней со дня принятия уполномоченным органом акта об установлении постинтернатного патроната. Договор о постинтернатном патронате в отношении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа (по месту жительства ребенка, над которым устанавливается постинтернатный патронат), уполномоченной организацией и (или) постинтернатным воспитателем и указанным ребенком. Договор о постинтернатном патронате в отношении выпускника в возрасте от 18 до 23 лет заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства (по месту жительства выпускника, над которым устанавливается постинтернатный патронат), уполномоченной организацией и (или) постинтернатным воспитателем и указанным выпускником. Договор о постинтернатном патронате заключается на срок не более одного года. Допускается продление договора до исполнения выпускнику возраста 23 лет.

Договор о постинтернатном патронате не прекращает своего действия в случаях временного пребывания выпускников в медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги. В случае изменения места жительства выпускника и (или) постинтернатного воспитателя договор о постинтернатном патронате расторгается.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 (в ред. от 25.09.2013).

5. Семейный кодекс Российской Федерации (в ред. от 25.11.2013).

6. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 21.11.2011 N 326-ФЗ).

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

8. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ).

9. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 178-ФЗ от 01.07.2011 N 169-ФЗ).

10. Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью".

11. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (в ред. от 22.08.2013 N 725).

12. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "Об утверждении Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 210) (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2005 N 123).

13. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением".

14. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558).

15. Закон города Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" (в ред. от 28.11.2012).

16. Закон города Москвы от 14 июля 2010 г. N 34 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа".

17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".

18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".

19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству".

20. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи" (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 N 654).

21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2008 г. N 347 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

22. Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. N 449-ПП "Об утверждении регламента выдачи гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей".

23. Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, направленные письмом Минобрнауки России от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07.

1. Гордеева М. От компенсаторных мер - к опережающему развитию // Социальная работа. 2003. N 4. С. 2 - 5.

2. Грибков А.М. Договорное регулирование отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей: Дис. ... к.ю.н. М., 2010. 207 с.

3. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М., 2006.

4. Кравцова Л.Н. Семейное право: Учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 314 с.

5. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Под ред. д.ю.н., проф. Р.П. Мананковой. М.: Волтерс Клувер, 2004. 296 с.

6. Нечаева А.М. Семейное право: Учеб. пособие для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 289 с.

7. Патронат - социальная защита детства: информ.-библиогр. материалы / Самар. обл. универс. науч. б-ка, справ. информ. отд., сектор науч. информ. по культуре, искусству, образованию, филологии; сост. Г.И. Поташникова, С.В. Самсуни, Л.Ю. Панарина; ред. Л.Г. Завальная, Л.Ю. Панарина. Самара, 2008.

8. Лапина Е.П. Теоретические основы организации и функционирования патронатной семьи в Российской Федерации // Закон. 2010. N 1. С. 71 - 74.

 

Интернет-ресурсы

 

1. http://www.usynovite.ru/adoption/patronage/patronat/chapter5.

2. http://www.patronatcentr.ru/medi0307.html.

3. http://www.usynovite.ru/adoption/patronage/patronat/chapter5.

4. http://usbeta.ru/liqw/l_jumikheeva_opeka_i_popechitel'stvo_teorija_i_praktika_(pod_red_d_ju_n.html).

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146629.

 

4.4. Семьи с детьми-инвалидами

 

Права детей-инвалидов стали предметом изучения в России не так давно. Долгое время эта проблема считалась малозначительной и практически не разрабатывалась. До 90-х годов вообще не было нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение ребенка, а тем более инвалида. Законодательство об инвалидах не содержало ни одного кодифицированного, единого правового акта. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным источникам, принимались в разное время, касались разных категорий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняло их применение <1>.

--------------------------------

<1> См.: Малинина С.М. Реализация конституционных прав детей-инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2009. N 1.

 

Инвалидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При такой постановке вопроса дети не могли быть признаны инвалидами. Термин "дети-инвалиды" в нашей стране официально появился лишь с выходом Приказа Минздрава СССР от 14 декабря 1979 г. N 1265 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов с детства в возрасте до 16 лет" <1>. Инвалидность в детском возрасте была определена как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающее возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе, помощи и надзоре <2>.

--------------------------------

<1> Приказ был издан во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 мая 1979 г. N 469 "Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства". Приказом были утверждены: Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет, форма медицинского заключения на такого ребенка и Порядок выдачи медицинского заключения. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, руководителям органов и учреждений здравоохранения предписывалось организовать работу по тщательному отбору и выявлению детей-инвалидов и по своевременной выдаче на них медицинских заключений.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.