Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, - это анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей. 6 глава

<2> Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 15 октября 1979 г. N 437 была утверждена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий инвалидам с детства. Согласно этой Инструкции право на ежемесячные пособия имели лица старше 16 лет, признанные врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидами I или II группы с детства, а также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет - при наличии медицинских показаний, дающих право на получение пособия. Пособие на ребенка-инвалида по размеру было несколько меньше, чем назначаемое на инвалида с детства I или II группы, не дифферинцировалось в зависимости от тяжести инвалидности и выплачивалось независимо от получения на него других пособий. Выплата пособия не производилась за время нахождения ребенка-инвалида на полном государственном обеспечении и на детей-инвалидов, за которых выплачивалось патронажное вознаграждение.

 

Толчком к формированию отечественной правовой базы в области социальной защиты инвалидов явилось принятие мировым сообществом Декларации о правах инвалидов (1975), Всемирной программы действий в отношении инвалидов (1982) и Стандартных правил в отношении инвалидов (1993) <1>. Принцип включения норм международного права в национальное законодательство был закреплен уже в Законе СССР от 11 декабря 1990 г. N 1826-1 "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Свинцов А.А., Радуто В.И. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2006. N 4. Авторы сравнивают советский и российский законы не в пользу последнего. Отмечают существенные недостатки в правовом регулировании социальной защиты инвалидов.



<2> Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 51. Ст. 1115.

 

В 1995 г. с принятием Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также законов о социальном обслуживании <1>, по сути, была сформирована российская законодательная база в области социальной защиты инвалидов.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.

 

В ст. 38 Конституции говорится, что под защитой государства находятся материнство, детство, семья. Статья 39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Исходя из этих положений, ребенок-инвалид и семья (родители) такого ребенка вправе пользоваться правовой и социальной защитой и благами социального обеспечения, отвечающими их потребностям.

Согласно Закону о социальной защите инвалидов инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности определяется как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности взрослым лицам, признанным инвалидами, устанавливается одна из трех групп инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". В российском законодательстве зачастую не принято разделять инвалида-взрослого и инвалида-ребенка, они обладают одинаковым юридическим статусом. Когда в нормативных правовых актах идет речь просто об инвалиде и о предоставляемых ему социальных гарантиях, эти гарантии относятся и к ребенку-инвалиду.

Современная политика государства в отношении детей-инвалидов и практика реализации их прав неоднозначны.

В последние годы произошел перенос центра тяжести социальной политики в отношении инвалидов с пассивных форм их поддержки на реабилитацию и интеграцию в общество <1>.

--------------------------------

<1> Федеральным законом от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ были внесены изменения в нормы Закона о социальной защите инвалидов, регулирующие процесс реабилитации инвалидов, введена статья о технических и иных средствах реабилитации (ст. 11.1), устанавливающая определение и перечень этих средств.

 

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях их социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество (ч. 1 ст. 9 Закона о социальной защите инвалидов). В 2003 г. были расширены формы реабилитации инвалидов: к медицинской, профессиональной и социальной формам добавилась реабилитация посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий, спорта.

Несмотря на, казалось бы, усилившееся внимание к правам инвалидов, после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О монетизации льгот" дети-инвалиды лишились многих прав, а соблюдения оставшихся приходится добиваться через суд, как, например, о признании ребенка инвалидом, о предоставлении ему 50%-ной льготы по оплате услуг ЖКХ, выдаче бесплатных лекарств и т.д. Их права на бесплатный проезд в городском транспорте, льготный проезд междугородним транспортом, обеспечение транспортом, изготовление и ремонт протезов, установку телефона, 50%-ную оплату телефона были заменены ежемесячными денежными выплатами небольших размеров, не компенсирующих утраченных льгот.

На начало 2011 г. в России состояли на учете 544,8 тыс. детей-инвалидов. При этом многие дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности в возрасте от полутора до двух лет, не имеют этого статуса и, соответственно, права на установленные законом меры социальной поддержки, хотя остро нуждаются в реабилитации и помощи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

 

Имеет тенденцию к росту и число детей, впервые признанных инвалидами. Наиболее высок уровень первичной инвалидности в Северо-Кавказском федеральном округе: он превышает среднероссийский показатель почти вдвое, составляя 54,1 на 10 тыс. детского населения. В структуре первичной инвалидности по возрасту преобладают дети до трех лет - около 43%. С увеличением возраста процент снижается - до 9% в возрастной группе 15 - 17 лет. В 2010 г. основными заболеваниями у детей, приводящими к инвалидности, являлись врожденные аномалии (23%), психические расстройства и расстройства поведения (19 - 20%), болезни нервной системы (17,9%), новообразования (4,2%).

Среди факторов, усугубляющих возникновение инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей <1>. Таким образом, в значительной мере инвалидность детей обусловлена социальными причинами, ответственность за которые несет все общество, а не отдельная семья.

--------------------------------

<1> См.: Государственный доклад Минздравсоцразвития России "О положении детей в Российской Федерации. 2010 год" // СПС "КонсультантПлюс".

 

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов (более 87%) проживают в семьях. При этом более 80% таких детей воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

 

Конвенция о правах ребенка уделяет детям-инвалидам должное внимание. Статья 23 Конвенции гласит: "1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с п. 2 настоящей статьи предоставляется по возможности бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка".

По существу, в данной статье четко сформулирован подход к правовому статусу и социальному обеспечению ребенка-инвалида. Он должен жить по возможности в семье, всесторонне развиваться, веря в свои силы и в будущее, получить профессиональную подготовку, реализовать свои способности к труду, а общество должно оказывать семье всестороннюю необходимую и достаточную для этого помощь.

Прямое отношение к детям-инвалидам имеют также ст. ст. 24, 25 Конвенции о том, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, обеспечения необходимой медицинской помощью. В них говорится об охране здоровья всех детей, обеспечении осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев. Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение в целях ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку предоставляемого ему лечения и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

Дополнительные концептуальные положения относительно детей-инвалидов и семей с такими детьми содержатся в Конвенции ООН о правах инвалидов <1>, подписанной, но пока не ратифицированной Россией.

--------------------------------

<1> Конвенция о правах инвалидов принята в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

 

В преамбуле этой Конвенции, в частности, говорится, что государства-участники принимают ее:

- подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации;

- подчеркивая важность актуализации проблем инвалидности как составной части соответствующих стратегий устойчивого развития;

- признавая, что дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности;

- будучи озабочены тем, что инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех частях мира;

- признавая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты;

- считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются;

- признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в связи с этим об обязательствах, взятых на себя государствами - участниками Конвенции о правах ребенка.

Среди принципов Конвенции о правах инвалидов называются:

- полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество;

- уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

- равенство возможностей;

- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (ст. 3).

При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление настоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации (ст. 4).

Весьма важны и конкретные права инвалидов, закрепленные в Конвенции. Государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими (ст. 10). Дети-инвалиды с момента рождения имеют в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу (ч. 2 ст. 18).

Государства - участники Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы инвалиды имели доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него (ст. 19).

Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами определяют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей. В случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, государства-участники обязуются прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности - за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе (ч. ч. 3 и 4 ст. 23).

Подробно регулируется право инвалидов на образование, в частности, говорится, что государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; к полному развитию человеческого потенциала инвалидов, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия (ст. 24). Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Кроме того, им должны предоставляться те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей (ст. 25).

Особая статья Конвенции посвящена абилитации и реабилитации. В ней, в частности, говорится, что государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, таким образом, чтобы эти услуги и программы начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида.

Статья 28 Конвенции посвящена жизненному уровню и социальной защите инвалидов:

- их праву на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, надлежащим мерам к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности;

- праву на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности;

- мерам по обеспечению доступа к надлежащим и недорогим услугам, устройствам и другой помощи для удовлетворения нужд, связанных с инвалидностью;

- обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства в целях покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;

- обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья, к пенсионным пособиям и программам.

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 гг. В ней отмечается, что подписание Российской Федерацией в 2008 г. Конвенции о правах инвалидов - это показатель готовности страны к формированию условий для соблюдения международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. В целях обеспечения равенства инвалидов с другими лицами, а также в связи с присоединением к Конвенции разрабатываются проекты федеральных законов о внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов и ратификации Конвенции.

С учетом текущего состояния доступности объектов и услуг для инвалидов определены цели Программы, в частности:

- формирование к 2016 г. условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд);

- разработка методических рекомендаций по предоставлению услуг в сфере здравоохранения и социальной защиты с учетом особых потребностей инвалидов;

- перепрофилирование отдельных санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждений в реабилитационные учреждения;

- укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов и детских домов-интернатов в целях проведения их комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации;

- обеспечение инвалидов транспортными средствами;

- государственная поддержка общероссийских общественных организаций инвалидов;

- разработка механизма развития интеграционных предприятий - специализированных организаций со среднесписочной численностью не менее 50 человек, деятельность которых осуществляется с использованием труда инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, в целях профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

Согласно Программе уровень положительной оценки инвалидами состояния приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности к концу 2015 г. должен составить не менее 55%. Долю инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, ее прошедших (взрослые (дети)), планируется довести к концу 2015 г. до 14,5% (12%). Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов по итогам реализации мероприятий Программы к концу 2015 г. должна составить не менее 49,6%.

Одна из приоритетных задач Программы - преодоление социальной разобщенности, формирование социума, дружественно настроенного по отношению к инвалидам. Ее решение зависит от информационных кампаний, направленных на устранение барьеров в наиболее важных для инвалидов сферах (проблемы детей-инвалидов, семей, имеющих таких детей, паралимпийские и сурдлимпийские игры, толерантное отношение к инвалидам в образовательных учреждениях и при решении вопросов занятости инвалидов).

Даже весьма краткий очерк Программы дает ясное представление о том, что в настоящее время не удовлетворяются многие потребности детей-инвалидов и семей с такими детьми, а также о том, что и к 2015 г. не предполагается полностью решить обозначенные проблемы доступной для них среды и даже позитивного отношения общества к инвалидам.

Понятно, что в данной работе не представляется возможным подробно остановиться на всех вопросах, связанных с инвалидностью детей и их социальным обеспечением. Эта тема в силу ее важности и сложности требует самостоятельного монографического исследования.

Несомненно, что для детей-инвалидов многое делается. Официально озвучивается также понимание как существующих проблем, так и путей их решения <1>.

--------------------------------

<1> Мерам, направленным на государственную поддержку детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и семей с такими детьми, посвящен специальный раздел Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

 

Государство на уровне законодательства гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, обеспечение за счет средств федерального бюджета необходимыми лекарственными средствами, путевками на санаторно-курортное лечение, проезда к месту лечения и обратно с сопровождающим лицом.

Для всех детей, признанных инвалидами, разрабатываются индивидуальные программы реабилитации. Как отмечается в Государственном докладе Минздравсоцразвития России <1>, по итогам 2010 г. федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы было выдано 274,3 тыс. заключений о выполнении индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, в том числе в 51% случаев с положительными результатами реабилитации.

--------------------------------

<1> См.: Государственный доклад Минздравсоцразвития России "О положении детей в Российской Федерации. 2010 год" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Дети-инвалиды получают социальную пенсию. Численность ее получателей составляла в 2010 г. 540,6 тыс., а средний размер - 6246,1 руб. - был выше прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации. Они имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты и государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Размер ЕДВ детям-инвалидам с 1 апреля 2010 г. был проиндексирован и составил 1698,4 руб. Неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", предусмотрено предоставление ежемесячных компенсационных выплат в размере 1200 руб.

Путевки на санаторно-курортное лечение, оплаченные за счет средств федерального бюджета, в 2010 г. были предоставлены по медицинским показаниям 26,0 тыс. детей-инвалидов - это 47% обратившихся за ними, но менее 5% всех детей-инвалидов.

Для родителей детей-инвалидов предусмотрены трудовые льготы. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка-инвалида (ст. 93 ТК РФ). Работники, имеющие детей-инвалидов, могут привлекаться к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе; направляться в служебные командировки только с их письменного согласия (ст. ст. 96, 259 ТК РФ).

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокими матерями, воспитывающими ребенка-инвалида, другими лицами, воспитывающими такого ребенка без матери, не допускается (за исключением увольнения по определенным основаниям <1> (ст. 261 ТК РФ).

--------------------------------

<1> См.: п. п. 1, 5 - 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 либо п. 2 ст. 336 ТК РФ.

 

Одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению для ухода за ребенком-инвалидом предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц с их оплатой в размере среднего заработка (ст. 262 ТК РФ). Работнику, имеющему ребенка-инвалида, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для него время продолжительностью до 14 календарных дней. По его письменному заявлению этот отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям (ст. 263 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 утвержден Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают образование детей-инвалидов. Создаются дополнительные специальные дошкольные, школьные учреждения.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг. Также в соответствии со ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

За счет средств бюджетов субъектов РФ осуществляется дополнительная материальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов. В Московской области детям-инвалидам, имеющим одного родителя либо заменяющее его лицо, выплачивается ежемесячное пособие в размере 3 тыс. руб., детям-инвалидам, проживающим в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области, - 2,5 тыс. руб. В Санкт-Петербурге за счет средств городского бюджета выплачивается ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в возрасте до семи лет в размере 4186,15 руб.; в возрасте от семи лет до 18 лет - 2907,05 руб.

За счет средств бюджетов субъектов РФ в ряде регионов введен льготный проезд в общественном транспорте.

Дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений включает дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По состоянию на начало 2010/2011 учебного года в России функционировало 1798 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школ и школ-интернатов), в которых обучалось (воспитывалось) 207,7 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии (незрячих, слабовидящих, с нарушениями слуха, функций опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, детей с задержкой психического развития, умственно отсталых и др.).

Тем не менее острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12% из них попадают в дома-интернаты).

Около 40 тыс. детей-инвалидов воспитываются в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения, которые имеют системные проблемы: устаревшие здания; "перенаселенность" воспитанниками; удаленность от городов и центров реабилитационно-образовательной инфраструктуры; отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями; изолированность учреждений от окружающих, в том числе волонтеров; невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов-интернатов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.