Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, - это анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей. 13 глава

--------------------------------

<1> См.: Нечаева А.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: Юрайт, 2009. С. 469.

 

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установлены ст. 123 СК РФ, их выбор относительно конкретного ребенка производится исходя из многих обстоятельств, но чаще всего связан с желанием и возможностями лица, которое решило принять ребенка в семью на воспитание. Как было указано выше, приемная семья имеет преимущества материального характера по сравнению с другими безвозмездными формами устройства детей, что и явилось определенным стимулом для многих лиц, выразивших желание стать приемными родителями. С каждым годом размер социальных выплат и льгот для приемных семей возрастает и это является способом реализации одного из принципов Конвенции о признании права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Однако имеются случаи, когда замещающие родители забывают о том, что предметом их основной заботы должны быть наилучшие интересы приемных детей, а не их личные потребности. Так, например, весной 1999 г. отличник народного образования, ведущий специалист одноименного республиканского министерства И. Настыкова оформила опеку над 12-летним А. Сояном, воспитывавшимся в Дерзиг-Акынской школе-интернате Республики Тува. Однако вместо семейного очага ребенок оказался у родителей И. Настыковой, проживающих в труднодоступном районе республики, где на протяжении семи лет пас скот, испытывая нужду и страдания. За пособничество в использовании рабского труда несовершеннолетнего суд приговорил И. Настыкову к трем годам лишения свободы <1>. Здесь же необходимо отметить, что все денежные средства, выделенные на содержание ребенка, использовались приемной матерью не по назначению, а органы опеки и попечительства верили ей на слово о благополучном воспитании ребенка.



--------------------------------

<1> Российская газета. 2009. 14 апр.

 

Между тем договор о приемной семье предполагает личное исполнение замещающим родителем принятых на себя обязательств, в противном случае теряется смысл данной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, семейное законодательство предусматривает, что опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка (п. 6 ст. 148.1 СК РФ). Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает, что опекуны и попечители несовершеннолетних обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36). Это требование закона совершенно обосновано и способствует реализации общепризнанного права ребенка на полное и гармоничное развитие его личности в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Только семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, стать личностью <1>. Общеизвестно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Иметь родителей для ребенка означает безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру <2>.

--------------------------------

<1> См.: Добровольская И.А. Права ребенка. М.: ГроссМедиа: Росбух, 2008. С. 52.

<2> См.: Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 29.

 

Вышеуказанный пример является образцом грубого нарушения права А. Сояна жить и воспитываться в семье. Из действий И. Настыковой следует, что, заключая договор с органом опеки и попечительства, она не имела намерения фактически создать приемную семью. Следовательно, выявление истинных мотивов лиц, выразивших желание стать приемными родителями, имеет существенное значение для будущего приемной семьи.

В частности, М.Ю. Гришанова, психолог челябинского ГЦМП, наряду с другими выделяет замещающих родителей с прагматическим мотивом принятия детей на воспитание. В этом случае они преследуют цель улучшения материального и жилищного положения, т.е., беря ребенка, решают свои личные проблемы. И как предполагаемое последствие - ребенок в таком случае будет как вещь, как мебель, его развитие никого не волнует <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гришанова М.Ю. Приемные семьи // На здоровье. 2008. N 19.

 

Вместе с тем исследования белорусских социологов показали, что у родителей - воспитателей детских домов семейного типа с ведущим мотивом деятельности получить максимальное количество материальных благ дети, как правило, приживаются и не стремятся их покинуть. То есть в этих семьях вполне достижимо устойчивое равновесие <1>.

--------------------------------

<1> См.: Смагина Л.И., Воднева А.К., Сойка Ю.А. и др. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Под ред. Л.И. Смагиной. Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. С. (13 - 14).

 

Следовательно, исходя из возможности различных ситуаций материальную заинтересованность приемных родителей нужно оценивать через призму их заботы о приемных детях. В случае добросовестного исполнения ими условий договора о приемной семье, что должно выражаться в совместном проживании с приемными детьми (за исключением случаев, предусмотренных законом), создании условий для их надлежащего содержания, воспитания, образования и т.д., материальный интерес приемных родителей, по нашему мнению, становится благом для их воспитанников. Например, улучшение жилищных условий, предоставление (приобретение) транспорта, получение дополнительных льгот пойдет на пользу не только замещающим родителям, но и приемным детям. Ведь, как отмечает Л.М. Пчелинцева, воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разных интересов ребенка <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.: Норма, 2008. С. 504.

 

Неудивительно, что в условиях нестабильного социально-экономического положения в стране многие потенциальные приемные родители решаются на создание замещающей семьи только на профессиональной основе, т.е. с расчетом на поддержку государства. Так, В.Н. Ослон в своей монографии "Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья" указывает, что в настоящее время усыновление, которое действительно является лучшей формой жизнеустройства ребенка, оставшегося без опеки родителей, недоступно семьям по финансовым мотивам. Кроме этого, семьи не хотят лишать ребенка льгот, которые сопровождают статус сироты или оставшегося без попечения родителей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. С. 89.

 

Таким образом, во избежание злоупотреблений со стороны приемных родителей органам опеки и попечительства необходимо более тщательно проводить отбор лиц, выразивших желание принять детей в семью на воспитание. Не ограничиваясь формальной проверкой документов, изучать и учитывать их нравственные и иные личные качества, способность к воспитанию детей, созданию условий для их развития, выяснять мотивы, по которым кандидаты желают создать приемную семью. При осуществлении надзора органам опеки и попечительства нужно, не ограничиваясь поверхностным осмотром, проверять условия жизни приемного ребенка, проживает ли он в приемной семье или находится без согласия органа опеки и попечительства в интернате, круглосуточном детском саде и т.п. Важное значение имеют предварительная подготовка приемных родителей, их регулярное психологическое, педагогическое, юридическое сопровождение, поскольку усилиями этих лиц "решается жизненно важная проблема общества, заинтересованного в максимальном удовлетворении интересов детей, оставшихся без родительской семьи" <1>.

--------------------------------

<1> Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М.: Наука, 1991. С. 30.

ИНТЕРЕСЫ РОДНЫХ И ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ:

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ И ПРИОРИТЕТА

 

Ильина О.Ю., доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права, Тверской государственный университет.

 

Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи является одним из принципов семейного законодательства, который находит непосредственное воплощение в нормах Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ), а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между членами семьи.

Следует признать, что проблема обеспечения прав и интересов несовершеннолетних исследована в науке семейного права уже на достаточно высоком теоретическом уровне. При этом имеют место попытки определения понятия интересов ребенка, классификации интересов ребенка, выявления роли интересов ребенка при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием ребенка, и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации: Монография. М., 2006; Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты. Самара, 2006; и др.

 

В то же время за пределами внимания ученых остается весьма важный вопрос, имеющий в равной степени значение как для доктрины, так и для области правоприменения. Расширение сферы семейно-правового регулирования в части легального закрепления новых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, активизация деятельности государства по социальному обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей (повышение размера пособий, выплачиваемых на содержание ребенка, предоставление иных мер социальной поддержки), "обнажили" проблему обеспечения прав и интересов кровных детей тех граждан, которые принимают в семью на воспитание чужих детей.

Действующее законодательство в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, претерпело серьезные изменения и продолжает совершенствоваться и в настоящее время. После принятия Федерального закона "Об опеке и попечительстве" дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы в семью усыновителей либо под опеку (попечительство), разновидностями которой являются приемная семья, патронатная семья и др. Установление законодательными органами субъектов РФ иных форм устройства детей отныне не допускается.

Усыновление является традиционной формой устройства и воспитания детей, которые в силу тех или иных обстоятельств остались без попечения родителей. Это значит, что нововведения данной сферы не коснулись, однако следует признать, что и вопросы обеспечения прав и интересов кровных детей усыновителя не исследовались ранее.

Итак, среди иных условий усыновления законодатель предусматривает необходимость получения согласия следующих лиц:

- родителей усыновляемого ребенка (ст. 129 СК РФ). Однако в случаях, предусмотренных ст. 130 СК РФ, усыновление ребенка может быть произведено без согласия его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их законных представителей, а при их отсутствии - согласие органа опеки и попечительства;

- опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 131 СК РФ). В то же время исходя из интересов ребенка суд может вынести решение об усыновлении без согласия названных лиц;

- усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет (п. 1 ст. 132 СК РФ). Если же до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, в порядке исключения усыновление может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка;

- другого супруга, если ребенок усыновляется одним из супругов (п. 1 ст. 133 СК РФ). Такое согласие не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.

Таким образом, из членов семьи потенциального усыновителя свое отношение к предстоящему усыновлению формально выражает только супруг, если ребенок усыновляется одним из них. Получение согласия других членов семьи, прежде всего несовершеннолетних детей, не предусматривается. Более того, в семейно-правовых нормах, регламентирующих отношения по усыновлению, отсутствует указание даже на необходимость учета мнения детей усыновителя.

Заметим, что соответствующие вопросы остались без разъяснения и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" <1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

В то же время следует признать, что в указанном Постановлении содержатся некоторые разъяснения п. 2 ст. 124 СК РФ, в соответствии с которым усыновление допускается только в интересах несовершеннолетних детей и с соблюдением требований п. 1 ст. 123 СК РФ, т.е. с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

В частности, в п. 15 названного Постановления обращается внимание судов на то, что в решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (усыновителей), обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления, состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком. При этом подчеркивается, что данные обстоятельства должны в равной мере учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.

Итак, с точки зрения обеспечения интересов усыновляемого соответствующая норма СК РФ и разъяснения Пленума, безусловно, являются безукоризненными. Однако обеспечиваются ли здесь интересы несовершеннолетних детей усыновителя? Вряд ли. Как видим, суд должен проверить и учесть отношения, возникшие между членами семьи усыновителя и усыновляемым ребенком, что вовсе не предполагает получение согласия членов семьи, проживающих совместно с усыновителем (кстати, это могут быть и иные члены семьи, например нетрудоспособные нуждающиеся родители), на предстоящее усыновление.

Конечно же, решение об усыновлении не относится к категории спонтанных и необдуманных решений. Потенциальные усыновители должны оценить все правовые условия и последствия усыновления, при этом не только подготовить необходимые документы, но и создать соответствующий "микроклимат" в семье. Обычно усыновители не имеют собственных детей, что объективно исключает проблему обеспечения их прав и интересов. Однако не являются исключением случаи, когда усыновляемый ребенок не является единственным в семье, поскольку у его усыновителей есть родной ребенок (дети). Кроме того, заявитель может обратиться в суд с просьбой об усыновлении двух и более детей независимо от того, являются ли эти дети по отношению друг к другу братьями или сестрами.

Представляется, что такая позиция законодателя является неоправданной с точки зрения прав и интересов родных детей усыновителя. Помимо конфликтов в общении как следствие усыновления вполне возможны споры, обусловленные изменением объема прав родных детей усыновителя.

Речь идет о том, что в соответствии со ст. 137 СК РФ усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Таким образом, усыновленный ребенок юридически "входит" в семью своего усыновителя. Впоследствии усыновленный вправе рассчитывать на предоставление ему необходимого содержания, на необходимость учета его интересов при распределении семейного бюджета и, наконец, при распределении наследства в случае смерти усыновителя.

Определенные сложности для родных детей усыновителя могут возникнуть и при отмене усыновления. В частности, п. 4 ст. 143 СК РФ предусматривает, что суд исходя из интересов ребенка вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в размере, установленном ст. ст. 81 и 83 СК РФ. Выплата алиментов повлечет за собой уменьшение объема тех средств, которые предназначены на семейные нужды, в том числе и на содержание детей усыновителя.

Если же усыновитель уже выплачивает алименты на содержание своих детей по решению суда в определенных долях к заработку, то автоматически размер этих алиментов будет уменьшен, поскольку в алиментном обязательстве появился еще один получатель.

На наш взгляд, обеспечение интересов детей усыновителя возможно посредством реализации права каждого ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закон предусматривает, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Согласимся, усыновление и появление в семье еще одного ребенка затрагивает интересы родных детей усыновителя, что обусловливает необходимость обязательного учета мнения последних.

С целью усиления правовых гарантий обеспечения интересов родных детей усыновителя считаем вполне обоснованным дополнение круга лиц, чье согласие требуется при усыновлении, указанием на родных детей усыновителя.

На наш взгляд, необходимо изменить название ст. 133 СК РФ следующим образом: "Согласие супруга и несовершеннолетних детей усыновителя на усыновление ребенка" и дополнить данную статью п. 3 следующего содержания: "При усыновлении ребенка требуется согласие родных детей усыновителя, достигших возраста десяти лет". Соответствующие дополнения должны быть внесены и в ст. 57 СК РФ, поскольку это будет еще одной ситуацией, когда суд может вынести решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.

Действующее законодательство установило новые правила осуществления опеки и попечительства над детьми, иных форм устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. С целью формирования полного представления о правовой регламентации указанной сферы отношений представляется необходимым обратиться к ряду нормативно-правовых актов различной юридической силы. Тем более что произошло существенное обновление именно процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" был утвержден ряд документов, среди которых особое место занимают Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах <1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Данные Правила в том числе определяют и перечень документов, которые должен представить в орган опеки и попечительства гражданин, выразивший желание стать опекуном (п. 4). Особого внимания заслуживает подп. "ж" указанного пункта: гражданин должен предоставить письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью.

Отмечая проявленное внимание к интересам членов семьи потенциального опекуна, в то же время следует указать на то, что предполагается лишь учет мнения несовершеннолетних детей гражданина, выразившего желание стать опекуном. По нашему мнению, принятие ребенка в семью на воспитание является фактом, имеющим весомое значение для членов семьи потенциального опекуна, в связи с этим целесообразно установить обязательное получение согласия детей данного гражданина, достигших возраста 10 лет.

Рассмотрение проблемы обеспечения прав и интересов детей при осуществлении опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, будет неполным, если мы не обратимся к нормам семейного законодательства, определяющим учет мнения непосредственно ребенка, в отношении которого решается вопрос устройства.

Согласно п. 4 ст. 145 СК РФ "устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия".

В ст. 146 СК РФ предусматриваются требования, предъявляемые к опекунам (попечителям), и некоторые условия назначения. При этом законодатель устанавливает следующее: "При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка".

Толкование данных норм позволяет сделать вывод: с одной стороны, желание ребенка может быть учтено при назначении опекуна (попечителя), а с другой - назначение опекуна ребенку старше 10 лет допускается только с его согласия.

Аналогичное правило предусмотрено и в отношении передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в приемную семью: "Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок (дети), достигший возраста десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия" (п. 3 ст. 154 СК РФ).

Дополнительно следует отметить п. 5 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденных названным выше Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423. В частности, при рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

Несложно заметить, что при рассмотрении вопроса о возможности передачи ребенка в приемную семью не предусматриваются вообще оценка и учет отношения к ребенку членов семьи приемных родителей (приемного родителя).

Исходя из того, что ныне действующее законодательство определяет приемную семью, патронатную семью и другие подобные формы устройства детей как разновидности опеки и попечительства, очевидно, следует привести прокомментированные нормы, имеющие специальный характер, в соответствие с общими нормами об опеке и попечительстве.

В числе других нововведений необходимо отметить положения ст. 155.2 СК РФ, в соответствии с которыми организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ. На первый взгляд данная норма свидетельствует о внедрении в практику еще одной формы семейного устройства или воспитания ребенка. Однако анализ положений ст. 155.2 СК РФ и Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации <1>, дает основания утверждать об отсутствии правовой определенности в возникающих при этом отношениях.

--------------------------------

<1> Утв. Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 (СПС "КонсультантПлюс").

 

Примечательно то, что совершенно по-иному в комментируемых Правилах определяется значимость согласия членов семьи гражданина, который желает временно принять ребенка. Пункт 21 устанавливает перечень документов, которые должны быть представлены в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, называя среди них "согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста, членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме".

Таким образом, речь идет не только о получении согласия несовершеннолетних детей, но и о соблюдении формы такого согласия. Кроме того, при принятии решения о временной передаче ребенка в семью руководитель соответствующей организации учитывает сложившиеся взаимоотношения между ребенком (детьми) и гражданином (членами его семьи).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что при регулировании отношений по временной передаче ребенка в семьи граждан учитываются интересы не только передаваемого ребенка, но и членов семьи, в том числе несовершеннолетних детей, гражданина, обратившегося с соответствующим заявлением.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по передаче детей в семью на воспитание в той или иной форме, дает основания утверждать следующее:

- законодатель обеспечивает приоритет прав и интересов несовершеннолетних, передаваемых в семьи, предусматривая необходимость учета мнения детей, а также получения обязательного согласия детей, достигших возраста 10 лет;

- при рассмотрении вопроса о передаче ребенка в семью на воспитание орган опеки и попечительства или суд (при усыновлении) оценивают и учитывают обстоятельства, перечень которых определяется в источниках по-разному. Это могут быть отношения, возникшие между членами семьи потенциального усыновителя и ребенком; отношения между опекуном (попечителем) и ребенком; отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя); при создании приемной семьи - взаимоотношения приемных родителей с другими членами семьи, проживающими совместно с ними; при временной передаче ребенка в семью - сложившиеся взаимоотношения между ребенком (детьми) и гражданином (членами его семьи);

- относительно согласия членов семьи потенциального воспитателя и несовершеннолетних членов его семьи:

а) при усыновлении согласие членов семьи потенциального усыновителя, в том числе его родных детей, не требуется;

б) при установлении опеки или попечительства гражданин должен предоставить письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

в) при передаче ребенка в приемную семью согласие членов семьи не требуется;

г) при временной передаче ребенка в семью требуется согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи, выраженное в письменной форме.

С целью формирования единообразного понимания и применения соответствующих норм, а также обеспечения прав и интересов не только детей, передаваемых в семью на воспитание, но и родных детей потенциальных воспитателей считаем необходимым предусмотреть в качестве одного из условий передачи ребенка в семью обязательное получение в письменной форме согласия всех совершеннолетних членов семьи заявителя, проживающих совместно с ним, а также ребенка, достигшего возраста 10 лет.

 

О.Г. КРАСНОВА

 

ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕДУРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Краснова О.Г., аспирантка кафедры семейного и ювенального права, Российский государственный социальный университет.

 

Количество детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Российской Федерации, так же как и во всем мире, с каждым годом неуклонно растет, хотя государство на законодательном и исполнительном уровнях неоднократно пыталось решить данную проблему.

По результатам статистических исследований на территории Российской Федерации находятся около 115627 беспризорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей <1>. За последние годы государство приняло ряд мер, направленных на поддержку семей, принимающих в свою семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из приоритетных форм устройства детей в Российской Федерации является усыновление, но все ли в нашем законодательстве идеально? Все ли предусмотрено законодательством для того, чтобы каждый ребенок, оказавшийся в тяжелой жизненной ситуации, как можно быстрее обрел свою семью?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.