Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, - это анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей. 17 глава

В наше время появилось еще одно понятие, имеющее прямое отношение к обеспечению прав ребенка в семье. Имеется в виду словосочетание "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". Никаких разъяснений в законе, подзаконном акте на этот счет пока нет. Правда, возникновение трудной жизненной ситуации иногда связывают с бедностью семьи или состоянием здоровья ее членов, особенно детей. Вряд ли можно этим ограничиться. Причиной ее возникновения могут стать и другие обстоятельства, примерный перечень которых необходим для того, чтобы для понимания трудной жизненной ситуации существовал бы их примерный перечень, пусть даже в подзаконном акте.

Признание права на существование в законе, подзаконном акте понятия "трудная жизненная ситуация" порождает сложную проблему ее выявления. Рассчитывать только на получение подлежащей проверке информации явно недостаточно. Как выявить "трудную жизненную ситуацию" - вопрос крайне сложный. Тем более что согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно: "никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом". Но какой бы ни был выход из положения, все равно представлять интересы ребенка в разных ситуациях, будь то дети, лишившиеся родительского попечения, или те, кто, имея родителей, оказались в трудной жизненной ситуации, предстоит защитникам их интересов, т.е. органам опеки и попечительства, упоминание о роли которых пронизывает весь текст современного Семейного кодекса. Вот почему приходится говорить еще об одном широком по своему объему направлении их деятельности, правовые основы которого еще не разработаны.



Объединенные единой целью - защитить права, интересы ребенка в семейно-правовой сфере, все три направления деятельности органов опеки и попечительства образуют единую централизованную систему, во главе которой находится орган опеки и попечительства как орган исполнительной власти, выражающий волю государства по вопросам защиты прав и интересов детей в семье. Всем остальным организациям любого уровня (общественным, благотворительным) ради успешного выполнения своих функций по защите прав ребенка в семье предстоит взаимодействовать с органами опеки и попечительства по линиям, обозначенным в Типовом положении федерального значения о статусе органов опеки и попечительства, в аналогичных положениях субъектов Федерации.

 

ные

 

{Статья: Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семейно-правовой сфере (Нечаева А.М.) ("Российская юстиция", 2011, NN 11, 12) {КонсультантПлюс}}

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ <*>

 

С.В. ДОРЖИЕВА

 

--------------------------------

<*> Dorzhieva S.V. Certain issues of realization by adopted children-invalids of the right to receive education.

 

Доржиева Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Бурятского государственного университета.

 

Статья посвящена исследованию некоторых вопросов реализации приемными детьми-инвалидами права на получение среднего (полного) общего образования. Автором сделан анализ основных форм обучения детей-инвалидов, которые могут быть выбраны приемными родителями для своих подопечных.

 

Ключевые слова: приемная семья, дети-инвалиды, образование.

 

Article is devoted research of a question on realization by reception children-invalids of the right to reception of the average general education. The author makes the analysis of the basic modes of study of children-invalids which can be chosen reception parents for the wards.

 

Key words: a foster home, children-invalids, an education.

 

Семейное законодательство Российской Федерации, наряду с международными нормативными правовыми актами, отдает приоритет семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях их более успешной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни. Однако добиться успеха на данном поприще очень сложно, тем более если в приемную семью на воспитание принят ребенок-инвалид. Здесь наряду с традиционными проблемами, связанными с привыканием к новым условиям жизни, как со стороны ребенка, так и со стороны приемных родителей, возникает ряд трудностей, связанных с уходом за больным подопечным, особенностями его воспитания и обучения.

Согласно ст. 5 Закона "Об образовании" <1> гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Для того чтобы эти гарантии реально действовали, необходим индивидуальный подход к каждому гражданину, а особенно к ограниченному в своих возможностях.

--------------------------------

<1> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изм. на 08.11.2009) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 30. Ст. 1797.

 

В соответствии со ст. 153.1 Семейного кодекса РФ договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора. Следовательно, условия воспитания, содержания и образования ребенка-инвалида в приемной семье должны быть детально отражены в договоре, причем в нем должны быть оговорены не только права и обязанности приемных родителей, но и обязанности органов опеки и попечительства по содействию в гармоничном развитии приемного ребенка, медицинском обслуживании, обучении и т.д. Это связано с тем, что основные направления реабилитации инвалидов, согласно ст. 9 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" <2>, включают в себя не только восстановительные медицинские мероприятия, но и профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Отсюда следует, что процесс воспитания ребенка-инвалида в приемной семье требует специальной психологической, медицинской, педагогической подготовки приемных родителей и постоянного сопровождения семьи со стороны соответствующих специалистов.

--------------------------------

<2> ФЗ РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. на 24.07.2009) // СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48. Ст. 4563.

 

Обратимся к проблеме образования приемных детей-инвалидов школьного возраста. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов <3>, поэтому образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обязаны обеспечивать дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение ими среднего общего образования. Как отмечено в ст. 19 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", общее образование данной категории граждан осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<3> Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2001. С. 216.

 

По нашему мнению, наилучший вариант обучения приемных детей-инвалидов (при отсутствии медицинских противопоказаний), в общеобразовательных учреждениях, поскольку общение детей с ограниченными возможностями со здоровыми сверстниками будет способствовать их реабилитации. Но для того чтобы отношения между детьми сложились, должна быть подготовлена почва как педагогическим коллективом школы, так и приемными родителями, поскольку здесь вдвойне трудная задача, связанная с адаптацией в обычной школе, во-первых, приемного ребенка, который является сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, а во-вторых, ребенка-инвалида. Поэтому особое значение здесь отводится органам опеки и попечительства, которые должны убедиться в том, что в общеобразовательном учреждении созданы условия для детей-инвалидов (обеспечение или освобождение от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой; наличие в штате специалистов: психологов, педагогов, медиков по работе с детьми-инвалидами и т.д.). Безусловно, необходимо и наличие специальных образовательных программ для детей-инвалидов, особенно на первое время обучения. Однако первоочередная задача здесь заключается не только в получении детьми-инвалидами такого же объема знаний, как и их сверстниками, но и в получении навыков общения, формирования собственного представления о социальной значимости той или иной профессии, реальной оценки своих возможностей для достижения в будущем материальной независимости и интеграции в общество.

Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения <4>.

--------------------------------

<4> Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы (утв. письмом Минпроса РСФСР от 8 июля 1980 г. N 281-м и Минздрава РСФСР от 28 июля 1980 г. N 17-13-186) // Официальные документы в образовании. 2007. N 21.

 

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства, которое предоставляет детям-инвалидам на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Приемные родители могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений, которые по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

В случае применения надомной формы обучения приемным родителям органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями) <5>, что, по нашему мнению, является недопустимым, так как все расходы приемных родителей, связанные с обучением детей-инвалидов, должны компенсироваться органами управления образованием в полном объеме. По справедливому замечанию Н.Ф. Дивицыной, социальная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с ограниченными возможностями <6>, следовательно, государство здесь должно идти по пути создания безбарьерной системы образования для детей-инвалидов, в том числе и с материальной стороны. Тем более что приемные родители не обязаны содержать подопечных за свой счет.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (с изм. на 01.02.2005) // СЗ РФ. 29.07.1996. N 31. Ст. 3754.

<6> Дивицына Н.Ф. Семьеведение. М.: ВладосПресс, 2006. С. 218.

 

Надомная форма обучения, безусловно, лучше нахождения ребенка-сироты и инвалида в специальном социальном учреждении, поскольку проходит в условиях семейного воспитания, однако Министерство образования и науки РФ обращает внимание на то, что обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.

Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому; часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе.

Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствие противопоказаний для занятий в классе (группе).

В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, вариативная часть которого позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности <7>.

--------------------------------

<7> Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения // Вестник образования. 2003. N 11.

 

Согласно п. 6 ст. 148.1 СК РФ, опекун или попечитель имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение им общего образования. Приемным родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, необходимо также принимать во внимание медицинское заключение и рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение ребенка, если он по состоянию здоровья (даже при достижении 10 лет) может сформулировать свои взгляды и выразить их.

Кроме этого, автор полагает, что приемные семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды (ребенок-инвалид), должны обеспечиваться на весь период действия договора автомашиной, приспособленной для перевозки подопечного в школу, в медицинское учреждение, для посещения культурно-массовых мероприятий; при отсутствии надлежащих жилищных условий - квартирой, площадь которой позволяла бы ребенку-инвалиду иметь место для обучения, отдыха и т.д. В договор о приемной семье должны быть включены условия по возмещению органами опеки и попечительства всех расходов, связанных с обучением и воспитанием ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении, на дому или в негосударственном образовательном учреждении, в школе надомного обучения. Перечисленные меры будут способствовать устройству в приемные семьи детей-инвалидов, поскольку в настоящее время эта категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет крайне низкие шансы на семейное воспитание.

 

 

{Статья: Некоторые вопросы реализации приемными детьми-инвалидами права на получение образования (Доржиева С.В.) ("Социальное и пенсионное право", 2011, N 2) {КонсультантПлюс}}

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

 

Н.В. АЛЛАМЯРОВА, В.М. АЛЕКСЕЕВА

 

Алламярова Наталья Валерьевна, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

 

Алексеева Вера Михайловна, доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

 

В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты социального сиротства, правовое регулирование социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, актуальные проблемы реформирования системы органов опеки и попечительства.

 

Ключевые слова: детство, социальное сиротство, права детей, форма устройства детей-сирот, органы опеки и попечительства

 

Legal aspects of social orphancy

N.V. Allamyarova, V.M. Alekseeva

 

This article about some legal aspects of children in social care, development of guardianship and the legal regulations of socials security of orphans.

 

Key words: childhood, orphanage, children rights, guardianship agencies.

 

На современном этапе развития общества решение проблем социального сиротства является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и в значительной мере определяет социальное благополучие детского населения. Детство - это постоянная и естественным образом сменяемая часть любого общества, стадия жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, формируются его важнейшие функции; это начальный этап активной социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества [12].

Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" [1].

Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировали абсолютное большинство существующих государств. В ней подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о правах ребенка в основном перечислены те права, которые призваны обеспечить удовлетворение особых потребностей детей, связанных с их социальной и психофизической незрелостью.

Однако говорить о правах детей, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как согласно ст. 6 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ [7]. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии (пособия и иные гарантии социальной защиты [2]. Круг прав человека и гражданина значительно шире и включает такие на первый взгляд "недетские" права, как неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти. Таким образом, ребенок выступает объектом и субъектом права, имеющим все конституционные права, которые провозглашены для любого человека, и особые права - для ребенка.

В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ закреплено: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" [2]. Вместе с тем количество социальных сирот в России к концу 2008 г. составляло более 126025 тысяч [9]. Проблемные вопросы, связанные с регулированием в России социального сиротства, представляют собой не только актуальную, но и болезненную тему. Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, приоритет которых закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [2]. Однако изучение практики и юридической литературы показало, что некоторые фундаментальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; еще не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не разработаны стандарты качества жизни детей. К сожалению, не выработана единая система критериев, которые бы составили основу нормотворческой деятельности в области прав ребенка и исключили разноплановость правового регулирования, а также свидетельствовали бы о государственно-правовой опеке над детьми.

Одна из негативных особенностей современного положения детей в российском обществе - социальная депривация. Этим термином обозначается лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития каждого ребенка. Дети в реальной жизни сталкиваются с алкоголизмом, наркоманией, асоциальным поведением, стяжательством, воровством в менее опасной для общества форме, но не менее значимой для ребенка. К категории социально депривированных детей следует относить прежде всего тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды, дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе вынужденные переселенцы и беженцы); дети - жертвы насилия; дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы, а также находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением; дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Решение проблем социального сиротства невозможно вне связи с обществом и государством. Ведущая роль в этих процессах должна принадлежать активной государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей [12].

Острота социальной проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социально-правовой поддержки, которая в современной России ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот. В настоящее время сохраняется формальный подход к адаптации и социализации этой группы детей, что усугубляет социальную депривацию социальных сирот [11]. Государственное семейное право сегодня не регламентирует виды социальной помощи семье, имеющей несовершеннолетних детей, порядок ее оказания и перечень ситуаций, требующих вмешательства специалистов. Так, в Административный кодекс от 22 июня 2007 г. (ФЗ N 116) внесены изменения лишь в части увеличения размера штрафов. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа [3]. В действующем Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетних, однако родители привлекаются к уголовной ответственности только в случае жестокого обращения с детьми [5]. До сих пор правоприменение ст. 72 Семейного кодекса РФ "Восстановление в родительских правах" является редким явлением. Статья гласит, что "родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка" [4]. В то же время можно констатировать факт, что ни одна из существующих организаций, ни одно из государственных учреждений не занимаются восстановлением родителей в правах, сопровождением семей, лишенных или ограниченных в родительских правах, что приводит к дальнейшей деградации семьи и повторному лишению прав в отношении вновь рожденных детей. Это препятствует реабилитации биологической семьи - естественной среды социализации ребенка.

Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" применяются два понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, и дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [6].

Начиная с 2006 г. Российское правительство стало уделять приоритетное внимание мерам по расширению поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, и уменьшению числа детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях, уделяя при этом особое внимание воспитанию в семейном окружении. В Послании Федеральному Собранию в 2007 г. Президент РФ объявил 2008 г. "Годом семьи", тем самым еще раз обратив приоритетное внимание на важность института семьи и необходимость расширения помощи и поддержки российским семьям [8]. На сегодняшний день на решение проблем социального сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу прежде всего относятся: Семейный кодекс РФ (N 223-ФЗ); Президентская программа "Дети России" и ее Федеральная целевая программа "Дети-сироты"; Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье", утвердившее Положение о приемной семье, и другие. Вопрос состоит в том, что гарантии по решению проблем социального сиротства не обеспечены пока должным образом ни одним из вышеуказанных законодательных и нормативно-правовых актов. Право ребенка жить и воспитываться в семье в Российской Федерации лишь декларируется, но не гарантируется государством. За последние десять лет правительство сделало важные шаги в направлении поддержки различных форм семейного воспитания детей. Была начата активная профилактическая работа по оказанию более эффективной помощи социально незащищенным детям и их семьям, что нашло отражение в Федеральной программе "Дети России" на 2007 - 2010 гг. В 2008 г. в эту Программу был введен компонент "Дети и семья", в котором уделяется особое внимание безнадзорным детям, детям, проходящим социальную реабилитацию в специализированных реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детям с ограниченными возможностями и их семьям, а также сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. Были также предприняты действия по расширению поддержки детям - выпускникам интернатных учреждений посредством оказания помощи в приобретении жизненно важных навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни; предоставления субсидий выпускникам интернатных учреждений моложе 23 лет на образовательные цели и их участия в программах по обучению профессиональным навыкам. Также принимаются меры по изменению существующих механизмов обеспечения жильем выпускников интернатных учреждений с использованием ресурсов из федерального бюджета. С 1 сентября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", расширяющий права детей, оставшихся без попечения родителей, и ориентированный на устройство таких детей в семью. Принятый Закон об опеке и попечительстве, к сожалению, на данный момент не может решить всех проблем детей, оказавшихся в неблагоприятной ситуации. Таким образом, развитие институтов опеки, попечительства, патроната необходимо для полноценного становления гражданского общества в России, которое еще не сформировалось [10]. Конечно, несомненно, наилучший выход - устраивать таких детей в новые семьи. На сегодняшний день наиболее распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются усыновление и опека (попечительство). Одной из новых форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью считается приемная семья. Однако пока этот институт устройства детей на воспитание в семью широко не распространен.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.