Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЧТЕНИЕ-МЕТОД МАРИИ МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей,прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.
Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это
выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в «Монтессори-группе» создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью. Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития
речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года. Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.



Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

• материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
• материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
• материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для
обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
• материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы
вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
• материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного
картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
• материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.

Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать ,утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами,
нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.
В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Практические упражнения:

Упражнение 1 : Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого «Монтессори-педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех
направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2: Ощупываем буквы

Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3: Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4: Пишем слова

Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву,одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5: Читаем
Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6: Играем с рамками-вкладышами

Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг;7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 7: От точки к точке

Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 8: Шершавые буквы
Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона – в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы.
Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант
этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из детей или учитель.

Упражнение 9: Письмо на манке
Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 10: Сочини слово
Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова, начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:
БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 11: Сочини слово

Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа», «мяу», «кря», «кукареку». Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА – КРЯ, КОШКА – МЯУ, ПЕТУХ – КУКАРЕКУ.

Упражнение 12: Слова и картинки

Подготовьте три набора карточек: 1-й набор – карточки с картинками, 2-й набор – таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор – контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.
Упражнение 13: Читаем трудные слова
Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О – А Д – Т
Б – П Г – В
В – Ф И – Ы
Ч – Ш ЫЙ – ОЙ
К – Х Я – Е
С – З Т – Ш
И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА
Г – К ИЙ – ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений). Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14:Построй предложение

Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15:Читаем Толстого
Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой – помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

ЗА: Анна В., мама двоих детей
Оба моих сына ходят в «Монтессори-садик» и там учатся читать по ее методу. И они, и мы с мужем очень довольны. Мы не сторонники раннего обучения чтению, ничего не форсируем – когда дети сами захотят, когда мозг их дозреет, тогда и начнут читать. Одному сейчас пять, другому четыре – оба хорошо знают буквы, умеют их писать, старший читает простые слова. Но больше всего в «Монтессори-методе» нас привлекает то, что дети развиваются гармонично: они не только учатся читать, но и учатся общаться друг с другом, развивают мелкую и крупную моторику, внимание, память, они приучены к порядку и очень самостоятельны. У нас в семье нет слова «скучно» – сыновья всегда могут сами занять себя.

ПРОТИВ: Валентина Б., мама шестилетней Варвары
Я очень хотела заниматься с ребенком чтением по методу Монтессори. Но сделать самостоятельно все необходимые материалы оказалось просто невозможно – слишком много требуется сил и времени; то, что у меня получилось, никак не годилось для использования в процессе учебы – буквы кривые, некрасивые. Пришлось все выбросить. Никаких садов и развивающих групп рядом с нашим домом нет. Мы без проблем научились читать обычным способом, по букварю – и оказалось, что никакой нужды в Монтессори нет, и я только зря время потеряла.

КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

Я часто наблюдаю, как на детских площадках мамы или папы бурно выражают эмоции, высказывая одобрение деятельности ребенка. Построил куличик – «молодец!». Забрался на горку – «молодец!». Скатился с горки – «молодец!» и бурные аплодисменты.
Такое поведение хорошо выдает родителей – сторонников теории «хвалите чаще и больше, и тогда ребенка в жизни ждет успех», которая часто встречается в популярной литературе по детской психологии. Порой сказывается и отсутствие или недостаток похвалы у самих родителей в детстве и они, захваливая своего ребенка, пытаются возместить этот ущерб.

Для начала каждому родителю следует разделить понятия – похвала, поддержка, одобрение, ласка и безусловное принятие. Все это взаимосвязанные вещи, но отнюдь не одно и то же. И нет надобности объяснять, что слово «молодец» не способно заменить слова «люблю», «понимаю», «радуюсь», «вижу». А, к сожалению, иногда заменяет.

Существуют негативные стороны чрезмерной похвалы

Ребенок подсаживается на похвалу

Когда мы слишком часто высказываем нашу оценку действиям ребенка («хорошо», «молодец», «правильно»), он привыкает ориентироваться только на нее. Ребенок ждет нашей реакции, при этом не обращает внимания на собственное отношение к своим успехам. Более того, становясь старше, ребенок все больше и больше будет испытывать потребность в постоянном одобрении своих поступков. Так постепенно формируется болезненная зависимость от мнения окружающих, которая проецируется и во взрослую жизнь. О том, что чрезмерная похвала становится зависимостью, пишет и Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?»

Дети теряют интерес к процессу

Их теперь интересует только результат, одобренный родителями. Привыкшие получать награду или одобрение за свои поступки, дети перестают делать что-либо ради самого дела. Они рисуют только для того, чтобы показать рисунок родным и услышать слова восхищения. А эмпатические качества – доброту, щедрость, заботу, сочувствие проявляют только для того, чтобы получить одобрение – «какой хороший и добрый мальчик!»

Похвала становится средством манипуляции ребенком

Используя слова «молодец», «здорово», «отлично» родители стремятся подкреплять положительные действия ребенка. Зная об этом или нет, мы применяем на практике метод позитивного подкрепления, основанный на теории, американского психолога-бихевиориста Б.Скиннера. В популярной литературе этот метод хорошо описан в книге Карен Прайор «Не рычите на собаку!» Смысл позитивного подкрепления заключается в том, чтобы после каждого положительного поступка поощрять объект нашего воздействия, пусть то будет ребенок, муж или собака. Т.е. когда кот точит когти в нужном месте, мы тут же его хвалим или даем лакомство, и в будущем это действие начинает ассоциироваться у животного с приятными последствиями, и происходит закрепление правильного поведения. Таким образом метод положительного подкрепления работает и в отношении людей.

Проблема заключается в том, что зачастую мы, взрослые, не отдаем себе отчета, разумно ли ожидать определенного действия от маленького ребенка. Например, за то, что ребенок бегает в помещении – мы одернем его, а за то, что тихо сидит на стуле – похвалим. Но, задумываемся ли мы о том, как же сложно малышу усидеть на месте, как это неестественно для него и возможно даже мучительно. Большинство детей готовы идти на любые жертвы лишь бы завоевать одобрение со стороны родителей. Тогда в голове малыша возникает некоторое противоречие – «это желаемое, но не одобрено, а значит плохо», хотя объективно ничего плохого в этом может и не быть.

Дети перестают радоваться своим успехам

Когда в момент успеха ребенка мы в ту же секунду радостно вскрикиваем «Умница!», мы лишаем ребенка возможности самому проявить радость за свой успех, как бы отнимаем у него эту прерогативу. Тем самым мы обесцениваем его мнение. И чем чаще это происходит, тем реже ребенок испытывает потребность в желании поделиться своей радостью. А зачем? Ведь рядом всегда найдутся те, кто сделает это за него. И в тот момент, когда у него что-то получается, он не вспыхивает гордостью – «Я сделал это!», а бежит к нам с вопросом «Тебе нравится?»

У детей снижается мотивация

Когда ребенка хвалят за личные качества после успешно выполненного задания («ты такой умный», «ты молодец» и т.д.), он испытывает трудности при выполнении последующих заданий. Об этом свидетельствуют результаты исследований, которые провела американский психолог Кэрол Двек в двенадцати школах Нью-Йорка при участии более 400 школьников. Во время исследования школьникам предлагали пройти тест, состоящий из головоломок. После того как ребенок выполнял задание, его хвалили. Одну половину детей хвалили за умственные способности: «Ты хорошо в этом разбираешься», а другую половину – за проявленные усилия: «Ты, должно быть, очень старался».

Затем ученикам предлагали выбрать один из двух следующих тестов. О первом тесте говорили, что он достаточно сложный, другим тестом было задание, похожее на первое. В результате, те дети, которых похвалили за усилия, выбрали более сложный тест. А те дети, которых хвалили за умственные способности, в основном выбрали более простое задание.

К пяти пунктам Альфи Кона я бы добавила еще два. Оценочные суждения «молодец», «умница», «какой ты хороший», высказываемые в момент правильного (с точки зрения взрослых) поступка ребенка нарушают принцип безусловного принятия. Ребенок осознает, что он хороший только в те моменты, когда он сделал то, что понравилось родителям. «А если буду делать по-другому, то буду плохим», – думает он. Ребенку начинается казаться, что любовь родителей постоянно нужно завоевывать, а любить они могут лишь за хорошее поведение.

Также часто с помощью слов похвалы родители стараются изобразить свою заинтересованность в деятельности ребенка. Иногда брошенное, не глядя на рисунок, слово «молодец» может восприниматься как «да, я вижу, что ты там что-то нарисовал, но не мешай мне сейчас», а значит, поселит в душе ребенка недоверие к словам взрослого.

Итак, мы выяснили, что похвала имеет не только положительные, но и негативные последствия. Должны ли мы теперь полностью отказаться от одобряющего слова в адрес своего ребенка? Конечно, нет! Искренние слова одобрения важны и необходимы, и было бы не правильно сдерживать свои эмоции, когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка, но формы похвалы и одобрения вполне реально разнообразить.

Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

1. Не сказать ничего

Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей. В классах Монтессори вообще не принято хвалить, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно оценивать свой результат. В большинстве материалов и учебных пособий в Монтессори-среде заложен контроль ошибок – это означает, что ребенок может сам проверить себя, свериться с образцом. Это избавляет детей от необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом, правильно ли он выполнил задание. Педагоги, в свою очередь, практически полностью избегают оценочных суждений действий ребенка.

2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом

Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, то вы с любовью смотрите на него в ответ, или касаетесь рукой, обнимаете. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом – о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает.

3. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил, она даже подставляет тебе шею!» Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания.

Сторонники такого подхода всемирно известные эксперты в области общения с детьми А. Фабер и Э. Мазлиш рекомендуют так хвалить ребенка за положительные поступки. Если, например, малыш съел весь суп, то можно сказать «вот это я понимаю здоровый аппетит!». Если убрал игрушки на место – «в комнате идеальный порядок!». Тем самым, вы не только выскажете слова одобрения детскому поступку, вы заглянете в его суть, а также покажете, что уважаете старания ребенка.

4. Спросите ребенка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.

5. Выражайте похвалу через призму своих чувств

Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!» Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.

6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия

Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!»

7. Хвалите усилие, а не результат

Отмечайте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!» Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции. Но все же есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон способов похвалить ребенка – это возможность лишний раз сказать ему о своих чувствах.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.