КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА (игры для детей с 1, 5 лет)
Многие родители детей с речевыми нарушениями (особенно моторных алаликов) сталкиваются с проблемой – ребёнок не может выучить цвета. Это связано особенностями мышления и памяти таких деток
Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.
Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.
В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.
Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.
Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!
Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.
Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.
Я бы настоятельно не рекомендовала использовать в изучении цветов компьютерные и онлайн игры, которых сейчас в изобилии в сети. Во-первых, ребёнку ни к чему столь раннее знакомство с компьютером. Во-вторых, экран монитора может искажать цвета. В-третьих, все эти игры для ленивых родителей, ведь от живого общения больше пользы и только вы можете познакомить малыша с окружающим миром!
Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.
Игра «Бабочки на цветке» Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета. Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».
Игра «Маленький строитель» Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.
Игра «Цветная уборка» Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»
Игра «Строим башню» Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»
Игра «Принеси одежду» Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет. Можно усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».
Игра «Все цвета радуют» Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.
Игра «Светофор» Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем». Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.
Игра «Сортируем игрушки» Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.). Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).
Игра «Что бывает зелёным?» Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д. Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.
Игра «Чудо — радуга» Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.
И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш малыш будет в восторге!
Как научить ребенка учить стихи -Гуси, гуси. -Га-га-га. -Есть хотите? -Да-да-да. -Так летите же домой. -Серый волк под горой. Зубы точит, воду пьет, Нам проходу не дает. -Ну, летите, как хотите. Только крылья берегите.
***
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней ребятки, Желтые цыплятки. - Ко-ко-ко, ко-ко-ко Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите. Съели толстого жука, Земляного червяка. Выпили водицы Полное корытце.
***
Старый заяц сено косит, А лиса сгребает. Муха сено к возу носит, А комар кидает Довезли до сеновала Муха с возу закричала: -На чердак я не пойду, Я оттуда упаду, Ноженьку сломаю, Буду я хромая.
***
Меня ужалила пчела, Я закричал: "Как ты могла?" Пчела в ответ: "А ты как мог? Сорвать любимый мой цветок. Ведь он мне был Ужасно нужен - Я берегла его на ужин".
***
Бода-бода-болабода, Живет жабка у болота, Выпуча глаза сидит, Громко, громко говорит: Квак-квак, квак-квак, А я прыгаю вот так!
***
Выпал иней на луга, Щиплет гусям лапки. -Гуси, гуси!- Га-га-га! -Надевайте тапки! Надевайте тапки, Берегите лапки!
***
Под горою вырос гриб, Гриб увидел дед Архип. Стал тянуть его из мха, Только силушка плоха. Обессилел дед Архип. Ты поможешь вырвать гриб?
***
Жили-были два кота- Восемь лапок, два хвоста. Подрались между собой Серые коты. Поднялись у них трубой Серые хвосты. Бились днём и ночью, Полетели клочья. И остались от котов Только кончики хвостов.
***
Просит вечером подушка: -Положи меня под ушко,- Очень хочется, Антон, посмотреть твой новый сон.
***
Приглашенные к обеду Шли букашки к Короеду. Лабиринт пройдёшь не скоро В триста тридцать коридоров... Все пришли!.. А Короед, Не дождавшись, съел обед.
***
Утром мама будит нас- Льется солнышко из глаз. И на самом донышке Мы с братиком, Как зернышки.
***
К нам домой пришла лягушка, Разбросала все игрушки, Оглядела кавардак И сказала тихо: "Квак..."
***
Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила.
***
В трикотажном магазине повстречались три кота Продавались там перчатки, были разные цвета. Подошли к прилавку важно, промяукали протяжно: - А у вас мышинный цвет есть в продаже или нет ???
***
- Горошек,горошек, да ты акробат! Как ловко взбираешься ты на канат! Усатый горошек сразу зазнался. - Да я б, - говорит, до Солнца добрался - Да я б, - говорит, до неба добрался - Да жаль, - говорит, канат оборвался.
***
Средь широких и диких степей, Сладко спал одинокий репей. Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в чьи-то штаны, В волчий хвост или заячью грудь И отважно отправится в путь.
***
Ели на опушке - До небес макушки - Слушают, молчат, Смотрят на внучат. А внучата-ёлочки, Тонкие иголочки У лесных ворот Водят хоровод
***
Под крыльцом построен дом - Лубяная крыша. Кто живёт в домишке том? Ну, конечно, мыши! Из зерна они пекут Вкусные лепёшки И мышонка берегут От соседки кошки.
***
- Муравьишко, муравьишко, Расскажи, где твой домишко? - Возле пня под старой ёлкой, Где горой лежат иголки. Я там год живу уже на трёхсотом этаже!
*** А. Усачев. Улитка.
Дождик лил как из ведра. Я открыл калитку И увидел средь двора Глупую Улитку.
Говорю ей:-Посмотри! Ты ведь мокнешь в луже...- А она мне изнутри : -Это ведь снаружи!
А внутри меня весна , День стоит чудесный!- Отвечала мне она Из скорлупки тесной.
Говорю:-Повсюду мрак... Не спастись от стужи!- А она в ответ : -Пустяк. Это ведь снаружи!
А внутри меня уют: Расцветают розы, Птицы дивные поют И блестят стрекозы!
-Что ж , сиди сама с собой!- Я сказал с улыбкой И простился со смешной Глупенькой Улиткой...
Дождь закончился давно. Солнце - на полмира... А внутри меня темно, Холодно и сыро.
|