Обратная связь
|
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАННЕЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО И ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЦППРК
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции в городе Мурманске – это образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основной целью деятельности Центра является комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика, определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в общество детей и подростков, коррекция и реабилитация разного рода затруднений в развитии детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях Центра осуществляется соответствующими специалистами: педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-дефектологами.
Для оказания эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья организована комплексная систематическая коррекционно-развивающая работа в речевой, двигательной, познавательной, сенсорной и эмоционально-волевой, поведенческой сферах. Комплексное сопровождение детей осуществляется разными специалистами: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Социальный педагог ведёт работу, включающую вопросы социализации и адаптации, ссемьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается нами как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля.
В настоящее время значительно увеличилось количество детей младшего и среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее распространённое нарушение — задержка речевого и психоречевого развития. Категория таких детей полиморфна и неоднородна по составу. Воспитанники различаются по уровню развития и по характеру имеющихся нарушений развития.
Коррекционная помощь данной категории детей в настоящее время оказывается только в медицинских учреждениях. Число обращений родителей детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого и психического развития послужило поводом открытия группы кратковременного пребывания для детей 3-4 лет с задержкой речевого и психического развития в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции. В нашем центре создана и действует модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого и психоречевого развития.
Содержание работы заключается в обеспечении своевременной специализированной коррекционной помощи воспитанникам,
индивидуализации их обучения и развития. Вместе с тем коррекционное воздействие осуществляется и основывается на комплексном подходе, что предполагает: соблюдение условий взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу; реализацию комплексных мер, обеспечивающих проведение подгрупповых и индивидуальных занятий.
Цели, задачи, содержание деятельности группы отражены в рабочей программе «Коррекционно-развивающая работа в группе кратковременного пребывания для детей 3-4лет с задержкой речевого и психического развития».Целью программы является выявление и преодоление недостатков в развитии психических функций у детей раннего и младшего дошкольного возраста и профилактика нарушений развития личностных свойств.
Выявление возможных нарушений и результат коррекционно – развивающей работы мы определяем в ходе проведения диагностических
обследований. Диагностическая работа с воспитанниками проводится с помощью диагностического комплекта Е.А.Стребелевой. Дифференциальная диагностика проводится в три этапа. На первом этапе выявляем детей с задержкой речевого и психоречевого развития, и они проходят обследование в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Специалистами комиссии квалифицируются проблемы ребенка в виде заключения, определяются для него специальные условия обучения и воспитания.Благодаря работе нашей комиссии, в составе которой есть дефектологи, психологи, логопеды, психиатры, мы имеем возможность выявить большое количество детей с возможными нарушениями и направить их для оказания коррекционной помощи.
С учетом выявленных проблем составляется индивидуальная программа психолого–педагогического сопровождения коррекционного обучения и развития.Она содержит: социальный паспорт семьи, согласие родителей с выбором форм специального образования, протокол обследования ТПМПК, лист здоровья, индивидуальный образовательный маршрут, лист учёта видов коррекционной помощи, речевую карту, первичную карту диагностического обследования педагогом – психологом, психологический профиль учащегося. На втором этапе проводится специальное обследование детей, прошедших частично курс коррекционно-развивающих занятий. Задачей промежуточной диагностики является определение результатов коррекционной работы. Психолого-педагогический консилиум является основной организационной формой для обсуждения стратегии и тактики комплексного психолого-педагогического сопровождения. Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания индивидуальной программы сопровождения ребенка или продолжении работы в выбранном направлении. На третьем этапе проводится заключительное, итоговое обследование детей, прошедших курс коррекционных занятий. Задачей итоговой диагностики является определение результатов коррекционной работы и дальнейшего образовательного маршрута ребёнка.
Деятельность по разделам программы осуществляется специалистами: логопедами, дефектологами, психологами. Исходя из особенностей ребёнка, выделяются приоритетные направления, которые служат основой для построения коррекционной работы специалистами группы: учитель-логопед развивает фонетико-фонематическую сторону речи, лексико-грамматические средства языка и связную речь;учитель-дефектолог работает по ознакомлению детей с окружающим миром, формирует элементарные математические представления; педагог-психолог корректирует и развивает психические процессы, социально-личностную сферу. Данные направления реализуются в процессе подгрупповых и индивидуальныхформ работы, которые проводятся в форме игровых занятий. В коррекционной деятельности используются современные коррекционно- педагогические и развивающиетехнологии: игровые, арпедагогические, психотехнические, логопедические.
Одним из основных наших принципов работы с такими детьми является воспитывающий характер обучения. Принцип доступности обучения определяет поступательный характер педагогического процесса и означает, что обучение мы проводим на таком уровне трудности, который находился бы в «зоне ближайшего развития» ребёнка. Одним из наиболее важных принципов является принцип индивидуального подхода, который предполагает учёт индивидуальных особенности каждого ребенка, которые определяются в результате предварительного обследования.
В основе обучения детей с задержкой речевого и психоречевого развития мы используем принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами, который занимает особое место при решении коррекционных задач. Наглядный материал достаточно крупный, свободный от лишних деталей. Практическая деятельность детей с реальными предметами способствует более прочному усвоению программного материала. Занятия построены на принципе целостного построения коррекционно-развивающей работы, при котором которой отработка определенных умений и навыков проводится во многих видах детской деятельности. Обучение и развитие детей с психоречевой патологией не сводится к выработке механических, рефлекторных навыков.
Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом и психоречевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Мы проводим большую работу с семьёй ребёнка. Наши родители являются активными участниками образовательного процесса. После каждого занятия проходят консультации с родителями. Один раз в месяц проводим «Школу эффективного родителя» в форме бесед, практикумов, исходя из запросов родителей воспитанников. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа по преодолению задержек психоречевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Поэтому настолько важна ранняя диагностика и коррекция, которые позволяют обеспечить наиболее полную компенсацию имеющихся нарушений и профилактику вторичных отклонений.
| К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики и психологии относится создание оптимальных условий для ранней профилактики и коррекции нарушений в развитии ребенка с целью его более успешной социализации, а также реабилитация семей детей с инвалидностью и ОПФР. Систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в процессе коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в обществе лиц с различными диагнозами как равноправных его членов.
Значительным вкладом в осознание необходимости ранней коррекции стали зарубежные научные исследования по проблемам: социально-эмоционального развития младенцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие; влияния личности матери на взаимоотношения с ребенком; развития младенцев у матерей с психическими расстройствами и т.д. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы ранней коррекции сыграло переосмысление положений выдающегося психолога Л.C. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивных периодов (периодов повышенной чувствительности) для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это позволило спроектировать и провести научные эксперименты в области коррекционной педагогики и убедительно доказать эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей. Примыкая к Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия описывают развитие как интегральное психофизическое освоение мира, которое осуществляется через деятельность.
На каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психических новообразований данного этапа. При этом первым этапом развития выступает этап жизни ребенка от рождения до 3 лет.
Основной тип деятельности ребенка на первом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Если оно своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. Комплекс оживления, который появляется при нормальном развитии к трем месяцам как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего психического развития.
Основным видом деятельности ребенка в возрасте от года до трех летявляется предметно-манипулятивная деятельность, которая играет исключительно важную роль в психическом и социальном развитии ребенка. Манипулятивные действия появляются тогда, когда возникнут все необходимые для этого предпосылки: сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание и т. п., а также регулируемые со стороны зрения координированные движения. При нормальном психофизическом развитии эти предпосылки возникают в первом полугодии жизни.
Говоря о новообразованиях, следует отметить, что все первое полугодие жизни ребенка проходит при формировании сенсорных систем, опережающих развитие сферы мануальных движений.
Д. Б. Элькониным установлено, что на ранних этапах развития связь высших психических функций с их чувственной основой выступает особенно отчетливо, но при дальнейшем развитии эти чувственные компоненты свертываются, продолжая входить в них как составляющие.
У детей с тяжелыми нарушениями развития (например, интеллектуальная недостаточность) ранние виды деятельности грубо нарушены. В их развитии играют роль и соматические, и социальные компоненты. В частности, для раннего развития детей с интеллектуальной недостаточностью основополагающее значение имеет общение с близкими людьми, особенно с матерью, удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Отсутствие этого внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что у ребенка с нарушениями интеллектуального развития не возникает достаточной мотивации к общению, что в свою очередь весьма затрудняет овладение им речью.
Так как несоответствующее воспитание ребенка с диагнозом и педагогическая некомпетентность родителей приводят к дальнейшим неблагоприятным количественным и качественным изменениям в развитии ребенка, то консультативная помощь родителям в раннем воспитании ребенка имеет огромное значение для его социального развития.
|
|