Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАННЕЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО И ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЦППРК

  Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции в городе Мурманске – это образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основной целью деятельности Центра является комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика, определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в общество детей и подростков, коррекция и реабилитация разного рода затруднений в развитии детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях Центра осуществляется соответствующими специалистами: педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-дефектологами. Для оказания эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья организована комплексная систематическая коррекционно-развивающая работа в речевой, двигательной, познавательной, сенсорной и эмоционально-волевой, поведенческой сферах. Комплексное сопровождение детей осуществляется разными специалистами: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Социальный педагог ведёт работу, включающую вопросы социализации и адаптации, ссемьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается нами как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля. В настоящее время значительно увеличилось количество детей младшего и среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее распространённое нарушение — задержка речевого и психоречевого развития. Категория таких детей полиморфна и неоднородна по составу. Воспитанники различаются по уровню развития и по характеру имеющихся нарушений развития. Коррекционная помощь данной категории детей в настоящее время оказывается только в медицинских учреждениях. Число обращений родителей детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого и психического развития послужило поводом открытия группы кратковременного пребывания для детей 3-4 лет с задержкой речевого и психического развития в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции. В нашем центре создана и действует модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого и психоречевого развития. Содержание работы заключается в обеспечении своевременной специализированной коррекционной помощи воспитанникам, индивидуализации их обучения и развития. Вместе с тем коррекционное воздействие осуществляется и основывается на комплексном подходе, что предполагает: соблюдение условий взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу; реализацию комплексных мер, обеспечивающих проведение подгрупповых и индивидуальных занятий. Цели, задачи, содержание деятельности группы отражены в рабочей программе «Коррекционно-развивающая работа в группе кратковременного пребывания для детей 3-4лет с задержкой речевого и психического развития».Целью программы является выявление и преодоление недостатков в развитии психических функций у детей раннего и младшего дошкольного возраста и профилактика нарушений развития личностных свойств. Выявление возможных нарушений и результат коррекционно – развивающей работы мы определяем в ходе проведения диагностических обследований. Диагностическая работа с воспитанниками проводится с помощью диагностического комплекта Е.А.Стребелевой. Дифференциальная диагностика проводится в три этапа. На первом этапе выявляем детей с задержкой речевого и психоречевого развития, и они проходят обследование в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Специалистами комиссии квалифицируются проблемы ребенка в виде заключения, определяются для него специальные условия обучения и воспитания.Благодаря работе нашей комиссии, в составе которой есть дефектологи, психологи, логопеды, психиатры, мы имеем возможность выявить большое количество детей с возможными нарушениями и направить их для оказания коррекционной помощи. С учетом выявленных проблем составляется индивидуальная программа психолого–педагогического сопровождения коррекционного обучения и развития.Она содержит: социальный паспорт семьи, согласие родителей с выбором форм специального образования, протокол обследования ТПМПК, лист здоровья, индивидуальный образовательный маршрут, лист учёта видов коррекционной помощи, речевую карту, первичную карту диагностического обследования педагогом – психологом, психологический профиль учащегося. На втором этапе проводится специальное обследование детей, прошедших частично курс коррекционно-развивающих занятий. Задачей промежуточной диагностики является определение результатов коррекционной работы. Психолого-педагогический консилиум является основной организационной формой для обсуждения стратегии и тактики комплексного психолого-педагогического сопровождения. Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания индивидуальной программы сопровождения ребенка или продолжении работы в выбранном направлении. На третьем этапе проводится заключительное, итоговое обследование детей, прошедших курс коррекционных занятий. Задачей итоговой диагностики является определение результатов коррекционной работы и дальнейшего образовательного маршрута ребёнка. Деятельность по разделам программы осуществляется специалистами: логопедами, дефектологами, психологами. Исходя из особенностей ребёнка, выделяются приоритетные направления, которые служат основой для построения коррекционной работы специалистами группы: учитель-логопед развивает фонетико-фонематическую сторону речи, лексико-грамматические средства языка и связную речь;учитель-дефектолог работает по ознакомлению детей с окружающим миром, формирует элементарные математические представления; педагог-психолог корректирует и развивает психические процессы, социально-личностную сферу. Данные направления реализуются в процессе подгрупповых и индивидуальныхформ работы, которые проводятся в форме игровых занятий. В коррекционной деятельности используются современные коррекционно- педагогические и развивающиетехнологии: игровые, арпедагогические, психотехнические, логопедические. Одним из основных наших принципов работы с такими детьми явля­ется воспитывающий характер обучения. Принцип доступности обучения определяет посту­пательный характер педагогического процесса и означает, что обу­чение мы проводим на таком уровне трудности, который находился бы в «зоне ближайшего развития» ребёнка. Одним из наиболее важных прин­ципов является принцип индивидуального подхода, который предполагает учёт индивидуальных особенности каждого ребенка, которые определяются в результате предварительного обсле­дования. В основе обучения детей с задержкой речевого и психоречевого развития мы используем принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами, который занимает особое место при решении коррекционных задач. Наглядный материал достаточно крупный, свободный от лишних деталей. Практическая деятель­ность детей с реальными предметами способствует более прочному усвоению программного материала. Занятия построены на принципе целостного построения коррекционно-развивающей работы, при котором которой отработка определенных умений и навыков проводится во многих видах детской деятельности. Обучение и развитие де­тей с психоречевой патологией не сводится к выработке механических, рефлекторных навыков. Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом и психоречевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Мы проводим большую работу с семьёй ребёнка. Наши родители являются активными участниками образовательного процесса. После каждого занятия проходят консультации с родителями. Один раз в месяц проводим «Школу эффективного родителя» в форме бесед, практикумов, исходя из запросов родителей воспитанников. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Таким образом, коррекционно-развивающая работа по преодолению задержек психоречевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Поэтому настолько важна ранняя диагностика и коррекция, которые позволяют обеспечить наиболее полную компенсацию имеющихся нарушений и профилактику вторичных отклонений.  

К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики и психологии относится создание оптимальных условий для ранней профилактики и коррекции нарушений в развитии ребенка с целью его более успешной социализации, а также реабилитация семей детей с инвалидностью и ОПФР. Систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в процессе коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в обществе лиц с различными диагнозами как равноправных его членов.



Значительным вкладом в осознание необходимости ран­ней коррекции стали зарубежные научные исследования по проблемам: социально-эмоционального развития мла­денцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие; влияния личности матери на взаимоотношения с ребенком; развития младенцев у мате­рей с психическими расстройствами и т.д. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы ранней коррек­ции сыграло переосмысление положений выдающегося пси­холога Л.C. Выготского о социальности развития младен­цев и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивных периодов (периодов повышенной чувстви­тельности) для предупреждения социально обусловленно­го отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это позволило спроектировать и провести науч­ные эксперименты в области коррекционной педагогики и убедительно доказать эффективность комплексной коррек­ционной помощи на самых ранних этапах развития про­блемных детей. Примыкая к Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия описывают развитие как интегральное психофизическое освоение мира, которое осуществляется через деятельность.

На каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, опреде­ляющая возникновение и становление основных психических новообразований данного этапа. При этом первым этапом развития выступает этап жизни ребенка от рождения до 3 лет.

Основной тип деятельности ребенка на первом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Если оно своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. Комплекс оживления, который появляется при нормальном развитии к трем месяцам как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего психического развития.

Основным видом деятельности ребенка в возрасте от года до трех летявляется предметно-манипулятивная деятельность, которая играет исклю­чительно важную роль в психическом и социальном развитии ребенка. Манипулятивные действия появляются тогда, когда возникнут все не­обходимые для этого предпосылки: сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание и т. п., а также регулируемые со стороны зрения ко­ординированные движения. При нормальном психофизическом развитии эти предпосылки возникают в первом полугодии жизни.

Говоря о новообразованиях, следует отметить, что все первое полугодие жизни ребенка проходит при формировании сенсорных систем, опережаю­щих развитие сферы мануальных движений.

Д. Б. Элькониным установлено, что на ранних этапах развития связь высших психических функций с их чувственной основой выступает особенно отчетливо, но при дальнейшем развитии эти чувственные компоненты свертываются, продолжая входить в них как составляющие.

У детей с тяжелыми нарушениями развития (например, интеллектуальная недостаточность) ранние виды деятельности грубо нарушены. В их развитии играют роль и соматические, и социальные компоненты. В частности, для раннего развития детей с ин­теллектуальной недостаточностью основополагающее значение имеет об­щение с близкими людьми, особенно с матерью, удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Отсутствие этого внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что у ребенка с нарушениями интеллектуального развития не возникает достаточной мотивации к обще­нию, что в свою очередь весьма затрудняет овладение им речью.

Так как несоответствующее воспитание ребенка с диагнозом и педагогическая некомпетентность родителей при­водят к дальнейшим неблагоприятным количественным и качественным изменениям в развитии ребенка, то консультативная помощь родителям в раннем воспитании ребенка имеет огромное значение для его социального развития.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.