Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Финансовый кризис и денежная реформа в Англии

Сначала 90-х годов английское общество оказалось перед лицом острого финансового кризиса, выразившегося в резком скачке процентных ставок, вызванном недальновидной налоговой политикой правительства и тяготами военных расходов. Встал вопрос и о перечеканке монет, находящихся в обращении. В тот период золотые и серебряные монеты и слитки являлись основным платежным средством. Их недостатком было то, что со временем они стирались, края их часто обрезались, велика была вероятность подделки. Таким образом, со временем монеты теряли часть своей первоначальной стоимости и обесценивались по сравнению с рыночной ценой на драгоценные металлы.

Было решено изъять из обращения все деньги с содержанием ценного металла менее 80% и за счет казны начеканить новые монеты. К 1698 г. денежная реформа была практически закончена. Однако новые полновесные монеты стали пользоваться таким высоким спросом, что их владельцы изымали их из обращения — превращая в сокровище, а для расчетов использовали менее ценные монеты. К тому же деньги стали утекать из Англии за границу, где они также ценились очень высоко. Утечка серебряных денег к 1708 г. приняла угрожающие масштабы. Количество денег в обращении сократилось на 50%.

Хотя в то время металлические деньги были основным платежным средством, в конце XVII в. появились первые бумажные деньги, ценные бумаги правительства. Их распространение связано с основанием в 1694 г. Английского банка. Номинал ценных бумаг был весьма высок, и они использовались преимущественно в колониальной торговле. Широкое хождение бумажных денег начнется значительно позже.



Раздел мира между Великими державами

Вслед за Испанией и Португалией, каждой из которых уже к началу века Просвещения досталось примерно по 1/10 части мировой суши, в процесс территориального раздела мира включается Россия.

Продвигаясь на Запад, Восток и Юг, Российская империя охватит к концу XVIII века примерно 1/8 часть суши.

Голландия, обладая весьма ограниченными людскими ресурсами, создаст империю торговых постов наподобие Венецианской. В зону ее влияния попадут острова Индийского океана. Франция начинает продвижение в Африку с Алжира и Северную Америку с Канады, которая затем будет потеряна в пользу Англии. Англии же к концу века Просвещения достанется 1/4 часть суши с третью всего мирового населения. Впрочем Северная Америка добьется независимости уже в 1783 году. Но и без нее Великобритания, в состав которой будут входить Индия — “жемчужина короны”, Австралия — место ссылки и каторги, Канада, земли на севере и юге Африканского континента, превратится в “империю, над которой никогда не заходит солнце”.

Экономические корни французской революции

Французское дворянство, в отличие от североитальянского, голландского и английского, не могло и не хотело заниматься производственной деятельностью или торговлей, поскольку в этом случае лишалось своих привилегий, главной из которых было освобождение от налогов. Лишь во второй половине XVIII века оно начинает потихоньку вкладывать капиталы в торговлю и промышленность, не принимая при этом личного участия в управлении предприятием. И лишь в 1767 году дворяне получают право владеть мануфактурами и банками. Несмотря на то, что Франция этого периода — самая густонаселенная страна в Европе, ее внутренний рынок остается весьма незначительным, поскольку социальная структура общества не претерпела существенных изменений. Так, во Франции к концу века Просвещения из приблизительно 25 млн. человек населения на долю старой аристократии приходилось не более 0,4% — то есть около 80 тыс. человек, “новое дворянство” не превышало 1% — около 220 тысяч человек, духовенство — 0,6% — около 150 тысяч человек, третье сословие не превышало 15% населения. А доля крестьян составляла 80%. И большинство из них продолжало вести полунатуральное хозяйство.

Из-за узости внутреннего рынка и большей степени натурализации хозяйства французские мануфактуры специализировались на военной продукции, оплачиваемой короной, и роскоши: бархат, атлас, парча, тонкая кожа, стекло, парфюмерия, кружева и т. п.

Существенно более высоким, чем в Англии и Голландии, был и уровень государственного вмешательства в экономику, осуществляемый путем открытого протекционизма: запретительных импортных пошлин, экспортных кредитов, концессий, привилегий, госзакупок и т. п. Начиная с Кольбера, суперинтенданта финансов при Людовике XIV, французские власти активно используют протекционистские меры, направленные как на обеспечение благоприятных условий торговли, так и на создание “тепличных” условий для своих .товаропроизводителей. Не только военный, но и торговый флот Франции был создан при активном содействии, в том числе финансовом, короны.

Бурбонам, в отличие от Стюартов, удалось установить режим абсолютной монархии. Но это привело к резкому росту государственных расходов. Если во времена Генриха IV бюджет Франции составлял 20—25 млн. ливров, из которых менее 1/4 тратилось на военные нужды, то во времена Ришелье, когда Франция почти не воевала, он уже возрос до 33—40 млн. ливров, из которых более половины — 20—25 млн. тратилось на армию. Но это было лишь начало.

В эпоху правления Короля-Солнца бюджет раздуется до 200 млн. ливров, из которых 3/4 будет тратиться на военно-морские нужды, а незадолго до революции он превысит 400 млн., из которых 25 будет тратиться на содержание двора, около 30 — на пенсии аристократам, 45 — на жалование 12 тысяч дворян-офицеров и столько же на жалование 135 тысяч солдат, а остальное уйдет на обслуживание огромного государственного долга.

Безудержный рост расходов требовал резкого увеличения поступлений в казну. Приходилось увеличить налоги, основную тяжесть которых несло на себе третье сословие, налоговое бремя которого возросло с 30—40% валового дохода до 55—65%, при том что налоги с духовенства не превышали 25% дохода, а косвенные налоги с дворянства сокращали его доход всего на 15%.

Крестьяне Франции в середине XVIII века должны были:

1) отрабатывать барщину — по 7—15 дней в году;

2) вносить шампар — натуральный оброк 20—25% урожая;

3) платить цензиву — фиксированную денежную ренту;

4) платить талью — особый королевский налог;

5) вносить подушный налог',

6) уплачивать десятину в пользу церкви (с дохода);

7) уплачивать двадцатину (с прибыли);

8) платить габель — особый налог на соль, не считая всяких “мелочей” типа косвенных и чрезвычайных налогов военного времени. А воевала Франция в просвещенный век практически постоянно.

Налоговых поступлений было явно недостаточно для обеспечения нужд короны, и она начала прибегать к займам. Процентные ставки при этом возросли с 6—12 до 15—25% годовых. Быстрыми темпами стал нарастать долг казны. Только с 1610 по 1660 год он возрос в 12 раз, с 65 до 800 млн. ливров. Пришлось даже заложить земли королевского домена, отдать налоги и подати на откуп, что еще сильнее снизило реальные поступления.

Решительными мерами Кольберу удалось, в основном за счет внешней торговли, навести порядок в королевских финансах. Расходы бюджета были сокращены с 50 до 25 млн. ливров, и бюджет стал профицитен. Процентные ставки снизились до 5—7% годовых, а внутренний долг сократился с 700 до 200 млн. ливров.

Афера Джона Лоу

Вскоре после смерти Кольбера начался выпуск бумажных денег. Расходы казны резко подскочили, а затем стали безудержно расти. Долг приблизился к 2 млрд. ливров в 1715 году.

В 1718 году во главе Государственного банка становится шотландский авантюрист Джон Лоу. Для выплаты огромного государственного долга и решения проблемы нехватки золотой и серебряной монеты он начинает массированный выпуск кредитных билетов Банка Франции. Параллельно организуется система двусторонней обоюдорастущей котировки выпускаемых билетов к золоту.

Расплачиваются с держателями ранее выпущенных билетов с помощью новых выпусков. В течение нескольких месяцев спекулятивная лихорадка захлестывает практически всю Францию, по крайней мере ее крупнейшие города. Те, кто успел включиться в игру на ранних стадиях, баснословно обогатились. Несколько сот слуг, прачек, солдат, крестьян и ремесленников стали миллионерами, купили себе дворянские титулы и старинные родовые замки. В 1721 году обязательства банка Франции в несколько раз превысили мировые запасы золота и серебра. И он лопнул. Пострадало несколько сот тысяч человек. Крушение Банка Франции привело к ускорению процесса расслоения и “капитализации” французского общества. Сильно изменился баланс распределения земли. Доля дворянских земель сократилась с 25—33% до 20—25%, церковных с 15—20% до 7—12%, зато возросла доля земель городской буржуазии — с 3—5% до 15—20%.

Министр финансов Людовика XVI Анн Робер Жак Тюрго (1721—1781 гг.) пытался убедить монарха во имя сохранения короны провести радикальные буржуазные реформы: заменить натуральные налоги и трудовые повинности денежными сборами, снизить налоги с торговли, упразднить цеха и гильдии. Но был отставлен под давлением старой аристократии.

Позднее Неккер, которому приписывают замечательный ответ на предложение поделить королевские сокровища “делите — каждый получит по 8,5 франков”, пытался ограничить расходы двора и снизить дефицит бюджета, но неудачно. К 1789 году долг казны — 4,5 млрд. ливров, половину из которых составляли пожизненные ренты высшей аристократии. Только на обслуживание этого огромного долга было потребно около 300 млн. ливров ежегодно, что составляло около 2/3 годовых доходов казны. Для сравнения — стоимость французского экспорта в 1787 году оценивается в 530 миллионов ливров, импорта — 320 млн., при внутреннем продукте около 6,5 млрд. ливров. Доходы церкви не превышали 250 млн. ливров, а феодальная рента — 100 млн.

Именно нежелание французской аристократии и монархии прислушаться к голосу разума, пойти на уступки средним слоям и буржуазии в конечном счете привело к физическому, практически поголовному истреблению французского дворянства.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.