Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 8. СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Обеспечить исключительно высокий уровень жизни элите — задача элементарная.

Обеспечить высокий жизненный стандарт большинству населения — гораздо труднее.

Создать приемлемые условия жизни для всех — практически невыполнимая задача.

Джон Гэлбрейт

Немного хронологии

Окончание мировой войны (1945 г.). Режим Тито в Югославии (1945—80). Создание ООН (1945). План Маршалла (1947—52). Создание государства Израиль и Берлинский кризис (1948—49). Создание НАТО (1949). Война в Индокитае за независимость от Франции (1946— 54). Корейская война (1950—53). Смерть Сталина (март 1953). Война в Алжире за независимость от Франции (1954— 62). Антикоммунистические выступления в Венгрии (1956). Образование “Общего рынка” — ЕЭС (1957). Кубинская революция (1958—59). Президентство Де Голля (1958—1969). Строительство “Берлинской стены” (1961). Карибскийкризис (1962). Индо-пакистанская война (1965—72). Вьетнамская война с участием США (1964—73). “Культурная революция” в Китае (1966—68). “Шестидневная война” (1967). Антикоммунистические выступления в Чехословакии. “Пражская весна” и студенческие беспорядки в Западной Европе. “Сексуальная революция” (1968). Война Судного Дня, резкое повышение цен на нефть (1973). Уотергейтский скандал. Отставка президента Никсона (1973—74). Смерть Франке (1975). Смерть Мао Цзедуна (1976). Исламская революция в Иране, война с Ираком, новое резкое повышение цен на нефть (1979). Война в Афганистане с участием СССР (1979—89). Антикоммунистические выступления в Польше. “Солидарность” (1980). Конфликт между Англией и Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982). Резкое падение цен на сырую нефть. Катастрофа в Чернобыле (1986). “Отрезвление”, “ускорение”, “гласность”, “перестройка” в СССР (1985—89). Распад Югославии и гражданская межэтническая война (1989—96). “Буря в пустыне” (1990). Августовский путч и распад СССР (1991). Переходный период в России (1992—...).



Причины войны

Основными причинами раскручивания милитаристской истерии в конце тридцатых годов явились:

* столкновение интересов монополий Японии и США в Юго-Восточной Азии:

* стремление Германии к военному и политическому реваншу, захвату “жизненного” пространства — стратегического сырья, рынков сбыта, плодородных земель;

* желание руководства СССР (практически нескрываемое) “экспортировать” революцию в Европу и Азию, с установлением в перспективе “всемирной социалистической республики”;

* желание Англии, Франции и США уничтожить или существенно ослабить СССР, в котором они справедливо видели источник военной опасности и “гнездо подрывных элементов”, руками фашисткой Германии, с решительным ослаблением последней;

* столкновение интересов итало-германских и англофранцузских монополий в Северо-Восточной Африке и на Ближнем Востоке.

Стратегия Англии и Франции состояла в том, чтобы сначала усилить Германию, которой не только оказывали экономическую помощь, но позволили захватить Австрию, Чехию, и даже Польшу, затем натравить ее на Советский Союз, после чего — добить ослабленного победителя.

Стратегия “малых” европейских стран состояла в искусном лавировании между лагерями, которое должно было обеспечить им сохранение национальной независимости,

Стратегия Германии состояла в том, чтобы, воспользовавшись технической помощью со всех сторон, не допустить войны на два фронта, а в ходе молниеносных компаний (блицкригов) разгромить их по отдельности.

Стратегия Японии состояла во внезапном ударе по военным базам США и ликвидации их военного присутствия в Юго-Восточной Азии, в “доедании” Китая и Индокитая при сохранении нейтралитета со стороны СССР.

Стратегия США состояла в максимально длительном сохранении вооруженного нейтралитета, с тем чтобы воспользоваться плодами войны при минимальных финансовых и людских издержках.

Стратегия Советского Союза состояла в укреплении военном и техническом Германии, разделе с ней Восточной Европы, Прибалтики и Ближнего Востока, направлении всей ее военной мощи против Британии и Франции, а затем — в ударе в спину своему союзнику и приходе в Европу в качестве “освободителя”.

Все эти стратегии были реализованы лишь частично, а это равносильно провалу, что привело большинство европейских стран (за исключением Испании, Британии, Швейцарии и Швеции), а также Японию к национальной катастрофе.

Экономические системы и военный успех

Вторая мировая война стала не только столкновением военных машин и военно-промышленных комплексов участвующих стран, она стала также столкновением различных социально-экономических систем. И, таким образом, война стала проверкой этих систем на прочность и эффективность.

Наиболее эффективной оказалась американская система, основанная на демократии, рыночной экономике, среднем слое и ограниченном, но хорошо продуманном государственном регулировании. Она позволила достаточно оперативно мобилизовать не более 20% ресурсов для ведения войны, чего оказалось достаточно для одержания безоговорочной победы.

Существенно менее эффективной оказалась британская имперская система, которая, обладая весьма значительными материальными и людскими ресурсами, не сумела мобилизовать достаточное их количество (долю) для достойного противостояния Германии.

Довольно эффективными с точки зрения мобилизации ресурсов для войны оказались системы Германии и Японии. Направив на нужды войны около половины своих ресурсов, они четыре года противостояли экономически более мощным противникам. Любопытно, что если в США и Британии в годы войны действие рыночных механизмов было существенно ограничено и значительную роль играли механизмы планирования, регулирования и распределения, то в фашисткой Германии — напротив, были активизированы ранее подавленные рыночные механизмы и методы повышения эффективности.

Наиболее спорным является вопрос о военной эффективности советской системы. С одной стороны, удалось мобилизовать от 2/3 до 3/4 всех ресурсов на нужды фронта, а по отдельным показателям степень мобилизации достигала 100%. Была создана мощнейшая военная машина и военно-промышленный комплекс, который существенно превзошел по валовым показателям выпуск германской промышленности. С другой стороны — победа досталась чудовищно высокой ценой. Число погибших на фронте втрое превысило потери германской стороны. Страна-победительница лежала в руинах, а диспропорции в отраслевом развитии не удавалось ликвидировать в течение следующих 50 лет. Оборудование, снятое с германских заводов после победы, прослужило в Советском Союзе более 30 лет и не было полностью заменено даже к середине 90-х годов.

Экономические итоги войны

Более 55 миллионов человек погибло, более 100 миллионов осталось инвалидами. Совокупные расходы воюющих государств превысили 900 миллиардов долларов в текущих ценах. Европа к концу войны обеспечивала себе не более трети необходимого продовольствия, не более половины необходимого уровня производства промышленных товаров и от четверти до 60% сырья. Транспорт был полностью дезорганизован. Было уничтожено 90% японского флота, более 80% французского парка локомотивов, более 70% мостов и дорог. В Германии было разрушено 40% жилья, в Великобритании — 30%, во Франции — 20%, в Японии — 25%. Промышленное производство сократилось более чем на треть к предвоенному уровню, в том числе в Японии — в пять раз, в Германии — в 2,5 раза.

Численность занятых в США возросла с 54 млн. человек в 1940 г. до 64 млн. в 1945 г. Объем промышленной продукции возрос в 1,5 раза. К концу войны на долю США приходилось более половины мирового ВВП и промышленного производства и 2/3 мирового золотого запаса. ВВП Швеции увеличился за годы войны на 25%, Швейцарии — на 33%. К тому же швейцарские банки стали хранителями нацистского золота, сыгравшего не последнюю роль в превращении этой страны в мировой банковский центр. Политический нейтралитет оказался с экономической точки зрения весьма выгодным.

Страны Латинской Америки, обеспечивая поставки сырья и продовольствия антигитлеровской коалиции, добились некоторого изменения в свою пользу основных ценовых пропорций. Перед войной они предоставляли убежище эмигрантам, преследуемым нацистским режимом, после войны — нацистам и их сторонникам. Таким образом, эти страны получили приток весьма квалифицированных специалистов.

Крах японской и германской колониальных империй, а также ослабление метрополий — Англии, Голландии и Франции — повысило шансы колоний на достижение независимости. В течение 20 послевоенных лет колониальные империи прекратили свое существование. В мире осталось две империи: американская финансово-промышленная и советская ресурсно-территориальная. Сложившийся между ними баланс военных сил обеспечил остальным экономически развитым государствам 50 лет мирного развития при незначительных тратах на военные нужды.

В большинстве стран Запада во время войны установилось социальное согласие, которое удалось сохранить и в послевоенное время.

Послевоенная инфляция

К 1948 году цены по сравнению с 1937 годом возросли в США — на 66%, в Великобритании — на 80%, в Бельгии — в 3 раза, в Голландии — в 6 раз, во Франции — в 18 раз, в Италии — в 50 раз. Поскольку во время войны осуществлялся повсеместный контроль над ценами, но не над денежной массой — эмиссионное финансирование военных расходов дело обычное, основной инфляционный удар пришелся на 1946—48 годы, когда контроль над ценами был ослаблен или вовсе отменен.

Уже в конце 1944 года в Бельгии под руководством К. Гутта была проведена образцово-показательная денежная реформа, снизившая денежную массу со 140 до 25 млрд. франков. Менее радикальную реформу осуществила в 1945 году Голландия. Правительство генерала Де Голля во Франции пыталось осуществить контроль за ценами и производством в мирное время (первые пятилетние планы во Франции даже носили директивный, как в СССР, а не индикативный, прогнозный характер), но потерпело сокрушительное фиаско, так что в 1948 году пришлось девальвировать франк до 20% от уровня 1939 года.

В Германии, вопреки распространенному обывательскому мнению, инфляции — то есть постепенной потери покупательной способности денег не было. Просто рейхсмарки нацистского правительства в одночасье потеряли всякую покупательную способность, а в качестве всеобщего эквивалента использовались сигареты и бренди (виски).

В 1948 году под руководством Людвига Эрхарда была проведена денежная реформа, по которой каждый гражданин получил возможность обменять 40 наличных рейхсмарок на 40 наличных дойчмарок. Остальные 28 миллиардов имевшихся на руках рейхсмарок переводились на счета по курсу 10 к 1, причем 30% с каждого счета “замораживались”. Остальные 100 миллиардов рейхсмарок просто уничтожались. Таким образом, практически всем гражданам были обеспечены примерно равные стартовые условия, а денежная масса в стране сократилась до 4,5 млрд. марок.

В 1949 году была проведена всеобщая девальвация европейских валют по отношению к доллару и послевоенной инфляции был положен конец. Следующие 25 лет цены росли относительно умеренными темпами (1,5—3,5% годовых), что в сочетании с высокими темпами экономического роста (3,5—8,5% годовых) не создавало никаких проблем для устойчивого развития.

План Маршалла

К началу 1947 года в Европе сложилась весьма тревожная ситуация. Значительные разрушения военного времени, огромная задолженность, превышавшая 7 миллиардов долларов, холодная зима, апатия значительной части населения привели континент на грань голода и новых социальных потрясений. Коммунисты во Франции и Италии, активно участвовавшие в сопротивлении нацистам, существенно усилили свои позиции. Они получили значительную часть голосов на выборах в местные органы власти и вполне могли победить на национальных выборах. Красная Армия оккупировала Восточную Европу и, казалось, была готова двинуться в Западную.

С другой стороны — имелась довольно-таки развитая рыночная инфраструктура, богатые традиции предпринимательства еще не были забыты, рабочая сила не потеряла квалификацию, а буржуазные ценности, основанные на “священности” частной собственности, глубоко укоренились в психологии значительной части населения. Для восстановления экономического роста необходим был внешний импульс — единовременное “вливание” в экономику материальных и финансовых ресурсов, которое не только позволило бы запустить экономический механизм, но и восстановило бы психологические силы европейских наций, дав им “надежду на лучшее будущее”. Осуществить такое “вливание” могли в тот период только Соединенные Штаты.

В июне 1947 года госсекретарь США генерал Джордж Маршалл, выступая в Гарварде, выдвинул план помощи европейским государствам, включавший меры по преодолению разрухи, стабилизации финансового обращения, снятию напряженности в политической сфере. В апреле 1948 года Конгресс принял закон о помощи иностранным государствам, и осуществление плана Маршалла началось.

За четыре года (1948—51) западноевропейские страны (прежде всего Британия, Франция, Германия и Италия) получили помощь на 17 млрд. долларов в текущих ценах (более 150 млрд. в ценах конца столетия), из которых 70% пришлось на топливо и продовольствие. Американский экспорт за этот период возрос на 60%, европейский — на 50%. Производство важнейших видов промышленной продукции выросло в Европе на 60—200%. В 1951 году европейский ВВП на 15% превысил довоенный уровень.

Изначальными условиями предоставления помощи были: отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов.

Позднее к ним прибавились ограничения в торговле с соцлагерем и предоставление территорий для размещения американских военных баз.

Советскому Союзу также было предложено участвовать в плане Маршалла. Если бы он принял это предложение, то влияние США в Европе усилилось бы существенно в меньшей степени, а восстановление хозяйства СССР прошло бы намного успешнее. Но руководители СССР (Сталин и Молотов) совершили грубую политическую ошибку, отвергнув предложение помощи (на что американские политики, кстати говоря, очень рассчитывали) и втянув страну в 45-летнее противостояние с экономически более сильным противником.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели:

* экономика стран Западной Европы была восстановлена;

* европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам;

* влияние коммунистов и СССР было ослаблено;

* вокруг СССР был возведен “железный занавес”;

* США и Канада получили огромный рынок сбыта;

* был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

“Обратный курс” Доджа— Макартура

Программа, аналогичная плану Маршалла для Западной Европы, была разработана для Японии советником генерала Дугласа Макартура Дж. Доджем — крупным банкиром и предпринимателем. В отличие от плана Маршалла программа Доджа не предусматривала оказания Японии мощной финансовой помощи, а делала ставку на возврат от милитаризма к либеральным ценностям и запуск механизма свободной конкуренции, за что и получила название “обратный курс”.

В соответствии с планом Доджа—Макартура были распущены дзайбацу — феодально-милитаристские кланы-корпорации, произведена демонополизация, объявлена свобода торговли, осуществлена земельная реформа, введено либеральное трудовое законодательство, проведена налоговая реформа.

Довоенный уровень был достигнут только в 1954 году, зато в течение следующих 15 лет экономика Японии росла в среднем на 11% в год, что является абсолютным рекордом в истории мировой экономики.

Бреттон-Вудская система

Первые международные валютные соглашения были заключены в 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудсе.

Для стран — участниц Бреттон-Вудской системы — была введена система корректируемых фиксированных курсов валют. Курсы валют фиксировались на уровне, позволяющем странам реализовать свои внутренние программы развития. Если через какое-то время не удавалось привести равновесные курсы к фиксированным, фиксированный курс корректировался.

Курсы валют были привязаны к доллару США, доллар США к золоту (1 доллар = 1 грамм) и свободно на него обменивался. Однако при разных темпах экономического развития стран—участниц было тяжело поддерживать систему жестких курсов, что привело, в конечном счете, к ограничению международной торговли.

В 1971 г. доллар США девальвировался, Бреттон-Вудская система распалась. Была введена система управляемых плавающих курсов (отклонение до 2,5%). Но многие страны и сейчас не пускают свои валюты в “свободное плавание”, а стараются поддержать определенную связь между ними и одной из “главных” валют. Так, около 20 африканских стран входят в “франко-зону”. Центральная и Северная Европа ориентированы на немецкую марку. Страны Юго-Восточной Азии — на японскую иену. В Западном полушарии “главной” валютой является доллар США, по прежнему являющийся мировым резервом № 1.

Международный валютный фонд (МВФ) был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году и начал функционировать с марта 1947 года. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его европейское отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, предоставление государствам—членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

В настоящее время в МВФ входит более 170 стран, капитал фонда составляет более 150 млрд. долларов (около 30% приходится на долю США, по 5—6% на Великобританию, Францию, Германию и Японию, 4% на Саудовскую Аравию, по 2,5—3,5% на Италию, Канаду, Голландию и Китай), количество сотрудников превышает 2000 человек.

Советскому Союзу было предложено вступить в МВФ еще в 1946 году, с третьей по величине долей после США и Британии, но Сталин отверг это предложение, также как предложение использовать рубль в международных расчетах наряду с долларом, при курсе 1 к 1. Россия была принята в МВФ в 1992 году с шестой по величине долей участия.

Международный (Всемирный) банк реконструкции и развития (МБРР, или ВБРР). Специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 году, но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Высшими органами МБРР является Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших

деловых кругов США. Сессия Совета, состоящего из министров финансов и управляющих центральными банками, проводится раз в год, совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса определяются квотой страны в капитале банка. Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит большой семерке.

Официальная цель деятельности банка — оказание финансовой и организационной помощи странам—участницам на компенсационной основе. Первоначально МБРР аккумулировал средства для стимулирования частных инвестиций в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х деятельность МБРР во все большой степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Источник средств — акционерный капитал, размещение облигационных займов, продажа облигаций.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь.

МВФ и Мировой банк иногда называют бреттон-вудскими сестрами.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.