Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

КОНСТАНТНОСТЬ И ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. РОЛЬ УСТАНОВКИ И МОТИВАЦИИ В ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ.

Константность – постоянство прецептивного образа.

1. Константность формы:

a) основана на учёте наклона объекта; если нет информации о наклоне объекта в плоскости под углом к направлению взгляда, то константность нарушается;

b) основана на различении удалённости сторон объекта; при различной удалённости сторон объекта обе стороны прямоугольника воспринимаются равными; коэффициент константности зависит от наклона объекта, с увеличение наклона константность падает;

2. Константность размера/величины. Определяется физической величиной объекта, а не величиной сетчаточного изображения. Пример: при отдалении руки от себя мы не замечаем уменьшения видимой величины, хотя угловая величина уменьшается, так как мы знаем, что размер руки постоянен. Редукция признаков абсолютной удалённости приводит к исчезновению константности размера.

3. Константность цвета, освещенности. Несмотря на различную освещённость, человек верно воспринимает цвет одного и того же объекта. Константность цвета нарушается, если источник света расположен за объектом, и видна лишь форма объекта.

4. Константность движения. Теория Гибсона.

5. Другие виды константности:

  • Восприятия скорости – проявляется лишь на сравнительно небольших расстяниях (а если стараемся оценить скорость автомобиля на расстоянии неск.километров, то она недооценивается);
  • Константность существования (Мишотт) – восприятие невидимого объекта.
  • Константность громкости звука – восприятие правильной громкости звука не зависимо от расстояния.

 

Теоретические представления о константности:

1) Классическая теория константности (идеи Беркли, теория бессознательных умозаключений Гельмгольца). Человек выводит бессознательные умозаключения.



Коэффициент константности – отношение осуществившейся компенсации (компенсации изменения зрительного угла или наклона) к требуемой для полной константности компенсации):

1) коэффициент константности равен единице – человек видит предмет таким, какой он есть, полная компенсация, в жизни это встречается редко, обычно коэффициент константности отклоняется;

2) коэффициент константности равен нулю – компенсация отсутствует, нет константности, бывает при полной редукции признаков;

3) коэффициент константности больше единицы (сверхконстантность) – человек видит предмет не больше по размеру, а ближе

 
 


3

 

приближается к 0 (к п. 2) – падение константности.

 

Константность возможна только по отношению к знакомым предметам.

Связь константности величины с признаками удаленности. Коффка: проксимальная величина стимула (зрительный угол) однозначно определяет соотношение видимой величины и видимой удаленности. Параметры дистального стимула:

- физическая величина объекта S;

- физическая удаленность объекта от наблюдателя D;

- физическая относительная удаленность объекта от наблюдателя ΔD.

Те же буквы, но с ’ – феноменальные параметры образа.

Параметры проксимального стимула: а – зрительный угол (проксимальная величина объекта) g – конвергенционный; h – диспаратность.

Инвариантность отношения «видимая величина - видимая удаленность»: а= , где k – коэффициент пропорциональности. Следствие:

  1. S’=kD’, если а – константа. Видимое величина предмета пропорциональна видимой удаленности. Если проксимальная величина стимула постоянна.

Закон Эммерта: величина послеобраза пропорциональна его абсолютной удаленности (чем дальше стена, на которую проецируют солнышко, тем больше солнышко)

  1. S’=ka, если D’= константе. При постоянной видимой удаленности, видимая величина изменяется прямо пропорционально зрительному углу – явление константности величины, закон угла зрения. При полной редукции признаков человек воспринимает объекты, расположенными на одной и той же удаленности от себя.
  2. D’=ka-1, если S’ константа. Если видимая величина воспринимаемого объекта известна, то видимая удаленность будет обратно пропорциональна углу зрения. При редукции зрительных признаков (полная темнота). Темная комната. Там две игральные карты (трефовые тузы): один большой, другой в два раза меньше (признаков перекрытия и проч. нет), меньшая карта находится в два раза дальше. При этих условиях карты воспринимаются одинаково.
  3. Величина объекта будет восприниматься неизменной, физическая удаленность будет изменяться обратно пропорционально зрительному углу.

2) Гештальттеория константности. Форма объекта является тем самым стимулом, на который ЦНС реагирует непосредственно, т.е. форма – инвариант для ЦНС.

3) Прямые теории константности. Это логическое продолжение гештальттеории: при условии инвариантности дистального стимула определенные характеристики проксимального стимула остаются также инвариантны. Константность – это феноменальное отображение такой инвариантности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.