Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ К ЕГО ИССЛЕДОВАНИЮ.

Творчество, это процесс, в результате которого человек ( или группа людей ) создает что-либо, не существовавшее прежде. Исследование идут в следующих направлениях: творчество как продукт, как процесс, как способность и как черта личности.

В первом направлении творчество изучается по его продуктам. Выделяются три основные характеристики творческого продукта: количество, качество и значимость ( Ферсон 1963г. ).

Творчество, это процесс, в результате которого человек ( или группа людей ) создает что-либо, не существовавшее прежде. Исследование идут в следующих направлениях: творчество как продукт, как процесс, как способность и как черта личности.

Третье направление рассматривает творчество как способность. Выделяют факторы ( Гилфорд 1966 г. ): 1.Оригинальность, - способность продуцировать отдаленные ассоциации. Тесты: а) дается текст, надо дать как можно больше названий ему. б) даются ситуации, надо перечислить возможные последствия. 2. Семантическая гибкость, - новые возможности использования объекта. Тесты: а) дается пять объектов, решение возможно с помощью одного, в его новой функции. б) дается два, их надо совместить в третий объект для решения. 3. Образная адаптивная гибкость, - способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности. Тест: головоломка со спичками, шесть штук сложить так, чтоб было, три теугольника. 4. Семантическая спонтанная гибкость, - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации. Тесты: а) испытуемый должен предложить все возможные способы использования обычных вещей. б) причислить как можно больше объектов к названному классу.



Тесты вербальные и образные Торранса. Творчество в них оценивается по показателям беглости, гибкости, оригинальности и совершенству, вводится также обобщающая шкала творческих способностей. Тесты образные:

а) предъявляется размывчатый рисунок, затем надо задать по рисунку как можно больше вопросов, затем придумать много причин этого события, и после перечислить все возможные последствия. На тест устанавливается временной лимит, и по нему подводят итоги.

б) стимул рисунок игрушечного слона, задание усовершенствовать так, чтоб детям было приятней играть с ним.

в) стимул-вопрос: Что будет, если к облакам будут привязаны веревки?, фиксируются ответы. Тесты вербальные:

а) Создание картин на чистом листе. Даются яркий овал, к нему надо нарисовать линии, чтоб что-то получилось, дать рассказ к картине и озаглавить его.

б) даются неполные рисунки надо их завершить.

Четвертое основное направление в изучении творчества ориентируется на исследование личности ( Маслоу1959 г., Баррон1963 г.). Тест: Стимулы-рисунки ( черно-белые ), надо указать какие больше нравятся. Предпочтение сложных рисунков свойственно творческим личностям.

Одной из важных проблем, возникающая при исследовании творчества, заключается в том, что действительно ли тесты имеют дело с различными сферами познавательных процессов? В связи с этим встает вопрос, о возможности использования единственного критерия для правильного ответа, жестких лимитов времени и атмосферы соревнования при исследовании творческих способностей. Другая проблема стоящая на пути исследования творческого мышления, это отсутствие единого объективного критерия творчества, по которому можно было бы проверять валидность тестов. Экспериментальное изучение творчества является новой областью психологии, и поэтому современное состояние дел позволяет с оптимизмом смотреть в будующие, к открытию новых горизонтов природы человека.

 

Условия, стимулирующие развитие творческого мышления:

  1. ситуации незавершенности или открытости.
  2. разрешение и поощрение множества вопросов.
  3. стимулирование ответственности и независимости.
  4. акцент на самостоятельных обработках, наблюдениях, чувствах обобщениях.

Развитию креативности препятствуют:

ü избежание риска

ü жесткие стереотипы в мышлении

ü конформность

ü неодобрительные оценки воображения

ü преклонение перед авторитетами

ü стремление к успеху, во что бы то ни стало.

Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи

1. Эксперименты К.Дункера.

Цель: Определить каким образом из проблемной ситуации возникает решение, какие бывают пути к решению определенной проблемы.

Методика: Испытуемым предлагались интеллектуальные задачи с просьбой думать вслух. Испытуемому настойчиво предлагалось не оставлять без вербализации никакой мысли, какой бы беглой или неразумной она ни была.

Задача: Найти прием для уничтожения неоперируемой опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности разрушают органические ткани, при этом окружающие опухоль здоровые части тела на должны быть разрушены.

Результаты:

2. Окончательная форма решения достигается не сразу: сначала возникает принцип, затем с помощью его последовательного конкретизирования развивается окончательная форма соответствующего решения. “Существенные” черты решения генетически предшествуют более специальным, и эти последние организуются с помощью первых.

3. Процесс решения следует рассматривать не только как развитие решения, но и как развитие проблемы. Конечная форма решения достигается путем, ведущим через промежуточные фазы, из которых каждая обладает в отношение к предыдущим фазам.

4. Линия развития решения постоянно изменяется, испытуемый переходит от одного подхода к другому. “Учение на ошибках” играет в процессе решения задачи важную роль.

5. “Настойчивый” анализ ситуации, стремление осмысленно варьировать соответствующие свойства ситуации под углом зрения цели является эвристическим методом мышления. В типическом процессе мышления решающую роль играют эвристические методы.

Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева. Роль прямого и побочного продукта в процессе поиска решения задачи.

Один из интересных подходов к взаимоотношению осознанного и неосознанного в мышлении представлен в работах Ю.А.Пономарева. В результате целенаправленного действия получается прямой продукт – результат, соответствующий поставленной цели и побочный продукт – результат, который не был предусмотрен в сознательной цели. Таким образом, проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия тоже отражается субъектом, но это отражение не представлено в вербализованной форме, в форме сознания.

Понамарев:Процесс решения творческой задачи имеет два этапа:

1)нахождение адекватного принципа, способа решения и

2)применение найденного принципа решения. Наиболее творческое звено мыслительной деятельности – первый этап. Исследования посвящены изучению творческого звена мыслительной деятельности. Применялись задачи “на догадку”, т.е. такие, которые требуют для своего решения только таких знаний и умений, которые заведомо имеются у испытуемых.

Исследование Я.А.Пономарева

Пример задачи: испытуемому дается лист бумаги, на котором нарисованы 4 точки, расположенные в виде квадрата; нужно перечеркнуть их тремя прямыми, не отрывая руки от рисунка и вернуться к исходной точке.

Суть эксперимента: взяв одну из таких задач в качестве основной, экспериментатор подводил испытуемого с помощью дополнительного примера к ее решению. По требованию экспериментатора испытуемый выполнял упражнение или решал задачу, которые объективно содержали в себе решение основной задачи.

Наводящие упражнения:1) испытуемый должен был многократно снимать 4 пешки тремя ходами, т.е. проделывать движения, путь которых совпадал с линиями перечеркивания точек в основной задаче; 2)Испытуемому предлагалось многократно разными способами описывать вокруг квадрата треугольники.

Рез-ты: Предварительное выполнение испытуемым задания, объективно заключающего в себе способ решения основной задачи, не оказывает наводящего действия, и основная задача не решается. Наоборот, такого же задания после безуспешных попыток решить основную задачу способно при определенных условиях приводить к ее решению “с места”.

Опыты Ю.Б.Гиппенрейтер.

Задача “6 спичек”: Сложить из 6 спичек 4 равносторонних треугольника со стороной в целую спичку.

Методика: Испытуемому говорили, что время решения у него ограничено, это давало возможность прерывать его в любое время: в начале, в середине, в конце. После прерывания ему предлагалась еще одна задача: давались плоские коробки различной формы и очерченная плоскость, требовалось уместить коробки на плоскости так, чтобы они не перекрывались. Для решения необходимо было понять коробки, т.е. по своему объективному содержанию эта задача была подсказкой к первой.

Рез-ты: Все испытуемые начинали построения треугольников в плоскости, т.е. вставали на заведомо ложный путь. По тому, как испытуемые реагировали на неудачу своих попыток решить задачу, они могут быть разбиты на 2 группы: “активных” и “пассивных”. У “пассивных” испытуемых принцип решения наводящей задачи на основную не переносился, “активные” после наводящей решали основную в течение короткого времени. Проявляется феномен маскировки для испытуемого действительной причины успешного решения (при случайном появлении объемного предмета – солонки испытуемый однажды решил задачу сразу и без подсказки).

Задача “Пробка”: В металлической пластине имеется отверстие в виде правильного треугольника. К нему нужно найти такое объемное тело, чтобы оно любой своей гранью, как пробка полностью закрывало отверстие и в то же время впритирку проходило через него. Правильный ответ: тетраэдр. По окончательному ответу задача “6спичек” и “Пробка” совпадали, но способы достижения результата различны.

Рез-ты: Задача “Пробка”, данная в качестве наведения к задаче “6 спичек”, на ее решение не влияла в отличие от задачи “Коробки”. Готовый результат решения задачи оказался гораздо менее эффективным в качестве подсказки, чем способ действия, приводящий к тому же результату.

Выводы: для того, чтобы наведения на правильное решение задачи состоялось, необходимо наличие следующих условий:

1. сохранение длительного стойкого интереса к задаче

2. заключение о неэффективности первоначально применявшихся способов решения и отказ от них

3. относительная новизна или неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств

4. содержание в подсказке принципа решения основной задачи.

Только сочетание всех перечисленных условий обеспечивает решение задачи.

2. Влияние установки на решение задач.

Лачинс показал, что решение определенного числа задач одним способом побуждает испытуемого использовать тот же способ для решения последующих задач, даже если этот способ становится неэффективным.

Эксперимент Кнайта.

Методика: Двум группам испытуемых предлагалась 21 задача типа “сосуды с водой” Первой группе давалась задача, решить которую было трудно. На следующих пробах они показали более высокий эффект установки по сравнению со второй группой, продолжая использовать более сложный принцип, когда можно было применить простой.

Вывод: чем больше усилий мы вкладываем в открытие некоторого принципа решения задачи, тем с большей вероятностью мы будем придерживаться его в дальнейшем.

 

В исследованиях взаимоотношения прямого и побочного продуктов действия проведена конкретизация представлений о мышлении как “ориентировке”. Было сделано предположение, что в случае, когда “подсказка” предшествует задаче, часть результата действия в ситуации “подсказки”, являющаяся ключом к решению задачи, оказывается на положении побочного продукта и не может быть использована как средство решения задачи. Однако при определенных условиях возникает возможность осознания этой части результата действия.

Исследование особенностей ориентировки в задании в зависимости от того, на какую часть субъективного действия она опирается, показывало, что наряду с отражением прямого продукта отражается и его побочный продукт, а также качественное различие отражения того и другого.

При ориентировке, опирающейся на отражение прямого продукта действия, испытуемый уверен в успехе решения задания и всегда способен дать правильный отчет о своих действиях. При ориентировке, опирающейся на отражение побочного продукта действия, отсутствует какая-либо уверенность в успехе, испытуемые не могут обосновать свои действия.

Варьирование условий эксперимента вскрыло ряд зависимостей:

1. Перевод побочного продукта действия на положение прямого возможно в том случае, когда “подсказка” предваряется задачей.

2. Чем больше прямо продукт действия в “подсказке” удовлетворяет той или иной потребности субъекта, тем меньше вероятность переориентировки на побочный продукт и тем резче угасает поисковая доминанта, вызванная стимулирующей задачей.

3. введение усложнений в ситуацию стимулирующей задачи искажает формируемую под ее влиянием поисковую доминанту; простота стимулирующей задачи – фактор, благоприятствующий преобразованию побочного продукта действия в прямой.

4. Аналогичным образом решению способствует простота выявляющей задачи.

5. Чем менее автоматизирован этот способ действия, которым выполняется “подсказка”, тем в большем числе случаев осознается побочный продукт действия.

Успех решения зависит и от особенностей того способа, в который преобразуется при переходе к выявляющей задаче образованной в ситуации “подсказки” побочный продукт действия: чем более обобщенным оказывается этот способ, тем легче становится перенос

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.