Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Научение путем инсайта (В. Кёлер)

Инсайт (озарение) — осознание новых отношений и функций предметов в некой ситуации. Возможно для организмов, находящихся на интеллектуальной стадии развития психики, различающих цели задачи и средства ее решения, и способных к решению двухфазных задач (1 — фаза подготовки, 2 — фаза реализации). По мнению гештальт-психологов, инсайт есть переструктурирование гештальта (построение нового образа ситуации на основе нового ее понимания). Кёлер считал, что инсайт происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта, однако «вспышке» инсайта предшествует фаза подготовки — оценки ситуации, а зачастую и многократные пробы и ошибки, необходимые для предварительного прояснения ситуации.

Пример. Опыт с шимпанзе, бананом и двумя палками. Шимпанзе находится в клетке, к потолку подвешен банан, который она достать не может, и короткая палка. За пределами клетки лежит длинная палка. Сначала обезьяна пытается достать банан при помощи короткой палки, что ей не удается. Затем она пытается дотянуться лапой до длинной палки, что также невозможно. После многочисленных проб, реакций беспокойства и гнева, обезьяна демонстрирует мгновенный инсайт (понимание целостной ситуации): не раздумывая далее, она берет короткую палку, достает с ее помощью длинную палку, и уже длинной палкой достает банан.

Опыт, полученный в ходе инсайта, сохраняется в памяти с одной попытки в качестве общего принципа решения задачи; возможно его перенесение на новые ситуации.

Научение путем формирования понятий

— научение процессу абстрагирования, когда человек учится упрощать мир до выделения в нем главных сторон какого-то явления. Этот вид научения доступен лишь человеку, как организму, обладающему сознанием, основанным на речевой системе знаков.



Формирование навыков (по Н. А. Бернштейну)

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

В отличие от привычки, навык, как правило, не ситуативен (не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях).

Виды навыков

Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

 

Отдельные этапы образования двигательного навыка описаны Н. А. Бернштейном:

1. Первоначальное знакомство с движением:

а) выявление его двигательного состава (знакомство с движением «снаружи»), т. е. того, что и как надо делать: какие элементы движения, в какой последовательности, в каких сочетаниях надо производить. Например, когда рука толкает ядро, то что в это время делает корпус? (как правило, само движение кто-то показывает, напр., мастер).

б) роспись движения по фоновым уровням (знакомство с движением «изнутри») — бесчисленные повторения с целью прояснения «внутренней картины движения». Одновременно человек учится перешифровывать афферентные сигналы в эффекторные команды.

Накопление «словаря перешифровок» - одно из самых важных событий этого периода. Большое количество повторений необходимо потому, что перешифровки должны быть найдены в ответ на любые отклонения, на любые варианты движений. Как пишет Бернштейн, организм на этой фазе должен «наощущаться досыта», и каждая шишка или синяк - это болевой след от процесса накопления перешифровок.

2. Автоматизация движения:

а) увязка деятельности всех низовых уровней вследствие построения сложной иерархической системы многих колец-уровней, управляющих движением В течение этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от управления этим движением.

Как пишет Н. А. Бернштейн, на этом этапе окрепшие фоновые уровни "отталкивают от себя руку ведущего уровня", как ребенок, научившийся плавать, отталкивает руку взрослого, до тех пор поддерживавшую его.

б) «рекрутирование» готовых двигательных блоков.

Низовые уровни всякого организма, имеющего за плечами большую двигательную историю, не пусты: в них уже имеются функциональные системы (блоки), которые выработались по другим поводам. Если при освоении нового движения организм обнаруживает необходимость в определенного типа перешифровках, то он иногда находит их в своем готовом словаре. Этот словарь Н. А. Бернштейн называет «фонотекой» (от слова «фон»).

3. Окончательная шлифовка навыка:

а) стабилизация: навык обретает такую помехоустойчивость, что не разрушается ни при каких обстоятельствах.

Например, футболист может играть при дожде на скользкой траве, теннисист - при ветре, слаломист может проходить трассу по ледяному склону или по буграм и т. п.

б) стандартизация: приобретение навыков стереотипности. При многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих, по образному выражению Н. А. Бернштейна, "гвардейцев в строю". Стереотипность навыков появляется благодаря тому, что организм научается эффективно использовать реактивные и инерционные силы. Достигается это за счет нахождения динамически устойчивой траектории.

 

ВНИМАНИЕ: ФЕНОМЕНЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И СВОЙСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ. ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ.

Внимания. Теории внимания.

    Автор     Определение  
Т. Рибо, 1892 Внимание – «умственный моноидеизм», концентрация сознания на одной идее; состояние исключительное, ограниченное во времени; сопровождается приспособлением (естественным или искусственным) индивидуума к условиям жизни.
Н.Н. Ланге, 1893 Внимание – целесообразная реакция организма, улучшающая условия восприятия и способствующая приспособлению организма к окружающей среде. Это выделение на первый план одних впечатлений и вытеснение других.
В. Джемс, 1911 Внимание – результат ограниченности объёма сознания; осуществляет выбор (отбор) содержания сознания. Суть внимания – сосредоточение, концентрация сознания. Это означает «отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективнее работать с другими».
Г. Эббингауз, 1911 Внимание – это выбор или отбор раздражителя, осуществляемый в результате поддержки одного нервного возбуждения и торможения остальных.
  Г. Мюллер Внимание – это «сенсорная поддержка» ощущения, добавочный механизм к нему, временное повышение чувствительности тех частей головного мозга, с которыми связано данное впечатление; психологически это связано с ожиданием этого впечатления, т.е. предварительное нахождение в сознании соответствующего впечатления.
В. Вундт, 1912 Внимание – «фиксационная точка сознания»; наиболее ясное и отчётливое сознание. Ясность достигается путём перемещения содержания сознания из зоны перцепции, т.е. смутного неотчётливого восприятия, в зону апперцепции – ясного и отчётливого сознания. Апперцепция – проявление «особой психической активности».
Э. Титченер, 1914 Внимание – это свойство ощущений, это «сенсорная ясность» - качество ощущения, обеспечивающее его особое – господствующее – положение в сознании.
П.П. Блонский, 1927 Внимание – «максимальное бодрствование», «преимущественно кортикальный процесс»; в основе внимания – жизненные интересы человека.
К. Коффка, 1935 «Внимание как некоторая сила внутри целостного поля может пробуждаться … объектами поля», внутренние силы организации поля оказываются более сильными, чем эффект, создаваемый энергией, которую добавляет внимание».
С.Л. Рубинштейн, 1935 Внимание – сторона всех познавательных процессов сознания – та, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект, это «организованность избирательного характера процессов нашего сознания».

 

Н.Ф. Добрынин, 1938 Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточение её на объекте, имеющем для личности определённую значимость (устойчивую или ситуативную); это проявление активности всей личности.
Л.С. Выготский, 1927 Внимание в чистом виде не наблюдается Внимание – субъективное переживание, связанное с выделением одного объекта из ряда других; оно связано с сенсорной установкой, способствующей лучшему восприятию, и с моторной, способствующей лучшему ответу.
  Л.С. Выготский, 1956 Существует внимание природное (натуральное, непосредственное) и произвольное как высшая психическая функция, как продукт культурного развития. Произвольное внимание – это обращённый внутрь процесс опосредованного внимания, т.е. сознательно организуемого с помощью вспомогательных средств.
П.Я. Гальперин, 1958 Внимание – внутреннее свернутое, автоматизированное действие контроля. Это самостоятельная форма психики, имеющая своё специфическое содержание и свой продукт.
Д.И. Узнадзе, 1966 Внимание – акт (процесс) объективации, в котором из круга наших первичных впечатлений (возникших на основе установок, стимулированных конкретной ситуацией) выделяется, становясь наиболее ясным, какое-либо одно из актуальных содержаний сознания.
К. Черри, 1953 Внимание – это селективность (избирательность) сознания.
Д. Бродбент, 1958 Внимание – процесс ранней селекции (отбора, фильтрации) информации, т.е. отбора её на начальных этапах её переработки в процессе перцептивного анализа или непосредственно перед ним.
А. и Д. Дейч, 1963 Внимание – это поздняя селекция информации с выбором реакции или непосредственно перед этим выбором.

 

18. Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.