Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

II. Психологические основы воспитания.

Воспитательное воздействие состоит из двух частей: предписывающей (I)части и аргументирующей (II)части.

НЕЛЬЗЯ , ПОТОМУ ЧТО

 

Связь между первой и второй частями имеет причинно-следственный характер (не будешь мыть руки – заболеешь, например). Такое строение имеет внутренний план воспитательного воздействия, экстериоризованная форма часто может выражаться лишь в предписывающей части или невербальными методами (укоряющий взгляд взрослого человека).

Первая – предписывающая – часть также подразделяется на две части: субъективную(ссылка на предмет)и предикативную(ссылка на отношение к предмету).

Пример: религия является предметом и для верующего и для атеиста, но у них разное отношение к этому предмету.

Смысл второй – аргументирующей – части заключается в том, что воспитатель дает вербальное понимание последствий воспитательного акта как в позитивном, так и в негативном ключе. Аргументирующая часть затрагивает значимые мотивы объекта воспитания. Примеры: плохо будешь готовиться – не поступишь в нужный вуз; будешь полоскать горло – скоро выздоровеешь. Таким образом, имеет место мотивационное опосредствование – переключение на новый предмет старого мотивационного значения, имеющего эмоциональную характеристику у объекта воспитания.

Стоит отметить, что причинно-следственная связь, на которой строится воспитательный акт, может быть и не совсем объективной, особенно когда содержание аргументирующей части касается будущего (только возможных последствий).

 

Инстинкт.

Существует несколько основных форм биологической мотивации:

1. Инстинкты.
Инстинктыгенетически закреплённая форма поведения и психического отражения, общее для представителей данного вида. Приспособительное значение инстинктов заключается в обеспечении выполнения наиболее важных для существования особи и всего вида жизненных функций: пищевых, защитных, воспроизводительных, миграционных и т.п. Хотя инстинкты относительно постоянны и автономны по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания животного, они реализуются в онтогенезе в тесном взаимодействии с процессами научения. Так, в ряде случаев признаки объектов, на которые направлены инстинктивные действия, фиксируются в памяти путём запечатления (импринтинга).
В понятии инстинкта исследователи в разное время вкладывали различное содержание, нередко противопоставляли это понятие сознанию или обозначали им страсти, импульсивное необдуманное поведение, животное начало в человеческой психике и т.п. Столь расплывчатая трактовка этого понятия побудило многих современных исследователей отказаться от его употребления в качестве научного термина, сохраняя при этом термин «инстинктивное поведение» (действие, движение).
Инстинктивные действия состоят из комплекса чётко скоординированных движений, поз, звуковых, терморегуляционных, секреторных и прочих реакций (например, изменения окраски), выполняемых в определённой последовательности.
Фазы инстинктивного действия:



1) Поисковая; более лабильная, подготовительная

2) Завершающая; консервативная, мало изменчивая. На завершающей фазе выполняются собственные инстинктивные действия (врождённая двигательная координация).

Биологические аспекты инстинктивного поведения его аспекты в филогенезы и роль фактора эволюции исследует этология. Сравнительная психология и зоопсихология изучают инстинктивные компоненты поведения, как составные части психического отражения на уровне животного, а также в связи с проблемой зарождения и развития психической деятельности человека.

Существует мнение, что инстинктивное поведение присущее исключительно животным, также присутствует в компонентах психического человека. Энфейс – это инстинктивный контакт глаз матери и ребёнка. Другой пример: сохранение угла между ростом матери и ребенка.

Еще одним доказательством тому, что человек подвержен инстинктам, является изучение перверсий (сексуальных извращений). Существует гипотеза, что такие сексуальные извращения как садизм, мазохизм, садомазохизм, а также гомосексуализм (который в современных психиатрических классификациях даётся не как извращение, а как вариация нормы), возникают по механизму похожему на механизмы импринтинга, т.е. на возникновение подобного неадекватного сексуального поведения влияет первый сексуальный опыт. Таким образом, это является одним из доказательств того, что у человека тоже присутствуют инстинктивные компоненты.

2. Условный рефлекс это одна из основных форм биологической мотивации, экспериментальную работу по установлению условного рефлекса на животных впервые провёл И.П. Павлов. Однако, это не значит, что выработка условного рефлекса может быть только в лабораторных условиях. Обусловливание (выработка условного рефлекса) можно наблюдать и в природе; пример: шёл кабан по лесу, а тут ХРЯСЬ!!!: дорога; выбегает, значит, охотник и давай по нему ПАХ-ПАХ-БА-БАХ!! Кабан, конечно, убежал, устал, решил подкрепиться: видит ягодки красивые, ну он и съел одну…его, естественно, пару раз пронесло, ягодки-то были не простые… с тех пор он на дорогу не выходит и ягоды эти не ест! (конец примера).
ВНИМАНИЕ!!! Дальше идёт научный текст!
У человека также можно выработать условный рефлекс (пример, опыт Уотсона на ребёнке – мальчике-Альбертике; он боялся кролика, так как во время того, как ему показывали этого кролика за его спиной производили ужасный шум (вспомните пример с кабаном)).

Потребности и мотивы.

Мотивация как система процессов, отвечающих за побуждение деятельности, требует понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такого понятия выделяют отдельный мотив, потребность или влечение как “единицу” мотивации. Слово мотив по своему происхождению – приводящий в движение.

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний и т.д. Эти блага – любое предметное содержание – предмет, например пищевой объект, идеальный предмет, представление. Потребность в общении – м.б. другой человек, эмоциональное состояние, ожидаемое событие.

По А.Н.Леонтьеву, потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление из вне необходимой энергии и вещества). Нужда – это реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, т.е. всегда нужда для себя.

Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание.

Предмет потребности — материальный или идеальный, чувствен­но воспринимаемый или данный только в представлении, в мыслен­ном плане—мы называем мотивом деятельности.

Классификации потребностей.

Потребности делят на:

1. Индивидные – видовые;

2. Гомеостатические – экзогенные (не зависят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями, например познавательная потребность);

3. Позитивные – негативные (мотивация избегания);

4. Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма – нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности – потребность в игре, труде и т.д.) – предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет);

5. Первичные (унаследованные) – вторичные (приобретенные детерминанты поведения).

6. По механизмам обнаружения и устранения потребностей их делят на две группы: физиологических и психических механизмов.

Классификация потребностей(Мюррей):

Основными понятиями являются организм и общество (среда), взаимодействующие друг с другом. Со стороны личности выступают потребности, со стороны ситуации – давление. Потребности и давление непосредственно не наблюдаются, они должны быть выведены.

Потребность – это конструкт, обозначающий силу, которая организует восприятие, апперцепцию, интеллект, волю и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию.

Часть базовых мотивов могут быть психогенными, а не только органическими. Их можно отнести к базовым из-за их универсальности (есть у всех).

Мотивационные диспозиции (потребности) можно делить на первичные (висцерогенные) и вторичные (психогенные), на позитивные и негативные, явные и латентные.

Психогенные потребности:

1. Унижения 2. Достижения 3. Аффилиации 4. Агрессия 5. Независимости 6. Противодействия 7. Уважения 8. Защиты 9. Доминирования 10. Привлечения внимания 11. Избегание вреда 12. Избегание неудач 13. Покровительства 14. Порядка 15. Игры 16. Неприятия 17. Осмысления 18. Сексуальных отношений 19. Поиска помощи 20. Понимания

Иерархия потребностей (А.Маслоу):(в виде пирамиды)

Потребность в самоактуализации

Потребность в гармонии, эстетическая

Потребность в познании себя

Потребность в самоуважении

Потребность в принадлежности к социальному целому

Потребность в безопасности

Физиологические нужды

Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребностей – редукцию напряжения и стремление к развитию.

Физиологическими нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне потребность удовлетворяется путем редукции, снижения напряжения.

Потребность в познании себя – познавательная, чистое познание себя, ради процесса.

Потребность в гармонии – потребность в упорядоченности мира.

Самоактуализация – потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность, стремится к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть исходная точка развития. Второй способ удовлетворения потребностей – стремление к развитию.

Фромм. Личность - сумма врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и определяющих его уникальность. В отличии от животных, человек лишен изначальной связи с природой - в нас нет мощных инстинктов, позволяющих адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, однако мы можем мыслить, оказавшись в состоянии человеческой дилеммы. С одной стороны она позволяет нам выжить, а с другой - толкает на размышления над вопросами, на которые нет ответов - экзистенциальными дихотомиями. Среди них:

1) жизнь и смерть (мы знаем, что умрем, однако отрицаем это)

2) живя под знаком идеального представления о полной самореализации личности мы никогда не сможем ее достичь

3) мы абсолютно одиноки, но не можем обходиться друг без друга. Экзистенциальные потребности.

Здоровый человек отличается от больного тем, что в состоянии найти ответы на экзистенциальные вопросы - ответы, которые в большей степени отвечают его экзистенциальным потребностям. Наше поведение мотивируется физиологическими потребностями, но их удовлетворение не приводит к решению человеческой дилеммы. Только экзистенциальные потребности могут объединить человека с природой. Среди них:

1) потребность в установлении связей (перешагивание через границы себя, становясь частью чего большего. Подчинение и власть здесь непродуктивны. Только любовь как союз с кем-то, вне человека при условии сохранения обособленности и целостности своего Я (4 компонента - забота, уважение, ответственность и знание).

2)потребность в самоопределении - желание подняться над пассивным и случайным существованием в целеустремленность и свободу. Созидание и разрушение жизни - два пути.

3) потребность в укорененности - поиск своих корней и желание в буквальном смысле укорениться в мире и снова почувствовать его своим домом. Непродуктивное - фиксация (нежелание двигаться далеко за пределы своего безопасного мира, изначально определенного матерью.

4) самоидентичность - осознание себя отдельной сущностью (я - это я и я отвечаю за свои поступки). Непродуктивно - принадлежность к группе.

5) система ценностей. Непродуктивно - иррациональные цели. Характер - относительно постоянная совокупность стремлений индивида, не являющихся инстинктивными, с помощью которых человек соотносит себя с природой или культурой. Люди соотносятся с миром 2-мя путями: ассимиляция (приобретение и использование вещей) и социализация (познание себя и других). Непродуктивные типы: рецептивный, эксплуативный, накопительный, рыночный.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.