Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Многоуровневая система потребностей по Иванникову

Обязательные потребности

I. Уровень организма Базовая программа живого существа – самосохранение, самовосстановление. Базовая потребность: потребность в энергии и стройматериалах. Производные потребности: потребность в соответствующей температуре, потребность в кислороде, потребность в выделении, потребность в оболочке - изоляции от окружающего мира, потребность в регуляции систем организма и т.д. Регуляция:непроизвольная. Отношение: организм – среда, в рамках биохимического пространства. Растения, животные, человек
II. Видовой уровень Базовая программа поддержания вида, как совокупности организмов. Ставит задачу организму и природному субъекту, заключающуюся в формировании возможностей для реализации данной программы. Задача вида: размножаться и захватить все. Отношение: вид – другие виды, в рамках экологического пространства. Растения, животные, человек
III. Уровень природного субъекта Задача вида оставлять потомство порождает потребность в сексуальном поведении. Родительское поведение. Поведение детеныша по отношению к родителям. Производная потребность (1): необходимо быть заметным. Демонстрационное поведение. Потребность в статусе. Игровая потребность– тренировка заданных способов поведения. Задача: создать образ ситуации. Возникает исследовательская потребность. Потребность в безопасности (страх) или потребность в самосохранении. Поддержание организма в функциональном состоянии(отдых, сон и т.д.) Производная потребность (2): Поддержание систем действия в рабочем состоянии (через сон, отдых, движение). Потребность в оптимальном эмоциональном состоянии. Потребность в комфорте. Искусственная потребность в удовольствии. Регуляция: произвольная и непроизвольная. Отношение: действующий природный субъект – поле деятельности, в рамках поведенческого экологического пространства. Животные, человек
Не обязательные потребности IV. Уровень социального субъекта Гражданские потребности: Потребность в принадлежности к общности, к странеи т.д. Социальный статус. Потребность во власти. Потребность в объединении. Потребность в информации. Потребность в социальной гарантии. Этнические потребности: потребность в принятии и признании этносом. Этнический статус. Профессиональные потребности: принятие как профессионала, профессиональный статус. Потребность в самовыражении. Потребность в самоутверждении. Потребность в образовании. Задача: создание образа мира. Ей отвечает познавательная потребность. Потребность в социальной безопасности. Потребность общения внутри группы. Потребность в социальном комфорте: принятие в группе, статус в группе, социальный климат. Эстетические потребности: Потребность в особых способах и средствах удовлетворения потребностей.«Производя предметы потребностей, мы производим сами потребности». Социальный субъект действует ради пользы и выгоды. Регуляция:произвольная регуляция. Субъект действия намеренно регулирует отдельные параметры действий и психических процессов. Отношение: культурный субъект – общество, в рамках социального пространства. Человек
V. Уровень личности Сфера личностных потребностей, проявляющаяся как положительные или отрицательные личностные качества. Потребность в мировоззрении. Потребность смысла жизни, формирование мировоззрения. Потребность в личностной безопасности (стремление избежать в любом случае безнравственного выбора). Мотивы долга, чести, ответственности и т.д., отвечающие внутренним ценностям человека и находящие свое проявление в добрых делах. Потребность в самооценке. Личность (по Иванникову) – человек, способный к поступку, осуществляющий выбор на основе нравственных норм. Человек как личность действует не ради выгоды. На этом уровне уходит потребность статуса. Регуляция: Волявыступает как средство, механизм личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма и субъекта природной деятельности, а также потребностей социальной выгоды и полезности. Волевая регуляция основывается на изменении смысла действия. Отношение: нравственный субъект – другие субъекты как личности, пространство морали, нравственности. Человек

Пояснения: В данной классификации можно легко проследить трансформацию отдельных потребностей, зарождающихся на уровне природного субъекта (например, потребность в безопасности) и находящих своё отражение уже на социальном (потребность в социальной безопасности) или даже личностном (потребность в личностной безопасности) уровне.



(П: Исследовательская потребность, отвечая задаче построения образа ситуации на уровне природного субъекта, преобразуется в познавательную потребность социального уровня, отвечая задаче построения картины мира. На личностном уровне эта потребность реализуется в поисках смысла жизни, в формировании мировоззрения.)

Некоторые потребности представлены на нескольких уровнях одновременно. Так потребность организма в строительных материалах на уровне природного субъекта выступает как потребность в пище, на уровне социального субъекта она определяется культурными нормами, на уровне личности – нравственными.

«Хозяином потребностей является человек, как личность… Потребности других уровней имеют «представительство» на более сложных уровнях отношений человека с миром».

В процессе развития, субъект не переходит на новый уровень функционирования, оставляя предыдущий, а этот новый уровень как бы наслаивается на предыдущий, который является необходимой предпосылкой, условием последующего.

Функционирование субъекта на уровнях социальных потребностей и потребностей личности можно легко сопоставить с многими теориями формирования личности в рамках психоанализа (индивид, как представитель биологического вида, социальный индивид, как представитель общества, личность – носитель общественных норм и универсальных ценностей, таких как добро, справедливость, и т.д.), гуманистической психологии (социальный субъект – приверженец социальных норм, самоактуализирующаяся личность – руководствующаяся критерием нравственного выбора) культурно-исторического подхода (интериоризация общественных норм и правил и их индивидуальное использование личностью в процессе осуществление собственной деятельности).

В многоуровневой классификации прослеживается идея обособленности человека, переходящего от социального уровня к личностному. Об этом говорит и исчезновение потребности в статусе на личностном уровне. Человек оказывается один на пути формирования личности, в процессе присвоения нравственных норм и реализации нравственного выбора. Как сказал Кьеркегор, в отличие от этического – общего, «рыцарь веры предоставлен лишь самому себе» и руководствуется только внутреннем, принимая решение, «не опирается ни на что иное». Человек как личностьс определенного возраста делает себя сам и может поменять систему своих ценностей, которые лежат в основе волевой регуляции.

КОНЦЕПЦИЯ ПЕТУХОВА

Критерии воли по Петухову:

ü Субъективный или феноменальныйпринятие решения, осознание его, целенаправленное, намеренное действие.

ü Продуктивный или исполнительныйпродолжение действия при встрече с препятствием, намеренное преодоление его.

ü Поведенческийпо внешним проявлениям это регуляция отдельных действий, контроль и самоконтроль

  Простой субъект (1 мотив) Сложный субъект (несколько мотивов/потребностей)
Простой мир (нет препятствий для удовлетворения потребностей) 1.Послепроизвольная регуляция (высшее развитие воли) Непроизвольная регуляция (отсутствие воли) 2.Произвольная регуляция и освоение средств
Сложный мир (есть препятствия) 3. Преодоление борьбы мотивов и осознанное принятие решений 4.Преобразование (переосмысление) конфликтных и кризисных ситуаций

 

1. Сначала простой субъект живет в простом мире (здесь воля не нужна), потом он попадает в сложный мир и от него потребуется усилие Þ он разовьет свою волевую сферу, при этом получится, что сложный мир + хорошее развитие волевой сферы Þ человек снова окажется простым и мир тоже – у него появится послепроизвольная регуляция, когда усилия уже не требуются, а деятельность мотивирована самим процессом ее выполнения и сопровождается удовольствием

2. Сложный мир требует усилия и активности от субъекта, и эта ситуация связана с появлением произвольной регуляции поведения, которая состоит в задержке естественного процесса, требующей определенного усилия

3. Здесь волевая регуляция требуется в полном объеме, здесь препятствия выступают как конфликты, требующие разрешения. Волевая регуляция здесь – преобразование конфликтных критических ситуаций. Сначала проблема видится в том, что мотив еще не имеет достаточной побудительной силы – нужен принцип «кнута и пряника», но использовать его можно сознательно (хитро). Воля здесь наделяет мотивы достаточной побудительной силой, а действия новыми смыслами.

Наличные, вступающие в конфликт мотивы побуждают к противоречивым действиям и образуют смыслы (иногда непонятные) Þ они неосознаваемы, поэтому человек не способен к самостоятельному поступку Þ кризис личности. Здесь воля создает условия, при которых возможно осмысленное понимание возникшего конфликта.

4. Это гипотетическая ситуация, но и здесь проблема сложного субъекта состоит в иерархизации его мотивов и по готовности совершить выбор можно выделить 2 крайних типа: нерешительный(психастеник) и сорвиголова. Для выбора в обоих случаях используется монетка (орел – решка). Если же противостоящие друг другу мотивы не осознаются, то борьба между ними выступает как когнитивный диссонанс, а если осознаются – нужен критерий для их оценки (ценность). Здесь возможно второе рождение личности (основанное на осознании мотивов).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.