Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Классификация эмоциональных явлений по А. Н. Леонтьеву

В понимании А. Н. Леонтьева чувства и эмоции — разные явления. Эмоции — это ситуационные переживания, а чувства – достаточно устойчивые состояние, относительно независимые от ситуации. Пример: любовь, которая не является ситуативным переживанием.

Леонтьев выделяет 3 основных класса эмоциональных явлений (в последних работах он все-таки добавил к ним еще и четвертый, т.е. настроения):

 

1. Аффекты — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. (Висцеральные проявления – проявления работы внутренних органов).

В отличие от Рубинштейна, Леонтьев дополняет свое определение двумя свойствами аффектов:

1) Они могут сохраняться в памяти в виде аффективных следов.

2) Аффективные следы могут накапливаться при повторении аффектогенных ситуаций. В результате человек становится повышенно чувствителен к этим ситуациям и в какой-то момент при незначительном поводе может произойти аффективный взрыв.

2. Эмоции — более длительные и менее интенсивные (по сравнению с аффектами) эмоциональные состояния, которые возникают ситуационно и выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлением в них. («ситуационно» означает, что при изменении ситуации эмоция проходит).

3. Чувстваустойчивые предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном).

Теории эмоций

Принято выделять три группы теорий эмоциональных явлений:



1) психофизические теории — анализируют психофизические механизмы эмоций;

2) эволюционные теории — изучают, для чего возникают эмоции в биол. эволюции;

3) информационные теории — эмоция как информация об актуальной потребности.

Психофизиологические теории эмоций (3 шт.)

Периферическая» теория У. Джеймса – Г. Ланге

Авторы — американский психолог У. Джеймс и датский патологоанатом К. Г. Ланге (независимо друг от друга!)

В житейском понимании схема возникновения эмоций выглядит так:

эмоциогенная ситуация → эмоциональное переживание → возбуждение вегетативной НС → физиологические изменения в поведении.

 

В понимании авторов этой теории, телесные проявления предшествуют эмоции:

 

эмоциогенная ситуация → возбуждение вегетативной НС → возникновение физиологических изменений → эмоциональное переживание.

Джеймс писал: «Обычно выражаются следующим образом: мы испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок событий должен быть несколько иным, а именно: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым. Между ними должны находитьсятелесные проявления. И потому наиболее рационально выражаться так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим...»

Суть теории:

1) произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Изобразите гнев – и вы начнете испытывать гнев; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице – и у вас действительно испортится настроение.

2) подавление поведенческого проявления эмоции влечет ее исчезновение.

Критика теории Джеймса-Ланге:

· противоестественность механизма эмоций (чтобы управлять эмоциями, человеку нужно постоянно играть некую роль, как артисту);

· игнорируется биологическая целесообразность возникновения эмоции;

· в действительности нет однозначной связи между возбуждением и конкретной эмоцией. Вегетативное возбуждение генерализованно мобилизует ресурсы организма, следовательно, нельзя заранее сказать, какая конкретная эмоция возникнет.

 

Учение об эмоциях Вундта

Вильгельм Вундт – немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии (первая лаборатория – 1879 год). До Вундта со времен Локка в качестве объекта исследования признавался исключительно мир внутреннего опыта человека (рефлексия). Вундт предложил анализировать всю сферу переживаний, включая внутренний и внешний опыт. Доступ к сфере опыта должен даваться самонаблюдением, включенным в эксперимент. Тк интроспекция могла существовать лишь в отношении низших псих. процессов, Вундт вынужден был признать необходимость существования описательной психологии высших псих. процессов.

Главные формы и общие свойства психич. элементов.

Психич элементы являются составной частью психич ряда, представляют собой порождения анализа и отвлечения. Данные эл-ты могут связываться друг с другом. Непосредственный опыт состоит из 2 факторов:

объективного содержания опыта (эл-ты ощущения(напр. Тон))

испытующего субъекта (эл-ты чувств (напр. Чувства, сопровождающие ощущения звука))

Общие св-ва ощущений и простых чувств:

качество

интенсивность

Отличия ощущений и чувств связано с тем, что чувства имеют отношение к единому субъекту, а ощущения – к многообразным объектам. Ощущения, принадлежащие к различным системам,, между эл-тами которых нет связей, называют диспарантными(тон и цвет). Все чувства образуют единое многообразие.

Основные формы чувств

Все системы чувств можно определить как многообразие 3 измерений, каждое измерение и меет 2 противоположных исключающих друг друга, причем измерения могут сосуществовать:

возбуждение – успокоение

удовольствие- неудовольствие

напряжение – разрешение

Свойства простых чувств

Простые чувства – это самостоятельные чувства, которые могут соединяться с другими и которые неразложимы на более простые элементы.

Качественная особенность чувства определяется принадлежностью к 3 измерениям (эмоциональным формам).

Чувственный тон – краткое обозначение простых чувств, которые мы регулярно встречаем в связи с простыми ощущениями.

От качества ощущений зависит качество сопровождающего чувственного тона, особенно по отношению к чувству возбужд-успокоения. Например, красный цвет-цвет энергетической силы. Эта зависимость особенно четко прослеживается при световых и звуковых ощущениях.

Для напряж-разрешения качество ощущения имеет существенное значение, но определяющую роль играет их временное течение.

Соединение простых чувств

Принцип единства эмоционального состояния.

Все эл-ты чувств, в данный момент находящиеся в сознании объединяются в единую равнодействующую чувства. Например, звуки объединяются в созвучия.

В сознании нет 2 одновременных представлений, эл- ты которых не объединились бы в одну равнодействующую чувства.

Все простые чувства в системе изменяют друг друга и изменяются равнодействующей.

Цельное чувство – это равнодействующая всех чувств.

Частичные чувства – это отдельные чувства, входящие в состав равнодействующей. Простые чувства образуют упорядоченную градацию соединений: сначала соединяются частичные чувства первого порядка, потом чувства второго порядка и т.д.

Два принципа эмоциональных слияний

Принцип градации элементов.

Принцип ценности целого: принцип усиления ценности чувств при их сложении. Пример: зелёный цвет напоминает о лесе.

Общие свойства чувств, связанных с представлением

Особенности слияния чувств, варьирующие эмоциональные элементы могут подавлять прочие составные части суммированного чувства. Этим объясняется несоответствие между представлением и связанным с ним чувством. Представления и чувства достигают восприятия не одновременно, а во временной последовательности:

При непосредственных чувственных представлениях чувства обыкновенно следуют за объективными впечатлениями.

При воспроизведённых представлениях чувства идут впереди (впереди представлений).

Чувство – реакция центральных функций сознания (то есть апперцепций) на отдельные переживания в сфере сознания.

Аффекты

Занимают среднее место: с одной стороны, состоят из чувств, с другой стороны – переходят в волевые процессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются тем, что соединяют чувства в одно чувство, причём сила чувств возрастает. Каждое значительное усиление чувства ведёт к аффекту. Настроения – аффекты, отличающиеся небольшой силой составляющих их чувств.

Аффекты – формы течения чувств, которые связаны с изменениями представлений и чувств, которые усиливают аффекты. Аффекты не имеют собственной качественной окраски, которая присуща чувствам. Поэтому все аффекты субъективно похожи (особенно в начальной стадии). Только в ходе дальнейшего развития части аффекта проясняются. То есть существуют типичные формы течения чувств родственного содержания.

Форы аффектов

Если за основание различения форм аффектов принять прилив и отлив чувств, то получится две формы:

Возбуждающие – тип быстро возрастающего и медленно спадающего аффекта. Пример: получение известия, гнев, испуг.

Угнетающие – тип медленно возрастающего и быстро спадающего аффекта. Пример: аффекты, похожие на настроение (удовольствие надежда, горе, печаль).

Если аффект тянется долго, то простые формы течения осложняются, колеблются между этими двумя типами.

Волевые процессы

Аффект – связное преемство чувств, отмеченное характером цельности. Процесс протекания аффекта может иметь двоякий исход: 1) аффект снижает свою интенсивность и превращается в лишённое аффективной окраски течение чувств, эти душевные волнения образуют класс подлинных аффектов; 2) аффект завершается тем, что представления и чувства внезапно изменяются, прекращая аффект, причём аффект, который вызывает данное изменение называется волевым действием. Таким образом, волевое действие – аффект, прекращающий другой аффект (механизм смотреть выше).

Волевой процесс – аффект сам по себе и проистекающее из него конечное действие. Волевой процесс стоит на более высокой ступени, чем аффект сам по себе, так как аффект (волевое действие) является лишь частью волевого процесса. Пример: первично волевой процесс – схватывание пищи для утоления голода. Чувства и аффекты подготавливают волевое действие. Поэтому волевой процесс является наиболее сложной формой душевного волнения, состоящего из чувств и аффектов.

ИТАК! Чувства можно рассматривать как начало волевого действия. Воля может рассматриваться как сложный процесс чувства. Аффект – как переходная. ступень. Чувства®аффект®воля.

Волевой мотив – связь представлений и чувства, подготавливающая по нашему субъективному восприятию какое-либо действие. Мотив состоит из: 1) основание (элемент представления); 2) побудительная причина воли (элемент чувства). Пример: хищник схватывает добычу, основание – вид добычи, побудительная причина – голод. Простые волевые процессы – волевые процессы, определяемые одним мотивом. Импульсивные действия – движения, которыми заканчиваются простые волевые процессы. Произвольные действия: элементы аффекта (чувства и представления) влекут одновременно к разным действиям. Произвольные действия включают много мотивов. Посредством процесса выбора и акта выбора выделяется решающий мотив. Сомнение – колебание между различными мотивами связанное с чувством удовольствия или неудовольствия, возбуждения или разрешения.

Переход от простых волевых процессов в сложные

Аффекты, которыми вводятся волевые процессы всё более и более слабеют в результате противодействия различных чувств. То есть волевое действие проистекает из чувств, лишённых элементов аффекта.

Однако нельзя говорить об отсутствии аффекта, так как мотив должен быть связан с аффективным возбуждением, хотя это возбуждение является слабым (ускользает от нашего внимания). Это ослабление аффекта вызывается связей интеллектуальных психических процессов.

 

Теория У. Кеннона – П. Барда

Аргументы авторов против теории Джеймса–Ланге:

· В экспериментах было показано, что при рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга субъективное переживание все равно сохранялось.

· Физиологические сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и страхе или как форма разрядки возникшего в ЦНС напряжения.

· Физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие.

· Эти сдвиги развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакциипо скорости.

· Искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение.

Суть теории Кеннона–Барда:

1. Эмоции возникают вследствие возбуждения подкорковых структур (таламуса).

2. Эмоции и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

Т. о., эмоции и физиологич. сдвиги идут по двум независимым друг от друга путям:

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.