Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие нематериальных активов

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Сущность нематериальных активов и их роль в хозяйственной деятельности организации

1.1 Понятие нематериальных активов

1.2 Цели и задачи аудита нематериальных активов

Проведение аудиторской проверки операций с нематериальными активами

2.1 Аудит операций по поступлению нематериальных активов

2.2 Аудит операций по выбытию нематериальных активов


 

ВВЕДЕНИЕ

Постепенно с развитием рыночных отношений появился новый вид средств, имеющих специфическую особенность который является отсутствие натуральной формы – нематериальные активы. В современных условиях оставление информации о хозяйственных процессах почти невозможно без информации о нематериальных активах.

Материальные активы не являются единственными доходами организации, но могут играть основную роль в процессе получения прибыли.

Актуальность темы курсовой работы можно объяснить тем, что в современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Данный вид внеоборотных активов имеет повсеместное применение, и потому, чтобы вести бухгалтерский учет в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимо рассмотреть вопросы учета нематериальных активов. Хотя нематериальные активы являются частью предприятия как часть имущества, их использование в хозяйственной деятельности предприятий отличается от эксплуатации, например, машин, зданий, оборудования и другого имущества.

Цель курсовой работы - провести анализ стадий, этапов проведения аудита операций по учету нематериальных активов.



Объект курсовой работы - аудит нематериальных активов.

Предмет курсовой работы - этапы и способы проведения аудита операций по учету нематериальных активов.


 

Глава 1

Понятие нематериальных активов

 

Нематериальные активы (НМА) в экономике представлены разнообразным рядом неосязаемых ценностей в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств. Они относятся к долгосрочному имуществу (к внеоборотным активам), амортизируемому в течение срока его полезного использования в обычной и других видах деятельности хозяйствующих субъектов.

Понятие нематериальных активов и их классификация объектами признаются нематериальными активами, если выполняются следующие условия:

объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем;

организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить,

возможность выделения объекта от других активов;

объект предназначен для использования в течение длительного времени более 12 месяцев;

организацией не предполагается продажа объекта;

фактическая стоимость объекта может быть определена;

отсутствие у объекта материальной формы.

Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (более 12 месяцев). Учет и оценка нематериальных активов часто вызывали споры. В большей степени это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» означает нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что она невещественна.

В бухгалтерском понимании нематериальных активов принято различать:

идентифицируемые нематериальные активы, к числу которых относятся интеллектуальная собственность и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более 12 месяцев);

не идентифицируемые НМА, иногда называемые активами гудвилл (деловая репутация). В бухгалтерском понимании возникает только при покупке фирмы.Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки.Частично символ деловой репутации - это товарный знак. Обычно под деловой репутацией понимают положительную оценку юридического лица другими участниками имущественного оборота. По мере использования и рекламирования . Стоимость этой связки постоянно растет. Очень важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связи с деловой репутацией.

Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является бренд.

Бренд - различающее название и (или) символ, предназначенный для признания товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для разделения этих товаров или услуг от аналогичных товаров конкурентов.

Таким образом, нематериальные активы в бухгалтерском смысле - это, прежде всего, идентифицируемые нематериальные активы, а идентифицируемые нематериальные активы - это, прежде всего, имущественные права.

Интеллектуальная собственность - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной).

Объекты интеллектуальной собственности - результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе:

объекты промышленной собственности, на которые выданы или могут быть выданы охранные документы

программное обеспечение;

произведения науки и другие объекты авторского права в научно-технической сфере, охраняемые Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;

«ноу-хау» - результаты интеллектуальной деятельности, в режиме коммерческой тайны в соответствии.

исключительное право патентообладателя на селекционные достижения

При определении нематериальных активов в оценочной деятельности надо принимать в расчет все нематериальные активы, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе.

Налоговое законодательство дает определение понятию нематериального актива: нематериальными активами признаются приобретенные и созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг). Также, для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо:

наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход);

наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности.

К нематериальным активам не относятся:

не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

финансовые вложения.

В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит к нематериальным активам, в частности «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта». Это очень важно, так как большинство результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые от конкретного человека или от компании. Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут быть активами в традиционном смысле, тем более они не являются объектом интеллектуальной собственности.

Оценка нематериальных активов, зависит от того, для каких целей они оцениваются. В бухгалтерском учете применяются два вида оценки нематериальных активов: оценка по первоначальной стоимости и оценка по остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость нематериальных активов - стоимость нематериальных активов при их принятии к бухгалтерскому учету.

Остаточная стоимость нематериальных активов - первоначальная стоимость нематериальных активов за минусом начисленной амортизации.

По остаточной стоимости нематериальных активов отражаются в бухгалтерском балансе. При поступлении нематериальных активов в организацию их оценка производится по первоначальной стоимости.

Фактическими расходами на приобретение НМА могут быть:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретение НМА;

· таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением исключительных прав правообладателя;

· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект НМА;

При приобретении НМА могут возникать дополнительные расходы на их приведение в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими расходами могут быть суммы оплаты занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальное страхование и обеспечение, материальные и иные расходы. Дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость НМА.

В состав фактических расходов на создание, изготовление объектов силами организации включаются: стоимость израсходованных материальных ресурсов, оплата труда, стоимость услуг сторонних организаций по контрагентским договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств.

При формировании первоначальной стоимости объектов НМА, приобретаемых на стороне или создаваемых силами организации, не могут быть учтены следующие виды расходов:

· возмещаемые суммы налогов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

· общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов;

· расходы на НИОКР в предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими доходами и расходами.

При определенных условиях (безвозмездное получение, получение по договору дарения и т.д.) возникает необходимость определения рыночной стоимости указанных объектов.

При оценке рыночной стоимости интеллектуальной собственности необходимо использовать доходный, сравнительный и затратный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки. При этом учитываются объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.

Использование доходного подхода осуществляется при условии возможности получения доходов от использования интеллектуальной собственности, которым является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами, получаемая правообладателем за предоставленное право использования интеллектуальной собственности.

Рыночная стоимость интеллектуальной собственности определяется при использовании доходного подхода путем дисконтирования или капитализации денежных потоков от использования интеллектуальной собственности.

При этом под дисконтированием понимается процесс приведения всех будущих денежных потоков от использования интеллектуальной собственности к дате проведения оценки по определенной оценщиком ставке дисконтирования.

Под капитализацией понимается определение на дату проведения оценки стоимости всех будущих равных между собой или изменяющихся с одинаковым темпом величин денежных потоков от использования интеллектуальной собственности за равные периоды времени. Расчет рыночной стоимости интеллектуальной собственности производится путем деления величины денежного потока от использования интеллектуальной собственности за первый после даты проведения оценки период на определенную оценщиком соответствующую ставку капитализации.

Сравнительный подход используется организациями при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок, предложений и спроса.

Определение рыночной стоимости интеллектуальной собственности с использованием сравнительного подхода осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемой интеллектуальной собственности.

Затратный подход применяется при наличии возможности восстановления или замещения объекта оценки и заключается в определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.

Изменение фактической стоимости НМА, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения НМА.

Общие требования к проведению переоценки объектов НМА аналогичны требованиям к проведению переоценки объектов основных средств:

· переоценка может проводиться не чаще одного раза в год;

· текущая рыночная стоимость объектов НМА определяется исключительно по данным активного рынка вышеуказанных НМА;

· при принятии решения о переоценке НМА, входящих в однородную группу, организациям следует учитывать, что в последующем данные активы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости;

· переоценка производится путем пересчёта их остаточной стоимости, т.е. отдельно переоцениваются первоначальная стоимость объектов и сумм амортизации, начисленной до момента переоценки;

· результаты переоценки принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Результаты переоценки отражаются на счете 83; и на счете 84. При выбытии НМА сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.