Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Экспериментальный период развития социальной психологии.

Начало ХХ в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Период 30-х годов – время наибольшего бума экспериментальных исследований. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США.

СП опиралась в это время в большей степени на идеи сформулированные в психоанализе, бихевиоризме и гештальт-теорию.

Главное внимание начинает уделяться малой группе. Проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа.

Критические тенденции.

Начиная с 50-х гг. ХХ в. резко стали возрастать критические тенденции в СП. Интерес к теоретическим исследованиям явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма и интеракционизма.

Бихевиоризм:

разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, социального обмена, центральной идеей является идея подкрепления. Почти исключается анализ групповых процессов (группы в лучшем случае рассматриваются как диады).

Психоанализ:

В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Теории групповых процессов, СП механизмы воздействия людей друг на друга.

Когнитивизм:

Рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида.Подчеркивает с особой силой роль и значение «менталистских» образований в объяснении социального поведения человека. Подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно действующего человека здесь не поставлены.Внимание к проблемам рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира.



Интеракционизм:

В большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения.«Взаимодействие», в ходе которого осуществляется формирование личности.Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в социальную структуру общества.

 

Четыре основные теоретические ориентации и имеют различные источники, но границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным для американской СП является теоретический эклектизм, когда зачастую в одном и том же исследовании переплетаются различные теоретические ориентации.

 

Важной чертой современного развития социальной психологии на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому «образу» СП, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией на философию позитивизма.

А. Тэшфел видит выход из кризиса для СП на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношений.С. Московиси в отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее «социальности» - вплетения в ткань реальных проблем общества.

 

Вывод, который на консультации просила написать Е.П. Белинская: единого представления о предмете СП нету. Есть разные подходы, и если мы возьмем разные учебники ведущих социальных психологов мира, то увидим разные понимания.

В отечественной психологии наиболее признанной считается дефиниция Г.М. Андреевой (подробнее см. 5 вопрос): закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.При этом специально не уточняется каких групп – больших или малых!!!

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗИТИВИЗМА У ИСТОКОВ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ.

Период: 1830-1840е гг – время возникновения науки об обществе как самостоятельной области знаний

Социально-экономический план: Европа уже переживает индустриальную революцию. Укрупнение производства, урбанизация à необходимость научного подхода к управлению большим предприятием.

Политика: появляется бюрократия – чиновники становятся отдельной категорией людей. В их профессиональную задачу входит управление и координация действий различных социальных институтов страны.

В интеллектуальной сфере: доминируют представления Эпохи Просвещения. Человек по своей природе рационален, он - мыслящее существо. Жива идея свободы личности как свободы творческого самовыражения. С другой стороны - это сочетается с продолжительностью рабочей недели, эксплуатацией детского труда и т.д.

На этом фоне отчетливо выделяется запрос о создании науки, которая бы занималась вопросами организации деятельности общества. Эта новая наука должна была опираться на историю научных взглядов и давать объективное объяснение феноменам общества того времени.

О. Конт (1798-1857): с него начинается формирование социологии, он основоположник позитивизма в социальных науках.

Основная работа Конта: «Курс позитивной философии» - начала социологии. До термина «социология» использовал термин «социальная физика». Физика для него – модель точного знания. Социология разделяется на: социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития).

Классификация наук по Конту:построена по историческому признаку (по степени уменьшения абстрактности наук): математика, астрономия, физика, химия, биология, физиология, социология. Психологии в этом ряду нет. Этот ряд отражает общую логику чел познания – от абстрактного к максимально конкретному. Происходит увеличение конкретности и уменьшение абстрактности знания. Математика – простая наука, потому что там мало исключений. Она подчиняется известной схеме гипотез. Для последующих наук – нарастает нелогичность, в них всё меньше общих вопросов. В этом смысле абстрактное мышление меньше требуется представителям последующих наук. Все науки образуют непрерывный ряд, на вершине которого стоит социология (максимально конкретная наука) – она изучает наиболее сложную структуру. Нужно изучать социальные явления в их взаимосвязи. Основная задача социолога – реконструкция функций тех или иных социальных органов.

Представления о социологии Конта:человек – продукт социальной реальности. Всё в человеке – прямое следствие социальной реальности. Развитие человека идет под воздействием социальных обстоятельств жизни (социальная зависимость человека).

Предмет социологии: «развитие человеческого разума под воздействием общественной жизни». Объект социологии – общество. Две главные потребности человека, по Конту:

1. Пребывать в обществе себе подобных; 2. Творить другим добро.

Идея социального прогресса:прогресс есть развитие порядка, определенной логики, согласно которой мы поддерживаем социальный статус групп.

Конт выделяет законы социальной статики (занимается анализом конкретных социальных структур):

1. Закон дифференциации – чем больше развита социальная структура (группа), тем большая дифференциация внутри нее происходит.

2. Закон централизации – чем больше живет группа, тем более стабильна власть, тем больше она централизована.

3. Закон общей морали - чем дольше живет группа, тем более согласованными выступают в ней ценностные и моральные установки.

Закономерности социальной динамики (изучает вопрос изменений групп). Закон трёх стадий:смена, эволюция любого социального поля (от строя к строю) целиком подчиняется динамике человеческих представлений: каковы идеи, таково и общество.

Существует 3 стадии в истории западной цивилизации (переход от одной стадии к другой определяется представлениями, мировоззрением человека):

1. Теологическая (раннее Средневековье). Фиксация идей на божественных, сверхъестественных силах. Основные духовные лица – служители культа. Вся жизнь человека подчинена общинности, преломленной через веру. Контроль за социальным поведением осуществляется его социальной группой (общиной).

2. Метафизическая (14-16/17 вв). Фокус на поиске внутренних сущностей явлений. Разведение внутреннего религиозного опыта и познания. Познание перестает подчиняться давлению религиозной интерпретации. Наука становится более светской. Духовные лидеры времени – философы. Возникают внешние формы социального контроля – государство, армия, право, законы. На этой стадии заменяются сверхъестественные факторы реальными причинами. Задача стадии - критическая, она подготовляет последнюю.

3. Позитивистская. Наука должна быть самостоятельной, должна отвергнуть ненаучные интерпретации научных явлений. Духовные лидеры – ученые. Основа интеграции людей в социальной общности – профессии (профсоюзы).

Конт выделил отдельные методы социологии:

1. Наблюдение (главный метод социологии, по Конту). Это наблюдение должно направляться теорией. Должны быть опорные пункты для наблюдения.

2. Эксперимент. Он впервые предположил, что м-д эксперимента может быть применен не только к норме но и к патологии.

3. Метод сравнения – с чем-то сравнить социологические явления, найти аналогии в науке, жизни.

4. Метод социального анализа – посмотреть динамику развития общества.

Позитивный метод О. Конта

Основная задача позитивного метода: отделение науки от метафизики и теологии. избавить научные представления от религиозных наслоений. Позитивное = научное для Конта. Необходимо установить законы социального знания по моделям ньютоновской физики.

Основной тезис позитивизма: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Согласно О. Конту, слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (новая философия по своей природе должна не разрушать, а организовывать).

Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов (т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений). Ее задачей является открытие законов (т.е. постоянных, повторяющихся связей между явлениями).

Социология как позитивная наука должна быть противопоставлена теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке (развитие общества исторично и подчиняется естественным законам, человек не есть создание божественное).

Герберт Спенсер (1820-1903): Время работы Спенсера:это время возникновения теории Ч. Дарвина. Пытался сделать то же самое, что и Конт, но на основе биологии (биологический редукционист). Работа «Основания социологии»: проводит аналогии между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. Прогресс есть социальная эволюция в силу выживания наиболее приспособленных и сильнейших.Социальная эволюция – существует три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор» (выживает сильнейший и приспособленный в интеллектуальном или ценностном плане), «борьба за существование», «выживание сильнейшего».

Заметил, что есть много общего в развитии социальных и биологических организмов: 1)они растут и развиваются; 2)они растут не только количественно, но и качественно – дифференцируются в своих частях; 3)изменения в одной части организма ведут к изменениям в других частях. Чем сложнее организм, тем больше будут эти изменения; 4)можно убить их в целом, но отдельные части еще будут продолжать жить.

Основные понятия:общество - это некоторая механическая совокупность людей, общность, которая характеризуется постоянством уклада жизни. Состоит из 3 относительно автономных частей: 1)поддерживающей (производство необходимых продуктов), 2) дистрибутивной (разделение благ на основе разделения труда, 3)регулятивной (организация частей на основе их подчинения целому).

Типы обществ: 1)военное – военные конфликты; централизованный контроль. 2) промышленное – промышленная конкуренция, побеждает интеллектуально и морально сильнейший. Когда побеждает слабейший – худшая ситуация общества.

Социальные институты: домашние (семья, брак), обрядовые (этикет, мода, привычки), политические (государство, армия, право, полиция, суд), церковные (храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции), профессиональные и промышленные (гильдии, цехи, профессиональные союзы).

Механизмы социального контроля (за социальным поведением индивида):

1)страх перед живыми (Это властные регуляторы. Страх перед грубой внешней силой: опасаемся, что нас накажут. Этот страх ведет к созданию государства как универсального способа влияния на поведение);

2)страх перед мертвыми (Это социо-культурные регуляторы. Мы конечны. Это нам говорит о том, что когда-нибудь мы окажемся лицом к лицу перед предками. Страх ответственности перед ними. Страх перед мертвыми создает церковь).

Спенсер задает первые правила социологического метода: 1)Исследователь социальных наук должен обращаться только к общим, фундаментальным закономерностям.2)Он должен дистанцироваться от общественных настроений и страстей.3)Должен избегать искушений рыночного спроса.4)Не потакать заказу власть имущих.5)Должен хорошо понимать и отдавать себе отчет в своих собственных предрассудках, связанных с эмоциональной (приверженности к этнической или политической группировкам), интеллектуальной (предпочтение людей с одинаковыми ценностями), социально-статусной жизни.6)Помнить, что есть разница между теоретическими построениями и результатами эмпирической работы.

Э. Дюркгейм (1858-1917): Дюркгейм – первый настоящий социолог, профессор социологии. Он заложил основы социологического образования. Написал первые эмпирические социологические работы, создал кафедру социологии, выпустил первый журнал по социологии.

Специфика социального – в различных формах коллективности («коллективные представления», «коллективные верования», «коллективные чувства»). Теория коллективного представления: с момента становления развернутой социологии как науки начинается своеобразное противостояние общественных наук: философии, психологии, социологии. Это связано с психологизмом социологии и представлениями Дюркгейма. Социология не может быть отнесена ни к одной из существующих наук. Он выступил за отказ обращения к психологии в социологии. Сведение к социологии индивидуальных различий в корне неверно (анализ чел мышления, индивид сознания, анализ бессознательного). Если социология начнет мыслить по образцу других наук, она потеряет свой предмет и специфику. Одна из личных задач - критика психологических взглядов в социологии. Создается новая область знания – коллективная психология. Коллективная психология есть социология для Дюркгейма.

Структура социологии:1) социальная морфология (учение о строении и формах социального);2) социальная физиология (учение о фактах коллективного сознания и законах коллективных действий).

Предмет социологии: социальная реальность, основу которой составляют социальные факты. Они настолько же реальны, как реальны физические предметы. Факты коллективного сознания: общие цели и чувства; моральные суждения; моральные и правовые нормы; мотивация коллективной экономической деятельности.

Сущ-ет 2 принципиально разных вида социальных фактов:1) массовидные явления, толпообразные проявления больших групп. 2) способы верования, чувствования и действия.

Механизм регуляции социального поведения: «социальное принуждение», состоящее во внешних ограничительных правилах и в интериоризированных социальных нормах.

Правила социологического метода: 1)позитивизм, 2)принцип объективности, 3)принцип повторяемости, 3)принцип причинности.

Вильфредо Парето (1848-1923): один из первых представителей психологизма в социологии. Предмет социологии: нелогичные действия людей. В истории мы можем наблюдать множество нелогичных, неясных проявлений больших групп.

Нелогичными действиями управляют верования, чувства. Нашу неизменную натуру представляют резедуи (врожденные потребностные состояния субъекта: потребность выражать себя, свои переживания через поведенческую активность). Социология должна заниматься: поняв, как рационализируют наше сознание эти чувства, она может описать общество.

Основная функция общественного сознания: рационализация нелогичных действий ради поддержания равновесия социальной системы. Используется методология позитивизма.

Основной социальный конфликт и источник социального движения: противостояние элиты и массы. Бывают разные элиты: львы (реформаторы), лисицы (постреформация) – они сменяют друг друга («закон смены двух типов элит»). Львы одниночки, лисицы действуют группой («история – это кладбище аристократов»).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.