Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. СТРУКТУРА МЕЖЛИЧ-НОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.

В социальной психологии принято выделять три уровня общения — межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. При этом наиболее часто предметом теоретического анализа и эмпирического изучения становится межличностное общение, или общение в диаде, которое фактически и рассматривается как синоним понятия общения, если не делается специальных уточнений.

Отечественная социальная психология, имея в качестве культур­ного образца западную социальную психологию, с одной стороны, и опираясь на идеи отечественной психологии, с другой, оказалась пе­ред непростой задачей увязать между собой эти две разные традиции. Попытка соотнести отечественную и западную традиции в подходе к анализу общения в социальной психологии через выделение в его структуре коммуникативной, интерактивной и социально-перцептивной сторон [Андреева, 1996] оказалась очень продуктивной, поскольку в результате преодолевался разрыв между указанными традициями и появлялась возможность «наводить мосты» между ними. Общение в этом подходе рассматривается как способ связи (обмен информаци­ей) между действующими (взаимодействующими) индивидами, стре­мящимися к достижению взаимопонимания (воспринимающими друг друга определенным образом). При этом подчеркивается несводимость понятия общения к каждому из трех выделенных в нем компонентов. Вместе с тем такой подход позволяет при анализе целостного процес­са общения учесть разработку каждого из компонентов в отдельности.

Направления исследований общения, сложившиеся в отечествен­ной психологии в течение трех последних десятилетий, можно услов­но разделить на собственно социально-психологические направления и направления, связанные с другими областями психологической на­уки. К последним относятся:



1) Трансформация психических процессов в условиях общения иссле­дуется в рамках общей психологии с ее попытками поиска новых перс­пектив в изучении человеческой психики. Традиционно общая психо­логия исследовала психические процессы отдельного индивида, и вопрос о том, как данные процессы изменяются в ситуации общения индивида с другими людьми, стал естественным продолжением раз­вития экспериментальной общей психологии.

Начало этой традиции в отечественной психологии положили еще в 20-е годы прошлого века экспериментальные исследования В. М. Бех­терева, создателя коллективной рефлексологии. Бехтерев разработал принцип сравнительного анализа психических процессов индивида вусловиях изолированной деятельности и в условиях его общения с другими людьми. Осуществив серию экспериментов по индивидуаль­ному и совместному выполнению заданий на восприятие, выявление различий и сходства объектов, решение творческих задач и некоторых других, Бехтерев экспериментально доказал, что группа влияет на индивида позитивно, при этом «слабые» испытуемые получают от групповой работы больше, чем «сильные»

Таким образом, в экспериментах В. М. Бехтерева организовыва­лось собственно внутригрупповое общение, связанное с деятельнос­тью группы, что является крайне важным для последующего анализа . проблемы общения в социальной психологии.

2) Психолингвистические исследования общения — направление исследований общения, преимущественно связанное с психолингвис­тикой, предмет которой определяется как «соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной образующей образа мира, с другой» [Леонть­ев А. А., 19976. С. 19]. 3) онтогенетические исследования общения;

Три линии психолингвистических исследований общения отчетливо демонстрируют связь психолингвистики с социальной психологией.

В рамках первой линии разработаны, в частности, схема анализа коммуникативной структуры речи (текста) [Ушакова и др., 1989] и метод интент-анализа выступлений в политической дискуссии [Ушако­ва и др., 1990], использующиеся в современных прикладных исследо­ваниях общения в социальной психологии.

Вторая линия представлена в рамках особой дисциплины — лингвосоциопсихологии, или семиосоциопсихологии, рассматриваемой как раздел социальной психологии общения [Дридзе, 1980]. В качестве еди­ницы общения здесь выделяется текст (сообщение), анализируются место коммуникативной деятельности человека среди других видов общественной деятельности и место текстов в структуре социальной коммуникации.

Третья линия исследований осуществляется в рамках психосеман­тики и, пожалуй, наиболее интенсивно развивается в последние годы [Артемьева, 1999; Петренко, 1988; Шмелев, 1983]. В русле этой линии проведено множество экспериментальных работ с помощью большого класса психосемантических методов (первым из которых был метод се­мантического дифференциала Ч. Осгуда). В экспериментах реконструи­ровались индивидуальные и групповые субъективные семантические пространства, а также семантические структуры межличностного вос­приятия, измерялась когнитивная сложность личности, изучались эт­нические стереотипы и эффективность речевого коммуникативного воздействия

4) Онтогенетические исследования общения ведутся в возрастной психологии. В ней изучаются, в частности, изменения в общении, происходящие в процессе онтогенетического развития индивида. Эти изменения тесно связаны с проблемами социализации, в рамках ко­торой общение рассматривается как одна из сфер становления лично­сти человека, наряду со сферами деятельности и самосознания. Здесь очевиден прямой контакт с социальной психологией, и фактически речь идет о междисциплинарных исследованиях, методология прове­дения которых разрабатывалась Л. С. Выготским при изучении роли общения в развитии психики человека [Выготский, 1982]. Другой поворот междисциплинарных исследований онтогенеза общения связан с онтопсихологическим подходом в психологии, разра­ботанным Б. Г. Ананьевым. Центральной задачей этого подхода являет­ся системный анализ всех возрастных стадий психического развития индивида, жизненного пути личности и изменения характеристик человека как субъекта труда, общения и познания.

Развитие общения в детстве, отрочестве и юности традиционно находилось в центре внимания специалистов и сегодня продолжает изучаться в возрастной и социальной психологии [см., например: Лисина, 1997]. При этом проблема общения взрослых людей, хотя фактически и затрагивается в большинстве исследований, однако пока еще не стала предметом специального анализа. Вместе с тем именно этот аспект рассмотрения общения становится востребованным в со­временных условиях, когда взаимодействие людей в усложняющихся и конфликтных социальных ситуациях становится все более пробле­матичным и возрастают требования к общению в разных видах про­фессиональной деятельности.

4. Общение в контексте обучения и воспитания — направление исследований общения, которое связано спедагогической психоло­гией. В рамках этого направления акцент делается на изучение специ­ально организованного (обучающего и воспитывающего) общения прежде всего взрослых и детей. Такое общение получило название пе­дагогического [Леонтьев А. А., 1979].

К собственно социально-психологическим направлениям исследо­вания общения относятся: 1) изучение общения в условиях совмест­ной деятельности; 2) изучение связи общения и личности; 3) изуче­ние общения как коммуникативного воздействия; 4) изучение про­блем невербальной коммуникации. Каждое из этих направлений в той или иной степени отвечает на вызовы, предлагаемые новой социаль­ной ситуацией.

1. Общение в условиях совместной деятельности. Содержание этой дискуссии касается как достаточно общих во­просов («порождает» ли деятельность общение, или они выступают «равноправными» формами индивидуального бытия человека, или общение само является деятельностью), так и более конкретных.

2. Общение и личность. Изучение влияния общения на личность и личности на общение представляет особый интерес, поскольку свя­зывает между собой «межличностную» и «внутриличностную» реаль­ности человеческого существования.

Однако есть и существенное различие: в анализируемом направ­лении вследствие признания наличия связи между общением и лич­ностью переосмысляется само понятие личности. «Проблема «общение и личность»», — как указывает А. У. Хараш, — вырастает в «основной вопрос» психологической теории личности. Во всяком случае, реши­тельный поворот от моно-(интра-) субъектных представлений о лич­ности к «коммуникативным» (интерсубъектным) понятиям составля­ет едва ли не важнейшую особенность развития советской психологии последних лет» [Общение и оптимизация... 1987. С. 30].

Описываемый подход к пониманию личности получил название интерсубъектного (в противовес традиционному интрасубъектному). Интерсубъектный подход «берет в качестве своего отправного пункта не самого по себе индивида, а его связь сдругими индивидами и усматривает в этой связи не нечто внешнее по отношению к его лич­ности и жизнедеятельности, а ее внутреннюю смысловую ткань» [там же. С. 31].

3. Общение как коммуникативное воздействие.Оказание воздей-ствия на партнера или аудиторию традиционно рассматривается как одна из главных целей общения. Понятие коммуникативного воздей­ствия сложилось в социальной психологии в традиции изучения мас­совой коммуникации как процесса убеждения и изначально связано с необихевиористскими представлениями об общении.

В межличностном диалогическом общении можно выделить два аспекта воздействий: воздействие как мотив, цель общения одного или обоих собеседников и воздействие как изменение вследствие обще­ния, его реальные последствия. Межличностный диалог — это обще­ние, центрированное на процессе, а не на результате. Его участники не имеют цели оказать воздействие друг на друга, уважают личност­ную свободу друг друга, но, тем не менее, (а точнее, именно поэто­му!) это воздействие оказывают [Психология с человеческим лицом, 1997. С. 204]. Постановка цели воздействия в межличностном обще­нии, согласно логике описываемой позиции, лишает его диалогичес-кой направленности и сводит на уровень монологического — автори­тарного или манипулятивного — общения.

Манипулятивное общение рассматривается как один из видов пси­хологического воздействия, осуществляемого, как правило, коммуни­кативными средствами. Манипулятивное коммуникативное воздействие предполагает искусное и скрытое «вкладывание» манипулятором собст­венных целей в сознание объекта манипуляции [Доценко, 1997]. Фак­тически манипулятивное воздействие означает скрытое управление жизнью другого человека. Проблема манипулятивного воздействия является одной из острых проблем в современной социальной жизни, поэтому изучение культурных, социальных, межличностных и внут-риличностных предпосылок, психологических механизмов и техноло­гий воздействия, а также способов защиты от него становится крайне актуальной научной задачей [там же].

Особая проблема в социальной психологии — проблема воздей­ствия во внутригрупповом общении, и, в частности, проблема воз­действия в рамках социально-психологического тренинга [Петровская, 1989; Жуков, Петровская, Растянников, 1990], где основными меха­низмами воздействия принято считать самораскрытие, сопровождаю­щееся конструктивной обратной связью. Изучение межличностной обратной связи как воздействующего сообщения является одним из направлений исследований, ведущихся в этом русле [Петровская, 1989; Соловьева, 1992].

4. Проблемы невербальной коммуникации. Сравнение вер­бальных сообщений с невербальными показывает, что последние от­личают большая многозначность, ситуативностъ, синтетичность, спонтанность [Куницына и др., 2001].

Важной стороной проблемы конгруэнтного общения является со­ответствие вербального сообщения невербальному рисунку поведе­ния человека. В случае расхождения вербальной и невербальной со­ставляющих коммуникации, как показывают исследования, реципи­ент неосознанно реагирует именно на невербальную составляющую общения как заслуживающую доверия. Декодирование невербального сообщения носит характер психо­логической интерпретации, осуществляющейся в условиях многознач­ности невербального поведения и неочевидности его смысла. В качест­ве основных категорий интерпретации невербального поведения вы­делены следующие: действия, эмоциональные состояния, интеллектуально-волевые процессы, межличностные отношения, ка­чества личности, социальные роли и статусы, а также формы обра­щения и взаимодействия Адекватность интерпретации невербального сообщения зависит от развитости способности к психологической интерпретации и понима­нию невербального поведения. Эта способность входит в круг социаль­но-перцептивных способностей, которые занимают важное место в струк­туре социальных способностей личности [там же]. Таким образом, про­блема интерпретации невербального сообщения оказывается связанной с проблемой личности в общении. Более того, изучение невербального общения выводит как на проблемы культуры и социума, поскольку оно культурно и социально обусловлено, так и на проблемы личности и индивидуальности, поскольку оно индивидуально. В этом смысле изуче­ние невербальной коммуникации представляет собой область соци­альной психологии, в которой, как в фокусе линзы, собрались раз­ные проблемы этой науки, поэтому проводимые здесь исследования крайне значимы для развития социальной психологии в целом.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.