Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ, ЛИДЕРСТВО, АВТОРИТЕТ.

Власть - предст собой форму соц отношений, хар-ся способностью влиять на хар-р и направление деятельности и поведения людей посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (власть экономическая, политическая, государственная, семейная).

 

Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.

Система власти основана на отношениях субординации (многоуровневого подчинения, иерархии).

 

Стремление к власти - поведение членов группы, направленное на достижение престижных внутригрупповых позиций. Одна из наиболее значительных переменных этого класса — доминантность, позитивно коррелирует с лидерством, межличностным взаимодействием и негативно коррелирует с конформностью. К этой же категории относятся такие черты как агрессивность, упорство, стремление к превосходству.

 

Ученые называют пять типов социальной власти:

 

вознаграждающая власть — основывается на возможности вознаграждать др индивида;

наказывающая (принуждающая) власть — основана на возможности наказывать, принуждать др индивида;

легитимная власть — основана на допущении, что один индивид имеет узаконенное право предписывать поведение другого индивида;

референтная власть основывается на отношениях симпатии, эмоционального предпочтения;

экспертная власть базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях, компетентности в том или ином виде деятельности.

 

Каждый из перечисленных типов соц власти предполагает влияние, в одних случаях (легитимная власть) носящее более выраженный социальный, а в др (референтная власть) — психологический характер.



 

Социальные типы влияния, как вознаграждающая и принуждающая власть, могут иметь заметную психологическую окраску, если хар-р вознаграждений и наказаний является психологическим по своей сути (опред их эмоциональные эквиваленты, представленные в вербальной или невербальной форме).

 

Позднее добавился еще один тип — информационная власть.

 

Наиболее эффективные источники влияния экспертная и референтная власть

 

«Держатель» значит власти воспринимается окр-щими как лицо более привлекательное в личностном плане, нежели индивид с малой степенью соц влияния.

Вертикаль соц власти может в определен мере совпадать с коммуникативным и социометрическим измерениями групповой структуры.

Одно из измерений групповой структуры — позиция соц власти (субординированность вертикальных расположений индивидов в завис-ти от их способности оказывать влияние в группе).

Феномен соц власти, одним из первых предпр в 40-е г К. Левин - означает актуальное влияние, оказываемое одним из членов группы на др, а также контроль над др людьми. Проявления влияния могут осущ-ся по разным направлениям (результаты классич исследов Д. Френча и Б. Равена, провед с целью выявления различ типов соц власти в отношениях между людьми).

К числу разновидностей соц власти относятся феномены руководства и лидерства, выступающие как проявления процесса влияния. В случае руководства - влияние зафиксировано институционально (явл-ся соц по своей природе), в случае лидерства возникает спонтанно (явл-ся соц-психологич по своей природе).

Лидерство явл-ся последним из выделенных измерений структуры малой группы. Если, согласно концепции ценностного обмена, рассматривать лидерство как «процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы, и направленный на достижение стоящих перед группой целей», а лидера — как «члена группы, обладающего наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе», то правомерно полагать, что в лидерстве отражена субординированность позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и их ценностных вкладов в жизнедеят-ть группы.

Феномен лидерства, взятый в качестве некот структурного измерения, наиболее демонстративен в структурах инструментального и эмоцион лидерства.

Лидерство.

Важно сделать терминологические уточнения и развести понятия "лидер" и "руководитель". Б.Д.Парыгин называет следе различия лидера и руководителя:

Лидер:

- призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе

- лидерство можно констатировать в условиях микросреды ( является малая группа)

- лидерство возникает стихийно

- явление лидер-ва менее стабильно, выдвиж лидера зависит от настроения группы

- в руках лидера нет опред системы различных санкций по отношению к подчиненным

- лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деят-ти

- сфера деят-ти лидера – в основном малая группа, где он и является лидером

Руководитель:

- осуществляет регуляцию офиц отношений группы как некот социальной организации

- руководство – элемент макросреды, связано со всей системой обществ отношений

- руководитель реальной соц группы либо назначается, либо избирается. Процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры

- руководство – явление более стабильное

- руководство подчиненными обладает более опред системой различных санкций

- процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе

- сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

Общее между лидерством и руководством: 1) представляют 2 стороны процесса управления; 2) оба описывают отношения по вертикали («лидер-последователь», «руководитель-подчиненный»); 3) для обоих, в разной степени хар-на реализация влияния в системе неформальных отношений.

Лидер и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение опред задач, заботиться о средствах, при помощи кот задачи м. б решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических хар-ках их деят-ти существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы описывать эту деят-ть как идентичную, хотя это, не является точным.

Лидерство - чисто психологич хар-ка поведения опред членов группы. Основу лидерства в МГ составляет процесс межличностного влияния, разворачив-ся между лидером (наиболее активный, влиятельный) и последователями (остальные члены группы,ведомые), в кот инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

Руководство - есть соц хар-ка отношений в группе, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Основу руководства составляют полномочия власти, обусловливающие субординационность, в простейшем виде, минуя различные его уровни, выражаемую отношением «руководитель — подчиненный».

В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Чтобы изучить психологическое содержание деят-ти руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма не дает полной хар-ки деят-ти руководителя.

Последовательность: сначала выявление общих хар-к механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деят-ти руководителя.

Лидером явл-ся такой член МГ, кот выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем др члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Лидер выдвигается в конкрет ситуации, принимая на себя опред функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, кот предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам МГ. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности др членов группы принять его ведущ роль могут не совпадать.

Выяснить возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера др члены группы. Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной, при опред обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при др, снижаться.

Понятие лидер = "авторитет", не явл корректным: лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это специф явление, не описываемое никакими дру понятиями.

Применительно к сфере управления в организации понятия лидерство и руководство/менеджмент также разводятся по ряду параметров, но имеют специфическое значение. Существенным является то, что говоря о лидере, подразумевают, что этот лидер обладает также и формальным статусом и полномочиями, является в то же время и руководителем. Данный подход знаменует собой новый взгляд на руководство, отражающий динамику жизни современных организаций, необходимость изменений и «требующий от руководителей лидерск способности вести за собой подчиненных, ставя перед ними вдохновляющие цели и побуждая их к высоким профессион достижениям, личностному росту и стремлению содействовать процветанию организации».

Согласно Беннису и Нанусу, лидерство связано с видением, наличием представл о том, куда должна идти организация, чем она должна быть и заниматься, предвидением будущего. Менеджеры в своей деят-ти занимаются осуществлением разработанных другими стратегий и планов. Сходным образом трактует понятия «лидер» и «менеджер» Коттер - лидерство и менеджмент – это две различающиеся и дополняющ др друга системы, кот имеют свои функции и хар-ки. Лидеры добиваются изменений, передавая последователям свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому; менеджеры поддерживают статус-кво, занимая пассивную позицию по отношению к целям, деят-ть менеджера при этом вкл планирование, достижение слаженности и порядка – координируют и руководят рутинной деят-тью.

Элементы сходства между лидерством и руководством на практике способствуют взаимопереходам между этими феноменами и одновремен их проявлению (переход как лидерства в руководство, когда неформ объединения людей (профессион) трансформир-ся в организации с четким офиц статусом, так и превращения руководства в стабильной организации в лидерство.

Итак: основные различия между руководством и лидерством:

1. Разновидности власти: у лидера — личностная власть, у ру­ководителя — совокупность личностной и статусной при приори­тете статусной.

2. Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рам­ках социальной организации.

3. Лидерство возникает и функционирует преимущественно сти­хийно, хар-ся относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство предст собой процесс целенаправленной и контролируемой деят-ти соц организаций и институтов и отличается стабильностью и постоянством в своих проявлениях.

4. Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в услови­ях лидерства.

Для пове­дения руководителя более хар-ны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их вы­полнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения опред стандартов деят-ти, критика неудовлетвори­тельной работы. Руководство можно определить как процесс уп­равления группой, осуществляемый начальником как посредни­ком соц власти на основе правовых норм и полномочий более широкой соц общности, в которую включена дан­ная малая группа.

Различают два основных типа ли­деров:

Первый — это функциональный (инструментальный) тип, служащий орудием производства. Выполняет роль инструмента для достижения группой своих целей. Такой лидер (компетентный, интеллектуальный) сосредоточен на поставленных задачах, и именно он неустанно борется за их достижение. Целью инструмент лидерства является управление группой в про­цессе решения ее целевых задач. Для этого лидер использует дви­гательные, эмоциональные, интеллектуальные, волевые, мораль­ные усилия, направленные на решение конкретных оперативных и перспективных задач групповой деятельности.

Второй тип лидера — аффективный (экспрессивный), это лидер, возникающий в системе неформальных межличностных от­ношений в группе людей, занятых какой-либо совмест дея­тельностью, объединенных общими интересами и целями. Инте­ресы, мотивы и установки экспрессивного лидера напрямую не связаны с содержанием деят-ти, так как он сконцентриро­ван на взаимоотношениях между участниками группы, его роль заключается в обеспечении позитивного психологич кли­мата группы и ее стабильности.

Наиболее важные отличия экс­прессивного типа лидера от инструментального состоят в том, что для первого интеллект и интеллектуальные способности не имеют столь определяющего значения, как для второго.

Выделяют десять типов лидеров:

«Соверен» , «Вожак», «Тиран», «Организатор», «Соблазнитель», «Герой» , «Дурной пример» , «Кумир» , «Изгой» и «Козел отпущения». Два послед типа лидеров являются по существу антилидерами.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.